ОСВЯЩЕНИЕ ПАМЯТНИКА КАЗАКАМ НА КЛАДБИЩЕ СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА ВО ФРАНЦИИ


Жизнь казаков во Франции ознаменова­лась важным событием — завершением па­мятника казакам. Три с половиной года ушло на сбор средств для создания его и на испол­нение проекта, соответствующего собранной сумме.

Памятник находится по средине казачьего участка, обнесенного оградой из бетонных столбиков и аллюминевой цепи. Он предста­вляет из себя массив в форме полушария, на котором возвышается православный крест. Массив обнесен жардиньеркой для цветов. Общая высота памятника — 3 метра 35 сантиметров. Ориентирован он так, что, стано­вясь перед его фасадом, лицо обращается на восток. Все части памятника высечены из бретонского темного гранита лучшего каче­ства. Крест отполирован со всех сторон, ре­бра его с лицевой стороны срезаны. Видимые поверхности жардиньерки тоже отполирова­ны, а полушарие грубо обтесано. На нем от­полировано две площадки — одна с лицевой стороны, а другая с тыловой. На лицевой площадке барельефом выгравирована над­пись:

КАЗАКАМ — СЫНАМ
СЛАВЫ И ВОЛИ
A LA MEMOIRE
DES COSAQUES

Надпись тыловой стороны с выгравирован­ными и позолоченными буквами:

ПОМЯНИ НАС, ГОСПОДИ,
ЕГДА ПРИИДЕШИ
ВО ЦАРСТВИЕ ТВОЕ
________
 
ПАМЯТНИК ВОЗДВИГНУТ
СТАРАНИЯМИ КАЗАЧЬЕГО
СОЮЗА В ЛЕТО 1975

Смысл памятника объяснен в речи предсе­дателя Казачьего Союза, сказанной во время освящения его, которая приводится ниже.

Освящение памятника совершено было 28 сентября 1975 года с исключительным тор­жеством епископом Георгием в сослужении священников отца Александра Давыдова, от­ца Александра Ергина, отца Петра Андерсе­на и протодиякона собора Св. Александра Невского в Париже отца Михаила Стороженко в сопровождении усиленного хора клад­бищенской церкви под управлением А.В. Циолковича. Для лиц, живущих в Париже и желающих присутствовать на торжестве ос­вящения Казачий Союз снял специальный автокар для поездки в Сент-Женевьев-де-Буа и обратно.

В три часа после обеда под звук колоколов кладбищенской церкви и прекрасно звуча­щего пения «Снятый Боже» процессия, вый­дя из церкви, направилась через все кладби­ще к памятнику. Впереди шли протодиякон и священники, за ними следовал Владыка Георгий в торжественном облачении, а за ним, хор, за хором молящиеся. Духовенство, подойдя к Казачьему Участку, вошло внутрь его и приблизилось к памятнику. Непосред­ственно перед памятником стала величественная фигура епископа Георгия, справа от него протодиякон отец Михаил, позади них в ряд три священника, а за ними председатель Казачьего Союза. Хор находился за оградой. Молящиеся разместились вдоль ограды с трех сторон участка, восточная сторона оста­валась свободной. Несмотря на пасмурную погоду и шедший моментами дождь публики было очень много.

Около памятника помимо цветов, посажен­ных вокруг, было два венка из живых цве­тов с надписями по-французски: один от Ка­зачьего Союза, а второй от Казачьей Ста­ницы в Нью-Йорке, были цветы и от неиз­вестных лиц.

Богослужение было длительное. По окон­чании его председатель Казачьего Союза В. М. Кузнецов сказал слово, произведшее сильное впечатление на слушателей, награ­дивших его аплодисментами.

Потом духовенство подошло к памятнику Донского Атамана А.П. Богаевского и по провозглашении протодиаконом имени Африкана хор пропел «Вечную Память». Тоже самое совершено было около надгробных плит Б.А. Богаевского и Н.М. Мельникова.

По окончании моления состоялся коктейль, на котором присутствовавшим предложены были разнообразные напитки и закуска. К сожалению из-за плохой погоды не удалось провести угощение на открытом воздухе. Для духовенства и хора матушка Ергина любезно предоставила столовую и салон своей квартиры, а для остальных присут­ствующих использовано было помещение, расположенное около церкви. Гостей любез­но угощали дамы, принявшие участие в ор­ганизации коктейля. В разговоре присутство­вавших слышалась повторяемая разными лицами фраза: 28-ое сентября 1975 года — историческая дата для казаков во Франции.

Слово, сказанное председателем казачьего союза В.М. Кузнецовым

Казачество, веками, существовавшее на основе свободы и народовластия, не могло подчиниться рабовладельческой власти, си­лой захватившей в 1917 году бразды правле­ния в России. Организовавшись в своих кра­ях в государственные единицы, казаки объявили себя независимыми вплоть до восста­новления законной центральной власти. Узурпаторская власть не могла допустить существование свободных казачьих очагов. Лживыми посулами и террором привлекши на свою сторону массу русского народа, она двинула против казаков свои полчища. На­чалась жестокая братоубийственная война.

Много войн видели казаки за свое сущест­вование. Не считая тех, которые были в начале казачьего бытия, все они происходили вдали от казачьих станиц и хуторов, да и враги были иноверцы. В ту же войну каза­кам пришлось проливать кровь на казачьей земле около родных куреней, подвергая опасности все свое достояние и жизнь своих семей, да и врагами оказались не басурмане, а свои русские братья.

Беспощадна была борьба. Защищая свой «порог и угол», казаки боролись одновре­менно за общую родину — Россию, для соз­дания которой они принесли бесчисленные жертвы. Много тысяч казачьих могил раз­бросано по степям Дона, Кубани, Терека, Урала, Оренбурга, Крыма и Таврии. Имеются они и в далекой Сибири. Казакам, погибшим в трагическое безвременье нашей эпохи, же­стокая судьба отказала в самом меньшем, что требуется для православного христиани­на, — быть преданным земле по христианско­му обряду. Не было отпевания на могилах их. Панихиду поют по ним степной суховей — летом, да снежная буря — зимой.

Кончилась война, но не кончились с нею страдания казаков, оставшихся в живых. Торжествующий победитель подверг их же­стокой мести. Нет в России части, где бы население перенесло столь тяжкие страда­ния, каким подверглись казаки во время коллективизации. Они пережили апокалиптические ужасы. Семьи их со стариками и детьми в зимнюю стужу выбрасывались из жилищ на улицу, члены семей разъединя­лись и ссылались в разные отдаленные края.

Много костей казачьих лежит в русле Бе­ломорского канала, в мерзлой почве Архан­гельской области, в лесах Уральского хребта и на островах Гулага в Сибири. Не предви­дели казаки Ермака Тимофеевича, что страна, покоряемая ими, через 400 лет станет кладбищем для их потомков.

Говоря о казачьих жертвах, нельзя не ска­зать о 30.000 казаков, брошенных в пасть не­насытного чудовища в Лиенце в 1945 году властителями великих держав, претендую­щих на поборников свободы и защитников угнетенных.

В воспоминание пережитых страданий и понесенных казаками жертв воздвигнут па­мятник этот на трудовые казачьи деньги. Не могу не выразить горячей признательности тем русским людям, которые, не будучи ка­заками, внесли свою лепту на создание па­мятника.

Перед вами крест на полушарии, изобра­жающем нашу землю, по которой рассеяны казачьи могилы. Где их нет? В Европе, Азии, Америке, Австралии, Африке — везде имеются казаки, спящие вечным сном. КРЕСТ — символ страдания и символ веры. На кресте страдал и умер Бог наш, вопло­тившийся в человека. После смерти через три дня последовало воскресение Его. Каза­чество как и весь русский народ вот уже 58 лет несет тяжкие страдания. Родина распята на кресте. Верим мы, что настанет час вос­кресения ее.

Три года с оружием в руках боролись мы против поработителей русского народа и, по­добно предкам нашим некрасовцам, предпоч­ли исход из родной земли рабству. Теперь 55 лет спустя мы не обезоружились. В серд­цах наших имеется несокрушимое оружие — вера в заступничество Божие.

Посмотрите на этот крест и вспомните о чудесном изображении креста, явившемся на небе императору Константину Святому со словами: «СИМ ПОБЕДИШЬ».

С. Артемов

Примечание: Отметим имена лиц, занима­ющих ответственное положение теперь или же игравших роль в прошлом, присутство­вавших при знаменательном событии:

Заместитель Войскового Атамана Ураль­ского казачьего войска войск. стар. П.А. Фа­деев, Председатель Союза Казаков-Комбатантов войск. стар. Б.Ф. Дубенцев, Председа­тель Объединения Лейб-Гвардии Атаманско­го полка есаул Ю.А. Карпов, Председатель Объединения Донских артиллеристов войск. стар. В.В. Шляхтин, Представитель Началь­ника 1-го отдела Р.О.В. Союза капитан Оси­пов. Председатель Донского Войск. Объеди­нения есаул Н.А. Ломакин, Представитель Кубанского Войск. Объединения сотник Г.С. Новиков, Представитель Терского Войск. Объединения инженер В.Ф. Зверев, редактор журнала «Родимый Край» М.Ф. Герасимов, Председатель объединения Юнкеров Ата­манского Военного Училища Н.Ф. Пузанов, председательница Дамского Комитета при Казачьем Союзе Н.И. Богаевская, Председа­тель Союза Партизан-Степняков Д.Д. Кир­санов, Представитель казаков-калмыков С. Ш. Балданов, Председатель Союза Российс­ких Кадетских Корпусов полковник Глотов, бывший адъютант генерала Деникина пол­ковник Колтышев, военный инженер фран­цузского военного ведомства Л.В. Кузнецов, доктор медицины И.В. Донсков, редактор журнала «Русский Путь» Г.Н. Колесов, Председатель секции Союза Казаков-Комбатантов в Монтаржи Ф.М. Миронов.

© “Родимый Край” №119 НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ 1975


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: