Под этим заглавием в «Новом Русском слове» от 13 июля была напечатана статья Н. Королькова. На этот вопрос сам он не ответил. Я считаю, что вопрос этот весьма сложен и коротко ответить на него трудно. Но все же я попытаюсь дать ответ на основании тех исторических данных, которые имею, и выскажу только свое личное мнение.
Первое положение. Казаки могут исчезнуть. В эмиграции старые казаки, носители, идеи казачества, умрут. А молодое поколение, в течение многих долгих лет постепенно ассимилируется, смешается с местными жителями и их (казаков) уже не будет интересовать казачье будущее. (Во многих семействах уже и сейчас дети не говорят по-русски).
В Советском Союзе уже в 1918 году, захватив часть территории Области Войска Донского, большевики-коммунисты «с неимоверной жестокостью приводил в исполнение программу, утвержденную центр. исполнительным комитетом российской коммунистической партии, а именно: 1. Казачество должно быть совершенно уничтожено. 2. Объявляется обязательной для всех — беспощадная борьба с верхами казачества путем поголовного их истребления. 3. Устанавливается массовый террор против зажиточных казаков, у которых надлежит, беспощадно, конфисковать полностью хлеб и предметы хозяйственной утвари. 4. Спешно переселить на Дон крестьянскую бедноту. Казачьи станицы наводнить вооруженными отрядами, на обязанности коих — расстреливать каждого, у коего будет найдено оружие» («Белая Россия». Ген. шт. ген.-лейт. C.B. Денисов, стр. 36). Этот террор привел к тому, что казаки восстали. Вместе с Добрармией вооруженная борьба продолжалась до 2 ноября (ст. стиля) 1920 года, когда армия ген. Врангеля оставила Россию.
Во время 2-ой мировой войны в 1942 году немецкая армия заняла Донскую область и часть казаков, оставшихся в СССР, вновь, при поддержке немецкой армии, начала вооруженную борьбу против сов. правительства. Сталин, принужденный к тому успехами немецкой армии и продвижением ее вглубь страны, обратился к народу, взывая к его патриотически-национальному духу, и приказал всех мужчин, живших в районе бывшей Донской области, считать казаками и формировать из них казачьи полки.
Конечно, с окончанием войны вновь началось уничтожение казачества. Мой приятель офицер-кубанец, ведущий переписку с казаками, живущими в СССР, пишет мне: «Там казачество психологически вытравлено властью и жизнью. Казаки такие же колхозники, как и все крестьяне, и это продолжается 54 года. Жизнь и всякая служба, даже военная, у них одинакова со всем российским народом. Никаких национальных частей войск, ведь там нет».
Так что можно и надо считать, что в Сов. Союзе казачество, постепенно, будет уничтожено.
Второе… Предложим, что в Сов. Союзе режим станет другим. К власти придут русские люди, а не коммунисты и Интернационал. В этом случае мы можем основываться на отношении к казакам Русской Освободительной Армии (РОА). В книге «Андрей Андреевич Власов» (покойного полк. В. В. Позднякова) находим следующие данные, которые сообщаю весьма сокращенно.
В «Открытом письме» ген. от кавал. П.Н. Краснова главнокомандующему ВС КОНР ген.-лейт. А.А. Власову читаем: «7 и 8 ноября 1944 года я имел с Вами серьезные беседы о взаимоотношении и общей работе против большевизма, возглавляемых Вами русских вооруженных сил и казачьих войск. Инспекторские поездки помешали нам закончить переговоры. Создалось впечатление размолвки». Далее Краснов писал о том, что казаки… «вооружаясь чем попало, создали казачьи сотни и полки, сражаясь плечом к плечу и стремя к стремени с немцами, как при наступлении, так и при отходе из пределов СССР. 10 ноября 1943 г. германское правительство объявило казакам, что признает права казаков на их земли, кровью и трудом предков их завоеванные и их права на самобытное существование»… (стр. 204). Дальше Краснов писал, что цель — уничтожение большевизма в России — у казаков и КОНР одинакова, что кажущейся размолвкой воспользовалась пропаганда большевиков. Но у казаков одна мечта — вернуться в родные края. Зажить там той жизнью, какой жили они до прихода к власти большевиков. Казаки сознают, что после победы… «Россия останется под наблюдением и покровительством Германии». Затем следуют вопросы: «признаете ли вы за казаками те права, которые уже признала за ними Германия? Можете ли Вы и Комитет, возглавляемый Вами, оказать казакам на родной земле необходимую помощь, защиту и покровительство без помощи Германии? Не считаете ли Вы ошибочным и вредным, в теперешнее смутное время, раскалывать казаков созданием параллельного Управления казачьих войск, независимо от Главного управления казачьих Войск». (стр. 205-06) (которым управлял ген. Краснов).
Ответ ген. А.А. Власова (сокращенно): «26 марта 1945 г. я имел честь прочесть Ваше… открытое письмо». Дальше Власов писал о своем взгляде на казачество… «оно явилось и является великой антибольшевицкой силой… Шло и идет в первых шеренгах борцов с большевиками и потому имеет большие заслуги в освободительной борьбе, … что необходимо бережно относиться и укреплять казачьи обычаи освященные веками казачьи порядки и что на вопросы «поручаю ответить Казачьему управлению при КОНР … (стр. 207).
Ответ этот, весьма коротко: «КОНР идет на союз с Германией… равноправный, не затрагивающий ни чести, ни независимости нашей многострадальной родины (подчеркнуто не мною — М.Б.). «Мы боремся за независимость родины, которая не может быть ни под чьим покровительством или протекторатом, а будет свободной и вполне самостоятельной… а не так, как заявляете Вы (Краснов — М.Б.)… Россия останется под покровительством и наблюдением Германии».
Далее в ответе указывается, что «казачество уже давно не едино» и упоминается о «самостийниках». О желании казачества «получить в собственность свои земли… иметь свое самоуправление… Это вполне законные требования, но казаки, трезво разбирающиеся в обстановке, ясно сознают, что в современной России не может быть восстановлено самодержавие и какие бы то ни было сословные привилегии. Россия уже не та, что была перед революцией 1917 г., и казаки уже не те».
Третье предположение. Может быть, казаки будут существовать только в том случае, если в возрожденной России будет неограниченная монархия. Но возможно ли это?
Из вышеизложенного, можно сделать заключение, что «казаки» будут существовать только по названию.
М. Бугураев
© “Родимый Край” № 114 СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ 1974 г.
Читайте также: