(Из быта на Яике)
Степи на земле Уральских (яицких) казаков, то есть той части Уральской области, которая по правому берегу р. Урала сплошной полосой шириной от 60 до 150 верст, от границы с землями Оренбургского Войска на севере, тянуться вплоть до Каспийского моря, длинной около 700 верст — по рельефу местности не однообразны. До высоты г. Уральска, с севера на юг — это пересеченная местность с холмами (мараши) и ростошами. Южнее Уральска — это равнина далеко во все стороны и вплоть до моря. Холмистость северной части войсковых земель получилась от вклинившихся в равнину отрогов Уральских гор. Холмы эти покрыты степной растительностью и по высоте не превышают ста метров нал окружающей местностью. Ростоши тянуться в двух направлениях: с севера на юг по направлению течения р. Урала и с востока на запад, по направлению его притоков. Они — различной глубины и ширины, но не снижаются ниже примерно 30-40 метров от окружающей местности. На берегах ростошей часто бывали мелкие лесочки («колки») из карликовых деревьев, или выродившихся пород дубков, березок, осинок и др. По окрайнам колков рос обычно разных сортов кустарник: челажник, тавложатник, метельник. По краям кустарников часто бывали кусты лесных ягод: вишни, смородины, а ниже росли в изобилии земляника, черника. По склонам ростошей часто пробивались родники с прохладной чистой водой. Весной, в период таяния снегов, низкие места ростошей наполнялись водой и часто служили местами отдыха и ночлега для перелетных птиц. Сочетание окраски разной листвы деревцев, изумрудная яркость зелени травок, пробивающихся между кустарниками и подорожником на фоне степи производили на зрение чарующее впечатление. Прибавив к этому благоухание, исходящее из колков, и все вместе взятое создавало настроение какой-то непонятной радости. «В колках и около них также хорошо, как и в раю» — говорили казаки.
Ростоши, колки служили пристанищами богатому миру пернатого царства, укрытием трусливых зайцев, лис, волков, а по окрайнам их, по буграм, рыли себе норы домовитые барсуки и шустрые тушканчики. Но и ростоши особенно их стыки, по словам казаков, были излюбленными местами сборищ «нечистой силы» для всех случаев социальной жизни. Казаки представляли себе эту «категорию» как нечто реальное, с ея постоянным местожительством в «преисподне» и поэтому не всегда видимой.
Если вы едите из «Города» (то есть Илецкой станицы) в станицу Мустаевскую, на ея хутора Ржевский или Лапаз и дальше на ЖД станицу Новосергиевскую (Самарской губ.), то ваш путь вначале идет лугами на 7 верст до станицы Мухрановской с одной единоверческой церковью, одной мечетью и многими невидимыми разных толков «моленными». От ст. Мухранской до Ржевского и Лапаза 35 верст степи, никем необитаемой. Это — «пашни». Казаки приезжали туда в сезоны, каждый занимал себе участок по вкусу, пахали его и засевали пшеницу, овес или просо. Рожь же сеяли очень редко, почти никогда. Для укрытия от непогоды устраивали себе наспех «лачужки», шалаши из плетня, глины, крытые соломой. Во время полевых работ казаки целыми неделями оставались на «пашнях». Лишь по субботам разъезжались по домам — мыться в бане. Один из семьи или работник оставался со скотом на месте. Зимой на «пашнях» никого нет. В двух верстах от Мухрановской по дороге на Лапаз, перед самым подъемом на «увал», вы переезжаете неглубокую и ничем не знаменитую – Коровью ростошь. После нее начинается «выгон» Мухраевской станицы (место выпаса для скота) до высшей точки этого маленького плоскогорья, после которого начинаются «пашни». Правее дороги, параллельно ей, в трех верстах от нее тянется глубокая, с колками и родниками «Ивкина ростошь», которая в 8-10 верстах от хут. Ржевского впадает в еще более глубокую «Журавлину ростошь» — тема моего рассказа. Соединение этих двух глубоких ростошей имело у казаков плохую славу и переезд через них ночью часто, будто бы сопровождался всякого рода видениями. Вот что рассказывал про один такой случай Кузьма Петрович Крылов, казак хут. Ржевского. Кузьма Петрович — казак положительный, трезвый, а не болтун какой-нибудь, что способен вам рассказывать небылицы.
«Поздней осенью, перед самыми заморозками, когда на «пашнях» уже никого не было, я с казаками нашего хутора Панфилом
*) Ростошь — овраг, балка.
Дьяконовым и Семеном Тороиным возвращался из Города с базара. С выездом мы задержались. Это понятно, одно надо купить, другое продать, родне от семьи привет передать, да и магарычишка Панфил Митрич пригласил выпить и таким образом выехали мы из Города в сумерки и прибежали на Журавлину уже глубокой ночью. И что-ж видим? Уперлись мы в десяток телег, тарантасов перед самым спуском в ростошь. А ночь была темная. В чем дело, братцы? — спрашиваем. Подходит к нам Лапазинский казак Филип Ловягин и говорит: «Так де так, начали мы спускаться в ростошь, но там поднялся такой шум-гам, рев звериный, что возвратились обратно… Видно черти, прости Господи на слове, там свадьбу делают или своего начальника хоронят. Придется, знать, ждать здесь первых петухов, когда расточится вся эта нечисть…» Подумали, поразмыслили — делать нечего! Решили ждать первых петухов. В это время к ростоши подъехали два мужика на одной телеге, в Городе их видели. Одного из них звали Данилой из пограничного села Кулачина. Он был мужик всем известный и слыл за колдуна и за вора-конокрада при том же. Мужик он был большой, сутулый и черный как цыган. Подъехали… Узнав в чем цело Данила, пофыркивая ноздрями, стал над нами издеваться: «Эх вы, трусы!… А еще казаками называетесь!… Казара вы несчастная!…» В другое время разве можно было бы перенести такой конфуз? А тут, братец мой, делать было нечего… Окружили мы его и говорим: «Выручай, мол из беды Данила! А уж на счет могарыча — будь спокоен…» — Как знать? Говорили же что с чертьями в дружбе живет… А может быть и душу свою им уже продал? — А он, Данила, подошел к своей телеге, вынул оттуда бутылку с вином, вылил ее без всякого поздравления себе в глотку, вынул из кармана кисет, что табашники носят и говорит: «Вот, для этих случаев я закуску по известной мне «способи» приготовленную имею. Это тесто из гречневой муки на трех молоках и с табаком замешано. Молока эти — свиное, собачье и от черной кошки. Без этой закуски им свадьба не в свадьбу, насколько они уважают (т. е. любят) это». Когда он это показал, нам с Панфилом Митричем стало не по себе, омерзительно и мы были готовы все свои внутренности на дорогу выбросить. А он, Данила, сделал из этого теста шарики, налепил их по одному на каждый палец и приказывает мужику своему товарищу вести его подводу за ним, а нам следовать на две телеги расстояния сзади него. Да говорит при том же, боготступник, по мужичьи: «В стороны не глядеть, молитвов ваших не шептать, а то нам хуже будя…» Нам пришлось спускаться последними. Мы связали все свои телеги, чтобы не отстал бы кто-либо из нас и тронулись. Действительно, когда Данила спустился по дну ростоши, то там поднялся такой крик, рев, ад кромешный… Потом все затихло и мы благополучно пересекли ростошь.
Лапазинские казаки, что спускались первыми после Данилы потом рассказывали, что когда начался крик-рев Данила остановился и стал махать руками, как бы сбрасывая свою «закуску» направо и налево с криком непонятных слов. После каждого его крика, крик-рев притихал. Наконец, все замолкло. Данила сел в телегу и мы все тронулись за ним. Те же казаки рассказывали, что видели как будто что-то мельтешилось, смелькнуло вправо и влево, бросалось на Данилову «закуску», как будто что то черное и с хвостами. Но ночь была темная, а они были все-таки на некотором расстоянии от Данилы и поэтому точно различить и определить, что это было в действительности, они затруднялись. Когда же поднялись все на верх, то Данила, дыша тяжело говорил нам: «Ну, вот, и переехали ростошь… Могарыч за вами… Поезжайте по домам! А мне нужно остаться здесь один на один с «ним», с чертом, расчет сделать… А про случай никому ни слова!…»
В эту ночь у лапазинских казаков из лугов пропало несколько лошадей. И что можно сказать про этот случай? Махинации Данилы — сложны. Репутация колдуна была ему нужна. А его трагическая кончина — вскоре его нашли убитым на дороге, проливает некоторый свет на то событие в Журавлиной ростоши, в оправдание пословицы, которую казаки даже самые наивные, любили повторять: «ничего нет на свете тайного, чтоб не стало явным…»
П. Фадеев
© “Родимый Край” № 107 — ИЮЛЬ-АВГУСТ 1973 г.
Читайте также:
- «ВИЗАНТИЙСКИЕ КАЗАКИ». – П Фадеев
- ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ ВОЙНЫ 1914-17 ГГ. В 8-ОМ УРАЛЬСКОМ КАЗАЧЬЕМ ПОЛКУ (Продолжение № 113). – П. Фадеев
- О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЯИЦКИХ КАЗАКОВ. – П.А. Фадеев
- СУЕВЕРИЯ, БЫТ И НРАВЫ НА ЯИКЕ. – П. Фадеев
- ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НА УРАЛЬСКОМ ОТДЕЛЬНОМ ФРОНТЕ (Продолжение № 85). – П. А. Фадеев