Это величайшее событие в мире открывает новую эру для всего человечества и его нельзя обойти молчанием. Возможно, что многие читатели «Род. Края» не имели возможности следить за полетом космического корабля «Аполло-11» и им будет интересно узнать подробности этого величайшего достижения. Сведения об этом выписаны мною из американских газет Daily News, Sunday News, Sunday New-York News и русских «Новое Русское Слово», «Россия» и журнала «Часовой». Пополнены они тем, что я увидал на телевизионном экране. Вероятно, ко времени выхода этого № состоятся и другие полеты на луну, но полет «Аполло-11» особенно интересен, потому что он был первым, позволившим людям высадиться на луне.
«Завоевание воздушного пространства и полеты человека в космос — самый большой риск для жизни астронавтов. Если мы умрем — наш народ должен примириться с этим. Но мы надеемся, что это не остановит от полетов других и не заставит отложить выполнение программы — высадки человека на луне» — сказал на конференции американских журналистов незадолго до своей смерти командир воздушного корабля «Аполло 1-го» — полк. Гриссом, погибший вместе с другими астронавтами кап. Войтом и Роджером во время пожара при запуске корабля 27 янв. 1967 г.
С 1950 г. вопросу о высадке человека на луне особенное внимание стали уделать СССР и США. Но в то время, как Сов. Союз свою работу проводил (и проводит) секретно, САСШ все свои изыскания ведут совершенно открыто, предварительно сообщая в печати о
предстоящих полетах своих воздушных кораблей.
Не все государства могут производить полеты в космос — это требует громадных денежных расходов. К июлю 1969 г. США уже израсходовали 38 миллиардов долларов. Из них — 26 только на полеты на луну (Попутно шли и изыскания по линии военной защиты). Один полет космического корабля стоит 350 миллионов: ракета «Сатурн 5» для запуска корабля — 185 милл., космическая станция — 55 милл., лунная станция — 40 милл., расходы по запуску «Аполло 11» — 70 милл.
Во всей работе подготовки и запуска принимают участие 20 тысяч различных компаний с общим количеством рабочих в 300 тысяч человек.
Началом первых изысканий и серьезных работ по изучению космического пространства и возможности полета человека на луну и др. планеты можно и надо считать 1891 г., когда русский ученый К. Э. Циолковский писал, что для космических кораблей горючим будет жидкость — смесь водорода и кислорода. В своей книге «Вне земли» он очень подробно писал о луне, об ее составе, о камнях, которые могут быть на ней найдены, указывал, что ее поверхность покрыта толстым слоем космической пыли.
В США доктор физико-математических наук Р. Годдару в 1909 г. писал, что человеческий ум пройдет все стадии подготовки полета в космос и подтвердил, что горючим будет та же жидкая смесь водорода с кислородом. В 1926 г. он произвел первые опыты применения этого жидкого горючего, Ракета высотой в 10 футов*), вес ее не указан, поднялась на 41 фут, пролетела 184 фута, со средней скоростью 60 миль в час. Весь полет продолжался две с половиной секунды. Это было началом исторического шага на пути высадки первого человека на луне.
В Германии работы в этом направлении начались в 20-ых годах. К 1937 г. профессор Вернер фон Браун (теперь в США), Оберт и др. изобрели ракеты Фау-1 и Фау-2, которыми во время 2-ой Мировой войны немцы бомбардировали -Лондон.
4-го окт. 1957 г. Сов. Союз запустил свой первый «Спутник», полезный вес которого был 184 фунта, вся же ракета весила около 5 тысяч фунтов. Для всего мира это было полной неожиданностью.
США обратили на это особенное внимание и с февраля 1959 г. начинается регулярный запуск беспилотных ракет. В СССР при первых опытах использовали собак (первая — «Лайка»), которые чаще погибали, не возвращаясь. Американцы отправляли обезьян, и они возвращались на землю. Наука уже шагнула вперед. А мистер «Сам» — большая обезьяна — летал, вернулся обратно, управляя рычагами корабля, чему был обучен.
С 1960 г. в США под управлением Национальной Пространственной Администрации по изучению космоса и полетов (НАСА) была выработана широкая программа для сооружения космических кораблей. К работам по ее осуществлению были привлечены научно-исследовательные центры, лаборатории, университеты, также как и частная промышленность, работавшие иногда независимо друг от друга.
В конце июля 1960 г. НАСА объявило о начале полетов кораблей «Сюрвейер» и «Ранджер». Позже появились «Лунар Орбитер», «Меркурий», «Джимми». «Ранджеры» 7-ой, 8-ой и 9-ый прислали первые снимки луны с близкого расстояния. Пять «Лун. Орбитеров» летали кругом луны на расстоянии 30-ти миль и тоже послали сотни снимков с ее поверхности. Пять «Сюрвейоров» мягко опустились на луну и тоже присылали снимки. Все эти снимки способствовали впоследствии выборке места посадки.
В 1961 г. СССР запустил к Восток» 1-ый с космонавтом Ю. Гагариным. Этот полет с че-
*) От редакции: для сведения читателей в Европе, сообщаем перевод мер, принятых в США, в меры десятичной системы: 1 инч = 2, 54 см., 1 фут = 30,48 см., 1 ярд = 91, 44 см., 1 миля — 1609 метр., 1 амер. фунт — 453 грамов.
ловеком произвел большую сенсацию во всем мире и особенно в Америке. Многие конгресмены стали говорить о большой отсталости США от Сов. Союза. И 25 июля 1961 г. президент Кеннеди предложил Конгрессу ассигновать большую сумму денег на программу запуска человека на луну. «Я верю — сказал он — что наша нация преодолеет все препятствия и к концу этой декады (т. е. до 1970 г. М. Б.) американцы высадятся на луне и благополучно вернутся обратно на землю». Хотя на Конгрессе и раздавались голоса, что все это «лунная фантазия», но все предложения были приняты полностью и без прений. С этого времени между СССР и США «началась гонка»: кто первым спустится на луну.
В США было совершено 6 полетов «Меркурия» на небольшом (относительно) расстоянии от земли с одним человеком, 10 полетов «Джемини» — с двумя. Продолжительное пребывание в космосе дали данные о состоянии человеческого организма во время полета и о возможностях выполнять различные маневры: встречи кораблей, точной посадки, выхода человека наружу — в космос и т.д. Наконец, в январе 1967 г. начались полеты «Аполло» с тремя космонавтами. Каждый полет получал задание все труднее и труднее: «Аполло — 4» пробыл на земной орбите 241 час, «Аполло — 7» пробыл в космосе 260 часов (почти 11 дней), сделав вокруг земли 163 оборота. Этот полет (окт. 1968 г.) дал настолько важные результаты, что в американских научных кругах серьезно думали об отправке обитаемого космического корабля в конце этого года вокруг луны. «Аполло — 9» имел уже специальную кабинку для посадки на луну. Астронавтами была выполнена весьма сложная программа: отделение лунной кабинки и вновь соединение с ней после ее отдаления на 175 километров, испытали лунный скафандр (специальная одежда для пребывания на луне) в космосе, наружи корабля. Астронавты «Аполло — 10» — полк. Стеффорд, кап. Д. Ион и Ю. Сернен блестяще произвели все опыты для высадки на луну двух астронавтов с последующего «Аполло — 11».
«Аполло — 10» был запущен 19 мая 1969 г. 20-го мая он вышел на лунную орбиту, находясь от луны в 3900 милях и в 236100 милях от земли. 21-го мая он находился от луны на расстоянии 69 миль. За два с половиной дня нахождения на лунной орбите «Аполло — 10» совершил 31 обращений вокруг нее. 22-го мая Стеффорд и Сернен пересели в лунную кабину «Снупп» и отделились от «Аполло — 10». Ими был совершен очень рискованный опыт: 8-ичасовой полет с приближением к луне на 9 миль. Целью полета были обследование лунной поверхности при помощи специального аппарата «Сюрвер» и выбора места для посадки «Аполло — 11». 24-го мая «Снупи» в 6 ч. 20 м. утра вышел, при помощи сильной ракеты, из своей орбиты и присоединился к «Аполло — 10». Оба австронавта перешли в него, оставив «Снупи» в космическом пространстве. 26-го мая, точно по расписанию, в 12 ч. 52 м. дня, «Аполло — 10» закончил свой 8-и дневный полети спустился в Тихом океане в 5-ти милях от назначенного места. Вертолет подобрал астронавтов и доставил их на авиаоматку «Принстон». Президент США Никсон по телефону поздравил австронавтов с «необыкновенным достижением» и сообщил, что он получил поздравительные телеграммы от Англии, Франции, Зап. Германии, Италии, Индии. Сов. ученый В. Пирин писал, поздравляя «полет «Аполло — 10»: это большое событие в истории космонавтики», подчеркивая «удивительную точность» полета этого космического корабля. Одиннадцать дней астронавты были под надзором специального медицинского контроля с целью определить влияние радиаций на человеческий организм при долгом пребывании в космическом пространстве вблизи луны. Астронавты сообщили, что на поверхности луны есть много громадных валунов, высотой в 20-ти и 50-тиэтажный дом, но для высадки там людей нет никаких препятствий.
И уже 12 июня в американских газетах появилось сообщение о запуске на луну «Аполло — 11» 16 июля в 9 ч. 32 м. утра (В СССР о своих запусках никогда и нигде не сообщается).
Перед полетом «Аполло — 11» в галерее небоскреба «Время и жизнь» в Нью Иорке открылась, исключительная по богатству оборудования, выставка на тему «Аполло, человек и луна». В ее организации приняли участие 17 крупнейших фирм, работавших для выполнения этих полетов. На улице стояла модель лунной кабинки в натуральную величину, у входа был манекен космонавта в громоздком специальном лунном одеянии, со множеством всяких аппаратов. Внутри здания была та же лунная кабинка со всеми ее сложными деталями. Там же была 35-ти футовая модель ракеты «Сатурн — 5», фактические размеры которой 365 футов длины, при 10 фут. толщины. Одна сторона ее была из прозрачной пластики, благодаря чему можно было ознакомиться со всеми тремя ракетными стадиями (ступенями), с космической станцией. Там же были и фигурки космонавтов соответствующего масштаба. Отдельно показывались аппараты, которые будут оставлены на луне для передачи на землю происходящих там изменений. Была и модель космического аппарата, при помощи которого была получена предварительная информация о лунной поверхности и выбрано место для посадки космического корабля. Специальные лекторы давали объяснения по космонавтике присутствующим по интересующим их вопросам. Снаружи здания был установлен большой экран для телевизионной передачи полета «Аполло — 11» и высадки австронавтов на луне. Вход на выставку был бесплатный.
12 июля в американских газетах опять появилось подтверждение о предстоящем полете «Аполло — 11» 16-го июля, со всеми подробностями времени запуска и именами астронавтов. А журнал «Sunday New-York News» сообщил биографические сведения о трех астронавтах.
Нил Армстронг, летчик, род. 5 авг. 1930 г. в г. Ваноконет, Охайо. Женат, имеет двух сыновей. Во время Корейской войны служил в морской авиации, совершил 78 боевых полетов. Имеет высшее образование — специальное аэронавтика. Его сосед и учитель Джон Крейт дает ему такую характеристику: «Нил был замечательный мальчик, верный своему слову, решительный и спокойный. Всегда успешно кончал дело, за которое брался. В Университете особенно преуспевал по физике и химии. Не интересовался социальными вопросами, был очень стоек в своих убеждениях и весьма религиозен. Однажды летом, ночью — рассказывает Крейт — луна светила особенно ярко. Нил долго очень-очень внимательно смотрел на нее и сказал: «Я надеюсь, что когда-нибудь буду летать и… я буду там. Я буду на луне!»
Городской метеоролог, вспоминал свою первую встречу с Армстронгом, когда он со своей матерью пришел посмотреть обсерваторию Зинта: «Нил всем интересовался. Провел много времени у различных приборов, спрашивая, для чего они предназначены, как ими пользоваться, где их можно купить и сколько они стоют. Задавал мне много вопросов о звездах. планетах и вообще о воздушном пространстве. Но больше всего его интересовала луна. Она как бы притягивала его. Все его вопросы были очень серьезны, обоснованы и… не по его летам: я очень удивился, когда узнал, что ему не было и десяти лет».
Мать Армстронга говорила, что он всегда был очень верующим и она надеялась, что он
будет священником. И в то же время: «Еще будучи маленьким, Нил очень интересовался устройством аэропланов и воздушными полетами. Когда он был в школе, то много свободного времени проводил на аэродроме нашего города, теперь носящего имя Нила Армстронга».
Армстронг — участник трех полетов «Джемини — 5, 9 и 11». Во время полета «Джемини — 8» он осуществил первое сцепление двух ракет в пространстве.
Второй астронавт, полковник Воздушных Сил Эдвин Олдрин, родился в 1930 г. в г. Монклер, Нью Джерси. Женат, имеет двух девочек и мальчика. Окончил 3-им Вест-Понскую Академию (Юнкерское училище). Имеет высшее образование со званием доктора аэронавтики. Имя его матери, умершей в 1930 г., было Мун (по русски — Луна), До 10 лет его воспитывала тетка, рассказывающая, что он начал ходить 10-ти месяцев и было трудно за ним усмотреть. «Он вечно рвался на улицу, часто бывал там совершенно один. Однажды, когда ему не было и грех лет, он ушел из дома, долго я его искала и нашла его очень далеко. Он убегал по дороге все дальше и дальше, весело смеясь и был очень счастлив. По рассказам отца он очень увлекался спортом всех видов и был очень популярен в среде своих сверстников. Когда в 1943 г. отец Олдрина, теперь полковник в отставке, ушел на войну, то сказал своему 13-тилетнему сыну, что он теперь остается главой семьи и должен обо всем заботиться сам. «Помню — рассказывал отец — сын стояли передо мною — прямо, спокойно, выслушал все внимательно и… молча». А когда я вернулся с войны в свой дом, то во всем был полный порядок, и я был очень горд своим сыном»…
Олдрин — участник Корейской войны, имел 66 боевых полетов и 3200 специальных летных часов на джетах. Был в полетах «Джемини — 10» во время которых выходил в Космос и в ноябре 1966 г. в полете «Джемини — 12».
Третий космонавт, полковник Военно-Воздушных Сил Майкл Коллинс, родился в 1930 г. в Италии, в Риме, где его отец, теперь генерал в отставке, был военным представителем при американском после. Женат, имеет двух дочерей и одного сына. Окончил Вест-Пойнтскую Академию. Большой спортсмен. «Майкл любил бывать в обществе друзей — юношей и барышень — рассказывала его мать — и в их среде всегда во всем был «первым» и инициатором всех начинаний. Все его любили и слушались. Рано стал проявлять свою независимость, но всегда подчинялся распоряжениям своих родителей, которых очень любил». Участник полетов «Джемини — 7» и Джемини — 10».
Все космонавты — глубоко верующие люди.
13 июля опять была опубликована полная программа запуска «Аполло — 11» утром 16 июля, с сообщением, что весь полет и пребывание космонавтов на луне будут показаны на всех телевизионных станциях США.
14 июля директор крупнейшей британской астрономической станции сэр Б. Ловелл сообщил, что в этот день в СССР была запущена на луну беспилотная «Луна — 15». А Сов. Союз молчал, и были неизвестны ни цели ее запуска, ни ее орбита. По данным сэра Ловелл, 17 июля «Луна — 15» была на орбите не выше 62 миль от луны. А 18 июля «Аполло — 11» будет находиться на орбите с верхней точкой 76 миль и нижней — 62 мили. Естественно, что такое соседство представляло опасность для «Аполло— 11». Но… к вечеру
17 июля орбита «Луны — 15» была изменена. После сов. ученые меняли ее орбиту еще два раза.
19 июля председатель Академии Наук СС CP Келдыш сообщил американскому астронавту Борману, что «Луна — 15» не является помехой полету «Аполло — 11». (Борман, командир «Аполло — О», бывал в Москве и там познакомился с Келдышем).
20 июля «Луна — 15» пролетала над американцами, когда они были на луне в районе «Моря спокойствия». Со скоростью 300 миль в час «Луна — 15» ударилась в луну в районе «Моря кризиса» в 500 милях от американцев и разбилась. Есть предположения, что это произошло из-за того, что она по какой-то причине подверглась лунному притяжению.
За неделю до запуска «Аполло — 11» люди со всей Америки и многочисленные туристы стали приезжать в Кейп Кеннеди. Все гостиницы и частные дома были ими переполнены, много из них располагалось под открытым небом на берегу океана. По данным полиции, собралось более 750 тысяч человек. Для «знатных лиц» — приглашенных — видных иностранцев, дипломатических представителей, официальных лиц правительства, были построены трибуны. Присутствовали бывший президент Джонсон и 69 дипломатов. Президент Никсон был в это время в поездке заграницей.
Полет «Аполло — 11» был расчитан на 8 дней, 3 часа, 12 минут. В «Нов. Русском Слове» А. Цветиков писал: «для управления космическими кораблями есть два вида небесного кораблевождения: отдаленный контроль (управление с земли) и инерциональная навигация. Контрольная станция на земле с помощью радара или радио автоматически получает сигналы, если есть отклонения корабля от данного ему направления, и станция, тоже автоматически, передает кораблю необходимые поправки. Но этот контроль неосуществим, когда ракета находится на горизонте или за небесными телами, наприм. за луной, т. к. лучи радара могут идти лишь прямо и без препятствий на своем пути.
Инерциональная, т. е. зависящая от инерции корабля, навигация осуществляет автономный контроль внутри самого корабля, и является независимой от станции пункта отправления. При этом способе корабль имеет управление и контроль постоянно и беспрерывно под наблюдением самих астронавтов.
Посредством специальных приборов (компьютеров) автоматически идет исправление отклонений и своевременная подача горючего во время движения, что позволяет беспрерывно иметь большую скорость движения корабля, достигающей 25.000 миль в час».
Полетом «Аполло — 11» руководила Главная Космическая Контрольная станция, для удобства переговоров с астронавтами во время их полета имевшая позывной «Хьюстон». Соответственно, Коллинс, остававшийся на «Колумбии» после отделения лунной кабинки — «Реджер», а Армстронг и Олдрин, которые должны были высадиться на луну из лунной кабинки — «Игль» («Орел»).
Читайте также: