КТО ЖЕ МЫ КАЗАКИ? – А. Иг. Скрылов


Такой вопрос напрашивается после прочи­танного в «Н. Р. Слове» (См. 11 нояб. 1969-г.) Некто Райн писал: «Для Каледина П. русский народ — чужие ему люди. А для меня РУССКИЙ казак, как был, так и остался рус­ским человеком». И: «Правдивой оценки Белаго движения, и в частности — ДобраАрмии на Юге РОССИИ — НЕТ.

Имена КОРНИЛОВА, АЛЕКСЕЕВА, ДЕ­НИКИНА и ВРАНГЕЛЯ большевиками вне­сены в историю, как наемных генералов ин­тервенции и весь ГЕРОИЧЕСКИЙ порыв РУССКОЙ молодежи — уберечь, пока еще не поздно — РОССИЮ от красной тирании НЕ БЫЛ на деле НИКЕМ поддержан, КРО­МЕ РУССКИХ КАЗАКОВ»…

***

Ответ на этот вопрос ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ дает Составитель и издатель КАЗАЧЬИХ ИСТОРИЧЕСКИХ календарей Донской Пол­ковник — ПЕРВЫЙ — из ДВУХСОТ ТЫ­СЯЧ офицеров русской императорской ар­мии, ГЕОРГИЕВСКИЙ кавалер 1-ой мировой Войны Сергей Владимирович (да будет веч­ная память ему) БОЛДЫРЕВ. Он всегда ре­зонно возмущался тем, что при ЕГО ЖИЗНИ родовые корни нашего народа едва только намечались в НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ литературе, ему пришлось ограничиться ПРОТЕСТАМИ, обоснованными мнением не­которых старинных русских и иностранных авторитетов, ОТРИЦАВШИХ официальную ВЕРСИЮ о происхождении Казаков от БЕГ­ЛЫХ русских или украинских холопов и крестьян.

В своем календаре за 1956-й год С. В. Бол­дырев поместил свою статью: «КТО МЫ КАЗАКИ??» — Он в ней писал так:

«На этот вопрос одни скажут: «Казаки — это НАРОД», другие же ответят в духе уче­бников РОССИЙСКОЙ истории после 1835 года — «это СОСЛОВИЕ». Третьи скажут: «Казаки — лучшая конница в мире». Регу­лярные кавалеристы УТОЧНЯТ при этом: «Казаки — это ЧЕТВЕРТЫЕ полки наших дивизий»… А некоторые скажут, что Казаки — это род оружия, военная община, этничес­кая группа и т. д., а Енисейский губернатор СТЕПАНОВ, называет нас «ПОСОБИЕМ» в своей книге «ОПИСАНИЕ» изд. 1835 г. Кроме того, эти ответы зависят от ВРЕМЕНИ и ОБСТАНОВКИ. Так напр. во время вой­ны — это — «Казаки — это «сверхгерои», а война кончилась — «Казаки — это грубые и необразованные люди». После 1905 г. смо­тря кого спрашивают: «Казаки — это ОП­ЛОТ ТРОНА и порядка», ответят монархис­ты, а социалисты же скажут: «Это черно­сотенцы, царские опричники, жандармы» и прочее…

Во время гражданской войны большевики говорили: «Казаки это белобандиты и враги народной власти», а сейчас в эмиграции, ес­ли не занимаются своей политикой «Казаки — это русские люди», для некоторых да­же «ЛУЧШИЕ люди»… Когда же Казаки занимаются своей ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ- ЧЕСКОЙ работой, то сейчас же попадают в «САМОСТ          ИЙНИКИ» Если при этом они из­дают свои газеты и журналы, где пишут о старинной казачьей самобытности и САМО­СТОЯТЕЛЬНОСТИ — былой и будущей, то они тотчас же попадают в «КАЗАКИЙЦЫ». Такие выводы происходят оттого, что все эти люди никогда не ИНТЕРЕСОВАЛИСЬ и НЕ ХОТЯТ интересоваться ПОДЛИННОЙ казачьей историей. РАЗБЕРЕМ вкратце эти положения.

Предположим, что Казаки — это род ору­жия, конница. Многие говорят: «В России были: пехота, конница, артиллерия… ну, БЫЛИ и КАЗАКИ». Но мы на это можем от­ветить, что у Казаков, ведь, кроме конных полков, была и СВОЯ пехота казачьи пла­стуны, вначале у Кубанцев и Забайкальцев, в Великую войну 1914-1918 г. и у Донцов. А кроме того, у Донцов, Кубанцев, Терцев, Оренбургцев, Уральцев и Забайкальцев бы­ла и СВОЯ Артиллерия. Это уже получается — ТРИ РОДА оружия. Кто читал Казачью историю, тот знает, что в старину казаки име­ли и свою ЛОДОЧНУЮ гребную ФЛОТИ­ЛИЮ. Еще атаман ЕРМАК в Ливонскую вой­ну у Ивана Грозного состоял в «СУДОВОЙ РАТИ». В 1696 г. донская флотилия у АЗОВА дала царю ПЕТРУ первую морскую побе­ду. Поэтому адмирал Кедров, морской писа­тель Терещенко и др. признавали Казаков ПЕРВЫМИ учителями Русских в морском деле. Получается уже ЧЕТЫРЕ РОДА ору­жия. А кто читал историю, тот знает, что при взятии Казани (1552) АЗОВА в 1637 г. у Ка­заков были ПОДРЫВНЫЕ команды. Это да­лекая старина. А вот вспомним гражданскую войну 1917-20 г. у Казаков тогда были не только своя ПЕХОТА, КОННИЦА, АРТИЛ­ЛЕРИЯ, ИНЖЕНЕРНЫЕ ЧАСТИ, БРОНЕ­МАШИНЫ и ПОЕЗДА, но и небольшая ВОЗДУШНАЯ ФЛОТИЛИЯ. О геройстве дон­ских летчиков Богатырева, Попова, а у Ку­банцев ген. ТКАЧЕВА и др. мы сами читали в газетах того времени. При атамане КРА­СНОВЕ сформирована также Донская Фло­тилия, во главе с адмиралами: Герасимовым и Кононовым.

Из вышесказанного мы видим, что в воен­ном значении понятие «КАЗАКИ» нельзя относить к одному лишь РОДУ ОРУЖИЯ.

Ведь здесь идет речь о целой АРМИИ и ФЛОТЕ. А кто же их имел?? НАРОД.

Были ли Казаки сословием? Не говоря о Русских и Украинцах, ПОДЛИНОЙ истори­ей казачьей мало интересуются и НЕКОТО­РЫЕ Казаки, для которых достаточно авто­ритетны выводы учебников Иловайскаго, Платонова и др… российских историков, счи­тающих Казаков — сословием. Но ведь из­вестно, что сословия в России регламентиро­ваны по образцам Европы только ПЕТРОМ I и ЕКАТЕРИНОЙ II. До этого в «Москов­ском Царстве» действительно, существовало деление на различные социальные слои, бо­яре, дворяне, посадские, холопы, черносош­ные, кабальные и др., но это не сословия в нашем понимании.

А ведь Казаки, исторически существовали уже несколько веков и до регламентов ПЕТ­РА I. КЕМ ЖЕ они ТОГДА считались??? Мы отлично знаем, что Казаки принимали участие в Куликовской битве (1380 г.) и Ка­рамзин, «отец российской истории» берет еще и раньше, говоря: «Казаки, во всяком случае, ДРЕВНЕЕ Батыева нашествия (12 37)». А российский историограф Татищев со­общает, что Казаки существовали еще во вре­мена ХАЗАРСКОЙ Империи.

К какому же сословию они ТОГДА прина­длежали — известные истории Казаки — атаманы САРЫ-АЗМАН, СУСАР, МЕЛИХ, ЕРМАК, СЕМЕН ДЕЖНЕВ и др.? Вооб­ще о сословиях, можно ли считать СРАЗУ в нескольких? Всем известно, что в каж­дом сословном государстве его гражданин мо­жет принадлежать ТОЛЬКО к одному сосло­вию. Напр. русский крестьянин принадле­жал к крестьянскому сословию. Но вот он разбогател на земле, бросил свое хозяйство, купил лавку, получил права на торговлю и «гильдию». Теперь он уже КУПЕЦ, а не крестьянин. Затем сын его окончил духовную семинарию и, став священником, перечислен из купеческаго в духовное сословие. Родной брат его, как сын купца, мог из военнаго учи­лища получить офицерский чин и после служебнаго повышения (до КАПИТАНА) зачис­лялся в ДВОРЯНСКОЕ сословие, а из ку­печеского исключается, т. к. одновременно нельзя было состоять в ДВУХ сословиях, разных ПО ПРАВАМ.

Как же состояло дело с этим сословным во­просом у Казаков? У Казаков в свободных обществах никогда НЕ БЫЛО сословных де­лений. Они были РАВНЫ между собою, как граждане своей казачьей земли. Какое бы по­ложение каждый из них не занимал, он ос­тавался равным МЕЖДУ РАВНЫМИ. Но российское правительство, желая разбить ка­зачий НАРОДНЫЙ МОНОЛИТ, основанный на ПОЛНОМ РАВЕНСТВЕ, а также в целях полнейшей РУССИФИКАЦИИ и общеим­перской нивелировки, стало вводить сослов­ные разграничения. При Екатерине ІІ-ой учреждается ДВОРЯНСТВО, при Александре 1-ом выделяются «Торговые казаки» и т.д. Если считать Казаков сословием, то получа­ется ЕДИНСТВЕННОЕ в мире ДВУХСОСЛОВНОЕ положение: каждый казак, состоя в КАЗАЧЬЕМ сословии, одновременно БУД­ТО БЫ состоит в сословии ДВОРЯНСКОМ, духовном, КУПЕЧЕСКОМ и т. п. из КАЗАЧЬ­ЕГО его не может НИКТО исключать. Аб­сурдность такого положения поняли даже в Советской России и там, после декретов, уни­чтожающих ВСЕ сословные различия, после ряда лет МСТИТЕЛЬНЫХ гонений на Каза­ков, в конце концов их БЫТИЕ возрождено НОРМАЛЬНО, но уже в качестве «полунац­менов», а не сословия.

Какие ответы можно найти на следую­щие вопросы:

1) Где и в каком Государстве было так, что­бы «сословие», «род оружия» имели свою определенную территорию? А вот в инос­транных атласах на Французских, Итальян­ских, Немецких картах XVII века неоднокра­тно встречаются надписи: «Страна Донских казаков», «Казачья Страна», «Казачья Тер­ритория». Также и в Российских учебных атласах Линдберга, Ильина и пр. по кото­рым мы сами учились в школах, находим в бассейне реки Дона надпись: ДОНСКИЕ КАЗАКИ», на Урале — УРАЛЬСКИЕ КА­ЗАКИ» и т.д. А в атласах старших изданий, на месте нынешней Области Войска Донско­го, читаем «ЗЕМЛИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ». Так официально называлась ЭТА территория со времен Императрицы Екатерины II. до 1870 г. А в эпоху ПЕТРА I на карте 1696 г. ген. Брюсс написал: «ЮРТЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ», а еще раньше, в Книге Боль­шого Чертежа времен царя Федора Алексе­евича на том месте значится: «Владения Донских Казаков». Это ли «СОСЛОВИЕ»?, «РОД ОРУЖИЯ»? «ОБЩИНА»? Даже любопытно было бы увидеть карту России с обозначением ПО РОДАМ ОРУЖИЯ или сословиям… Напр. «Земля калужских дво­рян» или «Земля пензенских мещан», «Зе­мля Саратовских мужиков»

2) Где и когда сословия вели САМОСТОЯ­ТЕЛЬНЫЕ войны, совершали ПОХОДЫ пе­шеходные и морские? А сколько битв за­писано в Казачьей истории еще до покоре­ния их Россией… А сколько раз их гребные флотилии громили берега Крыма, Персии и могущественной Турции, уже в то время, ко­гда на Москве еще не было флота? Это ли «сословие», «община», «этническая груп­па»?

3) Какое сословие имеет свою гражданскую и военную историю 0 А ведь Казаки имеют.

4) Какое сословие имеет народную одежду, свою особую прическу, свои особые ПЕСНИ, ТАНЦЫ, свой особый стиль построек «куре­ней» и если не собственный язык, то во вся­ком случае особые казачьи говоры, в кото­рых обнаруживаются многие слова тюрские и горские.

5) Когда и где сословия имели свою посто­янную армию, СО ВСЕМИ РОДАМИ ору­жия?

6) Когда и где сословие, род оружия, об­щина, этническая группа и пр. имели бы свою территорию, свои ЗАКОНЫ, ПАРЛАМЕНТЫ (Круги, Рады), а автокефальную Церковь (в допетровское время), вели свою политику? А вот о Казаках в совершенно официальном издании «Столетие Военного Министерства ,» читаем: «До последней четверти XVII века ДОНСКИЕ КАЗАКИ были совершенно НЕ­ЗАВИСИМЫМИ от Москвы и в отношении Московского и других своих соседей вели СВОЮ ПОЛИТИКУ.

7) Наконец, где, когда и в каком государ­стве было так, чтобы сословие, род оружия и т. п. сами СТАНОВИЛИСЬ ГОСУДАР­СТВОМ? А вот Дон, КУБАНЬ и др. ВОЙ­СКА в 1918 г. ВОЗРОДИЛИ, как это было в СТАРИНУ, свои Казачьи Республики и в них ПАРЛАМЕНТЫ (Круги, Рады), свои КОН­СТИТУЦИИ, ГЕРБЫ”, ФЛАГИ и другие атрибуты государственной НЕЗАВИСИМОС­ТИ. ДОН к тому же имел свой Государствен­ный Банк, выпускавший с Донские денежные знаки, и ДОНСКОЙ СЕНАТ. Осуществить ВСЕ ЭТО МОГ ТОЛЬКО НАРОД, а не сосло­вие… Так писал покойный ныне МОЙ Станич­ный Атаман (я писарь) Донской Полковник СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ БОЛДЫРЕВ в своих «Исторических Календарях» (Смотри «Казачий СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК» Том 2, страницы 320-324)

А. Иг. Скрылов


© “Родимый Край” № 116 МАЙ – ИЮНЬ 1975 г.


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: