СУЕВЕРИЯ, БЫТ И НРАВЫ НА ЯИКЕ. – П. Фадеев


Мой отец Андрей Миронович, в противо­положность моему деданьке Мирону Ивано­вичу, по состоянию своего здоровья, никогда не был, ни на войне, ни на военной службе. Однако это нисколько не мешало ему быть казаком смелым и, как все яицкие казаки, гордым своим «исконно» казачьим происхо­ждением. Гордость их доходила иногда до такого самовосхваления, что я неоднократно слышал в разговорах их между собой, что «мы, де казаки, все дворянского происхож­дения». Но дворян среди яицких казаков никогда не было. Иногородние же между со­бой казаков презрительно назвали «казарой». Находясь в «счастливом неведении», они — казаки не знали, какое им место от­водили учебники истории на социальной ле­стнице русского общества, а потому уверен­ность их оставалась непоколебимой. А ста­рики — казаки за свое многолетние служе­ние, за труды понесенные, раны полученные «за веру, царя и отечество» и за «благо­честие» в мирной жизни, считали себя до­стойными особого преимущества и чуть, по­чти что близко от «ангельского чина»…!!!

Благочестием, по их мнению, считалось в первую очередь — это креститься двух-перстным крестом и соблюдать все то, что с этим связано по непризнанию «еретичес­ких» реформ патриарха Никона и царя Пе­тра 1-го, не брить бороду, потому что нет ни одного святого с бритой бородой; акуратно ходить в церковь, моленную по субботам ко «Всеношной» и по воскресениям и двунаде­сятым праздникам к обедне. Великим постом одну неделю «гаветь», исповедоваться и причишаться. Не известно мне, почему мно­гие казаки, особенно «австрийского толку», считали, что по «истовой вере» в церковь или моленную требовалось ходить не одевая шаровар, в одних кальсонах, сшитых по осо­бому покрою, прикрытых халатом-азямом, по длине доходящем до высоты сапог. Халат был обычно черного цвета и употреблялся только для хождения в церковь или молен­ную. Посты и положенные пятницы и среды строго соблюдались. Великим Постом лишь в воскресение Крестопоклонной (4-ой недели) на Благовещение и Вербное воскресение поз­волялось есть рыбу. Весь Великий Пост, по средам и пятницам даже постного масла в пищу не употребляли. Все это соблюдалось, за редким исключением, во всех казачьих семьях.

А потому Деданька мой при случае (я был его верным слушателем и доверенным) возмущенно говорил и с жестами: «Вот ты по­думай, брат мой, и скажи пожалуйста: я все посты блюду, среды, пятницы, в церковь хо­жу акуратно, Великим Постом «гавею», причащаюсь, а многие из них (иногородних) не только пятниц-сред не блюдут, но даже Великим Постом мясо жрут, как татары! И я с ними на одной линии стоять должен? Татары, к примеру сказать, они народ пра­вильный. Он может быть и рад бы поговеть и причиститься, но он не может этого сделать, потому он по своему закону жить должен. У него своя «ураза»… Целый день ни ест, ни пьет. Терпит! За веру все терпеть на­до!…»

Последнее его замечание о терпении наво­дит Деданьку на воспоминания, как он на р. Утву или на Куспу и дальше в походы хо­дил, как голод и жажду терпел, как камуш­ки сосали, чтобы вызвать слюну… «Камуш­ка — нет, так повод от уздечки и тот помо­гал…» А кобыла наша (мы куда-то ехали), хитрая бестия, заметив что Деданька пу­стился в воспоминания, стала быстро умень­шать свой аллюр, как и при нашей первой поездке на бахчи («Род. Край» № 99)

Не смотря на такое мнимое «благочестие», казаки простодушно верили, что во время Святок, «нечистая сила», сатана в виде сви­ньи или какого-либо другого животного и даже в образе человека, может появляться на улицах и причинять всякий вред верующим людям. А для того, чтобы эта нечистая сила не заходила бы в дома, на всех дверях и ок­нах на Рождество надо, хотя бы мелом, на­писать кресты. В доказательство этого, вот что рассказывал Андрей Миронович:

«Одной ночью во время Святок перед до­мом остановились сани, запряженные парой коней. В санях было трое в образе людей. Остановились, хохочат, свистят, кричат: «Здесь, здесь!…» Один из них заходит в палисадник, открывает ставни и без всякого «Господи Исусе» (старообрядцы говорили и писали «Исус», православные же после ре­форм «Иисус») стучит в окно и спрашива­ет: «Здесь живет Андрей Мироныч?» — «А тебе что надо?» — Кричу в ответ, а сам чи­таю «Да воскреснет Бог и расточаться враги его…». И он быстро отошел от окна не за­крыв ставень, подошел к саням и опять все трое начали шуметь, кричать, а потом сели в сани и ускакали по направлению к кузни­це. Целую ночь ставень оставался открытым и остаток ночи мы спать не могли. Утром посоветовался с родителем (то есть с Деданькой), который и говорит: «Брось думать об этом Андрей, то может быть пьяные какие, или молодежь дурачилась…» Но в палисад­нике нашли следы не похожие на человече­ские, как будто с когтями.

Следующей ночью, в тот же самый час — та же самая история, но саней было уже двое. После крика и хохота ускакали в том же направлении. «А главная подозритель­ность — как говорил Андрей Миронович — тут состоит в том, что он (ночной посетитель) стучится в окно без всякой молитвы…»

По станицам была принята особая форма обращения в случаях: если в неурочный час кому-нибудь по неотложному делу приходи­лось безпокоить соседей, или проезжему в зимнюю непогоду попроситься на ночлег, или нищему попросить о милостыне, то при сту­ке в окно посетитель до изложения своей просьбы говорил: «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас..» — Хозяин отве­чал: «Аминь!» Тогда посетитель говорил: «Спаси Христос за аминь», и излагал свою просьбу.

«А они (ночные посетители) молитвы не творят. Ясно, что нечистая сила!»

Надо сказать, что родители наши, при пе­реселении из станицы Мустаевской в г. Илек, купили дом с полным каз. двором (40 сажень на улицу и 100 сажень в глубину), где жил до этого мужик тулупник Жуков, про которого была плохая слава, что он кол­дун. На другое утро пришел на совет дядя Гриня (по материнской линии). Он был не женат и слыл за драчуна и отчайного парня. «Ты — говорит — не ломай голову! А я на сегоднюшную ночь подговорю два-три своих друга с дубинками, ты выходи тоже, и мы им покажем, где живет Андрей Мироныч!»

«Что ты говоришь Григорий? Нет и нет… Еще большей беды накличем! С нечистой силой только молитвой и Божьим словом можно бороться. Сегодня же за Всеношной попрошу отца Ивана отслужить в доме моле­бен».

Отец Иван Плетнев настоятель единовер­ческой церкви Св. Пророка Ильи, нашего прихода, рассказом Андрей Мироныча не был удивлен: «А как же ты думал? Все­ляться в чужой дом, в мужичий, да еще по­сле Жука без молебна, без окропления освя­щенной водой? Не только не безопасно, но даже и грешно… А поэтому завтра же после обедни присылай подводу и я с причтом при­еду. Отслужим молебен с акафистом и водо­святием, окропим все святой водой и ты бу­дешь спокоен за себя и за своих детей. При­готовь всякое благолепие и мы закатим тебе такой молебен, что и главный их Веливул близко к дому не подойдет!…»

«Спаси Христос за совет, отец Иван, а на счет благолепия — будьте спокойны».

В субботу перед молебнем ночные посети­тели, как бы чувствуя защиту, только про­скакали с криком мимо дома. А в доме в субботу все мылось, чистилось и подкраши­вались отчетливее кресты на дверях и окнах.

Несколько слов про священника отца Ива­на и его причте. Сам отец Иван Плетнев был казаком, как и его причт и весь приход. Казаки его любили, потому что он «свой», не гордый и службу проводит «истово». А маленький его недостаток, что он «при слу­чае» выпивал, ему не только не ставили в вину, а наоборот, как бы в заслугу, что он «не гнушается», не гордый. Дьякон его, то­же казак, отец Евграф Толстухин был также любим приходом, не смотря на то, что по доносу благочинного священника православ­ной церкви, якобы за непристойное поведе­ние, как духовной особы, на покаяние и исправление дважды посылался в Казань, в архирейское подворье. По церковному уста­ву для духовных особ верховая езда счита­ется актом непристойным. Активное участие в охоте — недопустимо. По своей казачьей удали дьякон Евграф этим пренебрегал. Да еще донесли на него, что он будто бы на од­ной свадьбе казачка в присядку плясал… При этом же наговаривали, что пьет он из­лишне. По отбытию наказания, по просьбе прихода, его все же оставили по прежнему на его посту.

В назначенное воскресенье после обедни привезли в дом весь церковный причт. По этому случаю в доме собралось много род­ственников. Молебен и водосвятие были тор­жественно отслужены. Дом и двор, все по­стройки окроплялись освященной водой под пение положенных молитв. Дьякон Евграф, имея приятный голос и талант, еще раз подтвердил свои способности вести службу «ис­тово».

Как положено в этих случаях, после мо­лебна отец Иван с причтом были приглаше­ны откушать «хлеб-соль». Для этого слу­чая считалось необходимым у казаков верх­них станиц разные пироги с рыбой (щука или сом), с мясом рубленным или кусочками, мог быть курник, ватрушки разные и блины. Водка — обязательна, а потому могли быть и соленные огурчики. В нижних станицах и г. Уральске, даже у казаков «средней зажи­точности» пироги могли быть с осетриной и во всяком случае не меньше, как с судаком. Могли иметься в запасе и икра и балыки.

Блины во все сезоны были в большом по­чете. Этикет требовал, чтобы хозяева и при­глашенные старшие гости сидели бы за столом. Водку разливал кто-нибудь, из молодых членов семьи и родственников. В таких слу­чаях дядя Гриня всегда этим занимался. По­сле второй, третьей рюмки Андрей Миронович рассказал отцу Ивану о проэкте дяди Грини по борьбе с нечистой силой. На что отец Иван вдохновенно произнес: «О безумие младости…» и хитро ухмылился в бороду.

Меня с братом Никитой за стол не сажали, мы стояли в сторонке, прикрываясь занаве­ской, наблюдая за всем. Когда услыхали о смелом предложении дяди Грини, то пришли в неистовый восторг, так что нашей старшей сестрице пришлось принимать меры для на­шего успокоения. После этого случая дядя Гриня стал для нас идеалом мужества и храбрости. Даже чорта и того не боится!…

Все это надолго у меня осталось в памяти, также и то, что, совершенно случайно, через много-много лет, все это разъяснилось самым прозаическим образом.

В г. Илеке жил шорник Е.П. Козлов, ино­городний. Был он, как и все иногородние купцы и ремесленники, человеком богатым. Имел свой дом, пять-шесть мастеров и подмастерьев, свой «завод» по выделке сыро­мятной кожи и своими хомутами, шлеями, седельками, уздечками снабжал Илецкую и соседние станицы. Семья у него была боль­шая, много девочек и сын Димитрий, бала­гур, весельчак, ко времени рассказа ему бы­ло лет 17-18. Отец его, из-за хозяйственных отношений, состоял в дружбе с Андреем Мироновичем, одному нужен был хомут или шлея, другому топливо, сено, транспорт какой-ли, все это регулировалось взаимно и дружелюбно. Как-то был даже такой случай, что Андрей Мироныч, не смотря на наши с Никитой слезы, продал Димитрию Козло­ву, только что купленного жеребенка «аргомацкой породы», от которого мы с братом днями не отходили, любуясь его красотой, строя различные проекты для нашей буду­щей славы. Димитрий дал двойную цену и сделка состоялась. После этого случая мы с братом стали его называть Митькой. Но для меня он, Димитрий, стал еще более ненавистен, так как на масленицу этого же года он пришел к нам и просил Андрея Мироновича запречь верблюда в сани с «чеченькой» (чеченька — корзина из талов во всю длину и ширину саней) и послать кого-нибудь из нас в четверг на маслянной неделе, после обеда повозить, «покатать» его сестренок по «катальной улице». Никита, услышав это предложение и что он должен был бы его выполнить — на отрез отказался. А когда на этом все стали настаивать, заревел благим матом, затопал ногами, крича «Убейте меня на месте, а я не поеду!» и, схвативши шапку, убежал из дома. Я пытался последовать за ним, но меня задержали, начали уговари­вать, соблазнять рублем, что «Митюха» мне даст, и пакетом конфет с орехами. И я согласился, но как потом в этом раскаивался! Сколько стыда, унижения я перетерпел за эти пол дня — трудно себе вообразить! Все мои друзья-товарищи лихо скакали на конях верхами мимо меня, обгоняя друг друга, дра­лись между собой, возились — одним словом «гарцевали»! А я, несчастный, должен был возить этих «проклятых» (даже имя им я не находил) девченок! А их с подружками с полдюжины набралось… Мало того! Дру­зья мои, вместо сочувствия (какое ковар­ство! измена!) проскакивая мимо меня, в до­вершения моего горя, кричали один громче другого: «Эй, казак! — Мотри (смотри) ко­злят не растерей!…» А иной кричит, по­дражая козе: «Б-я-я!…» Возненавидел я этих девчат до глубины души! Жизни не был рад! И от конфет с орехами потом дол­го отказывался…

После многих лет и перемен в нашей жиз­ни и в нашем возросте, в 1919 году к нам в 1-ый Партизанский полк Уральской Отдель­ной Армии прибыл подпоручик пулеметного дела Димитрий Козлов, тот самый Митька. Я уже в чине есаула командовал в этом пол­ку сотней. Большинство офицеров его были из Илецкой станицы, друг друга знали с дет­ства-юности, связаны между собой близко узами дружбы, многие были и родственни­ками. Поэтому ниже описываемая сцена про­изошла в товарищеской среде без соблюде­ния этикета отношения воинских чинов меж­ду собой.

Однажды на ночлеге в степи, около груп­пы «копоней», вечером, в кругу офицеров, в моем присутствии подпоручик Д. Козлов и рассказал, что как-то на Святках он со свои­ми товарищами изображал «нечистую силу», оборотней и пугал Андрея Мироныча. Рас­сказал все подробно, с объяснениями, что это они делали по пути, едучи на свой завод «мять» сыромятные кожи. Дорога на завод проходила мимо нашего дома, а дальше шла через кузнецы. Козлов родился в Илеке. На­ходясь все время в сношениях с казаками, знал все их обычаи и суеверия и никто не мог лучше его имитировать речь простого казака.

Не поспел еще затихнуть смех, вызванный его рассказом, как я бросился на «Митьку» с криком: «Мерзавец! Хулиган! Задушу! Зарежу! Как ты смел над моим «благочести­вым» родителем так издеваться?…» и скры­вая свое истинное настроение смехом: «На коленях прости прощения у Андрея Мироныча…»

«Подожди пожалуйста Павел Андреевич, отпусти, ты и по правде задушишь меня — в свою очередь кричал Козлов. — Буду, бу­ду просить прощения у Андрея Мироныча и ты меня прости Христа ради!»

Казалось бы, что инцидент был улажен и я удовлетворен, но тут вмешался сотник Иван Филиппович Адеянов, разумный чело­век, старше нас всех по возросту, сказав­ший: «Пусть подпоручик Козлов за свою вину понесет заслуженное иное наказание (как и было), но просить прощения у Андрея Мироновича «под страхом смертной казни ему заказать!» — Подумайте вы все, поду­май и ты П.А., какой стыд, какое унижение должен будет испытать Андрей Мироныч, когда узнает правду? Его, степенного казака, какие-то мальчишки, да еще, извини Дими­трий Емельянович, мужичата, и так глупо дурачили? И можете ли вы представить и вообразить себя каждый на его месте?…»

Все поняли и согласились, что Иван Филипович прав. Согласился и я.

Но мне стало жалко, очень жалко моего Андрея Мироновича! И до сегодня я жалею, что он отверг проект с дубинками, что предлагал ему дядя Гриня!…

П. Фадеев

Источник: РОДИМЫЙ КРАЙ № 105 — МАРТ-АПРЕЛЬ 1973 г.


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading ... Loading ...




Читайте также: