В 1895 году мой дедушка, полковник Заамурского Военного Округа Пограничной стражи, кубанский казак Иван Федорович Павловский, тогда в чине есаула, со своей сотней Кубанских казаков был неожиданно приказом направлен с персидской границы в Одессу. По прибытию в город и явки к начальству, дед получил приказ о назначении его в далекую Маньчжурию, как первого представителя русской военной власти на полосе земли, установленной специальным арендным договором между Россией и Китаем, сроком на 99 лет, для постройки на ней Китайской Восточной железной дороги и взаимного содружества двух упомянутых государств в ее эксплуатации.
Путь через Сибирь, в те времена был не только труден, но и чрезвычайно долог. Поэтому, дед и казаки, из Одессы плыли морем до Владивостока. Много интересного и поучительного навидался наблюдательный дед и его казаки за это плавание.
В Владивостоке дед получил точные указания в какое место Маньчжурии он должен прибыть и каковы будут основные обязанности по его новой службе. Далее дед со своей сотней совершил трудный поход по бездорожью дикого, неведомого края, через горы и лесные дебри Маньчжурии в древний город Гирин. После дружественной встречи с китайскими властями и небольшого отдыха, дед и его казаки совершили еще такой же поход и прибыли на место своего назначения — на дикий, безлюдный берег реки Сунгари, где впоследствии был основан Харбин.
Началась подготовка к строительству Китайско-Восточной железной дороги.
В ожидании приезда изыскательных партий, которые должны были приплыть по Сунгари на пароходе к условленному месту, дед с казаками, не терял времени, совершая во все стороны походы, знакомясь с прилегающими районами и занимаясь охотой на диких зверей и птиц для самоснабжения продовольствием, точно так, как приходилось ему раньше поступать, находясь в глухих районах персидской границы.
Как там, так и тут, редкие встречи казаков с изумленным населением дикого края, не встречавшимся никогда ранее с русскими, носили миролюбивый, дружественный характер на основе равенства, уважения человеческого достоинства, чужих нравов и обычаев религии.
Местные, малочисленные жители отвечали такими же благожелательными и дружелюбными чувствами.
Ознакомясь с окружающей местностью, дед и его казаки, вернулись к сроку на условленное место встречи со строителями КВЖД, выбрав единственный имевшийся китайский хутор, отстоявший от реки Сунгари верстах в 10 к востоку, постоянным местом своей стоянки.
С прибытием пароходов с изыскательными партиями, рядом с хутором началась постройка первого русского поселка. Он состоял из саманных бараков, построенных по местному образцу, с такими же соломенными крышами, глинобитными полами, только снаружи и внутри они были чисто выбелены, а окна, вместо тусклой промасленной бумаги, имели сверкающие стекла.
Этот 1-ый русский поселок на маньчжурской земле, впоследствии был назван Старым Харбином, в отличие от нового города, где была построена большая железнодорожная станция с массой поездных путей и ответвлений, часть которых вела к складам и пристани на берегу Сунгари.
Весть о кипучей созидательной деятельности русских о постройке ими первого поселка и невиданного в тех краях железнодорожного пути, всколыхнула местное население и часть его переселилась к месту стройки, занявшись своим привычным делом — огородничеством и хлебопашеством. Сельскохозяйственные продукты находили сбыт у строителей дороги — по неожиданным, хорошим и высоким ценам.
Другая часть местных жителей занялась с таким же успехом разными ремеслами, а здоровая молодежь обрела еще лучшие заработки, вступив в рабочие строительные артели. Объем работ разширялся, рабочих рук не хватало. Узнав о хороших заработках, с юга стали массами идти желающие получить работу.
Время шло, к речной пристани все чаще прибывали пароходы с баржами, привозя все новые партии строителей, различные материалы и части. И на пустынном до этого берегу Сунгари разрастался город. Жизнь кипела.
В три стороны от города на запад, восток и юг, на фоне девственной, зелени лугов, потянулись, уходя в синеющие дали, четкие, свежие железнодорожные насыпи, созданные упорным, тяжелым трудом объединенных русских и китайских рабочих артелей. Их свободный, хорошо оплачиваемый труд под руководством инженеров и техников преодолевал многочисленные природные препятствия. Через реки перекидывались мосты, возникали высокие насыпи будущего пути. И кочующие поселки строителей уходили в даль, спеша навстречу к тем, кто с таким же упорным трудом и настойчивостью вели постройку пути с противоположных пунктов.
Дед и его казаки, не сидели праздно в городе, а двигались во главе передового строительного отряда, идущего на восток — в самый глухой, безлюдный, дикий, труднодоступный, гористый, покрытый дремучими лесами район Маньчжурии, где они уже успели побывать ранее, сопровождая изыскательные партии. Теперь они снова, как и тогда, несли охрану строителей дороги от возможных нападений хунхузских шаек и тигров. Но, главным образом, в этом районе, казачьи разъезды служили единственным надежным средством связи между отдельными партиями строителей и далекого города пока не вступила в строй телефонная линия.
Походная жизнь в дебрях тайги была казакам не в тягость, а по душе; они привыкли, приноровились к ней прослужив не мало лет в пограничной страже на персидской границе. Только там не было такой дикой, своеобразной, красочной природы, не было такого богатства и обилия всевозможных диких зверей, охотой на которых они снабжали строительные партии обильным провиантом. А сколько интересных приключений, случайностей и впечатлений принес им этот период жизни!
Нередко, в летние и осенние вечера, когда после трудового дня, в наступающих сумерках тайги, в лагере загорались костры для варки ужина и освещения. В тиши наряду с заунывной музыкой китайской своеобразной скрипки и флейты, вдруг, вначале тихо, а потом наростая мощью и удалью, неслись казачьи песни, вспыхивал ярче и шире огонь костра, песни переходили в бурные пляски под акомпанимент гармошки и бубнов.
По скончании постройки пути и начала регулярного движения поездов, (это было в 1900 году) дед получил по телеграфу вызов — срочно возвратиться в город. На юге Маньчжурии было неспокойно. В столице, Пекине вспыхнуло стихийное движение против всех иностранцев, находившихся на территории Китая. Это восстание во главе с китайскими войсками вошло в историю под названием «Боксерского» и отличалось необычайной яростью.
Первые боксерские отряды появились в Маньчжурии в наиболее населенной ее части. Они уничтожали железнодорожные пути Южной линии КВЖД, срывая насыпи, топя в прилегающих реках и водоемах рельсы, разрушая мосты, сжигая на кострах шпалы, подвижные составы, разрушая и сжигая станции, разъезды и полуказармы. Всех захваченных ими беззащитных железнодорожников и их семьи безжалостно убивали. Часть боксерских полчищ двинулась на север к Харбину, а другая к югу, в сторону Ляо-Дунского полуострова, неся смерть и разрушения на своем пути.
Медлить было нельзя, надо было во что бы то ни стало опередить боксеров, спасти остальных линейных служащих и их семьи от неминуемой гибели. Самоотверженный, глубокий конный рейд деда во главе своей казачьей сотни вдоль южной линии КВЖД, принес им неожиданное спасение от наступавших со всех сторон боксеров.
Особенно тяжел был для горсти казаков их обратный путь, так как они потеряли свою обычную маневренность и скорость из-за растущего обоза с беженцами, тяжело ранеными и телами убитый в боях казаков. Терпя невероятные лишения, почти без отдыха и сна, отбиваясь со всех сторон от атакующего противника, казачий отряд и охраняемый им обоз благополучно достигли Харбина.
Вскоре после этого, многочисленные боксерские войска осадили и Харбин. Неожиданно развернувшиеся события захватили врасплох мирный город, находившийся в периоде строительства. Гарнизон его был небольшим и не имел артиллерии. Не было также продовольственных запасов и медикаментов, а из-за разрушенных боксерами железнодорожных путей — нельзя было ждать скорого прибытия помощи. Осада города принимала грозный, затяжной характер.
Но, защитники его не падали духом и успешно отбивали все атаки противника. В механических мастерских КВЖД была спешно отлита из меди небольшая пушка, но для ведения военных действий она оказалась непригодной. А у боксеров неожиданно появилось два скорострельных немецких орудия, которые были установлены ими на кукурузном поле у берега Сунгари, напротив городской пристани. Прямой наводкой из них они принялись безнаказанно расстреливать город и стоявших у пристани речные суда. Первыми жертвами этого обстрела стали мирные жители города.
Дед не мог стерпеть создавшегося положения. Собрав остаток своей сотни, он вместе со своим зятем Зарембой, командиром небольшой пехотной части, составил отряд и немедленно повел его по уцелевшему понтонному мосту на противоположный берег Сунгари.
Несмотря на бешенный ружейный и орудийный огонь боксеров, отряд быстро врезался в кукурузное поле, захватил эти два орудия и повернув их против врагов, метким огнем из них и стремительной конной атакой вынудил к отступлению. Неожиданная геройская вылазка защитников города нанесла большой материальный и моральный урон боксерам; они сняли осаду и отошли на юг.
Это произошло весьма вовремя, так как у защитников его иссякли запасы патронов и кончалось продовольствие и начинались эпидемические заболевания.
Население города оценило по заслугам дела дела, наименовав его спасителем Харбина, а созданный им отряд — Маньчжурскими героями. Но скромный, простодушный дед, верный своему воинскому долгу, всячески избегал похвал и выражений признательности.
Постепенно жизнь города входила в свою обычную мирную колею, хотя дозоры деда зорко следили, чтобы не быть захваченными врасплох внезапным маневром врага.
Между тем, с севера вверх по течению Сунгари от границ России спешно двигался караван судов с русскими воинскими частями, с продовольствием, медикаментами и материалами для восстановления поврежденных железнодорожных составов и путей. И вспыхнувшее пламя боксерской войны отходило все дальше и быстро угасло.
Угасло оно быстро не только потому, что сравнительно малочисленный его противник обладал лучшими знаниями ведения войны, лучшей техникой и дисциплиной.
Главной причиной было осознание всей боксерской массой и всем населением Маньчжурии ошибочности поднятой ими жестокой ничем необоснованной войны с миролюбимым, благожелательным и добрым русским народом, цель и появление которого на ихней земле являлась постройка железной дороги, выгодной и полезной для Китая и России, а не захват и порабощение чужого края.
Правильность этих мыслей и действий и возникшие на их основе взаимоотношения обеих нации, как и сохранность КВЖД подтвердилось на фактах и с честью выдержало испытания на крепость и нерушимость в течении последующих десятилетий, несмотря на великие сдвиги и военные события: русско-японская война, первая мировая война, революция в Китае, революция в России, гражданская война в Сибири, гражданская война в Приморьи и исход из них в Маньчжурию многочисленных, обездоленных, разоренных беженцев.
А что же дед и его казаки? Они отличились еще одним, неописанным, забытым подвигом в русско-японской войне 1904-1905 гг.
Н. Бориславский
© “Родимый Край” № 108 СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 1973 г.
Читайте также: