1813 октября 16/28 Письмо Донского атамана генерала-от-кавалерии графа Матвея Ивановича Платова князю П. М. Волконскому о действиях казаков и армейских партизанских отрядов в районе города Фульды.
Милостивый Государь мой князь Петр Михайлович! Сегодни проследовал я с войсками
моими г. Фульду, оставя оный направо, и имею теперь ночлег при сел. Пельгерзаль.
Неприятель, с которым я вчера имел сражение при Рамздорфе, где был и сам Наполеон со всею своей армиею, кроме авангарда, с которым у г. Фульды имели дело генерал-майоры Чернышев и Иловайский 12-й вчерашнего же числа, ретировался сегодни в виду моем, имея фланговыми своими со мной перестрелку, при которой, кроме убитых, взято в плен до сту человек, и прибыл только сегодни же в г. Фульду, где и остановился по обоим сторонам города на ночлег.
По ежедневной и поспешной его ретираде, в продолжение которой имею днем с ним перестрелку, а всякую ночь тревожу его, чтобы не давать ему покоя и доводить до изнурения, полагаю я, что он завтре же пойдет от Фульды, и я, коль скоро тронется, последую вперед и буду, когда случай позволит, действовать на головы его колонн. Мост, бывший на р. Фульде, хотя и изломан, но не помешает неприятелю и не остановит его, потому что речка малая и имеет броды.
Отряды генерал-майоров Иловайского 12го и Кайсарова, от меня командированные, находятся впереди Фульды, по большой дороге и соединились с отрядом генерал-адъютанта Чернышева, последовали для истребления впереди идущего неприятеля. Я теперь предписал из них Иловайскому идти и действовать соединенно с Чернышевым, а авангарду войск моих, под командой ген. Кайсарова состоящему, приказал присоединиться ко мне для усиления моей части на случай действия там, где и сам Наполеон находится.
Генерал-адъютант граф Орлов-Денисов и полковник граф Менсдорф находились от меня и от большой дороги левее и забирают неприятеля вперед; полагаю, что завтре и они соединятся с Чернышевым; следовательно и будет уже их отрядов сих с ген. м. Иловайским для действий достаточно.
Сегодни с левой стороны следования моего явился ко мне прусской партизан майор фон-Балтернуштерн со 190 чел. пехоты и 120 кавалерии разных полков, который и будет следовать со мною для поражения неприятеля.
Следуемые Его Императорскому Величеству от генерала Чернышева к Вашему Сиятельству от генерала Иловайского 12-го рапорты и таковые же ко мне от него же, Иловайского, при сем с хорунжим Александриным доставляю. Сей же час отправил я вперед к Чернышеву и Иловайскому, с тем, чтобы они, что у них происходить будет, уведомляли меня, а я также о происходящем у меня буду давать знать им; словом, чтобы у нас была беспрерывная связь всегда.
1813 октябя 17/29 Рапорт командира армейского партизанского отряда генерал-майора А. II. Чернышева Императору Александру о действиях отряда в районах городов Фульда и Ханау.
За Хохштатом у Ханау 3 ч. попол.
Государь!
Основная задача, стоявшая передо мной, когда я совместно с двумя полками генерала Иловайского 12-го устремился на большую Майнцскую дорогу, — опередить французскую армию и задержать ее марш, решена самым успешным и блестящим образом.
Заняв Фульду нашим общим авангардом под командованием полк. Бенкендорфа, мы приказали ему энергично атаковать дивизию молодой гвардии и остатки корпуса маршала Мармона, выдвинувшегося вперед. Мы же с остальной частью наших сил завязали сражение с авангардом неприятеля, чтобы затруднить движение его и тем самым замедлить его отступление.
Как только стемнело, мы вновь выдвинулись вперед, разрушая вдоль пути мосты и склады и загромождая дороги завалами. Мы действовали таким образом вплоть до Ханау.
Сегодни, проведя ночь в Готтенберге около Гельнхаузена и разрушив мост между Хехстом и Гельнхаузеном, мы поручили полк. Бенкендорфу возможно энергичнее нападать на передовые колонны, направляющиеся в Ханау, оказывая ему поддержку всеми нашими войсками. Это дало нам около 1.000 пленных. Приближаясь к Ханау, французы обнаружили, что этот город был уже занят с утра баварским авангардом. Внезапно повернув назад, они атаковали нас с яростию и отчаянием в надежде проложить дорогу и соединиться со своей армией. Но мои храбрые казаки, несмотря на потери, защищались блестяще.
Одновременно с этим, отряд полк. Бенкендорфа, находившийся на моем левом фланге, не узнав баварцев, был готов атаковать их, но затем вошел с ними в прямую связь и напал на неприятеля с тылу. Две его роты присоединились ко мне, и тогда противник атакованный со всех сторон, после весьма упорного сопротивления принужден был сдаться в числе, превышающем 3500 человек, среди которых два генерала, несколько полковников и большое число офицеров. Не зная что делать с ними, я передал их баварцам. Те же, которых захватил я по дороге, были отправлены мной на мой левый фланг. Как только дело было закончено, моя забота состояла в том, чтобы ехать в Ханау и переговорить с ген. Вреде, который прибыл туда через два часа после сражения. Когда я доложил генералу Вреде об отступлении французов и о состоянии их армии, он выразил нам свою признательность за то, что мы задержали марш неприятеля и дали ему возможность определить последнего. Вся его армия должна будет соединиться полностью лишь в течение сегодняшнего дня.
Мои аванпосты уже сигнализируют о прибытии неприятельских авангардов. Я думаю, что решающее сражение, однако, произойдет лишь завтра и что сегодни дело ограничится небольшим боем. Я разместился со всей своей кавалерией на левом фланге генерала Вреде и еще вчера послал 150 кавалеристов под командою капитана Шиллинга — прекрасного офицера — в район между Ветцларом и Кобленцем. Столько же людей из моего отряда с сегодняшней ночи находится между Майнцем и Франкфуртом. Последний занят прибывшими из Франции войсками, численностью в шесть тысяч человек. Спешу довести до сведения Вашего Императорского Величества это важное сведение: А. Чернышев.
1913 октября 23/ноября 4 Рапорт генерал-майора В. Д. Иловайского Барклаю-де-Толли о партизанских действиях и сражении при Ханау.
№518 г. Франкфурт
Удостоясь я лично быть командированным от Его Императорского Величества с отрядом для следования впереди армии неприятельской и делания ему в движении всевозможного препятствия.
Во исполнение каковой воли Его Императорского Величества следовал я с отрядом моим от г. Лейпцига до г. Ганау, бил неприятеля спереди и с флангов, по большой дороге истреблял пред ним мосты магазейны, заваливал лесом дорогу и делал ему всевозможное препятствие; разбил совершенно при сел. Каштет гвардейские полки Легард Доннор и уланской принца Мюрата, близ г. Эйзенах при дер. Малюнген кавалерийскую дивизию ген. Фернье, между Ваха и Гинфельдом на большой дороге истребил колонну пехоты и взял две орудии, у которых по невозможности увезти перерубил колесы, а самих бросил при дер. Малмерс, чем, удерживая неприятеля, дал успеть баварским войскам занять г. Ганау.
Пред Ганау во обще с отрядами генерала-адъютанта Чернышева и подполковника Храповицкого разбил остатки корпуса маршала Мармонда и гвардейскую дивизию генерала де Мутье и взял в плен более четырех тысяч чел. разных чинов. В генеральном сражении войск баварских с французами сражался с восьмитысячным корпусом гвардейской кавалерии, чем облегчил (именно так в самом тексте Н. В.) атаку французскую на баварские войски, а после истребил совершенно у сего ж города ариергард неприятельской и взял в плен более 1 тысячи чел. разных чинов.
В сих делах и в других взято в плен до 9.000 разных чинов, двух курьеров, множество ящиков с зарядами и большое количество обозов. Отличная храбрость, усердие и ревность служащих в моем отряде господ штаб — и обер-офицеров и нижних чинов к службе, с коими они исполняли долг свой, ставит меня в обязанности свидетельствовать перед Вашим Сиятельством и всепокорнейше просить о награждении их, как истинно заслуживающих Монаршего воззрения. Ген.майор Иловайский 12-й.
1913 октября 26/ноября 7 Донесение Блюхера Императору Александру об успешных действиях корпуса казаков под командованием генерала-от-инфантерии Ф. В. Остен-Сакева на захвате судов по реке Рейн.
Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доношу маршевое расписание Силезской армии.
Я отдал распоряжение ген. Остен-Сакену о посылке на Рейн казаков его корпуса для овладения там всеми наличными судами. Это было выполнено с таким успехом, что 30 судов приведены вместе в приток Рейна р. Лан и несколько дней назад был занят Таль-Эренбрейтштейн.
Ген. лейт. Васильчиков только что сообщил, что три тысячи чел. неприятельской кавалерии прибыли в Кобленц и что там ожидается сам маршал Макдональд. Вообще же настроение населения по ту сторону Рейна должно быть в нашу пользу. Они ничего так не ожидают, как только нашего перехода Рейна и своего освобождения. Блюхер.
1813 октября 31/ноября 12 Рапорт графа В. В. Орлова-Денисова Барклаю-де-Толлн о сражении у Ханау и о выходе к Рейну.
№ 8 г. Дармштат
Честь имею донесть Вашему Сиятельству о движениях моего отряда, предприяв опередить голову французских колонн и основать сообщение с баварцами, следовал я из Бринену на местечко Орбе и Мергольц; в продолжение флангового моего марша чрез почти непроходимые места тревожил я ежечастно неприятеля и наблюдал его движении, что не подавало случай давать частые и полезные известии господину баварскому генералу гр. Вреде.
17/29 прибыл я под мест. Мергольц близ Гельнгаузена, где встретил передовой отряд баварских войск. К вечеру показались французские войски, впереди 12.000 кавалерии, 4-й корпус и старая гвардия расположились от Ротенбергена, где ночевал сам Наполеон до Лянгензебольд. Сии войски были в совершенном устройстве, я довольствовался наблюдением. 18/30 канонада началась под Ханау, неприятель пошел вперед, и сильные новые колонны потянулись из Гельнхаузена, я решился сделать диверсию.
Флигель-адъютанту полковнику Орлову приказано было переправиться чрез узкой мост на Кинцинге и ударить на шоссе, а принцу Бирону поддерживать его с четырьмя эскадронами немецкой кавалерии и двумя орудиями.
Полк. Орлов исполнил сие поручение с великим успехом, пробил неприятельскую колонну, взял пушку с двумя ящиками и ворвался в самую деревню Ротенберген, в которой несколько часов пред сим Наполеон находился. Неприятель, однако, после первого страху обратил на полковника Орлова сильные пехотные и кавалерийские колонны, надеясь, конечно, отрезать его от узкого моста чрез р. Кинцинг. Тогда батарея, поставленная скрытно принцом Бироном, столь удачно встретила его, что полк. Орлов без всякой потери возвратился на левой берег Кинцинг; причем он, однако ж, был принужден оставить взятую пушку, завязшую в болото.
Неприятель после сего происшествия поставил сильные колонны у Гельнгаузена и Ротенберген для наблюдения Кинцинг, казаки открыли между тем брод у так называемой господской мельницы. Замечая, что канонада у Ханау ежечастно усиливалась, я решился сделать вторичное нападение на неприятеля, которой после первой начал продолжать свой марш. И для того приказал цесарскому ротмистру Микуличу с одним эскадроном цесарской, одним эскадроном прусской кавалерии и со ста казаками под командой порутчика Томсана переправиться вброд и атаковать неприятеля. Полк. Орлову велено было в то самое время сделать фальшивую атаку на г. Гельнгаузен, а цесарскому подполковнику барону Гассеру с двумя эскадронами и полком Донским Чернозубова 5-го броситься на Ротенберген, что ими и исполнено было с удивительною быстротою и храбростью, храброй же ротмистр Микулич, пользуясь сим случаем, прорвал неприятельские колонны и обратил их в бегство, причем взял в плен до 400 человек разных чинов и 20 офицеров; всего приятнее было мне видеть, что неприятель совершенно приостановил свой марш к Ханау и только на другой день в 3 часа утра отважился продолжать поход.
19/31 хотел я опять прервать марш неприятелю, но нашел весь берег р. Кинцинг занятым французской пехотою. В то самое время получил я письмо от графа Вреде, которым он меня уведомил, что превосходные неприятельские силы принудили его отступить на левой берег Кинцинг. Таким образом стоял я в прежней своей позиции до 4-го часа пополудни. Покушение полка Чернозубова 5-го на с. Ротенберген, поддержанного храброю австрийскою ротою летучего отряда майора графа Хадека, было остановлено молодою французскою гвардиею, которая под начальством маршала Мортье занимала еще оное селение.
В 4-м часу был я извещен передовыми своими постами, что конец неприятельского ариергарда скоро должен проходить чрез Гельнгаузен. Я решился его отрезать, цесарские егери очистили переправу чрез Кинцинг. Под прикрытием моей артиллерии, переправясь вброд, напал я на неприятеля и разбил его, причем взял в плен 1500 человек; увидя неприятеля в совершенном беспорядке приведенного быстрою атакою казачьей бригады под командой полковника Орлова и прусского полка майора гр. Генкеля, немедленно командировал я цесарского ротмистра Грассера со своим эскадроном и полком Чернозубова 5-го напасть на спасающегося неприятеля по большой дороге. Ротмистр Грассер, равно как и подчиненные его, атаковали невероятною храбростию, опрокинув оного, поражали более 5 верст до замка Лангензебольд, причем взяли в плен 1100 человек.
20/1, соединясь с ротмистром Трассером на рассвете у замка Лангензебольд, повернул я от большой Франкфуртской дороги вправо к берегу, настиг неприятельскую колонну, отступавшую по сему направлению, разбил оную, причем взял 1 пушку и до 20 зарядных ящиков и 280 чел. в плен, у Бергена окружил я вместе с ген.-майором Кайсаровым два неприятельские баталиона числом до тысячи триста человек, которые сдались посланному парламентером адъютанту принца Бирона.
В Бернен получил я повеление от графа Платова идти сзади его авангарда, что и выполнил. По соединении с Чернышевым в дер. Эшборн уверился я, что действительно одною кавалерией на правом берегу Майна нечего было делать; перешел я с согласия графа
Платова чрез Майн и остановил свой отряд между Рейном и Дармштатом до дальнейшего повеления князя Шварценберга, от которого не имею еще разрешения — переправиться мне чрез Рейн и что делать. Ген.-адъютант град Орлов-Денисов.
1813 декабря 25/1814 января 6 Выдержка из рапорта командира 8 пехотного корпуса ген. г. Сэн-При ген. Ланжерону.
В час пополуночи началась переправа чрез Рейн по повелению фельдмаршала Блюхера. Неприятельская батарея едва успела сделать четыре выстрела, как была занята почти вдруг стрелками егерских полков. Генерал-майор Керн, переправясь, также со своей стороны приближился к Мазельскому мосту, неприятель, увидев сии движения, тотчас бросился к горам. Генерал-майор Карпенков успел еще настичь ариергард, расстроил его и взял многих в плен, но темнота ночи и туман не позволили далее преследовать. Кобленц был совершенно занят нашими войсками в пять с половиной утра. Генерал-майор Бистром с полками его, 4-мя орудиями полковника Тишинича и казачьим полком Исаева был отряжен преследовать. При взятии Кобленца взято нами 12 пушек, много пороху и снарядов, сделано до 500 пленных, кроме 1200 больных, оставленных в городе. В казачьем Кутейникова 8-го полку убит 1 обер-офицер.
***
В именном указателе, в приложении к документации, отыскал я несколько фамилий казачьих героев, которых и прилагаю в заключение этого компилятивного очерка.
Хорунжий Александрин подполковник Войска Донского Барников в отряде Иловайского 12-го; Богаевский (имя и чин не упомянуты); Болдырев, сотник Донского Платова 5-го полка, а с декабря 1813 — войсковой старшина, отличился под Замостьем; Боровков, поручик Донского Жирова полка; Быхалов Андрей Иванович умер в 1822 г., полковник Войска Донского, ком-р каз. бригады; Власов 3-й — Максим Григорьевич, 1767-1848, подполковник, командир Донского каз. полка в отряде Чернышева, потом генерал от-кавалерии; Гребцов (Гревцов) майор, ком-р Дон. Каз. полка; Греков 8-й Петр Матвеевич (1762-1817), ком-р Дон. Каз. полка; Греков 3-й Степан Евдокимович (ум. в 1832), генерал-майор Войска Донского; Греков 18-й, Тимофей Дмитриевич (1770-1831), полковник, командир Атаманского полка, произведем за Лейпциг в генерал-майоры; Греков 21-й подполковник, ком-р Дон. каз. полка; Давыдов (Давидов) 3-й, войсковой старшина Войска Донского; Денисов 7-й Василий Тимофеевич (1781-1848), генерал-майор Войска Донского; Денисов Иван Денисьевич (1781-1848), войск, старшина, после смерти ком-pa полка Иловайского 11-го командовал этим полком, отличился при Цирке, Берлине, Босфорфе, Лейпциге, произведен в подполковники; Ефремов, Иван Ефремович (1774-1843), полковник, казачьей бригады командир в отряде Чернышева, отличился при Лейпциге, где командовал лейбказаками; Иловайский 3-й Алексей Васильевич (1767-1842), генерал-майор, позднее — генерал-от-кавалерии и Войсковой Атаман Войска Донского; Иловайский 12-й Василий Дмитриевич (1785-1860), генерал-майор, отличился у Нордгаузена, Наумбурга, Люцена, Бауцена, Кульма и Лейпцига; Иловайский 4-й Иван Дмитриевич (1767-1826), генерал-майор Войска Донского, отличился под Люценом, Бауценом и Лейпцигом; Комиссаров войск, старшина, с ноября 1813 подполковник, командир Донского каз. полка в отряде Теттенборна, отличился при набеге на Берлин; Костин 4-й, подполковник, ком-р Донского каз. полка; Краснокутскпй, подполковник, дежурный штаб-офицер в корпусе М. И. Платова; Лазарев 3-й, подполковник Войска Донского, старший адъютант Платова; Луковкин Гаврила Амвросиевич (1772-1849), полк. Войска Донского, с июня 1813 г. генерал-майор, командовал каз. полками в корпусе Остен-Сакена, отлич. при Лейпциге; есаул Мельников, Войска Донского: Мельников 4-й, в 1813 войсковой старшина, командир Дон. каз. полка; Орлов-Денисов Василий Васильевич (17751843), граф, герой Отечественной войны 1812; ВІ813 г. генерал-майор, ком-р Лейб-гвардии казачьего полка, начальник личного конвоя Императора Александра, командовал партизанскими каз. отрядами, за отличие при Лейпциге — в генерал-лейтенанты: Пантелеев Степан Иванович, подполковник Войска Донского; Пономарев сотник Донского каз. полка Платова 5-го, отличился под креп. Замостье; Попов Квартирмейстер Донского каз. Платова 5-го полка, отлич. под Замостьем; Процыков войск, старшина Атаманского полка; Пшенишной есаул, адъютант генерал-майора Иловайского 12-го; Ребриков 3-й, войсков. старшина, ком-р Донского каз. полка; Селиванов подполковник, ком-р каз. полка; Скворцов хорунжий каз. полка Иловайского 12-го: Сулин Николай Семенович (ум. в 1832)
подполковник, командир Дон. каз. полка; Тарасов хорунжий Дон. каз. полка, отличился под креп. Замостье; Храповицкий подполковник, командир Дон. каз. полка; Чернозубов 5-й полковник, ком-р Дон. каз. полка.
СЛАВА ГЕРОЯМ, ПРОСЛАВИВШИМ ДОН И КАЗАЧЕСТВО!
Пебл Бич, Калифорния
Н. Воробьев
Читайте также: