КАЗАКИ НЕ ИСЧЕЗНУТ. – Н. Корольков


Когда говорят о судьбе казаков, мне все­гда вспоминается страница из повести Лес­кова: у постели человека, пострадавшего от катастрофы собрались друзья, родственники и врачи. Больной тяжело ранен, но даже в полузабытии он ясно слышит все разговоры, которые ведутся у его постели. Один гово­рит, что в таком состоянии «больной не мо­жет выжить», другой замечает, что, даже выживши, «он останется калекой и инвали­дом», а врачи спорят между собою, — вы­держит ли раненый операцию? Все это на­столько волнует больного, что он готов уме­реть, чтобы только не слышать ужасных рассуждений о его смерти,— когда он еще жив и хотел бы иметь поддержку в борьбе за свою жизнь!

Да, казаки живы, они не теряют связи ме­жду собой! Даже на чужбине их души пы­лают тоской по родине России и родного ка­зачества желанием защитить родину, ее ве­ру и народ. Является только вопрос как это сделать и когда? В этом нам помогут не ор­ганизации, не печать, не воззвания, но сама история! Родилось на Руси казачество, ведо­мое не организациями и не прокламациями, но ходом событий, волей великого кормче­го, — истории! Казаки — это боевая вольни­ца, — будь она донская или запорожская. Великороссы в борьбе с крепостным и вся­ким иным игом, — опричниной, аракчеевщи­ной и бироновщиной, — уходили из Московии на Волгу и Дон, на Урал и в Сибирь и храня лучшее, что было из духовных цен­ностей, — честь, веру, совесть, отвагу, муже­ство, — казаки все это сохранили; они ос­новали свои поселения, заботились о брат­ском укладе в экономических взаимоотноше­ниях. И не было среди казаков ни помещи­ков, ни рабов, но были равные боевые това­рищи, готовые умереть за ту родину, кото­рая их не сумела защитить! Но мать не ви­нят в незнании, ей прощают все ее заблуж­дения, и защита сыновьями своей наивной матери считается казаками задачей святой и неизменной! Вот что такое казаки!

Трудно себе представить казака атеистом. Однако еще труднее встретить среди казаков ханжество. Вера казачья — особая. Вера в грозный Промысел Божий! Такая вера свя­зана с мечом, отвагой, мужеством, но никак не вяжется с сусальностью, с протиранием коленок перед алтарем, с той «верой напо­каз», которая была чужда казакам. Их вера пылала в сердцах! Если трудно представить казака-ханжу, то еще труднее встретиться с казаком марксистом! Если среди украин­цев (львовского толка) еще можно встретить католиков, то среди казаков ни одного ка­толика не найдешь. Если Ватикан ищет примирения с марксистской догмой, если Московская патриархия имеет среди своих деятелей и служащих священников-маркси­стов, то среди казачества и казачьего духо­венства такого двурушничества не найти! Казак прям в своем пути и честен! Об осо­бого рода религиозности казаков можно бы­ло бы написать целую книгу, либо трактат, который ошеломил бы христиан всех толков. В то время, как в помещенско-дворянской и царско-имперской России духовенство про­поведовало покорность судьбе, ссылаясь на слова Христа, — «если тебя ударят по одной щеке — подставь другую» или «отдай Ке­сарю кесарево, а Богу — богови», — в ка­зачьих вольных краях, в храмах и монасты­рях звучали иные проповеди, и те же пра­вославные священники, которые в «Моско­вии» хранили заветы покорности и непроти­вления насилию, у шедши к казакам, нашли иной подход к людям мужественной борьбы за правду и справедливость: в своих пропо­ведях духовные пастыри в казачьих краях тоже ссылались на заветы Христа, но выбирали из Его заветов нечто иное, — «не мир Я вам принес, но меч» и описывали изгна­ние бичом, который был в руках Христа, то­рговцев из храма… Идея «христолюбивого воинства» родилась в казачьих краях!

Что такое казачество, каковы духовные основы казачьего мира!? Этнически каза­чьего народа нет. Параллели с народами Америки не совпадают. Американская нация, составленная из сотен различных народнос­тей, находится в исключительных геополи­тических условиях, она превратилась в еди­ный государственный организм, совершенно самостоятельный, суверенный. Этого не про­изошло с казаками. Но в то же время каза­чество было, есть и будет… Казачество это не случайное явление российской истории, это нечто более глубокое и значимое. Каза­чество — это больше тысячи лет реально су­ществующее общество спаянных одной иде­ей людей, связанных между собою совершен­но особыми духовными началами. Бесчислен­ные поколения приходили и уходили, а духо­вные основы казачьего мира оставались не­изменными и не умирали.

Основным началом казачьей жизни и их общественного идеала является прежде всего православие, преображенное казачьим му­жеством. Казаки в своей идеологии выявили веру в абсолютную ценность человеческой личности. У казаков эта личность духовно свободна, не подавлена, лишена эгоизма и возможности паразитарного существования. Все у казаков основано на взаимном дове­рии и свободе. Каждый, кто вошел в каза­чью семью, где нет излишнего преклонения перед властью, чувствует себя свободным, полноправным членом великой казачьей се­мьи и невольно становится мужественным, сильным и бесстрашным, чтобы защитить чувство независимого полноправного чело­века. Эта духовная сущность казаков, — их особое национальное самосознание, оно втя­нуло в казачий мир всех, кто жил бок о бок с казаками: черкесов, кабардинцев, осетин, калмыков, татар, мещеряков и бурят, но все эти народы признали не по боязни, а по дру­жбе приоритет казаков.

В казачестве сливаются сотни кровей раз­личных племен и народностей кочевавших в том историческом степном коридоре между Азией и Европой, где жили казаки — старо­обрядцы, преследуемые центральной вла­стью, перебрасывались с Дону, с Хопра, с Медведицы на реку Агрань, Куму, Ставропольщину, Баталпашинскую область, но они при этом не теряли своего казачьего уклада жизни. И все эти пришельцы неизменно пре­вращались в подлинных казаков. В Турции на берегу Мраморного моря, казаки-некрасовцы, ушедшие в эмиграцию при Петре Вели­ком, жили оторванные от своих родных кра­ев, но до сих пор, даже переехавши в Амери­ку, остались казаками, сохранившими все свои казачьи основы: — язык, религию, предания, особый быт. Ссыльный, после револю­ции 1905 года, писатель Богораз встретил в восточной Сибири, в глухой тайге, казаков, ни к какому войску не принадлежащих, как он пишет в своих воспоминаниях, воинской повинности они не несли, говорили на старин­ном русском наречии, и заявляли этому Богоразу, что они… казаки и только казаки. У них этот ссыльный писатель записал ориги­нальные казачьи песни, свадебные, о Степа­не Разине и др. Эти казаки живой действи­тельности, независимо от времени и места сохранились благодаря своим духовным усто­ям и неумираемым казачьим традициям.

Многие интересуются, почему среди каза­ков такой большой процент старообрядцев и раскольников разных толков? Это был ре­зультат ухода старообрядцев в «Дикое По­ле» от преследований князя мира сего — «Антихриста», — как об этом свидетель­ствуют сохранившиеся предания, легенды, былины и песнопения, захватившего, по их убеждению, вершины государства и Церкви. Так они верили и ушли в свободное казаче­ство. Когда руки всемогущей власти трево­жили их на Дону, старообрядцы поднимали восстания. Свободная религиозная мысль восставала против «гонений на дух и не хо­тела подчиняться власти «антихриста». Так Медведицкие старообрядцы в 1689 году свое восстание едва не развернули до всероссий­ского бунта, подобно Степану Разину. Ста­рообрядчество не есть только особая религиозно-церковная «схизма» на формальное понимание религиозных догм, — главным образом, это явный протест против ломки старинных устоев русской жизни, — это так­же протест и против западноевропейских влияний, основанных на материалистичес­ком мышлении.

Духовные запросы у казаков в старинные времена удовлетворялись главным образом в религиозной настроенности, поэтому так много было на Дону монастырей: Лисогорский, Фасановский, Донской и Борщевский, передача последнего новообрядческим цар­ским правительством Воронежскому епископату была одной из причин Булавинского восстания. Религиозно настроенные донские казаки перед решительным боем с татарами поддержали князя Дмитрия Донского, благо­словили его иконой Божьей Матери, до сих пор чтимой всей Россией и всем казачеством под именем Донской Богоматери. После На­полеоновских войн казаки поднесли серебро на иконостас Казанскому собору. Иконостас этот был из русского серебра, отбитого у французов казаками атамана Платова.

На протяжении веков казачество кое в чем видоизменялось; много раз они оставляли свои земли, меняли свои формы, но через всю их многовековую историю проходит не­кая «генеральная линия», — это пренебре­жение к мещанской жизни и к житейской роскоши, отсутствие страха перед смертью, готовность отдать свою жизнь «за други своя», за родимый край и свои устои жизни. Этот лейтмотив и был причиной того, что у казаков все были равны. Не было у каза­ков никаких своих князей, графов, баронов, только кое-кого из пришлых титулованных особ за особые заслуги принимали в «почет­ные казаки», а из простых принимали в ка­заки особенно заслуженных. В наше трудное время все исторические ценности и все при­нятые формы и основы жизни подвергаются пересмотру и переоценке. Происходят напряженные поиски «социальной справедливос­ти»… Отпадают одни ценности, другие полу­чают новое обоснование. И нет сомнения, что создающееся положение включает в себя не­умирающие ценности прошлого хотя и в пре­образованном и обновленном виде. Внутрен­няя сущность казачьего мира не изменится, традиции казаков не разрушатся. Природ­ная казачья пытливость заставляет критиче­ски относиться ко всем современным новше­ствам. Казачество, как особый духовный мир, здоровый, крепкий и сильный, останет­ся неизменным борцом за свои общественные идеалы, за веру своих отцов, за правду, доб­ро и справедливость, за свободу и равенство, за свое вековечное народоправство. Каза­чество создало свой особый мир, свою особую духовную культуру, свой собственный общес­твенный идеал человеческого общежития, проверенный в грозе и буре прошлых сто­летий…

Нас, казаков, остается мало, но навсегда останутся великие и возвышенные наши идеалы и духовные основы нашей жизни! С нами наша неукротимая энергия жизни, с нами наша вера в Промысел Божий.

Н. Корольков


© “Родимый Край” №117 ИЮЛЬ – АВГУСТ 1975 г.


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: