ПРАЗДНИК СЛАВЫ. – А.Г. Павлов


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы снова напоминает нам, казакам, о нашем долге перед Родными Краями, о нашей обя­занности помнить и блюсти их заветы до конца дней своих и всюду, где бы мы не на­ходились, беречь честь и славу казачью.

Святость этого дня связана с борьбой на­ших предков с многочисленным войском Ту­рецкой империи, обложивших Азов в 1641 году и подвергший город жесточайшей осаде. Это событие вошло в историю под названием Азовского Сидения.

Азовское Сидение — показательный под­виг, урок высокой доблести наших предков, их непревзойденного искусства в ратном деле и назидание для нас и будующих поко­лений, как надо бороться за правое дело. В Азове они совершили подвиг безпримерный, неповторимый в истории войн, редчайший. Огромное турецкое войско в 250.000 человек было встречено горстью в 6.300 казаков и казачек. Превосходство турецких сил не по­колебало казачьего решения отстоять город во что бы ни стало. И отпор был дан еще не виданный в ратном деле. Искусство сопроти­вления казаков были фантастическим: оно поражало военных специалистов того време­ни, опрокидывало закон числа и установив­шихся понятий о способах ведения военных действий. Казачьи подвиги в Азове были похожи на сказки и легенды. Но ни сказками, ни легендами они не были, а были ре­альной действительностью, которая и в наше время приводит в недоумение людей воен­ного звания и знатоков военного дела. Труд­нее всего было понять и объяснить то непрев­зойденное мужество, ту доблесть, которую казаки проявили при защите Азова.

Если допустить, что все его защитники были сверхбогатырями, то и такое предполо­жение не может считаться удовлетворитель­ным объяснением победы горсти казаков над во много превосходящих их турецкой ратью.

Историческая наука, по примеру других областей человеческих знаний, не признает объяснений чудом, иначе необъяснимых явле­ний. Для людской науки чуда не существует. И это с тех пор, как она подпала под влия­ние чисто материалистических взглядов на вселенную и на все явления происходящие, как в жизни человека, так и в жизни от­дельных народов. Такой подход годен лишь для понимания и объяснения материальной стороны явлений, да и то не всегда. В обла­сти же человеческих отношений, к которой принадлежит и историческая наука, играют большую роль явления иного, не материаль­ного характера. Это понятно: ведь сущность человеческой природы не только в материи, но и в тем, что никак материей назвать нель­зя. Это нематериальная часть человеческой природы давно уже названа духовной сто­роной человека и названа правильно. И, го­воря о духовном состоянии каждого отдель­ного человека, нужно помнить и о духовном состоянии человеческого общества в целом.

Духовное состояние наших предков во время Азовского Сидения определяется их живым ощущением присутствия в мире еди­ного Божественного начала. Для них истин­ный Бог, познаваемый через православную веру, не был отвлеченным понятием, а реаль­ной сущностью, видимой очами души и серд­ца. Божье присутствие в душах было неиссякаемым источником непоколебимости их духа и твердой решимости «стоять до кон­ца», не боясь смерти, за веру православную, за родные земли, за волю и честь казачью.

Проследив историю Азовского Сидения, мы увидим, что оно протекало в борьбе и молит­ве. Для сна и для отдыха уделялось весьма мало времени. Тело поддерживалось скуд­ным питанием, а духовная крепость и бо­дрость — молитвами ко Всевышнему и Пре­святой Богородице. Вряд ли защитники Азова были все богатырями тела, но богатырями духа они, несомненно, были. Были они и бесстрашными людьми, ибо не боялись при­нять муки и смерть за правое дело. Все это говорит о силе их мужества, того мужества, которое черпается посредством веры и мо­литвы. Вера же их была твердой и постоян­ной, а не шаткой, ибо знали они, что вера православная есть вера истинная. Стоять за эту веру всеми своими силами считалось первым нравственным долгом, защита же родной земли была главнейшей гражданской обязанностью каждого казака, его сыно­вьим долгом. Родная земля отожествлялась с матерью и защищать ее требовала казачья честь. Уклонение от выполнения этого свя­того долга клеймилось, как величайший по­зор. Жить же в позоре и безчестии наши предки не могли. Лучше смерть, чем безчестье — говорили они. Совершивший безчестье казак оставлял своему поколению горь­кое наследство в виде презрения, пренебре­жения, холодности и насмешек со стороны своих станичников. Безчестие одного из предков считалось родовым позором и для его потомков. И смыть его было не легко: для этого нужны были многие подвиги во славу родней земли и чести казачьей. Та­ковы главные черты духовного облика на­ших предков времен Азовского сидения. Зная его (а он отражал духовный облик все­го казачества), мы можем понять и то безпримерное мужество, проявленное защитни­ками Азова, с которым они перенесли все тяготы опасности и муки турецкой осады. Сила турецкая разрушила стены Азова, раз­рушила город, но не могла сломить дух его защитников и Азова взять не смогла.

Свей успех в этой борьбе осажденные при­писывали не своим доблести, мужеству и храбрости, а помощи Божьей по молитвам Богоматери, усердной защитнице всех християн. Знаменательно то, что турки сняли осаду ко дню Покрова Пресвятой Богороди­цы. В этом факте ни защитники Азова, ни войсковые власти с народом не могли не ус­мотреть чуда Божьего. Нет и у нас никакого основания отрицать это историческое чудо!

Успех казачьей защиты Азова привел Ев­ропу в изумление. По разному объяснялся этот успех, но объяснения отрицающих по­мощь Божью были туманны и шатки. Факт победы малой горсти казаков над многочис­ленным турецким войском, отлично воору­женным, опрокидывал все доводы разума и все основы военной науки.

Турки чувствовали непреодолимость каза­чьего отпора и в их рядах ширилось убеж­дение, что казаки получают помощь свыше. Это убеждение еще больше укрепилось по­сле видения турецкой рати двух великанов, грозивших из тучи турецкому войску своими золотом блещущими мечами. С наступле­нием полуночи они, по утверждению очевид­цев турок, рубят своими мечами турецких войнов: — «Как молния сверкают их мечи при взмахах и за единый час гибнет целый отряд» — таково свидетельство осаждавших Азов. Это явление вызывало панический страх в рядах турецкого войска. Армия была потрясена, ей грозил развал. Этому способ­ствовали и большие потери. Высшее командование потеряло надежду преодолеть каза­чий отпор и завладеть Азовом. После 3-ех месячной осады собранный Высший Воен­ный Совет турецкого командования признал, что Азов взять невозможно и необходимо снять осаду, что и было сделано незаметно и безшумно, дабы избежать дальнейших по­терь в турецкой армии.

Высока была доблесть защитников Азова! Крепка была их братская спайка! Но еще крепче была вера в Бога. Горячи были мо­литвы осажденных о даровании им сил для преодоления всех невзгод осады. И эти силы Господь им даровал. Обычных человеческих сил не хватило бы перенести все тягости оса­ды, ведь отражение турецких атак требо­вало от осажденных предельного напряже­ния сил. И это при скудной пище и полном израсходовании лекарственных трав, так ну­жных для больных и раненых, которые дол­жны были, забыв о своих ранах и болестях, снова и снова браться за оружие и стано­виться в ряды защитников. Муки от ранений и болезней преодолевались терпением, кро­тостью и покорностью воле Божьей. Молит­вы священника, ласковое слово лекаря, безсильного облегчить муки страдальцев, да со­общавшиеся известия об очередном успеш­ном отражений турецких атак были единст­венным бальзамом, облегчавшим муки стра­дальцев.

Установление Войскового Праздника в день Покрова Пресвятой Богородицы засви­детельствовало о незыблемой вере наших предков в Бога и об историческом чуде в жизни казаков, совершившимся при обороне Азова в 1641 году.

Смытый казачьей кровью Войсковой Праз­дник ежегодно напоминает нам о завете на­ших предков: беречь веру, помнить Бога, молиться Ему, храня в сердцах надежду на милость Его.

Он напоминает нам — как нужно жить и трудиться во имя правды, для блага Родины и чистой славы казачьей чести.

Войсковой Праздник — Праздник Славы казачьей, честной и чистой. В нем мудрый завет отцов и дедов наших и их призыв ко всем потомкам: хранить веру православную, жить в правде и чести, беречь свое имя ка­зачье от запятнения дружбой со всякой не­правдой.

Вашингтон
А.Г. Павлов


© “Родимый Край” № 108 СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 1973 г.


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: