Прошло больше полвека, как я покинул Родину. Решил на склоне лет, что покуда еще сохранились у меня здоровье и силы, то почему бы не рискнуть поехать и глянуть на родные места. Сказано — сделано. Написал в сов. полпредство в Вашингтоне о своем желании побывать в родной станице Каменской, а ныне г. Каменск-Шахтенский. Как и следовало ожидать, получил отказ на том основании, что у меня там не осталось ни родных и ни знакомых. Полпредство, отказав мне в моей просьбе, оставило лазейку: попробуй де обратиться в Интурист, то может быть и выйдет что-либо из твоей просьбы.
Обратился в Интурист. Это «почтенное» учреждение прислало мне брошюру с пояснениями, как и при соблюдении каких условий можно побывать в Сов. Союзе. Просматривая эту брошюру, заинтересовался одной возможностью посещения России, а именно: поездка туда на собственной машине, хоть и при строго разработанных маршрутах, а проехать по Сов. Союзу можно. Что особенно меня соблазнило, это поездка без групп и назойливых проводников. Езжай, смотри и слушай то что тебе хочется. Выбрал маршрут, конечным пунктом которого являлся Ростов на Дону. Сов. границу нужно пересекать в Зап. Украине. Первым пограничным городом был Ужгород, а потом Львов, Ровно, Житомир, Киев, Полтава, Харьков и Ростов на Дону.
Не надеясь на свои силы, обратился за содействием в А.А.А. (американская автомобильная ассоциация, туристический отдел). Передал им заполненную анкету, паспорт, четыре фотокарточки и маршрут своего следования по Сов. Союзу. В этом маршруте указанны города, где мы должны ночевать, а так же продолжительность пребывания в каждом городе. Интурист предлагает туристам едущим на своей машине, запастись, здесь же на месте, или полным пансионом в отелях или частичным и здесь же на месте расплатиться за это. Мы с женой выбрали частичный, т. е. ночлег и завтрак. При содействии А.А.А. заказали себе в Франкфурте машину «Фольксваген». Решили с женой, что если советчики не пустят, то из Франкфурта поедем в Югославию и Италию.
Желание остается желанием, но после первого отказа мог последовать и второй, т. к. в Ростове у меня тоже не было ни родных и ни знакомых. По необъяснимой причине, разрешение на поездку, по указанному маршруту, я получил. Хотя как мне кажется, самой простой причиной разрешения на эту поездку являлись доллары, которые мы оставим в России.
Наконец, 6-го июня 1972 г. мы получили советскую туристическую визу и транзитную чехословацкую. В общей сложности хлопоты о разрешении на поездку заняли около четырех месяцев. Сборы были недолги и 8-го июня утром мы вылетели из Нью-Мексико, а 9-го июня были уже в Франкфурте. На местном аэродроме, где мы приземлились, нас поджидал уже наш «фолькс-ваген». Немецкая аккуратность. Через несколько дней, проехав Австрию и Чехословакию, остановились на ночлег, не доезжая 40 миль до советской границы. Можно было бы ехать дальше, но хотелось пересечь границу утром, т. к. нужно было перевалить через Карпаты и к вечеру попасть в Львов. Львов, согласно расписанию нашего маршрута, должен быть нашим первым ночлегом на советской территории.
Утром, подъезжая к границе, чувствую, что нервы начинают пошаливать. Хоть эта граница официально считается советской, но у меня то в душе эта граница — русская! Вот и граница. Сов. пограничники в зеленой форме. У солдат и офицеров — погоны. Покосился я на эти погоны и много мыслей промелькнуло у меня в голове, связанных с погонами. О нашем прибытии пограничники, конечно, знали. С нами они были очень вежливы. Машину и наш несложный багаж осмотрели очень тщательно. В пограничном банке разменяли доллары на рубли. Рубль стоил тогда 1 дол. 15 центов. Записали сколько долларов у нас еще осталось. Получили купоны на бензин и карту с обозначением заправочных станций на нашем пути. Расстояние между этими станциями 50-60 миль. Бензин стоил тогда около 50-ти центов галлон, а в Германии и Австрии галлон стоил 80 центов. На прощание пограничники предложили нам кофе. Пришлось выпить «русского» кофе.
Дорога довольно узкая, в две линии и порядком разбитая. Плохое состояние дороги можно объяснить тем, что 90 % машин, идущих по дорогам — грузовики и большинство из них тяжелые. От Ужгорода до Львова около 200 миль. Переезд через Карпаты в июне настолько приятен, что забывается разбитая дорога. Приходилось останавливаться в деревнях, чтобы купить папирос, то в деревенских лавочках поражало обилие всякой всячины. Если судить по тому как одето население, то как будто нужды не ощущается. Наружный же вид и комплекция, особенно у женщин, показывает, что с питанием дело обстоит не так-то уж плохо. Население здесь смешанное: украинцы, мадьяры и видели даже цыган.
Проезжая деревни, приходилось соблюдать более сугубую осторожность, нежели у нас в США в школьной зоне. Когда подъезжаешь к школьной зоне, по выставленным знакам уже знаешь что и как нужно делать. Здесь же в деревушках, совершенно неожиданно появляется стадо гусей, важно переходящих дорогу, или утки, покрякивая и переваливаясь с боку на бок тоже куда-то торопятся. Не доезжая Полтавы, я едва не задавил жеребенка. С дурашливостью, присущей молодым животным, этот поганец-жеребенок перебегал то на одну сторону, то на другую, идущей в запряжке своей матери. Когда я уже равнялся с повозкой, то он неожиданно вынырнул против моей машины. На наше счастье, т. е. на жеребенка и на мое, все обошлось благополучно. Хоть, на всякий случай, я взял страховку (25 дол.), но кому приятно раздавить или покалечить животное, а тем более вступать в объяснения по этому поводу с хозяевами пострадавших.
Не доезжая до Львова, решил долить бензином бак, т. к. утром хотелось как можно раньше выехать в Киев (350 миль). Нужно добавить, что туристам, едущим на своих машинах, разрешается ехать только днем. Когда же подъехали к заправочной станции, то увидели большую очередь грузовиков, автобусов и машин. Спросил почему такая большая очередь, то мне ответили, что «гром вдарил» в трансформатор и помпа не работает. Сейчас заняты ее починкой. Нам ничего не оставалось, как ехать дальше.
В Львове нашли отель для иностранных туристов и остановились там на ночлег. Предъявил паспорт и талоны. Номер с ванной и довольно приличный. Этот номер и завтрак для двоих стоил 18 рублей. В отведенном нам номере, мы немного привели себя в порядок и спустились в ресторан. В ресторане было много народу. Проходя между столиками, можно было услышать польскую, украинскую и русскую речь. По-видимому, большинство этой публики были туристы. Нам был указан столик, за которым сидели господин с дамой. Когда мы подходили к столику, то они вели оживленную дискуссию. При нашем приближении разговор у них прекратился. Когда мы с женой уселись и заговорили по английски, то у наших соседей по столику дискуссия возобновилась. В выборе выражений они не стеснялись. Мне стало неловко, что я становлюсь непрошенным свидетелем семейной неурядицы. Налив себе стакан вина и обращаясь к ним сказал: «За ваше здоровие, господа!» Как и нужно было ожидать, они сильно смутились и начали извиняться. Этот забавный случай, как-то сблизил нас и у нас установились довольно дружеские отношения.
Он оказался гражданский инженер, еврей и член ком. партии. За ужином для поддержания компании, пришлось и мне немного выпить. Разговор шел у нас о повседневных мелочах и, конечно, не касаясь политики. Инженер (не называю его фамилию) рассказал мне о новом указе, который гласит, что за усиленное употребление спиртных напитков можно попасть на принудительные работы. Мне потом пришлось быть свидетелем о воздействии этого указа. В одном из ресторанов, сильно подвыпившая компания (шахтеры) потребовала еще водки. Ресторанный служащий напомнил им об указе. Даже среди этой сильно подвыпившей публики, не нашлось смельчака опротестовать постановление этого указа. Довольно показательное явление. Инженер рассказал мне забавную историю о новой водке, или вернее о новом названии той же самой водки. Раньше лучшая водка называлась «Столичная». а сейчас называется «Экстра». Публика, любящая выпить и стесненная новым указом о выпивке довольно оригинально расшифровало слово «Экстра»: «Эх, как стало трудно русскому алкоголику!»
Перед концом ужина инженер предложил мне поменяться часами в память нашей приятной встречи. Я постарался, как можно деликатней, отговорить его от этой затеи, т. к. его часы были золотые, а мои никелевые. Не выпей он немного лишнего, то едва ли бы он предложил этот обмен. Расстались мы по дружески. Как бы то ни было, а моя первая встреча с советским интеллигентом произвела на меня не плохое впечатление. С его стороны не было по моему адресу никаких насмешек, «подковырок», или злобных упреков за мое прошлое, а ведь он являлся членом партии которая бесконтрольно правит этой огромной страной. Только единственный раз, он с какой-то снисходительной улыбкой, сказал мне, что безработицы у них нет. Дети все учатся и во время летних каникул, «как у вас в СШ молодежь не работает».
Утром, около семи часов, решили не ждать открытия ресторана, который начинал свою работу в восемь утра. Приготовили в своем номере кофе и выехали в Ровно. Нужно было проехать 350 миль и засветло добраться до Киева. Дорога, как и раньше была в две линии. Подавляющие большинство идущих машин — грузовики. Через каждые 10-15 километров, сбоку дороги устроены навесы для укрытия от непогоды публики, дожидающей автобусы. Внутренние стенки этих навесов выложены изразцом и выглядят довольно красиво.
В одном из придорожных буфетов мы подкрепились чаем и холодной телятиной. Продолжая наш путь, к вечеру добрались до Киева. Пришлось поколесить по этому городу покуда не нашли гостиницу «Лебедь». Здесь нас не приняли и направили в отель-ресторан «Прилисок» (укр. название), который отведен для иностранных туристов, едущих на своих машинах. Там нас уже поджидали. Отвели нам довольно приличный номер с ванной. Когда спустились вниз, то увидели большую афишу, извещающую о выступлении какой-то балетной группы. Заказал билеты на этот балет. Стоимость билета три рубля. Обеды (с вином) по ресторанам для двоих стоили 4-5 долларов. Публика одета, приблизительно, так же как и у нас в СШ но цены на одежу выше наших, да и качество одежды уступает нашей. В этом отеле было много туристов из Вост. Германии и Польши, но американцев не видел. Говорили мне, что за два дня до нашего приезда таковые были.
В каждом большом городе турист имеет право взять бесплатного проводника на три часа для осмотра города. Для этого туристу выдаются талоны. Я имел четыре таких талона. Два талона использовал в Киеве, а два в Ростове. Я в свое время видел все достопримечательности Киева, но мне хотелось, чтобы местный человек на английском языке рассказал моей жене об этих достопримечательностях. Проводник (женщина) повела нас в Лавру, на Владимирскую горку и т. д. Во всех пояснениях нашего симпатичного проводника сквозила ком. пропаганда, даже св. Владимира и Ольги не миновала «чаша сия».
На другой день решил прокатить жену по Днепру. Для нашей поездки выбрал излюбленное киевлянами место для пикников, где Десна впадает в Днепр. Народу туда ехало много. Шли оживленные разговоры о предстоящем пикнике с ночевкой, о рыбной ловле, об ухе и о непременном приложении к ухе — водочке. Когда мы возвращались в Киев, то возле нас на палубе сидела компания, тоже возвращающиеся домой после пикника. Услышал я такую фразу: «Хорошую же уху наварил Иван Степанович и водки было вдоволь!» Совершенно непроизвольно вспомнилось выражение: «Веселие Руси — есть пити!» После смерти автора этого изречения св. Владимира прошло много веков и произошло очень много перемен в жизненном быту россиян, но «Веселие Руси — есть нити» остается незыблемым.
В Киеве строят много домов в 5-8 этажей, на 100-200 квартир. Стоимость квартиры в одну комнату с кухней и ванной 7-8 рублей в месяц. Квартира из трех комнат с кухней и ванной 35 рублей в месяц. Если принять в расчет 90 копеек за доллар, то получается совсем не дорого, по сравнению с нашими ценами на квартиры. Когда же сравнишь средний заработок американского рабочего с заработком советского рабочего, то разница в квартирной плате получается уж не такая потрясающая. В Киеве, да и во всех городах, которые мы проезжали, воздух не загрязнен. Объясняется это отсутствием в этих районах тяжелой промышленности.
Когда ехали в Харьков, то на одном указателе дороги я прочитал: «Сумы». Когда-то я учился в Сумах в кадетском корпусе. Соблазн был велик глянуть на старые места, да и было не так то уж далеко — миль сто. В моем маршруте этого города не было, а ехать туда значить рисковать. Нарвешься там на какого-либо «службиста», то он может испакостить всю нашу поездку. Посмотрел я с сожалением на указатель дороги и поехали дальше. Дорога шла через с-х район. Поля все были прекрасно обработаны, но было видно, что они сильно пострадали от засухи. На наших коротких остановках в пути, местные жители жаловались на причинившую много бед засуху.
В Харькове пришлось долго разыскивать, предназначенный для иностранных туристов, отель. За наше блукание по городу были вознаграждены хорошим приемом. Когда нам показали наш номер, то мы с женой были приятно поражены. Этот номер походил скорее на салон, а не на шаблонный отельный номер. Чудная обстановка, пианино, телевизор и вдобавок к этому чистая, прекрасная ванная. Ресторан в этом отеле ничем не уступал хорошим европейским ресторанам во всех отношениях.
На другой день выехали в Ростов. Приятное чувство овладело мной, когда по обоим сторонам дороги показались давно забытые виды деревень, с их такими типичными постройками, поля с пасущимся на них скотом, проезжающие повозки в русской запряжке — с другой. Единственные и неповторимые виды. Дороги обсажены деревьями или кустами.
К концу дня подъехали к Новочеркасску. Новочеркасск — столица Тихого Дона! Собор стоит как и раньше, но с куполов кресты сняты и он превращен в музей. Как и прежде стоит нерушимо Ермак. Говорили, что когда большевики окончательно захватили Дон, то пробовали трактором свалить памятник Ермаку, но Ермак устоял. Потом большевики сменили гнев на милость и оставили Ермака в покое, чего нельзя сказать о казаках. От Новочеркасска до Ростова километров 40 и мы быстро доехали до конечного пункта нашего маршрута.
В Ростове остановились в гостинице «Ростов» на Таганрогском проспекте. Номер, отведенный нам, был типичным для любого американского или европейского отеля. На каждом этаже был самовар и холодильник. Не сходя в ресторан, можно было получить чай или какой либо прохладительный напиток. В Ростове мы прожили три дня. За это время мы осмотрели все достопримечательности города. Слежки за собой не замечали. Катались на пароходе по Дону. Побывали во многих парках. В одном из них имеется «Монумент в честь освобождения города Ростова-на-Дону от белогвардейских банд в 1920 году». На этом монументе красный кавалерист с обнаженной шашкой идет в атаку, а сбоку пехотинец с винтовкой наперевес, по-видимому, помогает кавалеристу изгонять белобандитов из Ростова. Статуи кавалериста, коня и пехотинца выполнены безукоризненно. Скульптор — Е. Вучетич. Кое-кто из гуляющих по парку, останавливаются и смотрят на этот монумент. Интересно было бы прочитать их мысли, как об атакующих, а также и об атакуемых.
На одном из обедов в ресторане познакомился с адвокатом. Попросил его поделиться со мной своими впечатлениями о преступности в Сов. Союзе. Он охотно исполнил мою просьбу. По его слогам, грабежей и насилий нет. По той простой причине, что если кто хоть на один год попадет в тюрьму, то возврата ему на старое место нет. Где и как провинившийся устраивал свою новую жизнь, то об этом я спросить не решился. Вообще же гулять по Ростову ночью где угодно и кому угодно совершенно безопасно. Единственным прискорбным и темным пятном, по словам адвоката, на жизни советских граждан являются убийства. Большинство убийств происходит «по пьяной лавочке» и меньше из-за ревности. Разговор шел у нас об уголовных преступлениях, которые присущи всем странам и народам. Что же касается преступлений, совершаемых сов. гражданами в другой области, то в обсуждении их, как адвокат так и я, конечно, воздержались.
Мысль побывать в станице Каменской все время «сидела» у меня в голове. Решил пойти в Интурист и попытать счастье. Если мне нельзя ехать в ст. Каменскую на своей машине, то пускай дадут для этой поездки свою машину с шофером. Само собой разумеется, что я был согласен уплатить стоимость этой поездки. Не разрешили! Строго придерживаются закона об интуристах. В этой излишней, на мой взгляд, строгости мне пришлось убедиться еще раз на другой день. В старое время наша семья имела дачу в Аксае — семь миль от Ростова.
На другой день поехали в Аксай. Нашел я свою бывшую дачу. Посмотрели на нее, сфотографировал ее, но зайти в нее, конечно, не решился. Потом пошли к Дону. По старому казачьему обычаю, после долгого пребывания в чужих краях казак, вернувшись домой, должен был напоить своего коня в Дону. Мой конь «фолькс-ваген» был для этого совершенно непригодный. Посмеялись с женой над моим «конем», и сняв ботинки побродили в донской воде. Однако мой «конь» привлек внимание местной полиции. Такие «кони», по-видимому, большая редкость для Аксая. Проверили наши документы. Справились с моим маршрутом и видя что Аксай не входит в него, то очень вежливо, но настойчиво попросили поскорее уехать в Ростов. За их такое не строго официальное отношение к нам, попросил разрешение сфотографировать их. С любезной улыбкой они отклонили мою просьбу. Не знаю какие у них были мысли относительно нас, но я был доволен, что не получилось никаких осложнений.
В Ростове мы узнали, что на другой стороне Дона есть загородный ресторан, и называется он «Казачий хутор». Одно название заинтриговало меня и мы с женой решили туда поехать. Народу в ресторане было очень много. Было большое оживление: музыка, танцы и многие, сидящие за столиками, подпевали в такт музыке. Туристов не было, только мы с женой. Прием нам был оказан весьма радушный. За отведенным нам столиком сидели два шахтера и механик. Одеты они были вполне прилично: костюмы, белые рубашки, но без галстуков. Было заметно у них, да и вообще у всех советских людей, чувство собственного достоинства при разговорах с туристами. Завязался разговор. Они были приятно поражены узнав, что мы не имея здесь ни родных и ни знакомых, приехали из далекой Америки посмотреть на жизнь советских людей. Рассказывали о своей жизни. Откровенно сказали, что еще далеко не все хорошо, но жизнь постепенно налаживается и если не будет войны, то жизнь советских людей будет не хуже американской. Резкого лозунга: «Догнать, и перегнать Америку» высказано не было, а также не было сделано никаких намеков на мое далекое прошлое. Как я заметил, жизнь сделала советских людей более деликатными и внимательными по отношению к туристам и к бывшему как я белогвардейцу в частности.
Захватил себе на память меню из этого ресторана. В этом меню выбор довольно богатый. Против каждого блюда обозначен его вес в граммах и цена. Каждое меню в самом конце имеет три подписи: директора, зав. производством и калькулятора.
Колбаса Тамбовская |
50 гр. |
0.36 коп. |
|
Буженина |
100 « |
0.53 коп. |
|
Сельд с. г. копч. |
150 « |
0.46 коп. |
|
Грибы маринов. |
150 « |
0.39 коп. |
|
Осетрина холл. с хр. |
150 « |
1.17 коп. |
|
Первые блюда (3) |
|
|
|
Уха Ростовская |
400 « |
0.77 коп. |
|
Окрошка мясная |
425 « |
0.66 коп. |
|
Рыбные блюда (3) |
|
|
|
Судак по польски |
150 « |
0.73 коп. |
|
Судак запеч. в яйце |
120 « |
0.51 коп. |
|
Мясные горячие блюда (7) |
|
|
|
Бифштекс по донскому |
275 « |
0.78 коп. |
|
Жаркое по станичному |
450 « |
0.57 коп. |
|
Куры по казачьи |
350 « |
1.13 коп. |
|
Свиная отбивная |
300 « |
0.82 коп. |
|
Напитки, соки |
|
|
|
Апельс. напиток |
200 « |
0.08 коп. |
|
Соки : виноградный |
200 « |
0.20 коп. |
|
яблочный |
200 « |
0.10 коп. |
|
абрикосовый |
200 « |
0.10 коп. |
|
Мороженное Пломбир |
100 « |
0.22 коп. |
|
Чай с сахаром |
200 « |
0.55 коп. |
|
Кофе черный |
200 « |
0.09 коп. |
Буфетное меню
Конфеты:
Красная шапочка |
100 |
0.63 |
Шоколад Лотос |
100 |
0.92 |
Сигареты Солнышко |
1 пач. |
0.14 |
Коньяк 5 звезд. |
100 |
2.60 |
Коньяк 4 звезд. |
100 |
2.30. |
Донской букет |
100 |
1.20 |
Водка Экстра |
100 |
1.20 |
Мускат игристый |
1 бут. |
1.20 |
Через день, после посещения ресторана, тронулись в обратный путь. Жена все время говорила, что ей очень бы хотелось увидеть Москву. Когда приехали в Киев, то у нас оказался «в запасе» лишний день. Решили использовать его для полета в Москву. Оставили свою машину на киевском аэродроме и полетели в Москву. За один день много не увидишь, да и день-то наш был короткий, т. к. к вечеру нужно было быть в Киеве. Главные же достопремечательности, как Кремль, Третьяковская галерея были нами осмотрены довольно внимательно.
Утром выехали из Киева. Когда укладывали наши вещи в машину, то забыли на тротуаре небольшой саквояж. В этом саквояже были наши документы и мелкие вещи. Отъехали миль 25, когда жена спохватилась, что саквояж-то забыли. Быстро вернулись назад. Кто-то подобрал наш саквояж и отдал его швейцару отеля. Не перевелись еще на Руси честные люди!
По дороге в Львов, в одной небольшой деревушке, я увидел на крыше халупы аиста, стоящего в своем гнезде. Решил его сфотографировать, ибо увидеть такую картину в СШ едва ли возможно. Подыскал место с которого можно было бы лучше заснять аиста. Начал уже «нацеливаться» на него, когда услышал, что кто-то дергает за ремешок моего аппарата. Обернулся и с удивлением увидел человека в военной форме с погонами лейтенанта. Он довольно строгим голосом сказал мне: p class=«Никс фотографирен!» Принял меня за немца, т. к. машина немецкая и номера и опознавательные знаки на ней немецкие, то ясно, что хозяин ее — немец. А я ему по-русски: «Помилуйте, господин лейтенант, ведь эта же халупа и аист на ней никак не представляет из себя военного объекта!» Парнишка сильно смутился, заулыбался, закозырял, и своего аиста я сфотографировал. Если судить по строгому и требовательному голосу лейтенанта, когда он обратился ко мне, то нужно думать, что еще не изжита неприязнь русских людей к немцам.
При выезде из Сов. Союза, пограничники осмотрели наш багаж и машину очень тщательно. Попросили предъявить все советские деньги, т. к. вывоз их за пределы Сов. Союза строжайше запрещен. Было у меня около 60-ти рублей. Переменили мне их на доллары по курсу дня. Разрешили мне взять только один серебрянный рубль, в память нашего пребывания в Сов. Союзе. Сувениров мы никаких не покупали, а привезли только связку сушеных грибов.
Вот и закончилась наша 16-ти дневная поездка по родной земле. Впечатление об отношении к нам советских людей осталось самое лучшее. Был ли то интеллигент или «простой» человек, но отношение их к нам было самое благожелательное. Всегда были готовы объяснить, показать и помочь. Само собой разумеется, что в газетную статью никак нельзя втиснуть все то что мы видели и слышали. Если кто-либо из соотечественников захочет узнать что-либо более подробно о нашей поездке, то всегда буду рад ответить все что знаю на каждый интересующий их вопрос.
Роман Бирюков (США)
© “Родимый Край” №118 СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ 1975
Читайте также: