Третья сотня выходила из окружения, выводя с собою станичные обозы, перегруженные женщинами, детьми, стариками — семьями казаков, ранеными и больными. Миллионы людей валом шли на Запад.
Все, кто не мог больше выносить ярма большевизма, кто раз навсегда, пересмотрев свое мировоззрение, определил свое место в мире, кого меньше пугала смерть, чем «сохранение достижений Революции», все уходили на Запад, где мерещились им светлые огни Правды, где народы, под знаменем Креста — свои не по крови, а духу — дадут им, мученикам, добре страдальствовавшим, уголок на обширном земном шаре и доживут они там дни свои по Правде Божией…
Страшен был путь этих миллионов! Обоз, охраняемый третьей сотней, малая пылинка в вихре смерти, чувствовал себя счастливее многих. Все же имел он некую опеку, все же знал он, что кто-то заботится о нем. До него все же доходили вести из Войска, которое там, где-то расчищает путь к этому благословенному Западу… А главное, при обозе были два Отца Ильи: Отец Илья Хроменький и Отец Илья Могучий. Хроменький Отец Илья был собственно священник самой сотни, а Отец Илья Могучий был обозный, или, как его любя называли «всестаничный Батюшка».
Длинный путь прошли оба Отца Ильи с сотней и с обозом: от Ростова на Дону до Полесских болот! И знаем все, как казаки самой сотни, так и обозные «цивилы», что прошли они этот путь благополучно «за молитвой Святых Отцов наших», попросту батюшек Ильи Хроменького и Ильи Могучего… Ох, и любили же их! И могли же они молиться! Не то, что мертвые горы, а клещи большевитские, сатанинские силою молитв своих раздвигали, как древле Израиля чад своих между двух стен воды висящей проводили! И только одна Марианна знала, что эти два подвижника имели между собой крупную ссору, примирением не законченную. Марианна была учительницей «имени Луначарского» в том городке на Кубани, где священствовал когда-то Отец Илья Хроменький. Церковь в этом городке была уже давно закрыта, а Отец Илья, по капризу Н.К.В.Д. все еще не был арестован; жил на окраине города, в кладбищенской сторожке, рыл, по заказам, могилы, сажал на них цветочки, тайком отпевал и служил панихиды… так, как-то перебивался. В городе он не показывался и мало, кто знал, что на кладбище — «поп». Однажды Марианна с группой учеников, комсомольцев и пионеров делала «вылазку», экскурсию за город. Линию нефтепровода рекомендовалось осмотреть. Зачем именно нужно было Отцу Илье в это время тоже быть там — неизвестно. Сторож нефтепроводной будки тоже Илья, единоверец, долго был под подозрением, не к нему ли ходил поп… Ну и вот, этот милый Отец Илья, со своей смешной хромающей походкой, попал навстречу экскурсии. Воспитанники Марианны встретили попа по всем правилам ленинско-комсомольской воспитанности и сталинской этики. Марианна от души хохотала, смотря на жалкие усилия «паразита трудящихся масс» скорей пройти мимо «лишенной предрассудка» культурной советской молодежи. Отцу Илье пришлось проходить почти рядом с Мариянной. Она хорошо разглядела вздрагивающие губы, скорбную улыбку на одухотворенном лице и странный любовный взгляд заслезенных глаз. Да, именно, любовный… Марианна вспомнила потом, что так именно смотрела на нее мать, когда, однажды, грубо оскорбила ее. Поп прошел. Экскурсия двинулась дальше. И странные мысли полезли в голову Марианны. что это за люди и какая сила заставляет их терпеть то, что вытерпел этот поп сейчас! И во имя чего?
Еще один случай докончил душевный перелом Марианны. Шла она через перекидной мост над линией железной дороги. Внизу, под мостом, стоял поезд. Вагоны были заперты и, вдоль поезда, с обеих сторон ходили часовые. Много народа стояло на мосту, рассматривая странный состав. Остановилась посмотреть и Марианна. Из окон вагонов иногда выглядывали лица… Но какия! Не понимая, она обратилась к рядом стоящему рабочему: «Кого это везут так?» Тот недоумевающе взглянул на нее: «Казаков вывозят» и, опять взглянув на нее добавил: «Врагов народа». Марианна беспомощно оглянулась кругом… Какая-то молодица сзади нее плакала. Сурово были сжаты губы, стоявшего рядом с ней подростка. «Какому же народу враг тот народ, что вывозится этим составом?» Тревожно забилась мысль: «Не этим же, которые плачут и стоят с такими суровыми лицами? Этим они свои… Кому же?»
Вечером Марианна пошла на кладбище… Не многие заметили изменение в жизни Марианны. Работу учительницы она оставила, поступила ученицей на маслозавод и жила на виду, как и прочие совслужащие.
Потом война. Пришли немцы. Уцелевшее казачество открыло старый храм. Служить в нем начал, чудом сохраненный, Отец Илья.
Марианна опять учительница, но воспитанники ее выглядят иначе… Как много и скоро могут сделать церковь и школа! Марианна теперь своя — она необходима этой уцелевшей горсточке народа. Она знает немецкий язык, она переводчик и ходатай всем и по всем вопросам. И немцы знают Марианну; это по их выговору — «Марь Ивановна». Мария Ивановна превратилась в «Марианну». Так, любя, зовут ее все и немцы, и казаки и дети… И когда, под натиском красных, начали отступать немцы, собрались казаки в далекий поход… Отца Илью и Марианну даже не спрашивали, пойдут ли… «Как не пойдут?» — «Наши ведь!» Прислали подводу, на которую Отец Илья сложил церковное имущество и тронулись вслед за станичным обозом.
Второй Отец Илья Могучий пристал к обозу у Батайска, под Ростовом.
Узкий участок дороги отхода обстреливался красными и сотня боялась пустить под огонь своих «цивилей». В это именно время с котомкой, с большим батогом подошел к группе совещающихся казаков Отец Илья Могучий.
«Я, станичники, здешний» — сказал он, «все дороги тут знаю. Можно объехать вон там, за плавнями». Отцу Илье дали лошадь и трое казаков поскакало с ним на разведку. Оказалось, можно. Обоз свернул с дороги и объехал обстреливаемый участок без потерь. А Отец Илья Могучий остался обозным, «всестаничным» батюшкой.
***
4-го июня старого стиля потеряли сотня и обоз связь с Войском. Казалось — везде красные.
На привале, Отец Илья Хроменький собрал сотню и обозников: «Сегодня, сказал он, — «день памяти нашего Царя-Мученика». «Сын Его, отрок Алексей Царевич, был Войск Казачьих Атаманом почетным. Попросим их, чтобы ходатайствовали Они перед Господом о спасении христолюбивого воинства казачьего».
И отец Илья Хроменький отслужил молебен «Мученику Николаю Государю Российскому». А припев на молебне: «Святые Мученики Дома Царского, молите Бога о нас». Пели вся сотня и обоз. Отца Ильи Могучего в это время не было. Он пришел в середине молебна и, когда Отец Илья Хроменький вычитывал отпуск: «Молитвами Святого Царя-Мученика Николая, Государя Российского, Наследника Его, Отрока Алексея Царевича, христолюбивых Войск Казачьих Атамана, благоверныя Царицы-Мученицы Александры и чад ее Царевен-Мучениц, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец», ушел незаметно не приложившись к Кресту. А вечером и произошла та ссора, свидетельницей которой была Марианна.
Отец Илья Могучий обрушился на Отца Илью Хроменького всею силою канонов и прещений… «Они же не прославлены!» восклицал он». Как Вы дерзнули?! Зрите в Известиях Учительных, что глаголется» — «А вот ничего и не глаголется», волновался Отец Илья Хроменький, «а вот молитвами их и выйдем…, а вот и прославлены Они…» «сами слыхали, как народ славил Их — Божий Народ». «А вот и покажет нам путь светлый Отрок Алексей Царевич… А вот Вы и посрамитесь!» «Да нельзя же так! Взяли и прославили! Для сего чудеса требуются… Явления нужны. Указания небесныя», восклицал отец Илья Могучий.
«А вот не видите Вы чуда Гнева Божья на России за неповинную кровь Их… А вот явления узрите спасением чтущих святую память Их.. А вот указание Вам к житьям святых чтите, когда на телесах Святых Мучеников без всякого прославления христиане храмы строили, лампады возжигали и молились таковым, яко предстателям и ходатаям».
— Так то были, ведь, мученики прямо за Веру Христову от язык безбожных.
— А вот эти, разве, кривомученики что ли? А большевики разве не язык безбожный? А вот покарает Вас Господь за буесловие на Святых Его!
Ссора тем кончилась и разговоров на эту тему больше не возобновляли. Сотня и обоз из окружения вышли, только Отцу Илье Могучему осколком, далеко, сравнительно, разорвавшегося снаряда, раздробило ключицу левого плеча, но не опасно, быстро заживало.
Не доезжая города Кобрина, за деревней Вулька, что на повороте к Холмскому Повету, есть болото. Почти правильный четырехугольник, верст 5 каждая сторона. Северную сторону этого болота заняли уже продвинувшиея красные, угол западной стороны и угол южной, занимали казаки, сдерживающие обходное движение красных, а по южной стороне отходили обозы беженцев.
Помогающая красным, Польская Краевая Армия, своими партизанскими отрядами, пыталась прорваться к болоту с юга и, таким образом, отрезать пути отступления. Вся узкая часть была под обстрелом. Приходилось высылать боковые дозоры, оттеснявшие партизан от дороги и, только тогда, можно было проводить обозы.
Отец Илья Хроменький имел обыкновение, в таких случаях, становиться со стороны наиболее сильного обстрела и молиться пока проходила сотня и обозы. К этому так все привыкли, что считали и невозможным иначе. Каждый раз, при проходе под обстрелом, посылали за батюшкой, указывали ему наиболее стратегически опасную сторону и Отец Илья вынимал молитвенник становился на указанное место, а обозы начинали спокойно проходить. Казаки называли это «Ильин заслон».
Под «Ильиным заслоном прошли!» Так было и этот раз. Засевший где-то красный пулеметчик, время от времени посевал дорогу пулеметной очередью. Высланные дозоры не смогли обнаружить его, а время не ждало.
Отцу Илье показали место на сгибе шоссе: маленький мостик и тотчас же, за мостиком, дорога коленом уходит вправо, уклоняясь от линии обстрела.
Отец Илья стал у деревянного столбика моста, вынул молитвенник и сотня пошла… «Ильин заслон» действовал, как всегда. Пулемет, правда, время от времени обнаруживал свое существование, но бил он куда-то по другой цели, а потом и вовсе смолк. Сотня прошла спокойно. «Ильин заслон», не в первый раз… За сотней потянулся обоз. Вот уже последняя фура проехала мостиком. Охранный взвод позади обоза машет руками! Снимай заслон, Отец Илья, спасибо, прошли, слава Богу».
Отец Илья кладет молитвенник в карман, креститься и трогается от столбика… И вдруг… гулкий одинокий выстрел! Отец Илья взмахивает рукой и валится боком на песок дороги. Все это произошло так быстро, что охранный взвод не успевает осознать происшедшего и, по инерции, едет еще… И только через некоторое время — крик: «Батюшку-то убили!!» останавливает его…
Часть казаков, спешившись, кинулась к слабо шевелившемуся отцу Илье… С недалеко ехавшей последней фуры, соскочила Марианна, и еще несколько казачек, услыхавших крик «Батюшку убили!»
Когда Марианна подбежала, отец Илья был уже приподнят, наклонившимися над ним казаками. Глаза его были закрыты, правая рука бессильно вздрагивала. Потом он медленно открыл глаза… долго всматривался в лица казаков… — «Никифор», ясным до голоса шепотом сказал он… — «Я, Батюшка», ответил, склонившийся к нему казак. — «Водою»… опять тем же ясным, как голе, шепотом сказал Отец Илья. Никифор быстро отстегнул от пояса фляжку и, открыв ее, приложил к губам Отца Ильи. Тот качнул головой, вода полилась мимо… Отец Илья вновь закрыл глаза.
«Батюшка, милый!» — закричала не своим голосом Марианна…
Отец Илья еще раз открыл глаза и в его последнем взгляде увидела Марианна то же выражение, как тогда у нефтепровода, любовно виноватый и странно понимающий все взгляд. Потом опять закрылись глаза, только губы двигались шепча что-то…
Марианна наклонилась ухом к самым гулам умирающего: «Никто же достоин от связавшихся плотскими похотями или сластьми, приближатися, служить Тебе, Царю Славы…» разобрала она прерывистый шепот. Потом последовало молчание и, вдруг, ясно, почти вслух: «но обаче» и смолкло опять. На этот раз совсем.
Марианна вынула из бокового кармана его подрясника молитвенник и носовой платок. Платок был так напитан кровью, что Марианна должна была выжать его на подрясник отца Ильи. Больше у отца Ильи ничего не было. Марианна завернула молитвенник в окровавленный платок, а все вместе — платок и молитвенник в свой шелковый шалик с головы, бережно положила это во внутренний карман своего дождевого плаща, поцеловала руку отца Ильи и, шатаясь, пошла к своей фуре. Казаки подняли тело отца Ильи, положили его на поджидающую их фуру и крупной рысью стали догонять уже далеко отошедшую часть.
Чей выстрел убил отца Илью, красного ли партизана, фанатика католика Краевой Армии, намеренно ли, случайно, Господь знает, отца Ильи не стало.
На остановке, отец Илья Могучий отпел по длинному чину погребения священников своего собрата, казаки вырыли могилу… Под четвертым деревом, если считать от дорожного креста, который стоит на перекрестке дорог в повет Холмский из Вульки. Там, по дороге, только 6 больших деревьев, — там под четвертым…, а крест высекли на коре самого этого 4-го дерева.
Сотня и обоз шли на Запад. Как будто ничего не изменилось. По-прежнему совершались молитвы при утренней и вечерней заре, по-прежнему знали казаки какой сегодня день и Праздник, так же становился отец Илья Могучий на «Ильин заслон».
На третий день рано начали переходить гать с южной стороны болота. Казачьи разъезды сдерживали партизанские шайки. Отец Илья стоял так же, как и тот, на «заслоне» и тоже у тумбочки выездного моста и молился. Обоз проходил.. И, вдруг, движение остановилось. По гати с обратной стороны бежали женщины… Охранный взвод позади обоза остановился, окруженный ими. Оне хватали коней за уздечки, плакали, кричали и лица у всех были безумные.
Подхорунжий Никифор Митрофанов с Кубанской станицы «Расшивалка», властным голосом показал женщинам поляну на берегу болота и те хлынули на нее. На входном мосту спешившиеся казаки устанавливали пулемет. Никифор, тоже спешившись, побежал вперед узнавать в чем дело. Вернулся он скоро: несколько десятков партизан, очевидно еще ночью, перешли дорогу и спрятались в болоте. Пропустив главные силы и большинство обоза не обнаруживая себя, они внезапной атакой заняли дорогу, обрезая хвост обоза.
Расчет их был правилен, прошедший вперед обоз, уходя от них, загородил дорогу впереди идущей сотне, а отрезанная часть обоза, метнувшись назад, не пропустит охранного взвода.
Никифор быстро понял это; понял, что пока освободится путь и возстановится порядок, партизаны успеют укрепиться на дороге и получить подкрепление. Но и партизаны, очевидно, не могут атаковать сразу — значит нужно готовиться к осаде.
Никифор дал распоряжение вывести лошадей на поляну у болота, сделать прикрытие из опрокинутых фур на входном мосту и с тыла обоза, установить пулеметы и собраться на поляне у болота, защищенной поднятой гатью с одной стороны, болотом с другой.
Партизаны открыли огонь из разных пулеметов. Запряженные лошади, опрокидывая фуры, рвали постромки и бежали назад. У моста их ловили казаки и отводили на поляну. В тылу дороги, наскоро укрепившись, гарнизон из семи казаков начал обстрел показавшейся шайки. На поляне сбились 43 женщины, 14 детей, 7 раненных, 11 стариков и инвалидов, 1 священник — Илья Могучий. В бою был охранный взвод 22 казака, включая Никифора Митрофанова. Всех 98 человек — 98 обреченных!!
Наступил вечер. За болотом не прекращался бой. Может быть сотня пробовала выручить своих отрезанных, а может быть сама отбивалась от насевшего врага. Темнело. Была ночь на 19-ое августа старого стиля — «памяти св. Мученика Андрея Стратилата и иже с ним и иконы Божией Матери, нарицаемыя — Донская». Все это объяснил отец Илья своим чадам и не от восходящих ли молитв ложился на окрестности белый туман?
«Исповедать и причастить казаков надо, Батюшка», сказал Никифор отцу Илье. «Живыми, ведь, не отдадимся, а их (он кивнул головой на женщин, детей, раненных) на муки тоже не отдадим… Сегодня ночью они к нам еще не сунутся, а завтра… хана!»
«Исповедать можно» медленно ответил отец Илья — «а причастить не придется… Святые Дары с облачением в переднем обозе ушли…»
«А ты, батюшка, службу сверши и сотвори причастие. Невозможно казакам умирать без этого», сказал Геня Круговой, казак станицы Константиновской.
«Свершить службу нельзя» — также медленно ответил отец Илья: «время не урочное, вечер. Опять же вина виноградного нет, просфор нет, антиминса нет, нельзя».
Группа женщин окружила батюшку. «На земле вечер, а нам утром Царствия Небесного» — сказал, подумав, Никифор. «Вино, я знаю, у Андрея Лободы есть, кагор хороший, где-то ухватил, на именины к завтрешнему бережет; ну а хлеб пшеничный у кого-нибудь найдется».
«Главное, антиминса нет», опять медленно ответил отец Илья, «хотя и вино и хлеб найдете, без него служить нельзя…»
«Батюшка, а что такое антиминс?» спросила Марианна, стоявшая рядом. «Антиминс» — все также медленно начал объяснять отец Илья, «это платок, в котором зашиты мощи какого-либо святого мученика. В древности литургию служили на их гробах, а теперь на мощах в антиминсе».
«Батюшка, у меня есть антиминс» быстро сказала Марианна, «служить можно». — «У тебя есть антиминс? Откуда? Покажи!» уже быстро заговорил отец Илья. Марианна достала из внутреннего кармана плаща сверток — шелковая головная косынка и бережно подала ее отцу Илье. Тот, опустившись на траву поляны, начал бережно разворачивать. В косынке был платок, обыкновенный, маленький четыреугольный, окровавленный платочек.
«Что это?» недоумевающе спросил отец Илья.
«Антиминс — платок с мощами-кровью Святого Мученика Ильи Хроменького», тихо ответила Марианна.
Долго смотрел на кровяной платочек отец Илья. «Да», наконец сказал он. «Это антиминс. Служить можно».
Служба окончилась в первом часу ночи. Сменяя один другого исповедовались и причастились на смерть казаки. Исповедался и причастился на смерть обоз. И когда, на отпуск, отец Илья Могучий вычитал: «Молитвами Пречистыя Своея Матери, иже во святых Отца нашего Иоанна Архиепископа Константина Града Златоустого, св. Мученика Андрея Стратилата и иже с ним, святого священномученика Ильи Хроменького, святых мучеников Николая Государя Российского, Отрока Алексия Царевича, Христолюбивых Войск Казачьих Атамана, Царицы Мученицы Александры и чад ее Царевен Мучениц, преподобных и богоносных отец Иоакима и Анны и всех Святых — помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец», — поняла тогда Марианна, что помирились святые подвижники Илья Хроменький и Илья Могучий.
Подхорунжий Никифор исповедался и причастился первым. Потом куда-то уходил и к концу службы пришел весь взволнованный. Едва только отец Илья вычитал отпуск, Никифор вышел вперед: «Батюшка», сказал он, «я теперь понял, к чему сказал мне отец Илья: «водою». «Я, сначала, думал, что он напоить его водою просит, флягу ему к губам приложил, а он отвернулся. «Водою», говорит, Никифор. Я теперь понял… Ходил я, Батюшка, смотреть, нельзя ли как болотом уйти… Где там, — везде трясина. А там, за поляной, ручей бежит в болото и через болото видать змеится… Я стал его переходить. Дно твердое… Я попробовал в болото по нем итти — можно. Сажень сто я прошел и вдруг понял. Водою отец Илья уходить велел нам. По ручью, водою, на ту сторону выйдем. В обход партизанам. Водою, говорит, не болотом, значит, а по ручью».
И вдруг радость спасения охватила всех. Женщины плакали. «Родимый наш, и перед смертью о нас подумал».
Никто не сомневался, что именно это хотел сказать отец Илья. Все уверовали, что пройдут водою и спасутся.
«Тихо, станичники!» властно заговорил опять Никифор.
«Ты, Батюшка, антиминс бери и вперед пойдешь. Он тебе путь укажет, а мы за тобою. Казаки, детей на руки возьмите. Лошадей сзади одних пустите. Которые слабые и раненые на седло сядут. Я последний пойду».
За молитвы священномученика Ильи Хроменького, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
Как они шли? Отец Илья, едущий впереди с антиминсом, говорит, что он ничего не помнит из этого похода. Он вел, находя путь по признаку «водою!». Где больше воды, туда и шел.
Все остальные тоже не помнят подробностей перехода.
Шли и по колено, и по пояс, проваливались по шею!.. Лошади вязли, выскакивали, опять шли… Сколько шли и устали ли — не помнят. Никто ничего не говорил…
43 женщины, 14 детей, 7 раненных, 11 стариков и инвалидов, 1 священник, 22 казака — всего 98 человек и 31 конь вышли прямо на ту сторону болота, угол которого занимали казаки, сдерживающие обходное движение красных. Прямо в середину своих.
Из окрестных жителей никто не хотел верить, что прошли они этим путем. И шума перехода не слыхал неприятель, а следа, куда ушли отрезанные, не смогли утром установить партизаны. Были люди — и нет их!!
* * *
Марианну и Никифора я встретил в лагере «ПЛЕНИТ» в Италии.
Антиминс свято хранится у них и свое спасение в Тирольской Трагедии они связывают с ним. Об отце Илье Могучем они не имели сведений. Выдали ли его большевикам или отец Илья Хроменький еще раз спас своего собрата — неизвестно. Может быть, прочитав про это чудо, чудом спасенные сообщат о дальнейших чудесах Божиих.
© “Родимый Край” №119 НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ 1975
Читайте также: