В № 102 «Род. Края» было отмечено издание во Франции книги на французском языке французского журналиста-писателя Ива Бреере «Казаки». В ней, в числе многочисленных иллюстраций, помещена и обложка «Род. Края» с пояснительной надписью: «Они (то есть казаки) всегда были символом славы в глазах русского народа и олицетворяли военное искусство». Между прочим, та же обложка, но без названия журнала помещена, без ведома редакции, и в книге В.Г. Глазкова «Hystory of the Cossaks» с другой пояснительной надписью: «Характерные типы казаков начала 20-го столетия. По середине донской казак, слева кубанец, справа терец. Рисунок художника Виктора Иванова».
В августе 1972 г. во Франции по телевизии передавался фильм «Тарас Бульба», вышедший в 1962 г. Главную роль Тараса Бульбы в нем играет Ю. Брюнер. Передаче предшествовала большая реклама в прессе. После передачи на экранах телевизеров передавалось обсуждение фильма, в котором приняли участие, кроме журналистов, французы профессор Сорбоны П. Паскаль, автор вышедшей в 1971 г. книги «La révolte de Pougatcheff», где не мало исторических сведений по истории яицких казаков, г-жа Шерер, преподавательница в Институте Восточных языков и украинцы журналист Ковальский и секретарь «Научного Общества имени Шевченко» г-н Жуковский. Сам фильм, к сожалению, сплошная «клюква», от произведения Гоголя осталось лишь название, имена главных героев и то, что отец убил сына. При обсуждении фильма г-н Жуковский, отвечая на поставленные журналистами вопросы, подробно рассказал о роли украинского казачества в борьбе с католической Польшей. Но было очень мало сказано об других казачьих Войсках — как будто роль их в истории была совсем не значительной.
В октябре того же года по телевизии передавался другой фильм «La charge des cosaques», из времен покорения Кавказа. И в нем тоже очень много неправдоподобностей и фантазии, и о казаках тоже очень мало. Перед передачей этого фильма в парижской газете «Парижанин» была помещена статья французского журналиста Е. Легель под названием «Татары или христиане — казаки — заставляли дрожать Европу со стародавних времен до взятия Берлина». Ея содержание довольно интересно, хотя тоже не без «клюквы». Интересна она тем, что в ней сообщается о попытках «создать» казаков в разных странах. Сказывается, что уже в 1743 году во Франции, из наемных польских и бессарабских татар, были организованы полки по образцу казачьих отрядов и с таким же вооружением. Позже они превратились в уланские полки. Наполеон, сразу оценивший боевые качества и достоинства казачей конницы, приказал сформировать в начале войны с Россией несколько эскадронов из литовских татар, роль которых была быть разведчиками при полках регулярной кавалерии. В 1812 г. по его же распоряжению был создан из поляков Краковский уланский полк, по образцу казачьих полков и с таким же вооружением. Не раз он отличался в боях с русскими казаками. Прикрывая отступление французских войск под Лейпцигом, он был почти полностью уничтожен, но получив пополнение, отличился в боях под Парижем. В конце 1814 г. этот полк был расформирован, но снова возродился во время польского восстания в 1830-31 году.
И в Пруссии в 1806 году был создан кавалерийский полк по образцу казачьих и носивший форму донских казаков. А еще раньше в Австрии в 1796 г. был сформирован полк Дегельмана, также по образцу казачьих.
Касаясь более поздних времен, в этой статье указывается на участие многих казачьих полков разных Войск в 1-ой Мировой войне и что во время гражданской войны большинство казаков очень активно боролись против большевиков в белых армиях.
Упоминается также о черкесских эскадронах о французской армии в Сирии во время войны 1914-19 гг. По-видимому автора ввели в заблуждение черкески, папахи, бывшие формой этих эскадронов. Ведь такие же черкески носил и Хоперский полк Кубанского Войска, о котором автор очень похвально отзывается. У наших читателей может возникнуть вопрос, каким образом в Сирии очутились черкессы, да еще в таком количестве, что из них формировали целые эскадроны? — После окончательного покорения Кавказа в середине 19-го столетия значительно количество горцев, не пожелали окончательно подчиниться русским и предпочли эмигрировать в единоверную Турцию. Так с территории западного Кавказа между 1858 и 1864 гг. выехало около 500 тысяч горцев обоего пола. Русские власти не препятствовали их уходу а скорее содействовали, надеясь таким путем достичь скорейшего замирения края. Часть черкесских племен попала в Сирию, принадлежавшую тогда Турции. Когда же Сирия стала французской колонией, то из потомков этих черкессов и были сформированы черкесские эскадроны французской армии.
Заканчивается статья сообщением, что во время 2-ой Мировой войны в СССР были снова созданы казачьи эскадроны, снимки атак которых иллюстрируют первые календари Красной Армии в 1945 и 1946 году и… что много казачьих частей были в то же время и в германской армии, боровшейся с советской.
Статья эта иллюстрирована многочисленными изображениями гравюр на которых представлены эти иностранные «казаки».
В августе 1972 г. газета «Фигаро» поместила отчет об конских состязаниях и конкурсах устроенных совместно этой газетой, авиационной компанией Air-France и фотографическим обществом Кодак на французском фешенебельном курорте Ла Болль. Главной «ведетой» здесь оказался сын донского казака Петр Пахомов.
В № 89 «Род. Края» на стр. 23, под названием «По заданию» была помещена рецензия проф. Н.Н. Воробьева на книгу Ф. Лонгворда «Казаки», вышедшей на английском языке в США в 1970 году. О ней же была напечатана пространная статья А. К. Ленивова «Палачи не каются» в № 204 журнала «Казачья жизнь», выходящего в США.
В прошлом году эта книга вышла одновременно на немецком и французском языках. Ея оценка иностранцами, интересующимися казаками, совпадает с оценками Н.Н. Воробьева и А. К. Ленивова. Немецкий историк и писатель, хорошо знающий русский язык, в прошлом офицер немецкой армии, доктор политических и исторических наук Р. Карман в газете «Die Welt» («Мир» от 13. 7. 72) пишет: «Будучи хорошо осведомленным об описываемых событиях и обладая подлинными документами того времени, я должен выразить свое глубокое возмущение содержанием книги Лангворта «Казаки». Роль казаков во время революции, гражданской и 2-ой Мировой войн рассматриваются автором-англичанином через красные очки, его суждения пристрастны и несправедливы и являются ярким примером советской пропаганды, нахальной и злобной. Он осуждает борьбу белых и казаков против большевизма, обвиняет казачьих генералов Краснова и Шкуро в автократии, считая ее «безчеловечным белым террором» (1918-1920), но совершенно умалчивает о массовых убийствах и садизме красных совершенных по планам, выработанных в Чека, и не пишет, что поступки белых были лишь ответом-реакцией на красный террор. Лангворт во многом обвиняет Краснова и Шкуро, которые в свое время были награждены английским орденом «за заслуги в борьбе с мировым злом большевизмом» (английским орденом Св. Георгия и Михаила во время гражданской войны были награждены Дон. Атаман ген. А.П. Богаевский, ген. Шкуро и ген. Врангель, ген. же Краснов его не имел — Редакция), и теми же англичанами (лордом Александером) были преданы и выданы советской армии. Какая горькая ирония судьбы!
С цинизмом автор оправдывает преступление в Лиенце — насильственную выдачу советам более 50000 казаков, включая и их семьи, и считает эту «репатриацию» мелочью, но справедливой и неизбежной, а казачьих вождей — преступниками перед любыми законами, и палачами СС. Он умалчивает о многочисленных свидетельствах и показаниях очевидцев, журналистов-историков мировой известности о Лиенцевской трагедии. Ведь голландский историк профессор Грондис прямо утверждает, что это преступление было «подлее, безчеловечнее и более жестоким и ужасным, чем преступление в Катыни — уничтожение сов. властями польских офицеров.
Описания Лангворта, который к тому же не указывает источников, на основании которых он сообщает эти сведения — полны лжи и неправды, и являются ярким примером извращения исторической истины».
С внешней стороны оба издания книги Лангворта, и немецкое и французское, изданы очень хорошо, на хорошей бумаге со многими иллюстрациями. Такое издание должно стоить не дешево, но ведь всем хорошо известно, что на пропаганду советы денег не жалеют.
Совсем другого характера, вышедшая недавно книга итальянского писателя П.. А. Карниера «Казачия армия в Италии в 1944-1945 гг.». Он же в июне прошлого года поместил в газете «Arena» большую статью о выдачах в Лиенце.
В Англии в прошлом году была издана на хорошей меловой бумаге небольшая брошюра в 60 стр. с многочисленными иллюстрациями A. Seaton «The Cossaks». Автор ея, по-видимому, считается специалистом по русской военной истории, им изданы на английском языке книги «Русско-германская война 1941-45 гг.», «Битва под Москвой», «Сталин и военное командование» и др.
Брошюра эта издана главным образом для тех, кто интересуется военной историей, оружием и вооружением, военными формами, но попутно автор дает и исторический очерк в очень сжатой форме, разбив его на следующие главы: первоначальное население России, происхождение казаков, первые русские казаки, Донское каз. Войско, Воложские казаки, Украина, Запорожские и украинские казаки, цари и русские казаки, новые казачьи общины, кратковременность существования украинских казаков, каз. Войска в 20-м столетии, воинские обязанности казаков при царях, революция и гражданская война, казаки под советской властью, каз. формы. Сообщает он и главнейшие источники, которыми он пользовался для своего труда: на русском языке Историческое описание одежды и вооружения российских войск» Висковатого (изд. в Петербурге в 1841-48 гг.), на французском «L’Armée russe d’après photographie instantanées» R. Almedia и книга того же Лонгворта (лондонское издание 1969 г.), о которой писалось раньше. Историческая часть брошюры Сетона до главы «Революция и гражданская война» написаны соответственно историческим данным, но роль казаков после 1917 г. описана совершенно неправильно, в том же духе, что писал и Лонгворт, утверждающий, что свержению царской власти и позже установлению власти Советов в Петрограде способствовали находившиеся в столице и перешедшие на сторону возставших 1-ый, 4-ый, 14-ый Дон. каз. полки, императорский Конвой и гвардейские каз. полки.
Несколько слов об иллюстрациях. Их всего в брошюре сорок две и три карты разселения каз. Войск. Половина изображений — старинные гравюры и фотографии, остальные — изображения в красках, как были одеты и вооружены казаки разных Войск в различные эпохи. Те изображения, что взяты у Висковатого конечно очень цены и интересны, ибо они соответствуют истине. Труд Висковатого очень серьезный пользуется непоколебимым авторитетом. Но некоторые последующие изображения вызывают недоумение, откуда их мог взять автор? Так донской казак в форме 1914 года одет в какой-то китель голубовато-серого цвета с 4-я карманами, в фуражке такого же цвета…
Два последних изображения — казаки советской армии в форме 1944 г. (донец) и 1945 г. (кубанец в парадной форме). Донец — в гимнастерке защитного цвета, синие штаны с красным лампасом, кубанец — в темно-синей черкесске на красной подкладке, в красном же бешмете, в сапогах со шпорами, но… без пояса. У терцев, по словам Сеатона, такая же форма, что и у кубанцев, но вместо красного — голубой цвет, а черкески серые.
Б. Богаевский
Источник: РОДИМЫЙ КРАЙ № 105 — МАРТ-АПРЕЛЬ 1973 г.
Читайте также: