Праздник Покрова Пресвятой Богородицы снова напоминает нам, казакам, о нашем долге перед Родными Краями, о нашей обязанности помнить и блюсти их заветы до конца дней своих и всюду, где бы мы не находились, беречь честь и славу казачью.
Святость этого дня связана с борьбой наших предков с многочисленным войском Турецкой империи, обложивших Азов в 1641 году и подвергший город жесточайшей осаде. Это событие вошло в историю под названием Азовского Сидения.
Азовское Сидение — показательный подвиг, урок высокой доблести наших предков, их непревзойденного искусства в ратном деле и назидание для нас и будующих поколений, как надо бороться за правое дело. В Азове они совершили подвиг безпримерный, неповторимый в истории войн, редчайший. Огромное турецкое войско в 250.000 человек было встречено горстью в 6.300 казаков и казачек. Превосходство турецких сил не поколебало казачьего решения отстоять город во что бы ни стало. И отпор был дан еще не виданный в ратном деле. Искусство сопротивления казаков были фантастическим: оно поражало военных специалистов того времени, опрокидывало закон числа и установившихся понятий о способах ведения военных действий. Казачьи подвиги в Азове были похожи на сказки и легенды. Но ни сказками, ни легендами они не были, а были реальной действительностью, которая и в наше время приводит в недоумение людей военного звания и знатоков военного дела. Труднее всего было понять и объяснить то непревзойденное мужество, ту доблесть, которую казаки проявили при защите Азова.
Если допустить, что все его защитники были сверхбогатырями, то и такое предположение не может считаться удовлетворительным объяснением победы горсти казаков над во много превосходящих их турецкой ратью.
Историческая наука, по примеру других областей человеческих знаний, не признает объяснений чудом, иначе необъяснимых явлений. Для людской науки чуда не существует. И это с тех пор, как она подпала под влияние чисто материалистических взглядов на вселенную и на все явления происходящие, как в жизни человека, так и в жизни отдельных народов. Такой подход годен лишь для понимания и объяснения материальной стороны явлений, да и то не всегда. В области же человеческих отношений, к которой принадлежит и историческая наука, играют большую роль явления иного, не материального характера. Это понятно: ведь сущность человеческой природы не только в материи, но и в тем, что никак материей назвать нельзя. Это нематериальная часть человеческой природы давно уже названа духовной стороной человека и названа правильно. И, говоря о духовном состоянии каждого отдельного человека, нужно помнить и о духовном состоянии человеческого общества в целом.
Духовное состояние наших предков во время Азовского Сидения определяется их живым ощущением присутствия в мире единого Божественного начала. Для них истинный Бог, познаваемый через православную веру, не был отвлеченным понятием, а реальной сущностью, видимой очами души и сердца. Божье присутствие в душах было неиссякаемым источником непоколебимости их духа и твердой решимости «стоять до конца», не боясь смерти, за веру православную, за родные земли, за волю и честь казачью.
Проследив историю Азовского Сидения, мы увидим, что оно протекало в борьбе и молитве. Для сна и для отдыха уделялось весьма мало времени. Тело поддерживалось скудным питанием, а духовная крепость и бодрость — молитвами ко Всевышнему и Пресвятой Богородице. Вряд ли защитники Азова были все богатырями тела, но богатырями духа они, несомненно, были. Были они и бесстрашными людьми, ибо не боялись принять муки и смерть за правое дело. Все это говорит о силе их мужества, того мужества, которое черпается посредством веры и молитвы. Вера же их была твердой и постоянной, а не шаткой, ибо знали они, что вера православная есть вера истинная. Стоять за эту веру всеми своими силами считалось первым нравственным долгом, защита же родной земли была главнейшей гражданской обязанностью каждого казака, его сыновьим долгом. Родная земля отожествлялась с матерью и защищать ее требовала казачья честь. Уклонение от выполнения этого святого долга клеймилось, как величайший позор. Жить же в позоре и безчестии наши предки не могли. Лучше смерть, чем безчестье — говорили они. Совершивший безчестье казак оставлял своему поколению горькое наследство в виде презрения, пренебрежения, холодности и насмешек со стороны своих станичников. Безчестие одного из предков считалось родовым позором и для его потомков. И смыть его было не легко: для этого нужны были многие подвиги во славу родней земли и чести казачьей. Таковы главные черты духовного облика наших предков времен Азовского сидения. Зная его (а он отражал духовный облик всего казачества), мы можем понять и то безпримерное мужество, проявленное защитниками Азова, с которым они перенесли все тяготы опасности и муки турецкой осады. Сила турецкая разрушила стены Азова, разрушила город, но не могла сломить дух его защитников и Азова взять не смогла.
Свей успех в этой борьбе осажденные приписывали не своим доблести, мужеству и храбрости, а помощи Божьей по молитвам Богоматери, усердной защитнице всех християн. Знаменательно то, что турки сняли осаду ко дню Покрова Пресвятой Богородицы. В этом факте ни защитники Азова, ни войсковые власти с народом не могли не усмотреть чуда Божьего. Нет и у нас никакого основания отрицать это историческое чудо!
Успех казачьей защиты Азова привел Европу в изумление. По разному объяснялся этот успех, но объяснения отрицающих помощь Божью были туманны и шатки. Факт победы малой горсти казаков над многочисленным турецким войском, отлично вооруженным, опрокидывал все доводы разума и все основы военной науки.
Турки чувствовали непреодолимость казачьего отпора и в их рядах ширилось убеждение, что казаки получают помощь свыше. Это убеждение еще больше укрепилось после видения турецкой рати двух великанов, грозивших из тучи турецкому войску своими золотом блещущими мечами. С наступлением полуночи они, по утверждению очевидцев турок, рубят своими мечами турецких войнов: — «Как молния сверкают их мечи при взмахах и за единый час гибнет целый отряд» — таково свидетельство осаждавших Азов. Это явление вызывало панический страх в рядах турецкого войска. Армия была потрясена, ей грозил развал. Этому способствовали и большие потери. Высшее командование потеряло надежду преодолеть казачий отпор и завладеть Азовом. После 3-ех месячной осады собранный Высший Военный Совет турецкого командования признал, что Азов взять невозможно и необходимо снять осаду, что и было сделано незаметно и безшумно, дабы избежать дальнейших потерь в турецкой армии.
Высока была доблесть защитников Азова! Крепка была их братская спайка! Но еще крепче была вера в Бога. Горячи были молитвы осажденных о даровании им сил для преодоления всех невзгод осады. И эти силы Господь им даровал. Обычных человеческих сил не хватило бы перенести все тягости осады, ведь отражение турецких атак требовало от осажденных предельного напряжения сил. И это при скудной пище и полном израсходовании лекарственных трав, так нужных для больных и раненых, которые должны были, забыв о своих ранах и болестях, снова и снова браться за оружие и становиться в ряды защитников. Муки от ранений и болезней преодолевались терпением, кротостью и покорностью воле Божьей. Молитвы священника, ласковое слово лекаря, безсильного облегчить муки страдальцев, да сообщавшиеся известия об очередном успешном отражений турецких атак были единственным бальзамом, облегчавшим муки страдальцев.
Установление Войскового Праздника в день Покрова Пресвятой Богородицы засвидетельствовало о незыблемой вере наших предков в Бога и об историческом чуде в жизни казаков, совершившимся при обороне Азова в 1641 году.
Смытый казачьей кровью Войсковой Праздник ежегодно напоминает нам о завете наших предков: беречь веру, помнить Бога, молиться Ему, храня в сердцах надежду на милость Его.
Он напоминает нам — как нужно жить и трудиться во имя правды, для блага Родины и чистой славы казачьей чести.
Войсковой Праздник — Праздник Славы казачьей, честной и чистой. В нем мудрый завет отцов и дедов наших и их призыв ко всем потомкам: хранить веру православную, жить в правде и чести, беречь свое имя казачье от запятнения дружбой со всякой неправдой.
© “Родимый Край” № 108 СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 1973 г.
Читайте также: