Четвертого сентября с. г. в госпитале Монтморенси скончался после многих лет острых страданий, попеременно, с недомоганиями от астмы, глаз и прочих болезней, на 83-м году жизни Уральского Каз. Войска Войсковой Старшина Александр Иванович Потапов. Похоронен он на русском участке кладбища в Монтморенси.
Покойный родился, рос и кончил Войсковое реальное училище в 1914 году в гор. Уральске. В конце осени в этом же году поступил в Оренбургское казачье военное училище. После 6-ти месяцев пребывания в нем был произведен в чин прапорщика и направлен в г. Уральск в распоряжение наказного Атамана Войска. Пребывание в запасной сотне, обучение молодых казаков и, как все молодые офицеры, сочинение рапортов на имя начальника Войскового Штаба, занимали время. Рапортов подавали так много, что гвардии Полковник Колпаков (нач. штаба) издал приказ по Войску, требуя прекращения сочинения этих рапортов. В противном случае «писатели» вместо отправления их с первым эшелоном в один из полков Действующей Армии, будут отправлены на 8 дней в гарнизонную гауптвахту с прибавкою, по усмотрению, нескольких нарядов по гарнизонной службе по окончании «курса лечения». Были самоотверженные «охотники», что рисковали последствиями и рапорта все же продолжали подавать. К таким самоотверженным воинам принадлежал и Александр Иванович. Наконец, уже хорунжим А. И. Потапов с добавком был отправлен в Действующую Армию в 9-й Уральский каз. полк. Было некоторое неудовольство-разочарование: 9-й полк был 3-ей очереди и командир полка полковник X. не пользовался симпатиями офицеров за свою малую активность. Притом полк нес службу корпусной конницы при одном из армейских корпусов Дей. Армии. Всем хотелось попасть в полки 1-ой очереди. Войну 1914-1918 гг. Александр Иванович кончил сотником почти с выслугой на подъесаула. В полку он не имел счастья по службе, быв постоянной «затычкой», как он рассказывал, заменяя то одного, то другого из командиров сотен по разным случаям: ранения, болезни, повышения и т. д.
Все ж удалось ему однажды с сотней атаковать группу немецкой пехоты, пытавшуюся обходом занять штаб русской дивизии. В атаке он потерял коня и получил орден Св. Владимира с мечами и бантом. По демобилизации, прибыв с полком в г. Уральск, сотник Потапов поступает в 1-й Учебно-пеший полк и, без окончания подготовки молодых казаков, был отправлен на фронт, начавшейся гражданской войны. Два раза в боях летом 1918-го года Александра Иванович был ранен. Два раза, по излечении, возвращался в тот же полк. Жалованием нас не баловало Войско, как не баловало наградами и производствами. Всю гражданскую войну остались в тех же чинах и всю войну страдали нехватками табака. Одиннадцатого января 1919 г. в бою за Уральск все тот же сотник Потапов был ранен в кисть левой руки осколком шрапнели. С этого дня начались его страдания. Уральск был сдан в тот же день, госпиталя эвакуировались и раненый Александр Иванович лишен был возможности сделать перевязку, оставаясь сутки с той, которую ему сделал фельдшер на фронте, под огнем; а когда нашел остановившийся госпиталь, то оказалось, что нужно ампутировать кисть целиком. Этих операций он перенес без счета. Гангрены мешали заживанию, угрожали. Каждый раз приходилось руку укорачивать. Последнее хирургическое вмешательство было сделано уже в Сербии. В результате от руки осталось выше локтя 20 сантиметров косточки. При вступлении ген. Толстова на пост Войскового Атамана, сотник Потапов был произведен в войсковые старшины приказом по Войску за апрель мес. 1919 г. Будучи в составе Уральской военной миссии при Добр. Армии, выполняя поручение по доставке денежных знаков для Уральской Отдельной Армии, по причине полной разрухи на фронте и неудачи в исполнении задания, с группою, под его командованием, пешими, с минимальным количеством провианта пересек кавказские снежные хребты, чтоб выйти на берег Черного моря. Дальше — Крым и заграницы со всеми приемами применения к новой обстановке, на новой ступени социальной лестницы. Александр Иванович человеком был гордым и, несмотря на трудности заработка средств пропитания, никогда, ни разу не обратился за помощью в какое бы то ни было благотворительное учреждение, русское или международное. Что он делал? В этом случае легче ответить на вопрос — а что он не делал пока не остановился на ремесле маляра?.. Работа с красками химического производства, работа с едкими соединениями без маски, были причиной его основной болезни — астмы.
Войсковой Старшина Потапов, будучи казаком Уральской станицы — центра и корня Войска, соединял в себе черты характера и склад ума типичные, и я бы сказал, не Уральского даже, а Яицкого казака. Помимо своей гордости он не терпел никакой зависимости, граждански мужествен, верен данному слову, ловок, аккуратен, трудолюбив и с доброй душой, несмотря на свое инвалидство, он помогал другим. Он хотел всегда быть лучше других на работе. Во всех играх он хотел быть только в выигрыше или первым, неуживчив и всегда с некоторой тенденцией доминировать во вращающемся кругу. В то же время ему была присуща и даже не отъемлема широкая жертвенность, пренебрежение собственными интересами, Человек он был вполне интеллигентный. Он всегда много читал и обладал хорошей памятью. Быть лучше других, быть лучше самого себя, в сущности, не порок: а стремление к совершенству — добродетель.
Пусть душа его не скорбит в сомнениях!.. За ней столько добрых дел и столько наших симпатий и любви к покойному, что они в совокупности аннулируют его душевные колебания
Мир праху Твоему Дорогой друг и Вечная о Тебе память!..
© “Родимый Край” № 125 НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ 1976
Читайте также: