— «Что такое казачество?» Попробуйте задать этот вопрос. Многие будут в затруднении и не смогут ответить ясно и определенно, остальные же дадут самые различные, разнородные, по существу, ответы. Каждый будет смотреть на казачество со своей точки зрения и, в зависимости от своих чувств станет награждать его то положительными, то отрицательными качествами.
— «Казачество — самостоятельный народ, особая нация», не задумываясь скажет казак с самостийным уклоном. Противоположностью столь широкого определения будет узкий взгляд военного специалиста: — «Казачество — самая лучшая, легкая конница». А дальше на вас посыпятся такие неожиданные и противоречивые ответы, что только останется развести руками.
— «Анархисты и революционеры»…
— «Оплот самодержавия, верные слуги Государевы»…
— «Бунтари и разбойники»…
— «Охранители порядка, стоящие на страже государственности»…
— «Нагаечники, холопы черной реакции»…
— «Самые настоящие демократы, носящие идеи демократии в крови»…
— «Воры, грабители и бездельники»…
— «Крепкий хозяйственный элемент, своим отличительным трудолюбием, добившийся степени зажиточности»…
Разобраться в этой разноречивости не так легко и неудивительно поэтому, что о казачестве было довольно смутное представление не только за границей, но и в самой России.
На самом же деле, в этом кажущемся разнообразии и противоречии ответов, ничего удивительного нет.
Во-первых, казачество — многогранно. А каждая грань его, благодаря присущей казачеству действенности и силы порыва, приобретает такой блеск, что как будто бы заслоняет собою другие стороны.
Во-вторых, казачество не есть застывшая в неподвижности масса. Казачество — живой организм, который не только растет и развивается, но и движется, к тому же скорость его движения исключительно велика. Казачество чутко к веянию эпохи, оно быстро улавливает требование века и, приспособляясь к обстоятельствам, легко меняет формы. Вот почему, при знакомстве с казачеством нельзя забывать о факторе времени. Надо всегда уточнять о каком периоде идет речь, ведь казачество 17-го века совсем не похоже на казачество 18-го, 19-го, а тем более нашего 20-го века. Обыкновенно об этом обстоятельстве всегда забывают, а отсюда происходят все досадные недоразумения и кажущиеся противоречия, порождающие массу неразрешенных и бесполезных споров.
Но, констатировав и утверждая переменчивость форм, т. е. самого облика казачества, необходимо признать, что в казачестве имеется что-то, что никогда не меняется, что всегда остается постоянным. Это его внутренняя сущность, его душа.
Познать, а тем более понять казачество, может только тот, кто, не увлекаясь внешними формами, как бы очаровательны они не были, постарается проникнуть в самую глубь и заглянет в душу казачества. К сожалению, этого никто и никогда не делает. Обычно, касаясь казачества, всегда говорят то об его истории, то о быте, о казачьем военном искусстве, о гражданских формах, устройстве казачьего общества, о взаимоотношениях его с Россией и соседями, о прочем и прочем. Но кто и когда говорил о самом главном: о духовной сущности казачества? Кто анализировал ту идею, которая послужила первопричиной появления казачества и которая вдохновляла его в продолжении всей его славной истории на жизнь, на борьбу, на подвиги, на труд. Надо ли доказывать, что только такой подход был бы правильным, т. к. все должны согласиться с тем неоспоримым положением, что идея всегда предшествует зарождению всякого объединения и она же создает его.
Вот почему, задаваясь целью найти правильный ответ на вопрос: «Что такое казачество?», прежде всего, следует уяснить себе идею казачества. В этом самое главное, в этом заключается отправная точка знакомства, изучения и понимания казачества. Только потом, рассматривая в свете этой идеи, можно изучать казачество, как историческое явление, единственное и нигде неповторимое. В этом явлении следует отметить не только хронологические даты походов и войн, но и характерные особенности, освещающие его, как социальное движение. Далее будет полезно и интересно остановить свое внимание на казачьем быте, тоже характерном и столь отличном от современного общерусского. Ведь очень часто в мелочах быта находится нить, ведущая к пониманию сущности казачьего мировоззрения. И, наконец, можно будет говорить о характере казаков, о людях, т. к. казак в индивидуальном отношении является ярко очерченным типом, на котором мощная идея наложила свою печать.
Итак, резюмируя вышесказанное, можно наметить следующие пункты схемы решения поставленной нашим вопросом задачи: 1. — Казачество — идея. 2. — Казачество — историческое явление, идеей казачества вызванное и соответственно ей создавшее свой социальный строй. 3. — Казачий быт и тип казака, как отражение идеи казачества. Или еще короче: 1. Идея. 2. Историческое явление. 3. Быт и 4. Тип. Как уже указывалось выше, три последних пункта этой схемы (явление, быт и тип) имеют довольно солидную литературу. Не отрицая ценности этих трудов, можно сожалеть, что они, вытекая из инстинкта или же чувства, недостаточно продуманы и осмысленно не освещены идеей казачества, а, между прочим, она могла бы быть богатейшей темой для серьезного философского труда. Приходится только удивляться, что до настоящего времени на нее не обращали достойного внимания и ей никто не посвятил даже простой докторской диссертации. Следует надеяться, что этот пробел будет заполнен. Пока же, не претендуя на научность, но и не смущаясь своих скромных сил, скажем несколько слов об идее казачества помня, конечно, о факторе времени, тем более, что время в отношении всякой идеи играет особенно важное значение. Всякая идея в начале своего рождения и наивысшего расцвета — наиболее чиста и сильна. Затем по мере своей зрелости и распространения она разжижается, засоряется и даже отходит в тень, служа лишь прикрытием для действий ничего общего с начальной идеей неимеющих. Вот почему в дальнейшем изложении мы будем иметь в виду казачество времен его зарождения и наибольшего его расцвета.
Говоря об идее казачества, прежде всего следует отметить, что эта идея не проста. Слитая из многих идей в один монолит, идея казачества способна дать ответы на все вопросы жизни. Она указывает цель, делая осмысленным земное существование и направляет жизненный путь. Она определяет поведение человека в быту и его отношение к ближним и тем самым влияет на формирование характера человека. Она создает нормы жизни общества и определяет права и обязанности гражданина, согласуй интересы общественные и личные. Не, что особенно важно, идея казачества не есть бесплодные мечтанья.
Она — не утопия. Она жизненна и претворима в действительности. Уже много веков она существует реально, вдохновляя людей и на сказочно — богатырские подвиги и на мирный творческий труд. Это она позволила казакам разрешить те задачи, над. которыми до сих пор бесплодно бьются, так называемые, «передовые, цивилизованные страны».
Совершенно ясно, что основа такой идеи должна быть крепка, широка и глубока. Истоки этой идеи должны находиться недосягаемо высоко. Они должны быть возвышены до степени религии, и если наши поиски будут обращены в этом направлении, то здесь ничего удивительного нет.
Во время «крестовых» походов Православие дало одного странника, калику перехожего, который пешком, без оружия и питаясь подаянием, проделал весь путь из Руси в Святую Землю. Блестящие ряды, закованных в сталь и серебро рыцарей, склонили свои знамена перед одетым в рубище, босоногим пилигримом и сам король Франкский Балдуин I, пораженный величием подвига, просил его служить у Гроба Господня в Пасхальную ночь. Этот исторический факт сам по себе является достаточно показательным примером отличия духа Православия, а поэтому нет надобности долго останавливаться на этом обстоятельстве, тем более, что это значительно отвлекает нас от темы. Достаточно сказать, что Православие более смиренно, белее снисходительно и заботливо к личности, в нем ярко чувствуется любовь к человеку, как к образу и подобию Божьему. Православие не знает насилия и проявляет исключительную терпимость к другим религиям. Это оно посеяло в душах казаков семя искания Правды и жажду служения ей. Это оно породило чувство уважения к человеческой личности, которая поэтому и не могла мыслиться иначе, как свободной.
Казаки не зря называли себя «воинством православия», «православными лыцарями» и «борцами за веру». Точно так же, как и у русского народа, у них все исходит из Православия. Разница заключается только в том, что казачество оказалось более активным. Оно нашло в себе внутренние силы, что бы выйти из смиренной пассивности, присущей русскому народу, который, проявляя исключительное долготерпение, стал как бы гордиться своей горькой долей и, полюбив свои страдания, нарочно начал искать их.
Казачество не мирилось с таким положением. Оно выбрало другой путь — путь активного служения и действенной борьбы во имя Справедливости. Так родилась Казачья правда, защищающая свободу не только свою, личную, но и всех гонимых и угнетаемых.
Нетерпимость рабства — это одна из наиболее важных сторон идеи казачества. Здесь будет уместно привести довольно меткое и распространенное мнение, что «только казаки и англичане никогда не были рабами».
Действительно англичане в своем гимне поют: «Никогда англичанин не будет рабом». Но это слова песни… Если даже англичанин, действительно, никогда не был рабом в прямом смысле этого слова, т. е. не покорялся другим, то это еще далеко не означает того, что он против рабства. Не надо забывать того, что он всегда сам нес рабство другим народам, это, во-первых. А, во-вторых, не будучи рабом других, он, как и многие, другие, остается рабом земных вещей — рабом золота, рабом машин. У казачества же отношение к рабству безоговорочно непримиримо. Непримиримость к рабству — краеугольный камень идеи казачества, это — сущность казачества. У казака не только он сам, но и никто другой не может быть рабом. Казак — принципиальный враг эксплоатации человека во всех формах. Он не только отвергает эксплоатацию человека человеком, но он не может мириться и с эксплоатацией человека обществом. В его представлении любое общество (начиная от куреня и станицы и кончая самим Войском или Государством) не есть самоцель, закабаляющая и сковывающая волю, но наоборот: средство, помогающее достижению наиболее полной свободы личности и позволяющее ей скинуть оковы даже повседневных потребностей жизни. Только таким образом может осуществиться в жизни идеал вольной жизни, к которой стремится казак и которую он ставит выше всего, ибо вольность тоже является характерной чертой и неотделимой частью идеи казачества.
Каков характер этого идеала свободы и каким образом может быть осуществлена свобода в жизни? Ответ на этот вопрос дает само содержание и значение слова «воля». Чрезвычайно характерное и любопытное тем, что только в русском языке, в нем отождествляются и сливаются два совершенно отдельные понятие: воля — Volonté — Liberté.
Свобода может быть только там, где свободна воля, а воля и не может мыслиться иной, как свободной, иначе это — неволя. Как бы не было тяжела казачья жизнь, как бы не была сурова дисциплина казачьего общества, но раз налицо имеется свобода выбора значит существует вольность. Никто и никогда не делал никого насильно казаком. В казачью общину все и всегда приходили свободно и становились равноправными членами казачьего братства. «Свобода, равенство и братство» здесь не пустые слова и не мертвая формула. Здесь о них никто не говорит, но они носятся в сердце и реально существуют в жизни. Ведь в то время в западней Европе не было даже и намека на зародыш мысли о республике и демократической форме правления. В то время, как на «просвещенном Западе» стоит гнет и мрак средневековья, в далеких полуазиатских «диких» степях легко дышит вольность и радостно светится братство. Другой мир и другая жизнь!…
Вера в казачье братство и уверенность в товарищеской выручке в трудную минуту делают бессмысленными заботы о завтрашнем дне и казак не собирает золота. Он с пренебрежением относится к нему. С легким сердцем он делится своей добычей со своими друзьями, пропивает ее и раздает монастырям и бедным. Сегодня гол, как сокол, а завтра, добыв новую богатую одежду, он мажет ее смолой, конопатя челны и рвет в клочья, разгулявшись в буйной кулачной забаве. Земное богатство для казака не имеет никакой цены. Казак расценивает человека не по его платью и не по количеству золотых монет в его кармане, а по его личным, моральным качествам, по его уму, по его удали и т. п.
Каждое посягательство на чаяния русского народа, каждое новшество, несогласуемое с духовной основой Руси, дают Казачеству приток новых, свежих и активных сил в лице людей, болеющих (зачастую, может быть, даже бессознательно) о дорогих им идеалах и самым фактом самовольного изгнания протестующих против извращающих их чистоту нововведений. Казачество — это море, куда беспрестанно вливаются реки перманентной национально-идейной эмиграции.
Слово «казак» по-половецки означает «выходец», человек, порвавший со своей средой. Так называли всякого, кто уходил из общества, в котором ему не было места, что по современным понятиям соответствует слову «эмигрант». Такое толкование наиболее вероятным образом объясняет происхождение и характер Казачества, но будет непростительной ошибкой, если мы на основании этого будем утверждать, что казачество составилось из «беглых крепостных», как это утверждают некоторые недостаточно добросовестные и поверхностные историки. Казачество существовало задолго до момента появления крепостного права в России, когда о крепостных не могло быть и речи. Первыми казаками были былинные богатыри — Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Так, по крайней мере, они называют себя сами, так их называет былина. Эти богатыри-казаки — люди различные по социальному происхождению, но одинаковые по своим убеждениям, объединенные одной и той же идеей и целью, свободные и благородные, не боящиеся вступить в открытый конфликт с княжеским двором и с самим князем, ради Правды и Справедливости, для зашиты угнетаемых и обиженных. Русские рыцари, столь отличные от западно-европейских!
Наши первые казаки, являющиеся идейными основоположниками казачества. Пусть это будет идеализированный тип казака, наделенный одними только положительными качествами, которому место только в былине. Но и в действительной жизни, когда казачество приняло формы массового движения, казаком мог быть только человек исключительной духовной твердости и легендарной смелости, у которого жажда искания справедливости и любовь к свободе побеждают общечеловеческие слабости. Особенно мощный поток эмиграции в казачество был во время церковных Никоновских реформ и гонений на последователей старого обряда и до последнего времени процент староверов среди казаков был очень большой. Только глядя на этих людей, можно уже судить, какой крепкий и нравственно-высокий элемент уходил в казаки. Да это и понятно. Не всякий мог решиться уйти в дикую степь, где нет никакого человеческого искусственного закона, где все позволено, где царствует право сильного и где благодаря этому, опасность на каждом шагу. Только человек сильной воли и нравственно закаленный способен решиться на подобный шаг. А затем, сама обстановка степи заставляла их организовываться в крепкие, тесно-спаянные группы Но, сила спайки группы зависит, прежде всего, от силы идеи, положенной в основу объединения, а затем, конечно, от личных достоинств его членов и от степени горения их этой идеей. Наличие этих условий обеспечило успех казачества, его процветание и его славу.
Итак, кончая наше краткое, далеко неполное и, может быть даже, далеко непоследовательное освещение сути Казачества, можно все же на поставленный нами в начале вопрос: «Что такое казачество дать наш ответ в такой формулировке: Казачество есть идея активного служения правде и справедливости в духе православия и согласно известным чаяниям и испоконным традициям русского народа, идея породившая на просторах южных степей мощное, действенное движение военного характера, из которого в историческом процессе многовековой борьбы создалась самобытная группа населения России, имеющая свои особые характер служения родине, образ самоуправления и быт.
Как можно заметить, в нашей формулировке мы отметили три главнейших пункта нашей схемы (идея, историческое явление, самобытность) и выставили, как краеугольный камень первый пункт, — т. е. идею. Но наш ответ не потеряет правильности в другом порядке, как, например, следующим образом:
Казачество есть самобытная группа населения России, имеющая свои особые: характер служения родине, образ самоуправления и отличный быт, создавшаяся в историческом процессе из движения военного характера, возникшего в южных степях и одухотворенного идеей разрешавшей вопросы правды и свободы в духе православия и согласно извечным традициям и чаяниям Русского народа.
И.С. Мельников-Разведенков
© “Родимый Край” № 109 НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ 1973 г.
Читайте также: