К ОЦЕНКЕ ГРУППОВОГО ПОЛЕТА СОВЕТСКИХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ. – А. Н. Кружин


Обильная и в то же время до чрезвычайности оскопленная информация ТАССа о совершавшемся с 11 по 18 октября групповом полете космических кораблей «Союз — 6», «Союз — 7» и «Союз — 8» не дает возможности определить главную цель этого дорогостоющего полета. И только помещенная в «Красной звезде» 19 октября небольшая заметка «Высший пилотаж на орбите» пролила известный свет на этот вопрос. В ней сообщалось, что в беседе с корреспондентом газеты заместитель руководителя главной оперативной группы Центра управления полетом (он же разработчик систем управления движением космических кораблей) сказал: «В результате полета мы получили богатейший опыт прежде всего по маневрированию кораблей». Итак, главной целью полета, выходит, было выявление всех возможностей маневрирования. Как же оно проходило?

По данным ТАССа, сначала экипаж каждого из выведенных на орбиту «Союзов» осваивал системы ручного управления, ориентации и стабилизации корабля, автономные средства навигации. С выходом на орбиту флагманского корабля «Союз — 8» началась отработка техники управления одновременным полетом трех кораблей. Затем начались взаимные маневры, во время которых «Союз — 7» и «Союз — 8» осуществили сближение. При этом их экипажи производили взаимное наблюдение, путем фотографирования и киносъемки определяли видимость объектов на различных расстояниях, исследовали возможность обмена информацией с помощью световых индексов и визуальных оптических средств. Затем экипаж «Союз — 8» наблюдал за маневрированием двух других кораблей и изучал зрительную работоспособность оператора. 15 октября все три корабля осуществляли уже широкое маневрирование. При этом «Союз — 7» и «Союз — 8» сближались до расстояния 500 метров, что дало возможность их экипажам визуально наблюдать друг друга и осуществлять связь с помощью световых индексов. Маневры «Союз — 7» и «Союз — 8» наблюдал и регистрировал экипаж «Союз — 6». Наконец, в тот же день «Союз — 6» и «Союз — 8» поочередно сближались с «Союз — 7» до расстояния нескольких сот метров. Все осуществленные во время группового полета эволюции кораблей по сближению выполнялись с использованием ручного управления по данным бортовых автономных навигационных средств. Космонавты пользовались приборами, которые позволяли оценивать положение корабля без запроса Земли, сами могли определить и траекторию полета. В результате, организаторы и руководители полета «Союзов» пришли к заключению, что возможности этого типа космических кораблей при управлении ими экипажами неограниченны («Красная звезда», 19 октября 1969).

Надо полагать, что это соответствует действительности. А если это так, то следует признать, что Советский Союз сделал еще один важный шаг вперед на пути к созданию практических возможностей для монтажа в космосе платформ и станций. Но, видимо, не только в этом. Если проанализировать все описанные выше манипуляции «Союзов», то можно обнаружить, что они не столько напоминали маневры космических «монтажников», сколько действия самолетов-истребителей в воздушном бою, одиночном и групповом. «Союзы» вслепую, то есть по одним данным бортовых навигационных систем, обнаруживали соседа, сближались с ним до расстояния визуальной видимости, наконец, старались попасть в него световым лучом. Короче, многое говорит за то, что «Союзы», помимо выявления возможностей для монтажа в космосе, одновременно, а может быть и главным образом, выявляли возможности для ведения космических боев. В свете такой спекуляции специфическую окраску приобретает и тот факт, что «Союзы» взаимодействовали с наземными командо-измерительными пунктами, расположенными в различных районах Советского Союза и на судах, занявших позиции в ряде пунктов Мирового океана. В условиях войны такие командно-измерительные пункты могут служить своего рода станциями наведения на противника. Конечно, спекуляция такого рода близка к фантастике. Но нельзя забывать, что космонавтика уже во многом определила классическую фантастику. А сов. государство, будучи государством милитаристским и одновременно исповедующим диалектику, непременно будет в той или иной мере приспособливать космонавтику к использованию ее в военных целях.

А. Н. Кружин

(«Часовой» № 522)


© Родимый Край


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: