Жизнь казаков во Франции ознаменовалась важным событием — завершением памятника казакам. Три с половиной года ушло на сбор средств для создания его и на исполнение проекта, соответствующего собранной сумме.
Памятник находится по средине казачьего участка, обнесенного оградой из бетонных столбиков и аллюминевой цепи. Он представляет из себя массив в форме полушария, на котором возвышается православный крест. Массив обнесен жардиньеркой для цветов. Общая высота памятника — 3 метра 35 сантиметров. Ориентирован он так, что, становясь перед его фасадом, лицо обращается на восток. Все части памятника высечены из бретонского темного гранита лучшего качества. Крест отполирован со всех сторон, ребра его с лицевой стороны срезаны. Видимые поверхности жардиньерки тоже отполированы, а полушарие грубо обтесано. На нем отполировано две площадки — одна с лицевой стороны, а другая с тыловой. На лицевой площадке барельефом выгравирована надпись:
Надпись тыловой стороны с выгравированными и позолоченными буквами:
Смысл памятника объяснен в речи председателя Казачьего Союза, сказанной во время освящения его, которая приводится ниже.
Освящение памятника совершено было 28 сентября 1975 года с исключительным торжеством епископом Георгием в сослужении священников отца Александра Давыдова, отца Александра Ергина, отца Петра Андерсена и протодиякона собора Св. Александра Невского в Париже отца Михаила Стороженко в сопровождении усиленного хора кладбищенской церкви под управлением А.В. Циолковича. Для лиц, живущих в Париже и желающих присутствовать на торжестве освящения Казачий Союз снял специальный автокар для поездки в Сент-Женевьев-де-Буа и обратно.
В три часа после обеда под звук колоколов кладбищенской церкви и прекрасно звучащего пения «Снятый Боже» процессия, выйдя из церкви, направилась через все кладбище к памятнику. Впереди шли протодиякон и священники, за ними следовал Владыка Георгий в торжественном облачении, а за ним, хор, за хором молящиеся. Духовенство, подойдя к Казачьему Участку, вошло внутрь его и приблизилось к памятнику. Непосредственно перед памятником стала величественная фигура епископа Георгия, справа от него протодиякон отец Михаил, позади них в ряд три священника, а за ними председатель Казачьего Союза. Хор находился за оградой. Молящиеся разместились вдоль ограды с трех сторон участка, восточная сторона оставалась свободной. Несмотря на пасмурную погоду и шедший моментами дождь публики было очень много.
Около памятника помимо цветов, посаженных вокруг, было два венка из живых цветов с надписями по-французски: один от Казачьего Союза, а второй от Казачьей Станицы в Нью-Йорке, были цветы и от неизвестных лиц.
Богослужение было длительное. По окончании его председатель Казачьего Союза В. М. Кузнецов сказал слово, произведшее сильное впечатление на слушателей, наградивших его аплодисментами.
Потом духовенство подошло к памятнику Донского Атамана А.П. Богаевского и по провозглашении протодиаконом имени Африкана хор пропел «Вечную Память». Тоже самое совершено было около надгробных плит Б.А. Богаевского и Н.М. Мельникова.
По окончании моления состоялся коктейль, на котором присутствовавшим предложены были разнообразные напитки и закуска. К сожалению из-за плохой погоды не удалось провести угощение на открытом воздухе. Для духовенства и хора матушка Ергина любезно предоставила столовую и салон своей квартиры, а для остальных присутствующих использовано было помещение, расположенное около церкви. Гостей любезно угощали дамы, принявшие участие в организации коктейля. В разговоре присутствовавших слышалась повторяемая разными лицами фраза: 28-ое сентября 1975 года — историческая дата для казаков во Франции.
Слово, сказанное председателем казачьего союза В.М. Кузнецовым
Казачество, веками, существовавшее на основе свободы и народовластия, не могло подчиниться рабовладельческой власти, силой захватившей в 1917 году бразды правления в России. Организовавшись в своих краях в государственные единицы, казаки объявили себя независимыми вплоть до восстановления законной центральной власти. Узурпаторская власть не могла допустить существование свободных казачьих очагов. Лживыми посулами и террором привлекши на свою сторону массу русского народа, она двинула против казаков свои полчища. Началась жестокая братоубийственная война.
Много войн видели казаки за свое существование. Не считая тех, которые были в начале казачьего бытия, все они происходили вдали от казачьих станиц и хуторов, да и враги были иноверцы. В ту же войну казакам пришлось проливать кровь на казачьей земле около родных куреней, подвергая опасности все свое достояние и жизнь своих семей, да и врагами оказались не басурмане, а свои русские братья.
Беспощадна была борьба. Защищая свой «порог и угол», казаки боролись одновременно за общую родину — Россию, для создания которой они принесли бесчисленные жертвы. Много тысяч казачьих могил разбросано по степям Дона, Кубани, Терека, Урала, Оренбурга, Крыма и Таврии. Имеются они и в далекой Сибири. Казакам, погибшим в трагическое безвременье нашей эпохи, жестокая судьба отказала в самом меньшем, что требуется для православного христианина, — быть преданным земле по христианскому обряду. Не было отпевания на могилах их. Панихиду поют по ним степной суховей — летом, да снежная буря — зимой.
Кончилась война, но не кончились с нею страдания казаков, оставшихся в живых. Торжествующий победитель подверг их жестокой мести. Нет в России части, где бы население перенесло столь тяжкие страдания, каким подверглись казаки во время коллективизации. Они пережили апокалиптические ужасы. Семьи их со стариками и детьми в зимнюю стужу выбрасывались из жилищ на улицу, члены семей разъединялись и ссылались в разные отдаленные края.
Много костей казачьих лежит в русле Беломорского канала, в мерзлой почве Архангельской области, в лесах Уральского хребта и на островах Гулага в Сибири. Не предвидели казаки Ермака Тимофеевича, что страна, покоряемая ими, через 400 лет станет кладбищем для их потомков.
Говоря о казачьих жертвах, нельзя не сказать о 30.000 казаков, брошенных в пасть ненасытного чудовища в Лиенце в 1945 году властителями великих держав, претендующих на поборников свободы и защитников угнетенных.
В воспоминание пережитых страданий и понесенных казаками жертв воздвигнут памятник этот на трудовые казачьи деньги. Не могу не выразить горячей признательности тем русским людям, которые, не будучи казаками, внесли свою лепту на создание памятника.
Перед вами крест на полушарии, изображающем нашу землю, по которой рассеяны казачьи могилы. Где их нет? В Европе, Азии, Америке, Австралии, Африке — везде имеются казаки, спящие вечным сном. КРЕСТ — символ страдания и символ веры. На кресте страдал и умер Бог наш, воплотившийся в человека. После смерти через три дня последовало воскресение Его. Казачество как и весь русский народ вот уже 58 лет несет тяжкие страдания. Родина распята на кресте. Верим мы, что настанет час воскресения ее.
Три года с оружием в руках боролись мы против поработителей русского народа и, подобно предкам нашим некрасовцам, предпочли исход из родной земли рабству. Теперь 55 лет спустя мы не обезоружились. В сердцах наших имеется несокрушимое оружие — вера в заступничество Божие.
Посмотрите на этот крест и вспомните о чудесном изображении креста, явившемся на небе императору Константину Святому со словами: «СИМ ПОБЕДИШЬ».
С. Артемов
Примечание: Отметим имена лиц, занимающих ответственное положение теперь или же игравших роль в прошлом, присутствовавших при знаменательном событии:
Заместитель Войскового Атамана Уральского казачьего войска войск. стар. П.А. Фадеев, Председатель Союза Казаков-Комбатантов войск. стар. Б.Ф. Дубенцев, Председатель Объединения Лейб-Гвардии Атаманского полка есаул Ю.А. Карпов, Председатель Объединения Донских артиллеристов войск. стар. В.В. Шляхтин, Представитель Начальника 1-го отдела Р.О.В. Союза капитан Осипов. Председатель Донского Войск. Объединения есаул Н.А. Ломакин, Представитель Кубанского Войск. Объединения сотник Г.С. Новиков, Представитель Терского Войск. Объединения инженер В.Ф. Зверев, редактор журнала «Родимый Край» М.Ф. Герасимов, Председатель объединения Юнкеров Атаманского Военного Училища Н.Ф. Пузанов, председательница Дамского Комитета при Казачьем Союзе Н.И. Богаевская, Председатель Союза Партизан-Степняков Д.Д. Кирсанов, Представитель казаков-калмыков С. Ш. Балданов, Председатель Союза Российских Кадетских Корпусов полковник Глотов, бывший адъютант генерала Деникина полковник Колтышев, военный инженер французского военного ведомства Л.В. Кузнецов, доктор медицины И.В. Донсков, редактор журнала «Русский Путь» Г.Н. Колесов, Председатель секции Союза Казаков-Комбатантов в Монтаржи Ф.М. Миронов.
© “Родимый Край” №119 НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ 1975
Читайте также: