11 февраля Казачьим Союзом во Франции и входящими в него каз. организациями. Союзом Казаков-комбатантов и Объединениями Л.-Гв. Казачьего, Л.-Гв. Атаманского полков и Объединением Атаманского Военного Училища в кафедральном Соборе Св. Александра Невского была отслужена панихида по случаю Дня Казачьей Скорби.
Платовцы в Японии — турне 1972 года. — «Славим Платова героя, победитель был врагов» — так начинается известная донская казачья песня в честь Атамана графа Матвея Ивановича Платова, героя Отечественной войны 1812 года.
Генерал граф Платов побеждал тогда врагов лихой казачьей лавой, «шашкой вострою, да пикой крепкою», а вот теперь, через более чем полторы сотни лет, его духовные потомки — певцы-платовцы — побеждают и пленяют, и врагов и друзей по всему свету несокрушимой силой чар русских и казачьих песен и огнем казачьих танцев.
Из столицы «страны восходящего солнца», города Токио получено сообщение о триумфе выступавшего в Японии Платовского Донского каз. Хора под управлением Н. Ф. Кострюкова.
Хор прибыл в Токио из Лос-Анжелеса 13 октября и на следующий же день началась большая концертная поездка по всей стране.
Вечером в день прибытия в Токио, Хор в полном составе был приглашен на банкет, устроенный в его честь. Присутствовали представители печати и телевидения. Было произнесено много речей, приветствий и пожеланий успеха. Ораторы говорили на японском и английском языках. Директор Хора Н.Ф. Кострюков ответил кратким благодарственным словом по английски.
Выступления Хора происходили ежедневно, а иногда, как это было в Токио и некоторых других городах, из-за огромного наплыва публики, и дважды в день. Всюду успех был колоссальный. Русская песня в мастерском исполнении платовцев вызвала восторг японской аудитории, а молодцы танцоры, изумительно исполняющие лихого «казачка» и лезгинку, неизменно вызывали громовые аплодисменты. Публика в зале, захваченная общим подъемом во время пляски, присоединившись к Хору, начинала бурно хлопать в ладоши в такт, и подпевать. В Америке и Европе этого, кажется, не бывало. Аплодисменты по окончанию концерта обычно переходили в овации; японские девушки в национальных костюмах преподносили регенту Хора Н.Ф. Кострюкову цветы, а вся публика вставала с мест, аплодируя и требуя повторения песен и танцев и долго не отпускала Хор со сцены.
Одна восторженная поклонница Хора, как потом выяснилось, родственница японской императорской семьи, подарила Н.Ф. Кострюкову великолепную статуетку гейши, работы известного японского скульптора. Говорят, что эта статуетка стоит не малых денег.
Концертное турне по Японии продолжалось полных пять недель, вписав еще одну славную страницу в историю Платовского Хора.
Закончив там гастроли, Хор прилетел из Японии в Лос-Анжелес 18 ноября, а оттуда через Сан-Франциско, где дал два благотворительных концерта в окрестностях, направился в Нью-Йорк с концертными выступлениями по дороге во многих городах США.
Общее турне Хора 1972 г. закончилось 10 декабря в Нью-Йорке. В. Куцевалов
Казачий бал в Сан-Франциско. — Устроенный 11 ноября в Русском центре традиционный казачий бал Общеказачьего Союза в Сан-Франциско прошел с большим успехом. Официальная часть открылась парадом казаков в форме, выстроившихся на сцене с салагами и значками. Командовал ими хор. А.Н. Князев. Были прослушены Американский гимн и Преображенский марш. Затем поэт М. Залесский прочел свою поэму «Выдача казаков в Лиенце», певец Р. Красовский исполнил «Спите, орлы боевые» Обширная артистическая программа имела большой успех, а танцы продолжались до 3 часов утра под оркестр Анны Вороновой. Успешно торговали различные киоски, буфет, бар и т.д. Ответственным распорядителем бала был председатель Кружка Молодых Казаков Н.А. Ленков.
Нападение на М.Н. Залесского. — 3-го янв. на нашего сотрудника М.Н. Залесского, шедшего по одной из улиц Сан-Франциско, около 11 часов утра, было произведено нападение. К нему сзади подошло два негра, набросили на шею веревку, которую бандиты стали затягивать. Свалив свою жертву на землю, грабители вытащили из кармана бумажник и скрылись. К счастью М.Н. Залесский никаких увечий не получил.
Книжные новинки — В конце прошлого года в Нью-Йорке вышел 1-ый том нового труда А. К. Ленивова «Кубанская казачья старина» (Изд. Казачье-Американского Народного Союза). В дальнейшем должны выйти еще два тома.
Автор не претендует на то, что его труд будет полной историей Кубанского Войска, а представляет его, как материал для нея, как изследование отдельных событий. Это видно из 1-го тома, содержащего следующие главы: откуда ведет начало свое Кубанское каз. Войско, Великое Войско Кубанское, Задунайская Сечь, Петр Калнишевский — последний кошевой Запорожской Сечи, письмо запорожских казаков турецкому султану, побег с Кубани трех Донских каз. полков в 1792 г., Черноморское каз. Войско, Персидский бунт черноморских казаков в 1796-97 гг., мнение иностранца о казаках, волнения среди черноморцев и казаков 1-го Хоперского полка е 1861 г., как было образовано Кубанское каз. Войско в 1860 г., расказачивание Российской имперской властью 12-ти станиц в 1869 г. и 12-ти станиц в 1870 г., волнения в среде казаков станицы Полтавской в 1873 г., восстание 2-го Урупского полка в 1905 г., Войсковая Рада Кубанского каз. Войска в декабре 1906 г., казачьи православные монастыри на Кубани, выдающийся куб. казак статский советник А.Д. Бигдай, кубанские казаки во 2-ую Мировую войну, рейд сот. Гамалия к берегам Тигра в 1916 г. казачье народное просвещение на Кубани, Кубанская Конституция 1918 г.
Труд А. К. Ленивова интересен не только для кубанцев, первые главы особенно интересны для донцов, в них подробно рассказывается об волнениях на Дону в конце 17-го столетия и о первой эмиграции казаков с Дона, сначала на р. Аграхань, а потом и на Кубань.
Как и все труды А. К. Ленивова «Кубанская каз. старина» помимо иллюстраций, содержит ценные указания на источники, которыми пользовался автор.
Вышли № 18 журнала «Станичник», издаваемого Донской Объединенной станицей гор. Мельбурна (Австралия) и № 7 журнала «Родной Терек», издаваемого Союзом Терских Казаков под редакцией Н.Н. Протопопова и выходивший в Монтрей (США).
В Австралии стал выходить каз. журнал «Казачья надежда» под редакцией Ф. Ф. Сметанина.
Письмо в редакцию Л.Л. Масянова — «К моему великому сожалению я не мог из-за семейного несчастья своевременно написать по поводу моей книги «Гибель Уральского Казачьего Войска», вышедшей 10 лет тему назад. Так как она была написана довольно спешно, то в ней допущены некоторые ошибки и даже некоторые пропуски.
Генерал Хагондоков был Терского Войска, но не из осетин, а кабардинец.
Относительно Плетнева я должен сказать, что в 1917 г. он в Уральске организовывал белую гвардию будучи в чине хорунжего. В походе же он был в чине войскового старшины.
П.А. Фадеев в книге указан как есаул, тогда как в Форте Александровске он Атаманом B.C. Толстовым был произведен в чин войскового старшины.
Я хотел бы подробно написать о герое Уральского Войска командире 1-го Партизанского полка Абрамове, но, к великому сожалению, помощник его, ныне здравствующий, отказался на отрез дать мне сведения об его геройстве. Однокашник Абрамова по Оренбургскому Каз. Училищу кубанец полковник Елисеев вспоминает о нем с большой любовью.
Мною не указано то, что у нас тоже был самодельный бронепоезд с одним орудием и пулеметами. Командовал им хорунжий Григорий Масянов. Но перед падением Уральска команда бронепоезда эвакуировалась и приняла участие в защите Уральска, где хор. Г. Масянов был разорван снарядом красных, попавшим прямо в него.
Не указал я, что в Войске была произведена полная мобилизация всех способных носить оружие, призвали даже тех, кто в нормальное время были освобождены от несения воинской службы по состоянию здоровья. Из них сформировали полк № 6, так называемый «Статейный», так как он состоял из людей, которые были освобождены по разным статьям закона. Командовал этим полком полковник Т. И. Сладков, но вскоре этот полк был расформирован и казаки перешли в другие полки.
Упустил из виду написать и о геройском Гурьевском дивизионе из молодых казаков, командовал им Сергей Кирьякович Коновалов.
После революции наше Войсковое правительство звало вернуться на Урал так называемых «уходцев», то есть уральских казаков, высланных царским правительством в 1874 г., когда вводилась общая воинская повинность, на Аральское море. Многие из них в этому времени поумирали, но часть молодежи вернулась и принимала участие в гражданской войне.
Л. Масянов.
Поступления в кассу Казачьего Союза и редакцию «Род. Края»: Для оказания помощи сот. Сычеву: Общество «Родина» — 10 долл., г-жа 3. Фомина — 10 долл., Каз. Союз во Франции — 50 фр., Дамский Комитет Каз. Союза — 50 фр., С.А. Пахомов — 5 долл.
Для оказания помощи казаку-инвалиду Аникину в Парагвае: С.А. Пахомов — 5 д.
Каз. Союзу для помощи нуждающимся от М.Я. Салищева — 100 фр.
На канцелярские расходы Каз. Союзу: К.Д. Сушков — 50 фр., С.А. Канивцев — 50 фр.
Всем жертвователям приноситься глубокая благодарность.
20 мая в Доме Белого Война в Париже (5 рю Мериме) состоится казачья Пасхальная встреча, устраиваемая Дамским Комитетом Каз. Союза во Франции.
Источник: РОДИМЫЙ КРАЙ № 105 — МАРТ-АПРЕЛЬ 1973 г.
Читайте также: