Около девяти часов вечера в барак, где находился генерал Краснов, ворвался Доманов с блуждающими глазами и возбужденно объявил офицерам, что завтра в четыре часа утра все казаки будут выданы красным. Веря с трудом тому, что он услышал, генерал Краснов подробно расспросил Доманова и вот тут-то выяснилось, что Доманов знал, что никакой «конференции» не будет, а вместо «конференции» они будут выданы красным.
Несколько офицеров набросились на Доманова и если бы не вмешательство генерала Краснова, вступившегося за него, они убили бы его за то, что он скрыл от них планы англичан. Генерал Краснов не был заинтересован в запоздалых обвинениях Доманова, и собравшись с силами составил две петиции: одну королю Англии — Георгу VI, другую — Международному Красному Кресту в Женеве.
В петициях генерал Краснов просил, чтобы было произведено расследование о причинах побудивших казаков бороться бок о бок с немцами и тут же добавил, что если после расследования среди них будут обнаружены офицер или группа офицеров, якобы, виновных в военных преступлениях то пусть их судит Международный Военный Трибунал.
Обе петиции заканчивались словами: «Я прошу вас, во имя справедливости, человечности и во имя Всемогущего Бога!» Капитан Бутлеров передал обе петиции английскому офицеру, командовавшему конвоем, а тот в свою очередь пообещал переслать их в Лондон и Женеву, но тут же добавил, что времени мало, так как утро уже не за горами.
В эту ночь никто не спал. Офицеры сидели группами, перешептываясь о том, что ждет их в плену у красных и обсуждали планы побега. Побег был нелегким делом, так как сильные прожектора освещали всю территорию лагеря и этим затрудняли бегство. Некоторые офицеры предлагали составить списки старых эмигрантов, которых было приблизительно шестьдесят восемь процентов, но генерал Краснов запретил это и сказал:
«Мы все в одинаковом положении и мы спасемся или погибнем вместе».
29 мая 1945 года наступило роковое утро. Офицеры покинули свои бараки, оставив в одном из них старого эмигранта Тарусского, повесившегося ночью и Михайлова, который неудачно пытался покончить с собой.
На лагерной площади более двух тысяч офицеров опустились на колени, в то время как священник совершал богослужение. Несколько танков въехало в лагерь, но офицеры, стоя на коленях, продолжали молиться.
Четыре часа наступило… и миновало. В восемь часов солдаты «Палестинской бригады», вооруженные винтовками с примкнутыми штыками и резиновыми дубинками во главе с офицером вошли в главные ворота лагеря. Из груди офицеров одновременно вырвался душераздирающий крик.
Один из офицеров закричал:
«Стреляйте нас здесь, так как мы никогда не вернемся от красных живыми».
Священник, высоко подняв крест над головами молящихся, осенял им приближавшихся английских солдат. Переводчики, переходя от одной группы офицеров к другой, приказывали им грузиться в грузовики, которые к этому времени прибыли в лагерь, угрожая им, в случае непослушания, расстрелом. Никто не двигался… Английские солдаты приблизились… и орудуя прикладами винтовок и резиновыми дубинками, стали избивать казаков до потери сознания, а после этого бросали их в грузовики. Как только грузовик наполнялся бесчувственными телами казаков, его окружал конвой: вооруженные мотоциклисты и две танкетки, одна во главе, а другая сзади и только после этого грузовик отправлялся в сторону Юденбурга.
Некоторые офицеры, брошенные в грузовик в бессознательном состоянии, как только приходили в себя выпрыговали из грузовика, но для них не было никакого спасения. Их хватали и тут же, избивали опять до потери сознания и бросали назад в грузовик.
Во время богослужения генерал Краснов сидел в помещении барака и смотрел в окно. Группа английских солдат, ворвавшись в барак, бросилась к нему с явным намерением вытащить его… Это исчерпало терпение казаков. Не вооруженные ничем казаки отбили английских солдат и с заботой и осторожностью помогли старому Генералу-Атаману подняться со стула, окружили его тесным кольцом, в то время как он опираясь на палку, пошел в направлении грузовиков. Видя, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, оставшиеся офицеры, покорившись своей судьбе, направились к грузовикам.
В дороге один из офицеров попросил у английского солдата сигарету. Солдат жестом указал на его ручные часы. Произошел «товарообмен»: одна сигарета за одни часы. К половине десятого лагерь опустел…
Только немногим удалось спрятаться и, таким образом, избежать общей участи. Один из офицеров, оставшихся в живых, рассказывал, как он спрятавшись под кучей мусора в одном из бараков, после двухдневного пребывания там был обнаружен английскими солдатами, которые обыскивали бараки, но отдав им свои золотые часы, был оставлен ими в покое.
В Юденбурге колонна остановилась перед каменным мостом через речку Мюр. На другой стороне реки части Красной армии ожидали их. Английские солдаты, сопровождавшие казаков, повыпрыгивали из грузовиков и тут же еще раз произошел «товарообмен». Сигареты обменивались на все, что имело какую-либо ценность, и так как многие из «англичан» говорили по-польски, обреченные поняли, что туда куда они едут им не понадобятся ни обручальные кольца, ни перстни с монограммами, ни фотоаппараты, которые некоторые офицеры взяли с собой на «конференцию», в надежде заснять «историческую встречу» казаков с английским фельдмаршалом.
Первый грузовик прошел по мосту. Вдруг раздался крик… В воздухе мелькнуло тело… Один из офицеров выбросился из грузовика в речку, которая в этом месте была настолько мелка, что тело казака разбилось о камни и кровь его окрасила воду. Он не был единственным, который предпочел такой конец и прежде чем последний грузовик пересек мост, дно реки было усеяно бездыханными телами казаков…
Позднее английские солдаты вытащили из реки за милю от моста три трупа и похоронили их. В настоящее время на том месте водружен крест с английской надписью: «Здесь покоятся три неизвестных казака», и за этой могилой заботливо ухаживают местные жители.
Как только казаки вступили на территорию бывшего сталелитейного завода, который Красная армия оккупировала и употребила как пересыльный пункт, к офицерам присоединился ранее прибывший туда ген. Шкуро. Каждый офицер должен был заполнить анкету, указав в ней имя, фамилию, дату рождения, место рождения и воинское звание. После всего этого на казаков, как хищники, набросились советские солдаты, отбирая у них часы и все ценное, не давая ничего в замен.
На сталелитейном заводе произошло свидание товарищей по войне и по несчастью: только что прибывших офицеров с ранее прибывшими туда офицерами Пятнадцатого Казачьего Кавалерийского корпуса и генералом Хельмут фон Панвиц, все еще носившим папаху. Встреча между генералами Красновым и фон Панвицем была трогательной и сердечной. Генерал Краснов приветствовал его, как давно утерянного сына.
Шкуро не переставал возмущаться предательством англичан и неоднократно выражал желание бросить их орден им в лицо.
Час спустя по прибытии их на сталелитейный завод генералы Краснов и Шкуро были вызваны к местному командующему советскими частями генералу Долматову, родом с Дона.
Долматов и несколько пожилых полковников Красной армии встретили двух генералов и отнеслись к ним любезно. В разговоре с генералом Красновым Долматов выразил надежду, что теперь когда он «дома», он напишет больше о Казачестве и встанет наряду с советским писателем Михаилом Шолоховым, автором книги «Тихий Дон», которая была переведена на многие языки и опубликована за границей. После этого он беседовал с генералом Шкуро о гражданской войне, вспоминая пережитые битвы, в которых они оба участвовали.
Перед тем, как генералы оставили их, Долматов сказал им, что в период Второй Мировой войны в Советском Союзе произошло много перемен и что старый коммунистический режим 1917-1941 годов исчез навсегда и поэтому ни они ни их товарищи по оружию не должны беспокоиться о их будущем. «Вас отвезут в Москву и, конечно, допросят, но это будет простой формальностью, после чего вы будете свободны возвратиться к себе домой».
Позже Долматов посетил завод-тюрьму и просмотрев списки офицеров, спросил, почему среди них так много старых эмигрантов, так как Кремль добивался выдачи не старых эмигрантов, а только бывших советских подданных. Никто не мог ему на это ответить. Некоторые старые эмигранты, вернувшиеся на Запад из советских концентрационных лагерей рассказывали о том, как генерал Доманов, во время их пребывания на сталелитейном заводе, выступил вперед и подал советскому генералу Долматову письмо, в котором английские военные власти в Лиенце, просили оказать ему снисхождение, так как он способствовал выдаче офицеров. Из тех же самых источников стало известно, что по окончании чтения письма, на лице Долматова была нескрываемая гримаса отвращения и он тут же сказал Доманову, что он получит то, что он заслужил.
В течении всего времени, пока офицеры пребывали в Юденбурге, отношение советских к старшим казачьим офицерам было вежливым и к ним обращались по их рангу с прибавлением слова господин. Центром внимания красных солдат были генералы Краснов и Шкуро. Красные хотели воочию посмотреть на генералов о которых они до настоящего времени слышали, как о легендарных героях гражданской войны. Шкуро был всегда окружен толпой красных солдат, которые, обращаясь к нему, называли его «Атаман» или «Батько», которым он рассказывал как его дивизия во время гражданской войны била красных. Советские солдаты внимательно слушали его и восхищались им.
Из Юденбруга старшие офицеры были отправлены в Грац, и после короткого пребывания там были переправлены в Баден возле Вены, где находился центр контрразведки Красной армии. Каждый офицер был тщательно допрошен, но без какого-либо физического воздействия над ними. После допроса генералы Семен Краснов, Султан Келич-Гирей, Доманов, Васильев и Головко были отделены от других и отосланы первой партией в Москву.
В Бадене, 4 июня 1945 года фон Панвица отделили от казаков и выдали назад англичанам, а оставшихся старших офицеров на самолетах отправили в Москву на зловещую Лубянку и в тюрьму Лефортово на смерть или продолжительные сроки заключения в рабских лагерях. Остальные казачьи офицеры из Граца были отправлены различными путями навстречу подобной судьбе.
Согласно тщательно проверенным данным, с офицерами, приглашенными на «конференцию», случилось следующее:
17 января 1947 года в советской газете «Правда» было опубликовано официальное сообщение:
Сообщение Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР.
Военная Коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела дело по обвинению арестованных агентов германской разведки, главарей вооруженных белогвардейских частей в период гражданской войны атамана Краснова П.Н., генерал-лейтенанта Белой армии Шкуро А.Г., командира «Дикой дивизии» — генерал-майора Белой армии князя Султан Келич-Гирей, генерал-майора Белой армии Краснова С.Н., генерал-майора Белой армии Доманова Т.И., а также генерала германской армии, эсэсовца фон Панвиц Хельмута, в том, что по заданию германской разведки они в период Отечественной войны вели посредством сформированных ими белогвардейских отрядов вооруженную борьбу против Советского Союза и проводили активную шпионско-диверсионную и террористическую деятельность против СССР.
Все обвиняемые признали себя виновными в предъявленных им обвинениях.
В соответствии с § 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года Военная Коллегия Верховного Суда СС CP приговорила обвиняемых Краснова П.Н., Шкуро А.Г., Султан Келич-Гирей, Краснова С.Н., Доманова Т.И. и фон Панвиц к смертной казни через повешение.
Приговор приведен в исполнение.
В сообщении газеты «Правда» — как всегда ложь и пропаганда. Она сообщила, что все обвиняемые признали свою вину. Если бы это было действительно так, то Сталин устроил бы показательный процесс.
Антикоммунисты были обвинены в шпионаже и сотрудничестве с немецкой разведкой. Такая терминология типична для Советов, обвинять в шпионаже русских заграницей и дома, которые борятся против красного режима. Сейчас их называют «американскими шпионами».
В заключение, в «Правде» сказано, что генерал Доманов был генералом Белой армии. Он не был таковым. В чин генерала он был произведен немцами во время Второй мировой войны. Но «Правда» не хотела, чтобы ее читатели знали, что советский поданный играл видную роль в борьбе против коммунизма.
Тем временем в Лиенце 28 мая, с наступлением сумерек, когда Офицеры не вернулись с конференции, многие жены и матери офицеров пошли к майору Дэвису, чтобы узнать, что произошло с офицерами и почему они до сих пор не вернулись. Как всегда майор Дзвис в обращении с ними был любезен и вежлив и заверял женщин, что им совершенно не о чем беспокоиться.
На следующее утро, когда его канцелярия, в сущности, была в осадном положении, майор Дэвис вышел и объявил женщинам, что офицеры задержались и опять заверял их, что им нет никакой причины беспокоиться, так как все офицеры живы и здоровы. Он извинился, что не может сообщить им их местонахождение, так как это — «военная тайна» и что нет никакой надобности посылать им продукты питания или одежду, потому что они имеют более чем достаточно для их нужд.
В заключение он сказал, что желающие могут послать небольшие пакеты с личными вещами, а он отдаст распоряжение доставить эти пакеты машиной по назначению.
Вечером в больших казачьих лагерях, а также в Лиенце распространились слухи о том, что все офицеры были выданы красным. Сначала майор Дэвис решительно отрицал это, но позднее «со слезами на глазах» признался, что слухи эти верны, и что он равным образом был обманут его начальством.
К этому времени, события происшедшие в Шпитале и судьба большинства офицеров стали достоверно известны в Лиенце от освобожденных офицеров — старых эмигрантов. Но прежде чем это стало известно казакам, английские офицеры в машинах разъезжали по лагерям и по громкоговорителю объявляли, что все казаки находящиеся в долине реки Дравы по Ялтинскому договору будут выданы Советскому Союзу. Они тут же предупреждали казаков не сопротивляться репатриации — в противном случае к ним будет применена сила когда и где это будет нужно.
В ответ на это казаки, находящиеся в лагере Пегец, собрались на главной площади и в протест объявили голодовку. Донской казак, отец Василий Григорьев — лагерный священник составил петиции, выражая в них протест против приказа о выдаче. Копии, подписанные тысячами мужчин, женщин и детей были переданы майору Дэвису для пересылки их:
- английскому королю Георгу VI, который все хорошо знали, был близким родственником последнего русского царя Николая II Александровича;
- югославскому королю Петру, в стране которого многие беженцы нашли приют в 1920 году;
- архиепископу Кентерберийскому;
- Римскому папе;
- Верховному Командующему Союзными войсками в Европе генералу Дуайту Д. Айзенхауэру.
Черные флаги были подняты на всех бараках лагеря, на деревьях, на телеграфных столбах, на частных казачьих повозках, а также на главных воротах лагеря Пегец.
Католический священник соседней деревни Дользаха, находившейся менее чем в миле от лагеря Пегец, присоединился к казакам в этом протесте и поднял большой черный флаг на колокольне церкви и призвал свою паству молиться о спасении казаков. На следующий день по приказу местного английского командующего, флаг с колокольни был снят.
Казаки собирались группами и обсуждали создавшееся положение. Общее мнение было, что англичане только запугивают их и не применят силу против безоружных мужчин, женщин и детей, которые никогда не были солдатами или членами полувоенных формирований.
Под тем же самым впечатлением, нововыбранный атаман лагеря Пегец — сержант Кузьма Толунин, объявил майору Дэвису от имени казаков, что никто из них добровольно не вернется в Советский союз, так как там их ожидает верная смерть и что они все предпочитают умереть в свободной Австрии, чем в бесконечных просторах Сибири.
Безучастный к судьбе казаков, майор Дэвис посоветывал атаману не организовывать никакого сопротивления, так как оно все равно будет сломлено. После этого заявления, майор Дэвис, расталкивая мужчин, проклинавших его, и женщин, умолявших его сжалиться над ними и их детьми, отошел прочь. Некоторые женщины падали перед ним на колени и предлагали ему добровольно вернуться в Советский союз, лишь бы только он разрешил их детям остаться в Австрии. Они все еще стояли на коленях и плакали, когда он уезжал.
Доведенные до отчаяния и физически крепкие пытались бежать, но это обстоятельство было предусмотрено англичанами и все естественные выходы из долины были тщательно блокированы английскими солдатами. Во избежание массового бегства, лагеря были окружены английскими войсками и только очень немногим удалось проскользнуть мимо английской стражи и найти временное убежище высоко на склонах австрийских гор.
Для неосведомленного наблюдателя, то что происходило в те дни в долине реки Дравы, казалось концом мира. В церкви все время совершались богослужения — люди исповедывались и приобщались Святых Тайн, подготовляясь к смерти. Как обычно, грузовики подвозили продукты питания, но никто не разгружал их и не прикасался к ним. Английские солдаты сваливали все это в кучу и там эта пища так и оставалась.
30 мая 1945 года майор Дэвис объявил, что на следующий день начнется репатриация. Узнав об этом казаки составили план, чтобы встретить эту угрозу.
Инициатором плана безопасности многих тысяч лютей в Пегеце были: полковник Суханов, бывший член штаба генерала Доманова — один из немногих офицеров не поехавший на роковую «конференцию», отец Василий Григорьев и сержант Кузьма Толунин, исполнявший обязанности атамана.
План их был прост: на рассвете, все обитатели лагеря и семьи, проживавшие вблизи должны были собраться на лагерном лугу. Юнкера с уцелевшими людьми Четвертого Донского полка должны были, держась за руки окружить всех кольцом и при репатриации оказать сопротивление англичанам. Специально выделенная группа людей Четвертого полка должна была находиться в толпе и в случае прорыва защитительного круга, заполнять его новыми силами. В объяснении деталей этого плана придавалось особое значение тому, чтобы юнкера и люди Четвертого полка во время всей этой операции, независимо от провокации, которой они могут подвергнуться, ни в коем случае не поднимали бы руку на английского солдата.
На следующий день этот план не был приведен в исполнение, так как из английского штаба пришел приказ, ввиду католического праздника 31 мая, отложить репатриацию на 1 июня.
Голодовка и бегство продолжались. К тому же еще, распространился отвратительный слух, что отец Василий, которого несколько раз вызывали к майору Дэвису для переговоров о лагерных делах, якобы, согласился помочь англичанам в выдаче казаков.
Когда эти слухи дошли до священника, он через людей связи дал знать на гнусное обвинение даст ответ после литургии.
В назначенное время в церкви и вокруг нее собрались тысячи людей… В литургии сослужили все священники лагеря. Люди исповедывались и приобщались Святых Тайн.
После литургии, во время своей проповеди отец Василий оправдал себя и заклеймил инициаторов подлого обвинения советскими агентами-провокаторами, которые пытались подорвать его авторитет с целью сломить организованное сопротивление казаков. После богослужения, процессия во главе с духовенством двинулась к лагерному лугу, где отец Василий прочитал новую петицию, которую он потом передал майору Дэвису.
В этой петиции отец Василий объяснил англичанам, что обитатели лагеря были уроженцами различных казачьих войск и непримиримыми врагами коммунизма с самого начала его утверждения на их Родине. В петиции подчеркивалось, что многие из них побывали в советских тюрьмах и концентрационных лагерях, их преследовали в Советском Союзе, как кулаков, они были лишены права голоса и права работать на свободе. И чтобы опять не попасть в руки к красным, в последние месяцы войны они совершили длительный поход из Польши, Чехословакии, Югославии и других стран, оккупированных красными, и обосновались в Австрии.
Дальше в петиции говорилось о казаках бывшей Белой армии, что если они и принимали участие в войне против Советского Союза в союзе с немцами, то они делали это, потому что считали своим долгом уничтожить коммунизм, который является угрозой для всего мира.
В заключение в петиции выражалось общее желание, если будет решено наказать их за участие в войне, то пусть приговаривают их к самой тяжелой работе на Западе, но не отдают их на расправу жестокому врагу, который все равно замучит их медленной и мучительной смертью.
По окончании чтения этой петиции, отец Василий предложил в день репатриации всем с иконами собраться на лугу, на котором будет установлен временный алтарь. Толпа медленно стала расходиться, а священники, вернувшись в храм, продолжали по очереди совершать богослужения до вечера. Тем временем, юнкера обходили бараки и повозки в лагере и вне лагеря, призывая людей собраться рано утром на лугу, объясняя всем, что если английские солдаты применят силу, казакам всем вместе легче будет оказать им сопротивление.
Под покровом ночи немногим удалось бежать; большинство же провело ночные часы в молитве. Никто не спал. С рассветом наступил день выдачи, все знали, что англичане не потерпят дальнейшего промедления. Доказательством тому был длинный поезд, первый после окончания войны, проехавший с грохотом мимо них в направлении Лиенца.
Накануне священники испросили разрешение у английского коменданта лагерем отслужить богослужение на открытом воздухе. Разрешение было дано. В пять часов утра со всех сторон во главе с духовенством, потянулись процессии с иконами и хоругвями, певшие Пасхальные песнопения. Многие иконы были бесценным сокровищем казачьих семейств или целых станиц долгие годы бережно хранившиеся от уничтожения коммунистами. С приходом немцев иконы были вынуты и впоследствии взяты с собой в изгнание.
К шести часам утра на лугу собралось множество людей. Двенадцать священников совершали богослужение. Через полчаса юнкера и казаки Четвертого полка без шума и громких приказаний оцепили живой цепью молящихся.
День обещал быть прекрасным летним днем. Жаворонки парили над головами обреченных, а утренние лучи солнца играли на вершинах окружающих гор, покрытых еще снегом и отражавших блеск лучей на ярко-зеленых деревьях, растущих по склонам этих гор.
В 7.30 утра, во время панихиды, подъехал в машине майор Дэвис. Никто из казаков, кроме тех кто служил защитительной цепью, не смотрел на него. Машина постояла и уехала. Люди шепотом друг-другу передавали: «Майор Дэвис уехал! Может быть мы теперь вне опасности!» Но их последние надежды рухнули, когда конвой грузовиков въехал в лагерь в ближайшие ворота к железнодорожному пути. Позади грузовиков ехали «джипы», вооруженные мотоциклисты и легкие танкетки. Страшный стон вырвался из груди молящихся, и поднялся громкий плач.
Солдаты, вооруженные автоматическими ружьями с примкнутыми штыками и дубинками, повыпрыгивали из грузовиков, и в то время когда одни стояли в ожидании приказа, другие окружали луг с грех сторон. С четвертой стороны путь к бегству казакам был отрезан бурной рекой Дравой.
Английский офицер обратился к своим солдатам. В это время над головами пролетело два самолета, которые ревом моторов заглушили плач и рыдании людей на лугу. Минуты проходили… Вдруг раздалось пение молитвы «Отче наш…» Начали ее петь два хора: хор кубанских казаков и церковный хор, и в одно мгновение тысячи голосов присоединились к ним.
В середине пения молитвы, английские солдаты начали наступать с двух сторон и стрелять поверх голов и под ноги казакам. Пули рикошетом попадали в беззащитных людей. Люди теснее прижимались друг к другу. Солдаты продолжали наступать и под ударами ружейных прикладов и полицейских дубинок цепь юнкеров разомкнулась.
Две колонны английских солдат бросились в прорыв, оттесняли людей небольшими группами, хватали их и бросали в грузовики. Люди падали без сознания, одни от страха, другие с разбитыми черепами от сокрушительных ударов, нанесенных им английскими солдатами. Когда они падали их хватали и бесцеремонно бросали в грузовики.
Юнкера, под ударами палок, сыпавшихся на них, делали все возможное в их силах защитить стариков, женщин и детей. Были случаи, когда они выхватывали людей в полубессознательном состоянии из рук английских солдат, которые тащили тех к грузовикам с находившимися уже там несчастными жертвами.
Стоял невообразимый шум. Англичане стреляли, но выстрелов не было слышно, а видны были только вспышки и дымки из ружейных дул. Одной из первых жертв англичан, был донской казак, заколотый штыком. Как только грузовик наполнялся несчастными жертвами, он сразу же трогался и направлялся в сторону железнодорожного запасного пути, где их ожидал товарный состав, состоявший из вагонов для перевозки скота. Людей грузили в эти вагоны и наглухо закрывали двери, переплетенные колючей проволокой.
Во время рукопашной схватки невидимый голос по портативному громкоговорителю призывал казаков прекратить сопротивление, повторяя, что если их совесть чиста — им нечего бояться «возвращения» на родину, так как для них жизнь в СССР — лучше прозябания на чужбине.
Под напором людей алтарь был опрокинут. В общим крике ужаса тонул плач детей, они падали под ноги и их затаптывали на смерть.
Подъехала машина из казачьего госпиталя, вероятно, вызванная майором Дэвисом и остановилась возле английского транспорта с репатриантами. Доктор Вера Петровна Казинова-Разуваева, при наличии такого большого числа раненых, была не в силах сделать многое, тем не менее она старалась помочь, чем могла. Ее усилия были бесполезны, так как после оказания первой помощи раненому, его бросали в грузовик и отправляли к железной дороге в ожидавший транспорт.
В протест такому бесчеловечному отношению к казакам, в Дользахе начался погребальный колокольный звон. В ответ на его призыв откликнулись все колокола окрестных деревень.
Вместо того, чтобы, прекратить это бесславное побоище, англичане, получив подкрепление солдатами в сопровождении нескольких танков, начали избиение беззащитных людей с удвоенной силой.
Группа людей была прижата к берегу реки Дравы, через которую был перекинут узкий деревянный мост. Одни, находившиеся вблизи перебежали через него и попали в руки английских солдат, спрятавшихся на другом берегу, другие — бросились в реку и пытались переплыть ее вплавь, но подхваченные быстрым течением, потонули в ней. Неизвестная женщина, находившаяся на берегу реки столкнула в нее одну из своих дочерей, другую, крепко державшуюся за ее юбки, оторвала от себя и бросила тоже в реку, после этого, осенив себя крестным знамением, последовала за ними в ледяную могилу. Другая женщина последовала ее примеру: крепко прижав к себе ребенка, она бросилась в реку и как камень пошла ко дну.
Кубанскому казаку — средних лет, стоявшему с иконой Божией Матери в руках, англичане прикладами размозжили голову и окровавленного потащили к грузовику. У другого кубанского казака, английский солдат пытался вырвать из рук хоругвь Святого Николая, вывезенную им из станицы Екатериновской, но когда это ему не удалось, штыком разрезал полотно хоругви пополам. Возмущенный казак, ударив его древком в живот, скрылся в толпе.
Священник в полном облачении с небольшой группой людей был прижат к деревянной изгороди, подняв крест, он осенял им английских солдат, старавшихся приблизиться к нему и схватить его. Видя безвыходное положение священника, юнкера и казаки Четвертого полка пытались помешать англичанам, но были ими отброшены. При виде священника в руках англичан, приволочивших его к грузовику и бросивших его туда, вопль возмущения раздался из груди казаков. Английские солдаты, увидев разъяренные и гневные лица людей, испугались и направили на них свое оружие. Людей объял страх и паника. Молодой казак, понимая, что если паника распространится — сопротивление будет сломлено, выступил вперед под направленным на них оружием и закричал, призывая всех успокоиться. Только немногие могли расслышать его слова, но его поступок и жесты принесли желаемые результаты.
В этот момент в другом месте некоторые казаки, смяв линию английских солдат, прорвались в сторону гор, повалив забор в паническом бегстве. Англичане, прятавшиеся в кукурузном поле остановили бегство, и только немногим удалось достигнуть подножия гор, где многие из них тут же повесились на деревьях.
Английские солдаты, отрезанные толпой от своих, от страха открыли стрельбу по бегущим. Танкетки двигались на людей, охватывая их в клеши. Те, кто не успевал бежать с их дороги, погибали под их гусеницами. Одним из раздавленных был старший юнкер. При виде этого ужаса волна самоубийств охватила людей. Казаки убивали своих жен и детей, а потом — себя. Одна из матерей бросила своего ребенка под гусеницы идущей танкетки и прежде чем танкетка остановилась — последовала за своим ребенком (некоторые утверждают, что это были танки). В то же самое время два казака, подойдя к английскому офицеру, стоявшему в патрульной машине и наблюдавшему за побоищем, подняв руки спокойным голосом что-то сказали. Офицер попросил переводчика перевести ему сказанное, но прежде чем тот успел это сделать, оба казака, перерезав себе горло в смертельных судорогах упали к ногам офицера. Их слова были: «Наша кровь на вас и на детях ваших!» В этот день в лагере Пеггец более ста человек покончили жизнь самоубийством. У людей, ослабевших от голода и томимых жаждой, воля к сопротивлению постепенно слабела, но люди продолжали молиться.
Казачья машина Красного креста, объезжая луг, подбирала людей лежавших без сознания. Некоторые английские солдаты, забывая о их неприятных обязанностях, давали потерянным маленьким детям шоколад и утешали их. Но их усилия были напрасны. Дети были в ужасе и не успокаивались. Они потеряли своих родителей возможно навсегда.
Был случай, когда английский солдат, увидев кровь на руке ребенка вывел его с матерью из толпы, сделал перевязку из своей санитарной сумки и напоив ребенка водой из фляжки, несмотря на протесты матери, отвел обоих к грузовику.
В другом случае английский солдат, находившийся в танкетке, кричал казакам по немецки: «Сопротивляйтесь выдаче и не бойтесь нас! Если нам прикажут двинуться на вас, мы, подъехав к вам, остановимся! Не бойтесь нас!»
Маленькая девочка вышла из толпы и, подойдя к солдату в танкетке, подала ему письмо, написанное ее матерью по английски: «Лучше убейте меня и моих родителей здесь, но не выдавайте нас. Нас ожидает там верная смерть!» Солдат, прочитав это письмо, передал его своему товарищу. Они, погладив ее по голове, сказали ей что-то. Она не поняла ни слова. Провожая ее глазами, на их лицах отразилось искреннее сострадание, а один из них открыто плакал.
Местные австрийцы с высоких мест наблюдали за безжалостным избиением казаков, а английские военные корреспонденты работали без устали своими фотоаппаратами и навсегда запечатлели события этого дня.
По необъяснимой причине, молящиеся на лугу были оставлены в покое, а внимание английских солдат было сконцентрировано на бараках, которые они обыскивали и вытаскивали спрятавшихся там.
В это время первый транспорт, наполненный казаками (состоявший приблизительно из шестидесяти товарных вагонов) прошел мимо лагеря Пеггец, начав свое путешествие на Восток. Все двери вагонов были переплетены колючей проволокой и только из маленьких зарешетчатых окошек белые платочки махали последнее прости. К сожалению, неизвестно сколько транспортов покинуло в этот день долину реки Дравы.
П.Х. Блайт
© “Родимый Край” № 120 ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 1976
Читайте также:
- ВОСТОК ПРИШЕЛ НА ЗАПАД (Продолжение №118). – П.Х. Блайт
- ВОСТОК ПРИШЕЛ НА ЗАПАД (Продолжение № 114). – П.Х. Блайт
- ВОСТОК ПРИШЕЛ НА ЗАПАД (Продолжение № 113). – П.Х. Блайт
- ВОСТОК ПРИШЕЛ НА ЗАПАД. – П. X. БЛАЙТ
- ПОПРАВКА К СТАТЬЕ ПОЛКОВНИКА ЕЛИСЕЕВА «КАЗАЧИЙ ЧУБ», ПОМЕЩЕННОЙ В 122-ом НОМЕРЕ «РОДИМОГО КРАЯ»