● Пожертвования, поступившие в Казачий Союз по Франции на сооружение памятника казакам во Франции. — Н.Н. Воробьев — 15 долл., Б. И. Седов — 25 долл., В. И. Дьяков — 50 фр., А. И. Амочаев — 10 долл., В. В. Шляхтин — 50 фр., В. В. и К.Г. Чернобровкины — 30 фр., Объединение Атаманского Военного Училища — 50 фр., А.А. Леонов — (2-ой взнос) — 50 фр., Н.Н. Ляхова — 25 фр., Д.Л. Ляхов — 2-5 фр., неизвестная — 10 фр., Т.Г. Поляков — 100 фр., Г.Г. Колтырин через атамана Казачьей станицы в Афинах З.С. Коршунова — 75 фр.
Комиссия по сооружению Памятника выражает глубокую благодарность жертвователям и сообщает, что сбор пожертвований продолжается.
● От инициативной группы по изданию книги «ДОНСКОЙ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III КАДЕТСКИЙ КОРПУС». — «Поздравляем всех донских кадет с наступившим 90-летием основания нашего Корпуса (30 августа), и сообщаем, как подвигается дело с изданием книги.
Как было уже указано, книга эта будет иметь более 500 страниц и приблизительно 60 фотографий, и будет разделяться на два отдела. Первый отдел — исторический: основание Корпуса, его существование до революции, революция и гражданская война, эвакуация в Египет, переезд в Буюк-Дере и роспуск кадет там в 1922 году.
Переезд оставшихся в Новороссийске кадет в Крым, образование там 2-го Донского Кадетского Корпуса, его жизнь в Симферополе и Евпатории, эвакуация в Югославию, Стренище, Билече, Горожда и закрытие Корпуса в 1933 году.
Второй отдел — сборник воспоминаний бывших донских кадет в Новочеркасске и за пределами России.
Книга будет издана в количестве 300-от экземпляров, редактировать ее согласился М. К. Бугураев (вице-урядник 21-го выпуска, 1909 года), напечатана она будет в Испании, стоимость издания — 5300 долл. Отчет денежных поступлений приводиться ниже. Продолжают поступать ценные и интересные матерьялы, в частности поступили очерки Э.Э. Шляхтина, И. Сагацкого, Б. Прянишникова, А. Еленовского, В. Казимирова.
Инициативная группа вновь обращается ко всем кадетам Донского Корпуса: «помогите собрать нужную сумму, чтобы книга была бы издана полностью и без сокращений».
Фонд для издания книги создается из добровольных денежных взносов, величина которых определяется желанием и материальной возможностью каждого участника фонда. Сродства фонда хранятся в банке на «севинг окаунт» и получаемые %% включаются в основной вклад.
К большому сожалению многие бывшие кадеты не только не внесли ни копейки, но даже не ответили на посланные им письма. По имеющимся у нас спискам, нас, бывших донских кадет около 140 человек. Отозвалось на наш призыв лишь немного более трети. Многие желают и ждут выхода нашей книги, но не желают нам помочь или не хотят принимать участия в этом деле. Другие все откладывают присылку своей лепты. Поторопитесь, это наше последнее обращение. Вспомните что нам дал в свое время наш родной Корпус и сколько мы все ему обязаны. Чем больше мы соберем денег, тем издание будет лучше, книга будет полнее и меньше будет сокращений.
«В добрый час!…» — Да поможет нам Господь Бог выпустить нашу книгу в этом “юбилейном” году…»
Подписали от Инициативной группы: Д. Саринов, М. Бугураев, В. Казимиров. Взносыпосылатьпоадресу:
D. Sarinoff. 640 Fort Washington ave. Apt. la New York. N.Y. 10040. USA
или в редакцию «Родимого Края».
До 7 сент. 1973 г. на издание книги «Донской Императора Александра III Кадетский Корпус» поступило: Д. Саринов, В. Казимиров, И. Квятковский — по 150 долл., В. Грейц, Ю. Полковников — по 110 долл., М. Залесский, В. Хрущов, А. Амошаев, Б. Седов, М. Бугураев, М. Кашин, И. Донцов, А. Беренс. В. Веносов, В. Данилов, Г. Гинтер, Е. Строганов, С. Бадминов, Н. Амошаев, Т. Докучинов — по 100 долл., Е. Богаевский, А. Уваров, М. Казнаков, Л. Иванов, Е. Квасников, П. Мандич, Е. Самсонов, А. Пустовейтенко — по 50 долл., И. Назаров, В. Михайлов, Н. Воробьев, С. Похлебин, Н. Лихарев, А. Кадринский, Н. Фортель, Н. Евсеев, П. Вертепов, В. Калинин — по 20 долл., Б. Рибас, В. Алексеев, В. Турчанинов, Б. Брокс, А. Захаржевский, Е. Кормилев — по 10 долл., А. Фортель, В. Измайлов — по 15 долл., А. Еленевский, П. Крипаков — по 25 долл., В. Случевский, К. Шереметов — по 30 долл., Б. Богаевский — 85 долл., В. Иванов — 78,31 долл., В. Турский — 200 долл., Г. Волков — 23 долл., кадеты Каракаса (Венецуелла) — 97 долл., В. Шляхтин — 17 долл., 8 кадет из Аргентины — 24 долл. пожертвовано — 1000 долл.
На почтовые расходы внесли: М. Саринов — 50 долл., В. Хрущов — 27 долл., А.А. Леонов — 20 долл., Б. Прянишников — 10 долл.,
Ю. Полковников — 10 долл., Л. Попов — 10 долл.
Редакция «Род. Края» всецело поддерживает это последнее обращение Инициативной группы.
Донской Корпус был единственным кадетским Корпусом, существовавшим во время гражданской войны, приютивший много, много кадет других Корпусов, закрытых большевиками, и давший этим кадетам возможность не только закончить образование, но и кров и пишу. «Долг платежом красен» — а помочь изданию книги, это — возможность погасить маленькую часть этого долга.
Издание этой книги не только кадетское дело, но и казачье. Донскими кадетами были Донские Атаманы генералы A.M. Назаров и А.П. Богаевский, временный Атаман Дона, до выбора Атаманом ген. Каледина — войск. старш. Е.А. Волошинов, командующие Донской армией во время гражданской войны генералы C.B. Денисов и В. И. Сидорин, блестящий кавалерийский начальник той же эпохи ген. А. Секретев и многие, многие другие. Донским же кадетом был и генерал Е. В. Павлов, последний Общеказачий Походный Атаман во время 2-ой Мировой войны, трагически погибший. А сколько донских кадет, разного возроста, начиная от юношей, почти мальчиков и кончая заслуженными генералами и полковниками сложили сбои головы, защищая Тихий Дон, достоинства и честь казачьи!
Изданная книга будет как бы венком на безыменные могилы многих из них. памятником славного прошлого Дона, но и ценным источником его истории.
Об этом следует подумать донцам…
● У казаков-дальневосточников. — 31 марта по случаю дня Св. Алексея — небесного покровителя Дальневосточных каз. Войск: Забайкальского, Амурского и Уссурийского в Сан-Франциско в храме женской Обители был отслужен торжественный молебен. На службе присутствовали забайкальцы со своим Атаманом А. В. Скрипкиным, председатель Обще-Казачьего Союза полк. Г. К. Болотов. Были казаки других Войск.
● 20 мая на Свято-Владимировском кладбище в Джексоне, Н. Джерси, США, около могилы вождя Степного Похода Походного Атамана ген. П.Х. Попова Партизанами Степняками была отслужена панихида по всем их соратникам.
● Верховное Казачье Представительство и его председатель В.Г. Глазков сообщают, что согласно их просьбе, отныне в брошюрах для туристов предназначенных для ознакомления с г. Лиенцем и его окрестностями будут помещены сведения о Казачьем кладбище в Лиенц-Пегец. И действительно в прекрасно изданной брошюре о городе Лиенце, под пунктом № 13 указано: — «Казачье кладбище, с его 8-ю братскими могилами напоминает об убиении в 1945 г. частями британской армии мужчин, женщин и детей казачьего народа при насильственной выдаче в Сов. Союз».
● 28-ая годовщина Лиенцевской трагедии — была отмечена в Лиенце двумя панихидами: 31 мая служил панихиду «Союз переживших Лиенцевскую трагедию» (председатель Д.П. Коломийцев), а 3 июня — «Объединение Казачьего Стана участников Лиенцевской трагедии 1.6. 1945 года» (председатель — И. В. Чонгов), на которых присутствовали как казаки из других городов Австрии, так же и приехавшие из Германии, Италии и Франции. После каждой из панихид состоялись поминальные трапезы.
● Годовщина Лиенца в США.
Во всех местах расселения казаков в странах свободного мира ежегодно отмечается годовщина казачьей трагедии. Следуя этой установившейся традиции, и казачья станица им. атамана Платова отметила эту печальную годовщину, в Патерсоне, Нью Джерзи США.
После литургии в местном храме, заполненном молящимися, перед панихидой по жертвам трагедии была освящена приобретенная станицей икона Покрова Пресвятой Богородицы, которая будет установлена в Владимирском кладбище в Джэксоне, Нью Джерзи. Панихиду и освящение иконы совершил протопресвитер о. Легкий.
Затем казаки и их друзья собрались в большом, просторном церковном зале на традиционную поминальную трапезу, приготовленную заботами казачек станицы.
Трапезу открыл станичный атаман Н. В. Каймачников. Протопресвитер о. Легкий благословил трапезу. Писарь станицы И. В. Сергиенко приветствовал всех пришедших помолиться за души погибших и убиенных во время этой страшной трагедии.
Член президиума Малого Донского Круга за рубежом полк. A.M. Тульцев в своем слове указал на вину западных союзников, которые, не зная сути и причин ухода казаков и их семейств на Запад из СССР, выдали их на расправу коммунистическим изуверам, нарушив священное право на политическое убежище, которое строго сохранялось казачьими предками.
В.Г. Глазков рассказал о причинах, которые принудили казаков к их массовому исходу на Запад. Прежде всего это были страшный террор и насилия после оккупации красными казачьих земель и разразившийся затем в 1921 году голод; потом насильственная коллективизация и выселения в гиблые места Сибири, а затем организация искусственного голода с целью сломить сопротивление казаков. Голод унес сотни тысяч человеческих жизней и вызвал даже случаи канибализма. И, наконец, новая волна ужасного террора и истребления во время Ежова. После всех этих испытаний неудивительно, что казаки при наступлении красной армии устремились на запад, чтобы не оказаться снова под гнетом коммунистической тирании.
Полк. Ананин в своем слове выразил от имени власовских организаций искренние соболезнования казакам в постигшей их в 1945 году трагедии, когда и русские люди, возглавляемые ген. А.А. Власовым переживали свою трагедию.
К. В.
● Акт Обще-Казачьей Станицы имени Атамана A.M. Каледина в Монтреале в Канаде. «В лета 1972 по Р.Х. с благославения нашего Владыки Его Преосвященства Преосвященнейшего Виталия, Архиепископа Монтреальского и Канадского, Обще-Казачья Станица имени Атамана A.M. Каледина собрала сумму в 1555 долл. для соружения иконы Покрова Пресвятые Богородицы — Заступницы и Покровительницы Казачества.
Достойно имени казака, каждый казак и казачка исполнили свой долг перед Богом и нашим славным Казачеством, так же как наши друзья не казаки, внесшие свою лепту на сооружение нашей казачьей Святыни, чем и проявили их любовь в казакам. За это их сердечное к нам отношение — приносится им братская казачья благодарность.
Пусть будет этот наш маленький скромный памятник — икона Покрова Пресвятыя Богородицы, в Свято-Николаевском Кафедральном Соборе, перед которой мы все будем возносить наши молитвы Богу о даровании нам воскресения нашего многострадального казачества. Да поможет нам Бог Вездесущий воспитать наших детей, достойными наших мудрых предков. Мы должны глубоко верить и уповать на Господа Бога.
Пройдет эта долгая, долгая темная ночь; наступит рассвет; взойдет солнце Правды; возвратимся мы или наши дети в сбои станицы, воздвигнем новые храмы на месте поруганных и уничтоженных, а в стольном граде Новочеркасске, вновь покроем купола нашего Собора Христа Спасителя, листовым золотом, а иконостас и престол в алтаре сделаем из чистого серебра. А казачки, по примеру своих предков казачек, украсят икону Покрова Пресвятой Богородицы драгоценным жемчугом.
Боже! Помоги нам и нашему будущему поколению исполнить эти Святые Заветы!…»
«БРАТЬЯ КАЗАКИ! — Прежде чем подписывать протокол этого схода, я должен сделать небольшое дополнение. Все что напишу о Доне — одинаково относится ко всем казакам других Казачьих Войск.
Дон считается колыбелью казачества. Все другие Войска образовались из донских казаков, за исключением Кубанского, состоящего из донских и черноморцев — славных Запорожских казаков.
Ни один народ в мире так не воспел и не прославил свою реку на которой они живут, как казаки! Когда молодые казаки возвращались с действительной службы и подъезжали по ЖД к р. Дону, то все они снимали свои фуражки, крестились, и благодарили Бога за благополучное возвращение домой, поезд медленно проходил Дон по мосту и все фуражки летели в реку со словами: «Здравствуй Батюшка наш, славный Тихий Дон Иванович!»
Обратите внимание, сколько любви вложены в эти слова. Они даже реке своей дали отчество — Иванович. Ведь Иоанн Креститель был также покровителем казачества.
И мы, вернее нам Бог помог, соружая икону Покрова Пресвятой Богородицы сшили две дивные голубые хоругви: Иоанна Крестителя и Алексия, человека Божьего (в память Атамана A.M. Каледина).
Это мать казачка воспитала своего сына в религиозном духе и почитании старших. А вот пример отца казака, проведшего долгие годы вне станицы на службе. Вот получил он однажды 2-ухмесячный отпуск и решил провести его в родной станице. Подъезжая к ней с женой и дочерью он и говорит последней: «Не считая, что из-за того что ты дочь генерала все тебе должны кланяться. Это ты должна всем старикам и старухам кланяться…» На это следует обратить внимание, теперь не все, особенно теперешняя молодежь, приветствуют старших. При нашем соборе существует русская школа. Преступление делают те родители, что не посылают своих детей туда учиться.
Наши предки были народом верующим. Император Александр 1-ый, после Отечественной войны 1812 года повелел построить в Москве храм Христа Спасителя в благодарность Богу за благополучное окончание войны. Деньги собирали по всей России, также, как и на Дону.
Герой этой войны, наш Вихорь-Атаман Платов, любимец Кутузова, когда возвратился с казаками на Дон после войны, также завещал казакам построить в Новочеркасске храм в благодарность Богу. Точно исполнили его завет казаки. Выстроили величественный храм Христу Спасителю. Купола его покрыли листовым золотом. Икону Покрова украсили казачки драгоценными камнями.
Позднее, когда в другой столице – Петербурге строили Казанский Собор деньги собирали по всей России. С Дону был послан в дар от донских казаков 640 кг. чистого серебра отбитого у французов, на сооружение решетки с изображением 4-ех Евангелистов, на которой имелась скромная надпись (если ее не сняли теперь безбожники) — «Усердное приношение Войска Донского». Кроме того Платов передал еще 160 кг. серебра и 20.000 рублей на возстановление разоренных французами храмов Донского Монастыря в Москве.
Это все мною сказанное — не мои слова. Так гласит история.
Когда правление нашей станицы дало мне разрешение производить сбор на нашу икону, то я в течении одной недели собрал более 1000 долл. Последние годы работа в станице шла вяло, даже не было у нас устроено традиционной трапезы в день Покрова последний год. Не осуждаю — устали и постарели мы все. Но деньги на икону собрали на все 100 %.
Народ, который верует в Бега, никогда не погибнет! И Господь нам еще дарует привольную жизнь, которую мы имели. Да здравствует казачество! Слава ему!» Станичный писарь Ф. Шалякин
● Письма в редакцию. — П.С. Ситников указывает на ошибку, вкравшуюся в очерк ес. Цимлова «Нравственная победа 4-го Дон. каз. Корпуса» в № 106 «Род. Края» на стр. 21: — «Ф.Д. Крюков, наш донской писатель, был не Усть-Медведицкой станицы, а Глазуновской, находившейся в 35-40 верстах от Усть-Медведицкой. Юрт моей станицы — Ново-Алексеевской, и юрт Глазуновской были смежными. В Усть-Медведицкой Ф.Д. Крюков бывал наездами и только зимой 17-18 гг. в силу сложившихся обстоятельств (нелады с фронтовиками) должен был переехать из Глазуновской в Усть-Медведицкую. Видимо ес. Цимлов, встречая его в своей Усть-Медведицкой решил, что он этой станицы».
♦ К письму в редакцию юнкера Кубанского ген. Алексеева Военного Училища, тоже того же Училища А. Шепихин вносит следующие дополнения и поправки: — «Погрузка на пароходы в Феодосии происходила в большой суматохе. Грузились на пароходы кто хотел и кто как мог. Перед моей посадкой на пароход «Владимир» я ходил по пристани, розыскивая моего отца и брата и при этом не видел пулеметов на пароходах «Владимир» и «Дон». Кубанские части пришедшие в Феодосию грузились не только на эти два пароходы, но и на другие меньшего размера.
Когда было объявлено в рупор, что мы покидаем родину, быть может навсегда, то много людей, уже погрузившихся на пароходы, спустились на землю. Многие по несколько раз подымались на корабли, а потом снова спускались на берег.
Терская конная бригада, пришедшая в Феодосию не могла погрузиться, ибо пароходы были перегружены людьми.
Большая вина лежит на совести ген. Врангеля, что много казаков не могли эвакуироваться из Крыма. На предложение союзников пароходов для вывоза желающих заграницу, он, категорически отказался, заявив что у него для этого достаточно перевозочных средств. Замечу, что положение в Новороссийске и у Адлера были также трагичны для казаков, ни ген. Деникин, ни ген. Врангель не хотели перевозить казаков в Крым, опасаясь их «самостийности».
Такое отношение к нам, казакам, не впервые. Донские казаки посадившие на московский престол Михаила Феодоровича, были отблагодарены его внуком Петром 1-ым черной монетой: уничтожением 40 казачьих городков, отчуждением третьей части территории Войска Донского и спущенными по Дону плотами с повешенными казаками. Не избежали аналогичной участи и другие каз. области, как Кубанская, Терская, Астраханская созданием Ставропольской и Черноморской губерний.
Мы живые свидетели, быть может последние, Российской революции. И вот русский народ, находясь у абсолютной власти 53 года живет в проголодь, мстя казакам полным их уничтожением за их борьбу против коммунизма…»
● Есаул Д. Цимлов пишет: — «В № 106 «Род. Края» на стр. 45 была помещена заметка полк. Елисеева в дополнение к очеркам «Трагедия Кубанского Корпуса», в которой он перечисляет сдавшихся вместе с кубанцами донских офицеров, добавляя что «все они были мамантовцами» и почти все были командирами полков».
4-ый Донской каз. Корпус был образован из полков бывшего Мамантовского Корпуса и частей Конного Корпуса ген. Коновалова. Я был в то время командиром 4-ой сотни 23-го Дон. полка, 5-ой бригады 4-го Корпуса. Но имена донских офицеров, названных полк. Елисеевым мне совершенно неизвестны. Только фамилия Бурова мне напоминает, что в половине 1915 г. в 32-ой Дон. каз. полк прибыл прапорщик Буров, но не помню его имени.
В очерках полк. Елисеева много неточностей и ошибок, иногда написанное имеет как бы «пристрастный характер», на что я указал в своей статье, помещенной в № 106 «Род. Края». Сообщение его «почти все были командирами полков» противоречит самой элементарной логике, ибо погрузку я видел сам, что все донские полки шли грузиться на пароход «Россия», и вдруг какой-нибудь командир полка, оставляя свой полк, один бы шел сдаваться красным, зная, что при переговорах о капитуляции, красное командование объявило, что всех участников мамантовского рейда оно считает «вне закона».
Уже в Крыму, при выгрузке в Ак-Мечеть, где расположились все части 4-го Дон. Корпуса и где была произведена перегруппировка частей и соединение их в полки, я видел всех командиров при своих частях и только некоторые из них по состоянию своего здоровья, раненные или больные были отправлены в Евпаторию в офицерский резерв или в госпиталя.
Для выяснения этого вопроса и возстановления истины я обращаюсь с просьбой ко всем офицерам и казакам 4-го Дон. Корпуса, бывших в нем в это время, а именно в апреле 1920 г. сообщить в «Род. Край» сведения об офицерах и особенно о командирах полков доблестного 4-го Корпуса».
♦ В. Новочеркасске. — «Новое Русское слово» поместило следующую заметку, под названием «Древнее погребение».
В одном из дворов в центре Новочеркасска экскаваторщики А. Кошелев, Н. Соенко и бульдозерист Б. Кузьмин рыли котлован для фундамента нового здания. Вдруг один из них заметил какой-то странный предмет, напоминающий сосуд. Разгребли землю вокруг него и нашли еще несколько бляшек. Находку сдали в музей истории донского казачества.
Археологи Ростовского государственного университета немедленно начали раскопки.
Они предполагают, что здесь примерно 2200 лет назад была погребена девочка 8-11 лет. Захоронение хорошо сохранилось. В нем обнаружена амфора херсонесского происхождения, золотой головой убор, бусины в виде «скарабея», свидетельствующие о принадлежности девочки к царскому роду. А бляшки, найденные строителями, оказались золотыми. Изучение интересных для науки находок продолжается».
© “Родимый Край” № 108 СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 1973 г.
Читайте также: