За все годы своего существования, советская власть неустанно стремилась вытравить из души русских людей веру в Бога и превратить их в бездушных винтиков чудовищного государственного аппарата. Эта постоянная тенденция власти встречала такой же постоянный отпор населения, сумевшего вырвать у нее значительные уступки. Пятидесятилетие советской власти — пятидесятилетие борьбы народа с нею — борьбы, зачастую выливавшейся в вооруженное сопротивление. И следует отметить, что ЗАСТРЕЛЬЩИКОВ такого сопротивления и его наиболее стойких БОЙЦОВ ВЫДЕЛЯЛО КАЗАЧЕСТВО.
Изложить в кратком докладе все многообразие борьбы казаков за пол века — невозможно. Поэтому я ограничу свое сообщение тремя, общими для всего Казачества, разделами: 1. — Причины казачьей непримиримости, 2. — цели казачьей борьбы и 3. — основы казачьей тактики.
1. ПРИЧИНЫ КАЗАЧЬЕЙ НЕПРИМИРИМОСТИ.
Несмотря на все различия местных условий жизни и разделенность большими пространствами, все 12 Казачьих Войск были духовно едины. Для предреволюционного казачества были характерны: единство мировоззрения, сложившегося на основе православия; общность вековых традиций Казачьего уклада и быта; тождество славного боевого прошлого и надежд на будущее и, наконец, общий для всего Казачества целостный комплекс психологических особенностей, обычно именуемый КАЗАЧЬИМ ДУХОМ. Укажем на наиболее важные черты:
а). СВОБОДОЛЮБИЕ И ГОТОВНОСТЬ К ЗАЩИТЕ СВОЕЙ СВОБОДЫ.
Никогда не бывшее ничьим рабом, КАЗАЧЕСТВО на рубежах, а часто и за рубежами России, веками отстаивало против многочисленных врагов свое право на свободное существование.
б). ПРИРОДНЫЙ ДЕМОКРАТИЗМ.
В равной мере подвергавшиеся опасности непрекращающихся войн, казаки переносили, рожденную в боях, спайку в мирную жизнь, признавая за каждым казаком, вне зависимости от его социального положения, равное право на решение общих дел, т. к. казачество решало все свои дела на Кругах или Радах.
в). ТЯГА К ЗАКОННОСТИ И САМОДИСЦИПЛИНЕ.
Без наличия дисциплины воевать успешно нельзя. Привычка к ограничению своей свободы, во имя успеха общего дела, переносилась казаками в общественный уклад, ограничивающий границы свободы каждого из казаков нормами законности.
СВОБОДА КАЗАЧЕСТВА НЕ БЫЛА СВОЕВОЛИЕМ.
г). КАЗАЧЬЯ СМЕТКА.
И на войне и в станичном быту, Казачеству не раз приходилось встречаться со сложными задачами, от быстрого и правильного решения которых зависело само его существование. Способность трезво оценить сложившееся положение и принять верное решение — казачья сметка — была развита десятками поколений казаков-воинов.
д). ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ КАЗАЧЕСТВА.
Современная философия утверждает, что полная свобода личности, или содружества личностей — общества, возможна только при условии ее служения высшим — надличным — ценностям. Для коллективной личности — Казачества такими ВЫСШИМИ ЦЕННОСТЯМИ были: отстаивание веры Православной и защита ДОМА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ — Земли Святорусской.
Итак, Казачество к началу революции было свободолюбиво и обладало навыками к защите своей свободы; строило свой уклад на самоуправлении, при соблюдении норм законности; считало себя защитником Веры Христовой, равно как и государственной целостности, и сочетало личную доблесть со строгой продуманностью своих действий.
Все эти особенности казачьей психологии были резкой противоположностью с целями богоборческой интернациональной диктатуры, принять которую, или примириться с ней, казаки по всему своему душевному складу не могли.
Наличие в казачестве, многочисленной к 1917 году, интеллигенции, неразрывно связанной с Казачеством и обладавшей, наряду со всеми чертами Казачьего духа, широтой и государственным складом мышления, позволило, уже в самом начале казачьей борьбы, четко наметить ее конечные цели.
2. ЦЕЛИ КАЗАЧЬЕЙ БОРЬБЫ
В наши дни некоторые, не по разуму честолюбивые, политические дельцы стараются доказать, что целью борьбы Казачества с большевиками было стремление к созданию независимого, никогда не существовавшего, государства — КАЗАКИИ.
Ложность подобного утверждения лучше всего доказывает исторический документ — КАЗАЧЬЯ ДЕКЛАРАЦИЯ, составленная представителями всех 12 Казачьих Войск и прочитанная Атаманом А. М. Калединым на Государственном Совещании в г. Москве 25 августа 1917 года.
§ 10 Декларации гласит: «Россия должна быть единой. Всяким сепаратным стремлениям должен быть поставлен предел в самом зародыше».
С общим направлением Декларации перекликается, данное спустя два года, одним из величайших вождей Казачества — Войсковым Атаманом Оренбургского Каз. Войска — ген. А. И. Дутовым, определение целей казачьей борьбы, в поэтической форме: «…Сбрось великий народ, ярмо чужеземное — и сольются звуки казачьих вечевых колоколов с твоим перезвоном кремлевским, и Русь Великая, Русь Православная будет цельной и нераздельной…» (Статья «Набат» — 1919 г.).
Показателен и факт возникновения на казачьих территориях общероссийских антикоммунистических формований, а также тесное сотрудничество Казачества с Белыми Армиями, чьим лозунгом было: «Единая и неделимая Россия».
Приведенные факты определяют цель казачьей борьбы — ЕЕ СТРАТЕГИЮ — как стремление сохранить государственное единство России и установить в ней свободно выбранный правопорядок.
3. ТАКТИКА КАЗАЧЕСТВА
Если цель казачьей борьбы — ее стратегия — оставалась неизменной, то ее тактика — методы и действия для достижения конечной цели — менялась, в зависимости от соотношения сил, с которыми казаки боролись, а также от требований существовавшего в то или иное время положения.
Все многообразие казачьей тактики в его борьбе с большевизмом можно свести к четырем основным этапам: А), организационно-подготовительному; Б), пассивно-оборонительному; В), боевым действиям большого стиля и Г), партизанским действиям. Напомню характерные особенности каждого из этих этапов.
А). ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
Во время этого периода было проведено внутреннее переустройство Казачьих Войск; установлено организационное единство Казачества; предприняты меры по моральному укреплению казаков-фронтовиков, а также по организации здоровых сил России.
Казачьи Края были в меньшей мере, чем другие области России, захлестнуты революционным хаосом. В них, привычное для казаков, выборное начало было расширено на управление всем Краем и выбранные Войсковые Атаманы, используя свойственное казакам стремление к твердому правопорядку, быстро восстановили нормальную жизнь.
Не замедлила сказаться и казачья тяга к организованности: 4 апреля 1917 г., в Петрограде, с разрешения Временного Правительства, состоялся Съезд делегатов всех Казачьих Войск, создавший Союз Казачьих Войск, с постоянным управительным органом — СОВЕТОМ С. К. В., председателем которого был избран полковник А. И. Дутов (Оренбуржец). Духовное единство Казачества получило свое организованное оформление, позволившее Казачеству выступать, по всем наиболее важным вопросам, единым фронтом.
Одной из первых мер Совета С. К. В. Была рассылка казакам-фронтовикам разъяснения существующего положения и предписание: всеми мерами предотвращать развал армии.
Следует отметить, что Совет С. К. В. не ограничивал свою деятельность исключительно казачьими проблемами, а стремился к обузданию революционной разрухи в общегосударственных масштабах.
Так, когда 16 июля 1917 г. в Петрограде началось вооруженное восстание большевиков и войска петроградского гарнизона объявили себя «нейтральными», Совет С. К. В. дал предписание казачьим частям в Петрограде — подавить восстание.
Приказ Совета С. К. В. казаки выполнили. Захват власти большевиками был отсрочен.
Хорошо понимая нависшую над Россией угрозу анархии, съехавшиеся в Москве представители всех 12 Казачьих Войск предприняли на Московском Государственном Совещании попытку сплотить здоровые силы нации для установления в армии твердой дисциплины и законности в тылу.
Выступавшего с этими требованиями Верховного Главнокомандующего — ген. Л. Г. Корнилова (Казака Сибирского Каз. Войска) — поддержали Атаман Всевеликого Войска Донского ген. A M Каледин, огласивший «Казачью Декларацию», и Председатель Совета С. К. В. полк. Л. И. Дутов.
Не вина Казачества, что правительство А. Керенского не смогло, или не пожелало, отказаться от «завоеваний революции» и ее «углубления» и, вместо оздоровительных мер, на которых настаивали казаки, все пошло другим путем.
После неудачной попытки ген. Корнилова устранить от власти ведущих страну к гибели людей, правительство А. Ф. Керенского объявило ген. Корнилова «изменником революции», подлежащим военно-революционному суду. Подобное же обвинение было предъявлено и ген. Каледину. А когда Дон отказался выдать своего Атамана, то Донское Казачество было объявлено мятежным и был отдан приказ о мобилизации двух военных округов для борьбы с «мятежниками» (сентябрь 1917 г.). Через месяц после приказа о мобилизации правительство А. Ф. Керенского было свергнуто большевиками.
Казачьи Края новой — советской — власти не признали: Дон, Кубань и Оренбург уже в ноябре 1917 г. объявили свои Края «впредь до установления законной власти в России, независимыми». Было ли это проявлением сепаратизма?
Конечно, нет. Объявление «независимости» было тактическим маневром, позволяющим, на законном основании, не допускать деятельности большевиков на казачьих территориях и делающих казачью борьбу с ними не «мятежом», а сопротивлением кучке захватчиков власти. Справедливость подобного объяснения «независимости» — ее временный характер — доказывает факт предоставления убежища в Казачьих Краях всем непризнавшим советскую власть, а также формирование неказачих военных частей для борьбы с коммунизмом. Так, на Дону, при негласной поддержке Донского Правительства, генералы Алексеев и Корнилов начали формирование Добровольческой Армии, получавшей вооружение и боеприпасы от Дона.
В силу того, что казачьи полки (общим числом до 310 тыс. шашек) продолжали оставаться на фронте, вплоть до его окончательного развала, для поддержания порядка и защиты казачьих территорий, было предпринято формирование отрядов добровольцев — партизан. На Дону — ес. Чернецова, Семилетова, Лазарева, на Кубани — в ст. Галаева, полк. Улагая, есаула Шкуро; на Дальнем Востоке — ее. Семенова и др.
Советская власть «на борьбу с Донской контр-революцией» направила большие (до 40 тыс. штыков) соединения Красной Гвардии.
9 февраля ген. Корнилов, в силу тяжелых потерь, понесенных Добровольческой Армией в боях на подступах к Ростову на Дону, известил Атамана Каледина о своем решении идти на соединение с Кубанцами.
Возвращавшиеся с фронта казачьи полки сохраняли свой командный состав и оружие, но, прибыв на казачьи территории, расходились по своим станицам, отказываясь от продолжения затянувшейся войны. Вооруженных сил для защиты Дона не было. Примерно та же картина наблюдалась и в других Казачьих Войсках.
Атаман Каледин, до конца верный долгу Войскового Атамана, 11 февраля 1918 года застрелился. Его трагическая кончина закончила первый этап.
Б). ПАССИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ этап был краток. Для него характерны: установление советской власти в Казачьих Краях при «нейтралитете» казаков-фронтовиков; уход из войсковых территорий наиболее активной части Казачества и установление живой связи ушедших с основной массой казачьего населения.
13 февраля 1918 г. Атаман А. И. Дутов с небольшим отрядом оставил Оренбург; на Дону 25 февраля Походный Атаман — П. X. Попов начал Степной Поход; 27 февраля Кубанский Каз. отряд покинул Екатеринодар. Этими уходами сберегалось боевое ядро Казачества, вокруг которого смогли бы сплотиться в будущем казачьи силы.
Подобное объединение и произошло.
В). ПЕРИОД ДЕЙСТВИЙ БОЛЬШОГО СТИЛЯ. Он начался во всех Казачьих Краях с поголовных восстаний, испытавших на себе все тяготы советской власти, казаков. В ряды восставших включались кадры уходивших в отступление, благодаря чему восстанию была оказана моральная поддержка, а кроме того, отрядам восставших был придан характер военных частей и соединений.
В освобожденных от красного гнета Казачьих Краях немедленно проводилась всеобщая мобилизация и вновь созданные казачьи полки и дивизии переносили военные действия за рубежи своих Краев. Молодая Донская Армия, созданная ген. Красновым, избранным Кругом Спасения Дона Войсковым Атаманом; кубанские дивизии генералов Бабиева, Улагая, Шкуро; Терские Каз. полки Кавказской Армии; Южная Армия Атамана Дутова; Уральцы и Сибиряки, занимавшие ответственные участки фронта Армий адмирала Колчака — создавали исключительно высокий процент казаков в рядах Белого Движения. Соответственно очень высоким был и процент казачьих кровавых потерь.
Вооруженная борьба крупными военными соединениями потерпела неудачу. Казаки были вынуждены к уходу за рубежи России.
Обескровленное потерями гражданской войны и уходом в эмиграцию своей наиболее боеспособной части. Казачество не примирилось с большевизмом и перешло к
Г). ПАРТИЗАНСКИМ ДЕЙСТВИЯМ, приобретавшим в разное время и в разных местах различные формы, но одинаково поддерживаемым оставшимся населением Казачьих Краев. Оставшиеся в Новороссийске (весной 1920 г.), казаки частично ушли в горы, где создали многочисленные партизанские отряды, долгое время успешно сопротивлявшиеся РККА. Захваченные большевиками в Новороссийске, казаки были включены в Первую Конную Армию Буденного и отправлены на Польский Фронт. Здесь многие из них перешли к полякам, чтобы быть отправленными в Крым, где находилась основная масса Донской и Кубанской Армий. После заключения польско-советского мира, перешедшие к полякам казаки были интернированы в польских лагерях, откуда многие из них уходили в боевые отряды Братства Русской Правды, действовавшей в западных областях РСФСР.
На Дальнем Востоке ушедшие в Китай казаки пополняли ряды Бело-Повстанческого Движения, продолжавшегося, с разной силой, в Приамурье вплоть до 1927 года.
Введение соввластью НЭП-а (Новой Экономической Политики) ослабило напряжение казачьего сопротивления. За годы НЭП-а советская власть предприняла меры для «умиротворения» Казачества: окрепшая «власть на местах» ликвидировала активную часть казачьего населения и всячески поощряла создание комсомола и пионерских отрядов в казачьих станицах. Центральная власть озаботилась уничтожением воспоминаний о прошлом: декретом от июля 1923 года было уничтожено звание «казака»; Казачьи Края были административно переорганизованы. Так Дон и Кубань стали Северо-Кавказским Краем; территория Оренбургского Каз. Войска — Чкаловским; Приамурье — Дальне-Восточным; Уссури — Приморским и т. д.
Все эти меры не предотвратили волну восстаний Казачества в годы «сплошной коллективизации (1930-1933 гг.). Стихийно вспыхивающие, разрозненные восстания этого времени жестоко подавлялись ЧОН-ом (Частям Особого Назначения), уничтожавшим участников восстаний, а их семьи выселявшим на крайний север СССР.
Опустошение казачьих областей на юге ССCP было довершено искусственно созданным голодом 1933 г., после которого в казачьих станицах осталось очень мало (от 2 до 5%) природных казаков и казачек. На места погибших соввласть переселила жителей других областей СССР. Расправившись с непокорным казачеством, советская власть нашла возможным, предвидя возможность войны с нацисткой Германией, возродить казачьи части и соединения. Людской состав таких новых формирований был пополнен новоселами в казачьих станицах, получившими имя «колхозного Казачества».
Придавленное колхозным ярмом, Казачество не угасило пламени Казачьего Духа, ярко вспыхнувшего во время Второй Мировой Войны.
22 июня 1941 г. немецкие войска перешли новые границы СССР.
Легко ломая сопротивление обезглавленной Сталиным РККА («Заговор красных командиров»), немцы быстро продвигались вглубь страны. К лету 1942 г. соввласть на Дону, Кубани и Тереке перестала существовать. О ней напоминали лишь оставшиеся совпартизаны, грабившие население и провоцировавшие немцев на карательные экспедиции. В хуторах и станицах стали самотеком возникать отряды казачьей самообороны. Немцы позволяли создание таких отрядов, но не разрешали их объединения в более крупные военные соединения. Только в середине лета 1942 г. войск. ст. Сергею Васильевичу Павлову удалось получить от немецкого коменданта г. Новочеркасска разрешение на формирование трех сотен казачьей охраны.
Немного позднее в Ростове на Дону возник Казачий Штаб для регистрации и организации казаков. Немцы заинтересовались возможностью создания казачьих антисоветских формирований. Немецкое верховное командование (Обер Команда дес Вермахт — ОКВ) послало говорившего по-русски немецкого офицера для ознакомления с возможностями создания казачьих частей на Дону, Кубани и Тереке. После его доклада, ОКВ разрешило дальнейшие казачьи формирования.
Осенью 1942 г. в Новочеркасске состоялся Казачий Сход, единогласно избравший Походным Атаманом Казачьих Войск в. ст. С. В. Павлова и постановивший создать в Новочеркасске Донской Войсковой Штаб.
Однако создаваемые вооруженные казачьи отряды продолжали оставаться небольшими (численностью до одной сотни) и несли только местную службу. Положение изменилось после поражения немцев у Сталинграда. Начался отход немецких войск на запад. Вместе с немцами уходило и подавляющее большинство казачьего населения. В Новочеркасске скопилось много мелких отрядов казачьей самообороны, из которых Походным Атаманом — Павловым — был создан 1-ый Донской Казачий Полк.
В феврале 1943 г. Новочеркасск был оставлен немцами. Массы казачьего населения двинулись на Украину. Охрану беженцев несли вооруженные части Атамана Павлова. После трудного, с боями, пути, Казачий Штаб и Походный Атаман обосновались в Киров- граде (прежний Елисаветград), где была проведена регистрация казачьих беженцев и их включение в организацию Казачьего Стана. После своего сформирования, Казачий Стан был размещен сперва в окрестностях г. Каменец-Подольска, а в мае 1944 г. переведен в г. Новогрудок (Белоруссия). В Новогрудке из боеспособных казаков было создано пять полков, размещенных по селам вблизи Новогрудка и успешно боровшихся с красными партизанами. Во время одного из таких боев (17 июня 1944 г.) Походный Атаман Павлов был убит. Главное Управление Казачьих Войск назначило сначала временным, а потом постоянным заместителем в. ст. Т. И. Доманова. 20 июля 44 г. Каз. Стан получил предписание ОКВ спешно отступать на запад. После долгого и трудного пути, Казачий Стан осел в Северной Италии, где в г. Толлмецо обосновался Штаб Доманова, а в ближайших к нему селах — казачьи полки, несшие охрану путей сообщения от итальянских партизан. Весной 45 г., когда поражение Германии стало очевидным, Казачий Стан походным порядком перешел через Альпы в Австрию — в окрестности г. Лиенца. Занимавшие эту часть Австрии, англичане обезоружили казаков, но сохранили их организацию.
29 мая 45 г. офицеры Казачьего Стана были приглашены англичанами в г. Юденбург для «совещания» и выданы большевикам.
1-го июня состоялась массовая выдача казаков с их семьями.
Другим крупным казачьим соединением, за время Второй Мировой Войны, была 1-ая Казачья Дивизия, позднее развернутая в 15-ый Кавалерийский Каз. Корпус, под командой генерала Хельмута фон Панвиц.
В отличие от Казачьего Стана, включавшего в свой состав, наряду с боеспособными казаками, также и членов их семейств, 1-ая Дивизия была исключительно строевой частью, входившей в состав немецкой армии. Ее старший командный состав был, за исключением 5-го Донского Полка, немецким.
Дивизию составляли два Донских, два Кубанских, один Терский и один Сибирский конные полки. Помимо них, дивизии были приданы дивизионы: артиллерийский, разведывательный, саперный, службы связи, автогужевой, санитарный и ветеринарный. Кроме этих частей, в дивизии были 5-ый Запасный Казачий Полк и «учебный полк» молодых казаков.
Формирование дивизии было начато в 1943 г. в г. Млава (Польша), а ее боевая деятельность протекала в Югославии, куда дивизия была переброшена осенью 43 г. и где позднее произошло развертывание дивизии в 15-ый Кавалерийский Корпус, с общим числом бойцов в 40 тысяч.
В Югославии первой боевой задачей дивизии было очищение от титовских партизан Срема (одной из наиболее плодородных частей Югославии). После выполнения этой задачи, дивизия была направлена в Боснию и Словению, где разгромила крупные соединения титовцев.
За время пребывания дивизии-корпуса в Югославии (с 1943 по 1945 гг.), в ее состав включилось и много казаков-эмигрантов. Посещали корпус и вожди зарубежного Казачества: ген. П. Н. Краснов, Войсковые Атаманы — Донской — ген. Татаркин, Кубанский — ген. Науменко, Астраханский — ген. Ляхов, проводившие собеседования с казаками. Более частым гостем Корпуса был ген. А. Г. Шкуро, бывший Инспектором всех запасных частей Корпуса.
К началу 1945 г. 15-ый Кав. Казачий Корпус вошел в боевое соприкосновение с частями продвигавшейся на запад Советской Армии. Казачья доблесть еще раз проявилась в разгроме 133-ей сов. гвардейской дивизии и в блестящем рейде частей Корпуса в тыл советских войск. Но эти победы не смогли существенно изменить общего положения: Германия была обречена.
8 мая Германия капитулировала. Части Казачьего Корпуса перешли с боями австро-югославскую границу и 15 мая были обезоружены англичанами. После сдачи оружия, казаки были размещены в лагерях вблизи городов Пегац и Шпиталь (Австрия). 29 мая все офицеры Корпуса были приглашены англичанами на «совещание» в г. Юденбург, откуда переданы советским войскам. А через два дня последовала выдача и всех бойцов Корпуса.
Для более полного представления об объеме казачьей борьбы против большевизма, нужно отметить, что кроме Казачьего Стана и 15-го Кав. Казачьего Корпуса, были и более мелкие казачьи части. Так, в Шепетовке (на старой совето-польской границе) с 1942-43 гг. производилось формирование казачьих пластунских батальонов. Существовал и успешно действовал в районе Великих Лук 17-ый Казачий Танковый Дивизион, позднее развернутый в Казачью Танковую Бригаду. При многих немецких соединениях были «вспомогательные части» («Хи-Ви» — Хильфс-Вермахт»), среди которых было немало казаков.
Возникает вопрос: «Во имя чего Казачество в годы 2-ой Мировой Войны подняло оружие против советской власти?»
Декларация Альфреда Розенберга — государственного немецкого министра по делам «Востока», опубликованная 10 ноября 43 г., определяла цели казачьей борьбы, как «восстановление независимых казачьих республик, полноправных членов Новой Европы, под главенством Германии».
Но это были «немецкие цели». Рядовое же Казачество упорно стремилось к слиянию с Российской Освободительной Армией, не отделяя себя от остального населения России. Подобная тяга, с одинаковой силой, проявлялась как в Казачьем Стане, так и в Корпусе, незадолго до капитуляции Германии, объявившем о своем включении в РОА.
Подобные настроения казаков позволяют определить цели их борьбы, как стремление, вместе со всем население России, добиться ее освобождения от большевизма, чтобы в Родных Краях создать условия для нормальной жизни.
Как и в годы Гражданской Войны, Казачество поднялось на борьбу, следуя велениям Казачьего Духа.
Тяжесть советских репрессий по окончании 2-ой войны не смогла окончательно сломить казачью моральную силу, вспышки которой сказались в восстании 1953 г. в концлагерях Воркуты, куда были сосланы репрессированые казаки, и в восстании 1963 г. в г. Новочеркасске.
Условия жизни в СССР, исключают возможность свободного проявления казачьих традиций — основ Казачьего Духа, но даже они не могут искоренить тягу к ним, передаваемую от отца к сыну.
Сохранение вековых традиций Казачества его свободной — зарубежной — частью приобретает значение «ОЧАГОВ КАЗАЧЬЕГО ДУХА», придавленного, но не угашенного сов. властью.
Верую: от сбереженных в Зарубежьи и донесенных до Родных Краев, огоньков Казачьего Духа вновь разгорится пламя казачьих маяков в воскресшей Руси.
И будет, как в встарь: «СИЛЬНА РОССИЯ СВОИМИ КАЗАКАМИ!»
M. Н. Залесский
Читайте также: