НОВОЧЕРКАССК. – П.А. Соколова


(Глава из книги «Казаки Ермаковы»)

Новочеркасск… Что такое был Новочер­касск?

Новочеркасск это не старинный, а с немно­гим больше ста лет тому назад основанный по Высочайшему одобрению город, перене­сенный по некоторым соображениям с бе­рега Дона на крутой, трудный для подъезда, высокий безводный холм, — новая донская столица. Поэтому и называется Новочер­касск, вместо Старого.

Новочеркасск — это «город на горе», до­минирующий далеко видную, с Хотунком и Кривянкою, низкую местность, заливающу­юся весенним разливом Дона и превращаю­щуюся в море с едва на горизонте различа­емой Старочеркасской станицей.

Новочеркасск — это областной админис­тративный и военный центр описываемой эпохи.

Новочеркасск это казачье гнездо, ядро, центр тяжести, плоть и кровь донцов, сим­вол, эмблема сути казачьего бытия, идея, им­пульс, интеллект, сердце, сосредотачиваю­щее в себе Бее артерии Области Войска Дон­ского.

Новочеркасск это столица свободолюбиво­го народа, во главе которого, волею истори­ческого рока, стоит его высокопревосходительство, поставленный Петербургом Дон­ской Наказный Атаман, — генерал, власть, мозг, ведающий, бдящий и решающий каза­чьи судьбы, управляющий Областью офици­альный державный опекун.

Новочеркасск — это машущий шашкою ге­рой Платов и могучий Ермак, славнейший покоритель Сибири. Два увековеченных при­мера квинтэссенции казачьей доблести про­шлого, маяки, светочи, путеводные звезды, назидание нынешнему и грядущему казачье­му поколению.

Новочеркасск — это город торжественных парадов под сенью вынесенных из Музея ис­торических реликвий в день Донского Каза­чьего Праздника.

Новочеркасск — это Собор, Музей, Дворец, Войсковой Штаб, Областные Присутствен­ные Места, Управления разных начальни­ков, Контрольная и Казенная Палаты, Зем­леустроительная Комиссия, — все учреж­дения.

Новочеркасск — это место центрального духовного управления с Архиереем и Кон­систорией, куда со всей Донской Области стекаются по церковным делам священники.

Новочеркасск — это Московская улица, Платовский проспект, Сенная базарная пло­щадь, Курочья Балка, Александровский сад, Театр Крылова, Краснокутская Роща.

Новочеркасск — это деревянный неуют­ный, неприглядный вокзал, откуда едут «на Ростов или на Воронеж».

Новочеркасск — это, мучительный для пассажиров и извозчиков крутой Крещен­ский Спуск с шишкастым и ухабистым бу­лыжником.

Новочеркасск — это обширная, с непрекращающимися буйными вихрами вокруг Со­бора, площадь.

Новочеркасск — это необыкновенно строй­ные, дисциплинированные Архиерейский и Войсковые хоры, одетые, в яркие одежды с позументами, соперничающие по праздникам в Соборе во время пышной архиерейской Ли­тургии, поющие высоко художественные ду­ховные концерты.

Новочеркасск — это живущий без ком­мерческой суетни и шумихи город с тихими мирными улицами. Лишь редкие (но сколь всем привычные, знакомые!) выкрики раз­даются у домов, не нарушая безмятежья. С утра, когда открываются ставни, булочник уже зовет хозяек:

«Хле-еп!» — к утреннему чаю тонкого­лосая бублешница в переулке певуче выво­дит:

«Па-анпу-ушки, бублички, виту-ушки, ба-апки».

За ней показывается старьевщик татарин:

«Халат-халат», — или — «Шурум-бу­рум».

Немного позже выползает семечница, рас­певая:

 Жи-ри-ны-ых се-ме-че-ек».

В жаркие месяцы после обеда мороженщик соблазнительно сзывает детвору:

«Са-ха-рна ма-ро-жи-на-аа».

Во всякое время года два угольщика объ­езжают город, каждый по своему району. В центре, по Платовскому и Горбатой слышется мощный «протодьяконский» густой бас и, с придыханьем, как из кузнечного меха, оглушительно выдавливает:

«У-у-уголи, ххуу-голи».

Дальше, у Кадетского Корпуса, по Башмаковке, соперник этого басистого, другой угольщик, совершенно в ином жанре, голо­сом неопределенно-сиплого тембра, не нару­шая тишины, полуговорком, точно ненаро­ком, всего один раз. скромненько, без повто­рений, зная верную покупательницу, как по секрету, ее извещает — «Галькеф». Корот­ко и ясно. Кроме этих выкриков, других шу­мов в городе нет, разве прогремит колесами по неровной мостовой редкий извозчик или приготовишки, выскочив из школы, на чет­верть часа поднимут писк и трескотню, но скоро и разойдутся. Улица снова остается сонной и безлюдной.

Новочеркасск — это резиденция отставных офицеров, коллежских ассесоров и чиновни­чьих вдов, хлебосольных квартирных хозя­ек многочисленных реалистов, семинаристов, гимназистов.

Новочеркасск — это сборный пункт воен­ных, чиновников, учащих и учащихся.

Новочеркасск – это город средних учебных заведений, добивающийся, хлопочащий об открытии у себя и высшей школы.

Новочеркасск — это казачья Мекка, в ко­торую, на собранную неимоверным трудом и лишениями, зачастую последнюю отцовскую копейку, едут казачата «грызть гранит на­уки». Летом же на каникулах эти ученики, сбросив форменную, недешевую для хлебо­пашца-хуторянина одежду и напялив на бо­сую ногу старые, стоптанные чирики, ра­ботают с отцами в поле, косят и молотят, «быкам хвосты крутят» будущие инженеры, агрономы, педагоги, доктора, ученые, — бу­дущие мозги Тихого Дона.

Новочеркасск — это запечатленное в па­мяти геройское прошлое.

Новочеркасск — это безмятежно спящее настоящее.

Новочеркасск — это было растущее будущее Донских казаков. Вот что такое Новочеркасск, столица Области Войска Донского.

П.А. Соколова


© “Родимый Край” № 107 — ИЮЛЬ-АВГУСТ 1973 г.


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: