ЛИЕНЦ. – Б. Ширяев


Страшная «Тирольская обедня» была совершена 1-го июня 1945 г. Только две такие литургии знает христианский мир: первую совершали двадцать тысяч мучеников в Никодимии сожженных; память их святая Церковь установила 28-го декабря. Вторая литургия совершена тоже двадцатью тысячами мучеников Казачьего Христолюбивого Воинства……Память их будет установлена впоследствии первого июня…

Служили эту литургию 18 священников, из восемнадцати Чаш причащались на смерть казаки… Танки репатриационных отрядов раздавили церковный помост и разрезали собравшихся на отдельные островки, в которых закипела насильственная посадка в автомашины. Люди бросались под колеса автомашин, под гусеницы танков, стреляли в своих жен, детей, в себя. Над войском стоял сплошной стон, вслушиваясь в который можно было различить слова: « Христос…»

Отец Николай в ризах, с Чашей, стоял среди волнующегося моря людей на каком-то высоком столбе — остатке церковного помоста — и был виден всем. Высоким звенящим тенором, охваченный экстазом мученичества, запел он гибнущему войску «Святии мученици, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся, молитеся к Господу…». Голоса сотен казаков и казачек-певчих подхватили брачный гимн… Войско обручалось со своим Небесным женихом… Цокали машины, работали приклады, лилась кровь. А над всем этим плыл торжественный напев верной до гроба невесты-Церкви, оплакивающей чад своих…»

Эта повесть о людях живших записана среди людей живущих, в лагерях, в скоплениях вырвавшихся из тьмы.

Кто они эти люди, при жизни своей служившие сами по себе панихиду?

Мы не в состоянии определить, взвесить их ни по одному из общепринятых измерений. Мы не можем установить ни удельного веса различных социальных групп, ни ступеней культуры, ни религиозных верований, ни даже национальностей российских людей, ушедших с казаками от потерявшей свое имя России.

Мы вправе лишь утверждать одно: подавляющее большинство этих разноликих, разнородных, разноязычных, разномыслящих людей прошли сквозь колючую проволоку советского концлагеря или близко соприкоснулись с нею через своих родственников, друзей, единомышленников. За колючей проволокой, в разросшихся вглубь и в ширь Соловецких лагерях — страдания, кровь, смерть. Муки тела и страдания духа…

Б. Ширяев

(«Неугасимая лампада»)

 

© “Родимый Край”№112 МАЙ — ИЮНЬ 1974 г.


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading ... Loading ...




Читайте также: