СТЕПАН РАЗИН. – Б. Богаевский


300 лет тому назад бурные события происходили на Руси — разгоралось движение Разина. И если для одних это был «вор» *) Стенька Разин, разбойник и бандит, то для других — Степан Тимофеевич, справедливый защитник угнетенных и обиженных. Официальная русская история долгое время придерживалась первой версии (да это было и понятно, ведь разиновщина угрожала гибелью государственному строю Московского царства), но теперь историческая наука отказалась от такого упрощенного толкования. Многое, что раньше лежало под спудом и не подлежало опубликованию по разным соображениям, теперь стало доступным, много новых данных теперь стали известными.

Народная же память сохранила о Разине другие воспоминания, о нем сложились песни, которые поются и теперь, образ его вдохновлял и писателей и поэтов.

Разин донской казак и разиновщина зародилась на Дону. Поэтому казакам должно

*) В те времена «вор» означало не грабитель, а нарушитель государственных законов.

быть интересно вспомнить об этих событиях, имевших такие важные последствия для всего Войска Донского.

В разиновском движении ясно намечаются два периода.

Первый — от его зарождения (1667 г.) до возвращения Разина из Персии (1670 г.). Он имеет характер казачьего «похода за зипунами», но его продолжительность, большой размах, то что он был совершен на Каспийском море, а не на Азовском или Черном, столкновения с московскими войсками принуждает его выделить из обычных казачьих морских экспедиций.

Второй период — от прихода Разина на Волгу в 1670 г. и до окончательного подавления разиновщины (только 15 февр. 1672 г. после взятия Царицына и Астрахани московскими войсками вышел царский указ об окончательном подавлении разиновского восстания) — имеет уже общероссийский характер. Это борьба низших слоев населения московского царства против социального гнета, в которой Разину и той части донского казачества, что за ним последовала, принадлежала руководящая роль. В это время разиновщина приняла формы стихийного народного движения, направленного против притеснений и самовластия бояр, произвола власти на местах и против религиозных гонений.

Разиновщина зародилась на территории Донского Войска потому, что там больше всего скопилось недовольных людей, бежавших по разным причинам из Московского государства и с Украины и из которых образовались кадры голутвенного казачества, широко поддержавшие Разина. Причин же, вызвавших это явление, было много.

Низшие классы, окончательно закропощенные Соборным Уложением 1649 г. за помещиками, торговые и посадские люди, обремененные большими повиностями, страдавшие от произвола воевод и их приказных людей (чиновников) — устремились на Дон.

Увеличение налогов для получения средств для ведения войн с Польшей и Швецией разорило многих жителей Московского царства. Потерявшие имущество или немогущие уплатить подати, спасаясь от наказания, подчас очень тяжелого и несправедливого, также уходили за московские рубежи туда, где не было налогов, то есть на Дон.

Раскол 1653-67 гг. вызвал жесточайшие религиозные гонения. Проф. Сватиков («Россия и Дон») пишет: «Церковь, и так связанная со светской властью, призвала на помощь государство и последнее обрушилось жесточайшими преследованиями на старообрядцев. Религиозные эмигранты хлынули на Дон в сторону исконного политического убежища».

Все эти люди испытывали глубокую ненависть к москов. общественными и государственным порядкам, к боярам, помещикам, воеводам.

Но не только московские люди уходили на Дон. Много народа шло и с Днепра. Особенно увеличился исход населения с украинских земель после Андрусовского перемирия, разделившего Украину на две части. Гетьманы западной и восточной Украин вели непрестанную борьбу и разоряли край с помощью польских и турецко-татарских войск. Население искало спасения или путем переселения в пределы Москов. царства или эмиграцией на Дон. Но на территории левобережной Украины, присоединенной к Москве, переселенцам пришлось столкнуться с новыми для них московскими порядками. Недовольные ими привыкшие к свободному положению украинского казачества на Днепре, также уходили на Дон.

Донское Войско охотно принимало всех беглецов. Убыль от непрестанных войн с татарами и турками была большая, и новоприбывшие пополняли ряды казаков.

Но увеличение населения Дона имело два важных последствия: расслоение казачества на «домовитое» и «голутвенное» и осложнение экономического положения.

Старым, зажиточным, домовитым казакам, имевшим на Дону все политические права, получавшим свою долю в царском жаловании, обосновавшимся главным образом в низовьях Дона, где находился и Черкасск, центр казачества, принадлежала руководящая роль в Войске. В их же руках были и рыбные ловли в низовьях реки, торговые предприятия, они распоряжались и военными походами донцов.

Новое, голутвенное, казачество, часто формально не принятое в казаки, пользовалось правом убежища, участвовало в походах с целью получить свою долю добычи и быть зачисленными в полноправные граждане Донской республики, но не имело права участия в политической жизни Войска. Все эти «новоприходцы», «оземейные казаки», «зажилые бурлаки», «работные люди» селились преимущественно по верховьям Дона, по Хопру и Медведице, там, где Дикое Поле ближе всего подходило к границам Москов. государства. Будучи лишенными источников существования, они часто оказывались в зависимости от зажиточного, домовитого, казачества, нанимаясь к нему в мирное время работниками.

Если домовитое казачество было довольно своим положением и установившимися отношениями с Москвой, при условии, что последняя не будет посягать на независимость Донского Войска, то голытьба была настроена самым непримиримым образом в отношении московских общественных порядков. Между этими крайними элементами, из которых одни полностью подчинялись Москве, другие относились к ней отрицательно, существовали промежуточные группы различных оттенков.

Увеличение населения «казачьего присуда» было причиной того, что назревал тяжелый экономический кризис — Дон не мог прокормить всех пришельцев. Скотоводство и рыболовство (по выражению казачьих отписок — существование «с травы и воды») не могли прокормить всех пришедших. Земледелие было запрещено Войском, ибо в нем казаки видели на примере Московской Руси средство к порабощению человека, да и к тому же оно опасалось, что казак, ставший земледельцем, утратит свою боеспособность. По мнению некоторых историков (Буданов — «Дон и Россия»), это усиленно поддерживалось московским правительством, ибо, если бы Донское Войско имело бы свой хлеб, то оно менее зависело бы в экономическом отношении от Москвы и более энергично смогло бы защищать свою независимость.

Для добычи средств к существованию еще оставалась «охота за зипунами». Но к этому времени наиболее прибыльные морские походы не могли уже совершаться так часто и в тех масштабах, как это бывало раньше. Перенесение главного направления турецкой завоевательной политики с запада на север и на северо-восток против русских земель, укрепление турками после Азовской эпопеи 40-ых годов своих северных владений — не позволяли казакам так свободно нападать на берега Крыма и Турции, как это было в 1-ой половине 17-го столетия. Постройка Турцией крепостей в устье Дона, настойчивые требования московских властей не совершать морских набегов на турецкие владения и поддержка домовитым казачеством этих требований московской политики — были причиной уменьшения интенсивности казачьих морских походов.

Помимо тяжелого экономического положения была еще и другая причина, осложнявшая общую обстановку. Домовитое казачество, опасаясь за свое материальное благополучие и за свою политическую независимость, начало косо смотреть на все усиливающийся приток новых поселенцев. А большая часть этого недовольного элемента, устремившегося на Дон — испытывала разочарование. Вместо быстрого обогащения пришлось вести полуголодное существование.

Таким образом, увеличение голутвенного казачества, не имевшего никаких средств к существованию, невозможность добыть их большими и продуктивными морскими походами, и как следствие, тяжелое экономическое положение всего Дона и явились главной причиной зарождения разиновского движения. Количество голытьбы увеличивалось с каждым годом и уже давно появились первые предвестники событий, потрясших всю русскую землю. Впоследствии, станица, посланная Разиным из Астрахани в 1669 г. к московскому царю, поясняла: «На Дону им учалась скудность большая, на Черное море проходить им не мочно, учинены от турских людей крепости, и они, отобравшись охочие люди пошли на Волгу, а с Волги на море».

***

Подробных биографических сведений о Степане Разине не сохранилось. Родился он в 30-ых годах 17-го столетия в Черкасске; отец его, Тимофей Разя, был видным казаком Войска Донского. Крестным Степана был будущий войсковой Атаман Корнила Яковлевич Ходнев. Когда Степан подрос, он вместе с отцом и старшим братом Иваном принимал участие в войнах и походах того времени. Позже он женился, жена и дети до возвращения его из Персии жили в Черкасске.

В 1652 г. Степан, во исполнение обета, данного его отцом в благодарность за излечение ран, полученных на войне, ходил в Соловецкую Обитель. В 1658 г. он, есаулом казачьей станицы героя Азовского Сидения Осипа Петрова, побывал в Москве. В 1660 г., по поручению Войска, вдвоем с атаманом Буданом, Степан Разин заключает выгодный мирный договор с кочевавшими в приволжских степях калмыками о совместной борьбе с татарами. Есть указания, что осенью того же года, возвратившись от калмыков, Степан вторично отправляется в Соловки на богомолье. Чем объясняется такое религиозное рвение — неизвестно, но существуют предположения, что им руководили и соображения как бы политического характера. По другим гипотезам, посещение Соловецкого монастыря объясняется тем, что предки Разина были новгородского происхождения, а в Новгороде, в период его независимости, Соловки пользовались особенной популярностью.

Вместе со старшим братом, Степан участвует в русско-польских войнах 1654-1656 и 1658 1667 гг. Иван Разин командовал там одним из казачьих отрядов, но кончил он трагично: был повешен кн. Долгоруким за самовольный уход с казаками из московской армии. Обычно, казаки принимали участие в военных действиях лишь во время летней кампании, зимой же возвращались на Дон. Долгорукий хотел их задержать и на зиму. Донцы, считая, что служба их добровольная и что они уже выполнили свои обязательства, просили их отпустить, но им было отказано. Ушедший отряд был догнан и окружен московскими войсками, а его предводитель, Иван Разин, повешен. Существует предположение, что выступление Степана против Московского царства объясняется местью за погибшего брата.

В примечаниях к «Историческим сведениям Войска Донского о станице Верхне-Курмоярской» Е. Котельникова, изданных в 1848 г. X. П. Попов пишет: «Есть предание, записанное в монографии Костомарова, что Разин был в Азове в турецком плену».

Историк Костомаров так его описывает:

«Стенька Разин был человек чрезвычайно крепкого сложения, предприимчивой натуры, гигантской воли, порывистой деятельности, своенравный, столь же непостоянный в своих движениях, сколько упорный в предпринятом раз намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то готовый с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения.

В его речах было что-то обаятельное, дикое мужество отражалось в грубых чертах лица его, правильного и слегка рябоватого, в его взгляде было что-то повелительное, толпа чувствовала в нем присутствие какой-то сверхъестественной силы, против которой невозможно было устоять, и называла его колдуном, батюшкой, и считала его чародеем, верила в его ум, его славу, его счастье. В его душе была действительно какая-то страшная мистическая сила. Этот легендарный предводитель голутвенного казачества, дерзко восставший против бояр и помещиков, мечтавший оказачить всю Русь и установить всеобщее равенство, защитник и покровитель обездоленных и униженных, привел в ужас и ожидание не только Московское государство, но и всю Европу».

Часто Разин обвиняется в исключительной и ненужной жестокости. Но фактически это было лишь проявление нравов того времени. Казаки Разина в этом отношении не лучше и не хуже царских воевод, польских панов, украинцев Хмельницкого.

П. Н. Краснов («Картины былого Тихого Дона» — СПБ. 1909 г.), А. Листопадов, в исторических примечаниях («Песни донских казаков» — Москва 1949 г.) пишут, что Петр Великий, находясь на Дону в 1695-96 гг. пожелал видеть кого-нибудь из еще оставшихся в живых участников разинских походов. После подробного рассказа о Разине его соратника старика казака Морковкина, Петр, щедро его наградив, заметил: «жаль, что не сумели тогда из Степана Разина сделать великую государственную пользу, и жалко, что он не в мое время».

Началом разинского движения был 1667 г., когда он, перейдя с Дона на Волгу с 600 казаками, захватывает там большой караван торговых судов купца Шорина. Вместе с ними были захвачены и суда, принадлежавшие лично царю и патриарху. Нападения на торговые баржи на Волге в то время было делом обычным, но царских и патриарших судов нападавшие обыкновенно не трогали, ибо это считалось большим грехом, да на них всегда и находились, для их охраны, стрельцы с пушками. Серьезного сопротивления оказано не было — большинство конвоя перешло на сторону Разина.

В мае, спустившись по Волге мимо Черного Яра и минуя Астрахань по протоку Бузану, отделяющемуся от Волги в 15 вестах выше Астрахани, 35 стругов разинцев выходят в Каспийское море и направляются к Гурьеву в устьях Яика. Гурьев был захвачен хитростью: «…приходили те воровские казаки, Стенька Разин, а с ним человек с сорок, к городовым воротам, и просили в церковь помолиться, и голова Иван Яцин, тех воровских казаков атамана Стеньки Разина… в город пустил, а те воровские казаки ворота отперли и воровским казакам всем велели идти в город, а стрельцы с воровскими казаками не бились и по ним из пушек и ружьев не стреляли…» (А. Попов — «Матерьялы для истории возмущения Стеньки Разина» — Москва. 1857). Посланные позже из Астрахани стрельцы были разбиты. И тут много из них перешло на сторону Разина.

В сентябре казаки «пошли» на море и, высадившись на одном из протоков Волги — Еманчуге, погромили кочевавших там татар. Зиму они провели на Яике.

Весной следующего года «23 марта 1668 г. воровские казаки, Стенька Разин с товарищи, выбрався из Яицкого городка и взяв с собой струги и пушечшные запасы…» поплыли к западным берегам Каспийского моря. Нападение на Терки не удалось, оно было отбито, но персидские владения, весь берег от Дербента до Баку, были ими разорены, также как Шемаха, главный город Ширванского Ханства, Шабрань и т.д. В июле разинцы достигли южных берегов Каспия и подплыли к городу Рящь (или Решь в провинции Гиляни, на берегу Гилянского залива). Здесь Разина догнал Сережка Кривой, приведший с Дона еще 700 казаков и пришедший тем же маршрутом, что и Разин. Посланный из Астрахани отряд стрельцов для поимки Кривого, в протоке Бузане лопал в засаду и в большинстве присоединился к казакам.

Под Рящью Разин начал переговоры с персидским шахом: «…а атаман Стенька Разин с товарищи говорили шаховым служилым людям, что они хотят быть у шаха в вечном холопстве (т. е. подданстве)… и послали они, о том с шаховыми служилыми людьми в Испогань, к шаху трех человек казаков, чтобы им шах велел дать место на реке Ленкуре, где им жить…» Повидимому, это было военной хитростью выиграть время и получить достаточные сведения о персидских военных силах. Переговоры ни к чему не привели и кончились кровавым столкновением. А шах, хотя и ответил отказом, но опасаясь казачьего нападения, «в Рящь-город Будан-Хану писал и велел воровским казакам корм давать до указу» (А. Попов. «Материялы для истории возмущения…). После Разин уходит к противоположным берегам Каспия и разоряет там город Фарабат. Зиму казаки провели на песчаной косе в тяжелых условиях в нездоровой местности, страдая от отсутствия питьевой воды и хлеба.

С весны 1669 г. струги Разина плавают по всему Каспийскому морю. Снова захватываются Астрабад, Шабрань, разграблены Фарабат, окрестности Баку, также как и восточные берега — Туркменский край. Здесь в одной из стычек погиб С. Кривой. С туркменского берега казаки приплыли к Свиному острову, где оставались около 10 недель.

В июле к лагерю Разина приплыло персидское войско из 4000 бойцов, на 70 стругах. Горячий бой окончился полным разгромом персов, лишь небольшая их часть спаслась на трех стругах. В руки казаков попала богатейшая добыча и 33 пушки. Но победа досталась недешево: погибло в бою около 500 казаков, что составляю 25 % сил Разина, да кроме того много было больных и раненых, и казаки решили возвращаться на Дон.

Десять дней плыли они до устьев Волги, и в начале августа, разграбив по дороге два персидских торговых корабля и учуг астраханского митрополита, казачья флотилия остановилась около острова Четырех Бугров.

Навстречу казакам из Астрахани было отправлено 4000 стрельцов на 36 стругах. Обе стороны предполагали действовать согласно обстоятельствам. У князя Львова, командовавшего стрельцами, была с собой цар. грамота с прощением Разину, казаки же предполагали или придти к мирному соглашению и вернуться через Волгу на Дон, или, в случае неудачи, отойти с боем и тогда пройти по Куме.

Астраханские власти не решились на открытую борьбу с Разиным, которому сочувствовало все местное население. После переговоров казаки приплыли к Астрахани. Ореол разинской славы, его фактическое господство в течении двух лет на всех берегах Каспия, заставили представителей московских властей говорить с казачьим атаманом иным языком, чем с прощенным разбойником. Это был не только предводитель казачьего поиска, но и победитель персидского шаха. В Астрахани Разин по договору должен был сдать всю артиллерию, морские струги, захваченный персидский полон, и лишь после этого казаки смогли бы плыть на Дон. .

Население Астрахани устроило Разину торжественную встречу. В течении десяти дней, казаки и их атаман в богатых одеждах, при драгоценном оружии, посещали город, несмотря на запрет воеводы. Разинцы, ушедшие в поход оборванцами, сорили серебром и золотом, продавали забезценок захваченную в Персии богатую добычу. Сам Разин щедро раздавал деньги бедному народу. Пребывание в Астрахани сильно увеличило его популярность, его обаяние, как удалого предводителя, ласкового и щедрого к простонародью, не боящегося и не считавшегося с властью воеводы. Астраханские власти, видя популярность казаков, поторопились от них скорее избавиться, и Разин, сдав лишь половину своих пушек и часть морских стругов, в начале сентябре отплыл из Астрахани к Царицыну.

Еще до отплытия Разин отправил в Москву станицу с предложением захватить Азов или подчинить Крым или Персию. Это была попытка сохранить и улучшить отношения с московским правительством и предложение использовать силы голутвенного казачества в государственном масштабе. В Москве, Боярская Дума предложение отклонила — Москва, ослабленная борьбой с Польшей и Швецией, опасалась ввязаться в новую войну.

Придя на донскую землю, Разин обосновался на острове Дона, где построил укрепленный городок Кагальник. Силы его увеличивались: его популярность, быстрое обогащение разинцев были причинами того, что к нему стекался народ с Хопра, Волги, Украины, Московской Руси. С Волги он пришел с 1500 казаками, а весной 1670 г. у него было более 4000 человек. На вопрос посланного войсковым Атаманом Корнелием Яковлевым есаула, что Разин делает в Кагальнике с таким войском, нарушая этим войсковые законы и обычаи — Разин ответил, что он послал гонцов к царю и если они вернутся с милостивой грамотой, «то пойду воевать за царя на Крым или Азов или где повеление Великого Государя будет, а если не будет милостивой грамоты, уйду к запорожцам и буду воевать с ними против польского короля».

Действительно, турки ждали и готовились к его походу на Черное море. В бумагах Посольского Приказа того времени имеется следующее донесение: «В прошлом 1670 г. послан от царя Алексея Михайловича к турецкому султану гречанин М. Иванов и в нынешнем (1671 г.) марта в третий день он сказал: писал к нему, визирю, из Азова Сулейман-паша, что вор Стенька Разин приготовил 10 стругов и хочет идти на Черное море к турецким берегам, и ченилось на Черном море от вора, в июле и августе великое опасение и сполохи, и многие турецкие города при море, приказал визирь укрепить и всякими запасами пополнить».

«А в августе, — писал визирю тот же азовский паша, — что вор Стенька Разин на Черное море не пошел, а пошел войной против Московского государства. А в турской земле в то время от донских казаков были великие страхи и опасаются турки, чтобы казаки Азова не взяли, потому что крепко Черное море Азовом, а если Азов достанется в руки казакам, на Черное море им (туркам) выйти нельзя».

Действительно, возникает вопрос, почему Разин не взял или даже не попытался взять Азов? Ответ нужно искать в тогдашнем состоянии Донского Войска. Если в 1637 г. ему было под силу захватить Азов, держать его в течении 5 лет, а главное, выдержать осаду, то теперь, после Азовского Сидения и последующих нападений татар и турок, на это не хватило бы силы. Собравшаяся в Кагальнике голытьба не обладала достаточными боевыми качествами. Известную роль сыграло и все усиливавшееся влияние Москвы, бывшей против активных действий против азовских турок.

Посланная в Москву Атаманом К. Яковлевым станица Аверкиева сообщила в декабре 1669 г. о создавшемся положении на Дону. В ответ моск. правительство послало в Черкасск чиновника Евдокимова с царской грамотой, но царское жалование было задержано. А в наказе моск. послу говорилось: «проведати всякими мерами, где Разин и с ним ли атаманы и казаки с Михаилом Самарениным с товарищи в совете ли или не в совете и ссылка между ними есть ли?».

В грамоте же Донскому Войску писалось: «Когда такие воровские ссоры на Дону престанут и казаки в послушании будут, то по нашему указу из Воронежа все запасы вам без задержки будут отпущены».

То есть присылка жалования и запасов ставилась в зависимость от полного подчинения Разина. А пока что станица Аверкиева 19 казаков были сосланы в Холмогоры.

На другой день после того, как в Черкасске на Кругу была прочитана царская грамота и казаки снова собрались для составления и вручения ответной войсковой отписки, на Круге неожиданно появился Разин со своими соратниками. Вызванный Евдокимов, на вопрос Разина, зачем он приехал на Дон, отвечал, что привез царскую грамоту. Но Разин был хорошо осведомлен о настоящей цели приезда моск. чиновника: «Не с грамотой ты приехал, а лазутчиком». Евдокимов был утоплен казаками. На уговоры Атамана Яковлева Разин отвечал: «Ты владей своим Войском, а я своим». Круг был явно настроен в пользу Разина, свиту Евдокимова 7 недель держали в тюрьме, откуда она была тайно выпущена Яковлевым. Несколько дней Разин оставался полным хозяином в Черкасске, а затем неожиданно ушел в Кагальник, как неожиданно оттуда и появился.

Об этом событии Яковлев позже сообщал в Москву: «Разин подходил под Черкасск, чтобы в Войске учинить смуту великую, а нам за малолюдством не токмо над ним, вором, и над его единомышленниками промыслу учинить, но и себя уберечь некем…» Далее Атаман просил о присылке вооруженной помощи.

На жалобы войсковых властей, что задержка жалования и запрещение торговым людям ехать с товарами на Дон (экономическая блокада) тяжело отражается на положении Войска, моск. власти требовали «над ворами помыслы учинить и переимав тех воров прислать к Великому Государю в Москву, а иным заводчикам и зачинщикам воровству учинить бы указ по своему войсковому усмотрению».

Б. Богаевский

(Продолжение следует)


© Родимый Край


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: