Такой вопрос напрашивается после прочитанного в «Н. Р. Слове» (См. 11 нояб. 1969-г.) Некто Райн писал: «Для Каледина П. русский народ — чужие ему люди. А для меня РУССКИЙ казак, как был, так и остался русским человеком». И: «Правдивой оценки Белаго движения, и в частности — ДобраАрмии на Юге РОССИИ — НЕТ.
Имена КОРНИЛОВА, АЛЕКСЕЕВА, ДЕНИКИНА и ВРАНГЕЛЯ большевиками внесены в историю, как наемных генералов интервенции и весь ГЕРОИЧЕСКИЙ порыв РУССКОЙ молодежи — уберечь, пока еще не поздно — РОССИЮ от красной тирании НЕ БЫЛ на деле НИКЕМ поддержан, КРОМЕ РУССКИХ КАЗАКОВ»…
***
Ответ на этот вопрос ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ дает Составитель и издатель КАЗАЧЬИХ ИСТОРИЧЕСКИХ календарей Донской Полковник — ПЕРВЫЙ — из ДВУХСОТ ТЫСЯЧ офицеров русской императорской армии, ГЕОРГИЕВСКИЙ кавалер 1-ой мировой Войны Сергей Владимирович (да будет вечная память ему) БОЛДЫРЕВ. Он всегда резонно возмущался тем, что при ЕГО ЖИЗНИ родовые корни нашего народа едва только намечались в НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ литературе, ему пришлось ограничиться ПРОТЕСТАМИ, обоснованными мнением некоторых старинных русских и иностранных авторитетов, ОТРИЦАВШИХ официальную ВЕРСИЮ о происхождении Казаков от БЕГЛЫХ русских или украинских холопов и крестьян.
В своем календаре за 1956-й год С. В. Болдырев поместил свою статью: «КТО МЫ КАЗАКИ??» — Он в ней писал так:
«На этот вопрос одни скажут: «Казаки — это НАРОД», другие же ответят в духе учебников РОССИЙСКОЙ истории после 1835 года — «это СОСЛОВИЕ». Третьи скажут: «Казаки — лучшая конница в мире». Регулярные кавалеристы УТОЧНЯТ при этом: «Казаки — это ЧЕТВЕРТЫЕ полки наших дивизий»… А некоторые скажут, что Казаки — это род оружия, военная община, этническая группа и т. д., а Енисейский губернатор СТЕПАНОВ, называет нас «ПОСОБИЕМ» в своей книге «ОПИСАНИЕ» изд. 1835 г. Кроме того, эти ответы зависят от ВРЕМЕНИ и ОБСТАНОВКИ. Так напр. во время войны — это — «Казаки — это «сверхгерои», а война кончилась — «Казаки — это грубые и необразованные люди». После 1905 г. смотря кого спрашивают: «Казаки — это ОПЛОТ ТРОНА и порядка», ответят монархисты, а социалисты же скажут: «Это черносотенцы, царские опричники, жандармы» и прочее…
Во время гражданской войны большевики говорили: «Казаки это белобандиты и враги народной власти», а сейчас в эмиграции, если не занимаются своей политикой «Казаки — это русские люди», для некоторых даже «ЛУЧШИЕ люди»… Когда же Казаки занимаются своей ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ- ЧЕСКОЙ работой, то сейчас же попадают в «САМОСТ ИЙНИКИ» Если при этом они издают свои газеты и журналы, где пишут о старинной казачьей самобытности и САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ — былой и будущей, то они тотчас же попадают в «КАЗАКИЙЦЫ». Такие выводы происходят оттого, что все эти люди никогда не ИНТЕРЕСОВАЛИСЬ и НЕ ХОТЯТ интересоваться ПОДЛИННОЙ казачьей историей. РАЗБЕРЕМ вкратце эти положения.
Предположим, что Казаки — это род оружия, конница. Многие говорят: «В России были: пехота, конница, артиллерия… ну, БЫЛИ и КАЗАКИ». Но мы на это можем ответить, что у Казаков, ведь, кроме конных полков, была и СВОЯ пехота казачьи пластуны, вначале у Кубанцев и Забайкальцев, в Великую войну 1914-1918 г. и у Донцов. А кроме того, у Донцов, Кубанцев, Терцев, Оренбургцев, Уральцев и Забайкальцев была и СВОЯ Артиллерия. Это уже получается — ТРИ РОДА оружия. Кто читал Казачью историю, тот знает, что в старину казаки имели и свою ЛОДОЧНУЮ гребную ФЛОТИЛИЮ. Еще атаман ЕРМАК в Ливонскую войну у Ивана Грозного состоял в «СУДОВОЙ РАТИ». В 1696 г. донская флотилия у АЗОВА дала царю ПЕТРУ первую морскую победу. Поэтому адмирал Кедров, морской писатель Терещенко и др. признавали Казаков ПЕРВЫМИ учителями Русских в морском деле. Получается уже ЧЕТЫРЕ РОДА оружия. А кто читал историю, тот знает, что при взятии Казани (1552) АЗОВА в 1637 г. у Казаков были ПОДРЫВНЫЕ команды. Это далекая старина. А вот вспомним гражданскую войну 1917-20 г. у Казаков тогда были не только своя ПЕХОТА, КОННИЦА, АРТИЛЛЕРИЯ, ИНЖЕНЕРНЫЕ ЧАСТИ, БРОНЕМАШИНЫ и ПОЕЗДА, но и небольшая ВОЗДУШНАЯ ФЛОТИЛИЯ. О геройстве донских летчиков Богатырева, Попова, а у Кубанцев ген. ТКАЧЕВА и др. мы сами читали в газетах того времени. При атамане КРАСНОВЕ сформирована также Донская Флотилия, во главе с адмиралами: Герасимовым и Кононовым.
Из вышесказанного мы видим, что в военном значении понятие «КАЗАКИ» нельзя относить к одному лишь РОДУ ОРУЖИЯ.
Ведь здесь идет речь о целой АРМИИ и ФЛОТЕ. А кто же их имел?? НАРОД.
Были ли Казаки сословием? Не говоря о Русских и Украинцах, ПОДЛИНОЙ историей казачьей мало интересуются и НЕКОТОРЫЕ Казаки, для которых достаточно авторитетны выводы учебников Иловайскаго, Платонова и др… российских историков, считающих Казаков — сословием. Но ведь известно, что сословия в России регламентированы по образцам Европы только ПЕТРОМ I и ЕКАТЕРИНОЙ II. До этого в «Московском Царстве» действительно, существовало деление на различные социальные слои, бояре, дворяне, посадские, холопы, черносошные, кабальные и др., но это не сословия в нашем понимании.
А ведь Казаки, исторически существовали уже несколько веков и до регламентов ПЕТРА I. КЕМ ЖЕ они ТОГДА считались??? Мы отлично знаем, что Казаки принимали участие в Куликовской битве (1380 г.) и Карамзин, «отец российской истории» берет еще и раньше, говоря: «Казаки, во всяком случае, ДРЕВНЕЕ Батыева нашествия (12 37)». А российский историограф Татищев сообщает, что Казаки существовали еще во времена ХАЗАРСКОЙ Империи.
К какому же сословию они ТОГДА принадлежали — известные истории Казаки — атаманы САРЫ-АЗМАН, СУСАР, МЕЛИХ, ЕРМАК, СЕМЕН ДЕЖНЕВ и др.? Вообще о сословиях, можно ли считать СРАЗУ в нескольких? Всем известно, что в каждом сословном государстве его гражданин может принадлежать ТОЛЬКО к одному сословию. Напр. русский крестьянин принадлежал к крестьянскому сословию. Но вот он разбогател на земле, бросил свое хозяйство, купил лавку, получил права на торговлю и «гильдию». Теперь он уже КУПЕЦ, а не крестьянин. Затем сын его окончил духовную семинарию и, став священником, перечислен из купеческаго в духовное сословие. Родной брат его, как сын купца, мог из военнаго училища получить офицерский чин и после служебнаго повышения (до КАПИТАНА) зачислялся в ДВОРЯНСКОЕ сословие, а из купеческого исключается, т. к. одновременно нельзя было состоять в ДВУХ сословиях, разных ПО ПРАВАМ.
Как же состояло дело с этим сословным вопросом у Казаков? У Казаков в свободных обществах никогда НЕ БЫЛО сословных делений. Они были РАВНЫ между собою, как граждане своей казачьей земли. Какое бы положение каждый из них не занимал, он оставался равным МЕЖДУ РАВНЫМИ. Но российское правительство, желая разбить казачий НАРОДНЫЙ МОНОЛИТ, основанный на ПОЛНОМ РАВЕНСТВЕ, а также в целях полнейшей РУССИФИКАЦИИ и общеимперской нивелировки, стало вводить сословные разграничения. При Екатерине ІІ-ой учреждается ДВОРЯНСТВО, при Александре 1-ом выделяются «Торговые казаки» и т.д. Если считать Казаков сословием, то получается ЕДИНСТВЕННОЕ в мире ДВУХСОСЛОВНОЕ положение: каждый казак, состоя в КАЗАЧЬЕМ сословии, одновременно БУДТО БЫ состоит в сословии ДВОРЯНСКОМ, духовном, КУПЕЧЕСКОМ и т. п. из КАЗАЧЬЕГО его не может НИКТО исключать. Абсурдность такого положения поняли даже в Советской России и там, после декретов, уничтожающих ВСЕ сословные различия, после ряда лет МСТИТЕЛЬНЫХ гонений на Казаков, в конце концов их БЫТИЕ возрождено НОРМАЛЬНО, но уже в качестве «полунацменов», а не сословия.
Какие ответы можно найти на следующие вопросы:
1) Где и в каком Государстве было так, чтобы «сословие», «род оружия» имели свою определенную территорию? А вот в иностранных атласах на Французских, Итальянских, Немецких картах XVII века неоднократно встречаются надписи: «Страна Донских казаков», «Казачья Страна», «Казачья Территория». Также и в Российских учебных атласах Линдберга, Ильина и пр. по которым мы сами учились в школах, находим в бассейне реки Дона надпись: ДОНСКИЕ КАЗАКИ», на Урале — УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ» и т.д. А в атласах старших изданий, на месте нынешней Области Войска Донского, читаем «ЗЕМЛИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ». Так официально называлась ЭТА территория со времен Императрицы Екатерины II. до 1870 г. А в эпоху ПЕТРА I на карте 1696 г. ген. Брюсс написал: «ЮРТЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ», а еще раньше, в Книге Большого Чертежа времен царя Федора Алексеевича на том месте значится: «Владения Донских Казаков». Это ли «СОСЛОВИЕ»?, «РОД ОРУЖИЯ»? «ОБЩИНА»? Даже любопытно было бы увидеть карту России с обозначением ПО РОДАМ ОРУЖИЯ или сословиям… Напр. «Земля калужских дворян» или «Земля пензенских мещан», «Земля Саратовских мужиков»
2) Где и когда сословия вели САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ войны, совершали ПОХОДЫ пешеходные и морские? А сколько битв записано в Казачьей истории еще до покорения их Россией… А сколько раз их гребные флотилии громили берега Крыма, Персии и могущественной Турции, уже в то время, когда на Москве еще не было флота? Это ли «сословие», «община», «этническая группа»?
3) Какое сословие имеет свою гражданскую и военную историю 0 А ведь Казаки имеют.
4) Какое сословие имеет народную одежду, свою особую прическу, свои особые ПЕСНИ, ТАНЦЫ, свой особый стиль построек «куреней» и если не собственный язык, то во всяком случае особые казачьи говоры, в которых обнаруживаются многие слова тюрские и горские.
5) Когда и где сословия имели свою постоянную армию, СО ВСЕМИ РОДАМИ оружия?
6) Когда и где сословие, род оружия, община, этническая группа и пр. имели бы свою территорию, свои ЗАКОНЫ, ПАРЛАМЕНТЫ (Круги, Рады), а автокефальную Церковь (в допетровское время), вели свою политику? А вот о Казаках в совершенно официальном издании «Столетие Военного Министерства ,» читаем: «До последней четверти XVII века ДОНСКИЕ КАЗАКИ были совершенно НЕЗАВИСИМЫМИ от Москвы и в отношении Московского и других своих соседей вели СВОЮ ПОЛИТИКУ.
7) Наконец, где, когда и в каком государстве было так, чтобы сословие, род оружия и т. п. сами СТАНОВИЛИСЬ ГОСУДАРСТВОМ? А вот Дон, КУБАНЬ и др. ВОЙСКА в 1918 г. ВОЗРОДИЛИ, как это было в СТАРИНУ, свои Казачьи Республики и в них ПАРЛАМЕНТЫ (Круги, Рады), свои КОНСТИТУЦИИ, ГЕРБЫ”, ФЛАГИ и другие атрибуты государственной НЕЗАВИСИМОСТИ. ДОН к тому же имел свой Государственный Банк, выпускавший с Донские денежные знаки, и ДОНСКОЙ СЕНАТ. Осуществить ВСЕ ЭТО МОГ ТОЛЬКО НАРОД, а не сословие… Так писал покойный ныне МОЙ Станичный Атаман (я писарь) Донской Полковник СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ БОЛДЫРЕВ в своих «Исторических Календарях» (Смотри «Казачий СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК» Том 2, страницы 320-324)
А. Иг. Скрылов
© “Родимый Край” № 116 МАЙ – ИЮНЬ 1975 г.
Читайте также: