МАЛЫЙ ДОНСКОЙ КРУГ ЗА РУБЕЖОМ


● Протокол заседания М.Д. Круга 2-го созыва. — 16-го сент. 1973 г. в Доме Казачьего Комитета, Фривуд Эйкрс, штат Нью Джерси, состоялось торжественное открытие очередной сессии Малого Донского Круга за Рубежом.

Созыв его представляет собой знаменательное событие у донских казаков в эмиграции, пребывающих свыше 50-ти лет вне своей родины. Несмотря на долгие годы своего пребывания на чужбине, они сумели сохранить свои обычаи и традиции, заветы своих предков и продолжают свято чтить Основные Законы Всевеликого Войска Донского, которые всюду для них являются основной жизненной базой, независимо от того, где бы они не находились в свободном мире. И несмотря на нашу разбросанность по всему свету, разделяющее нас расстояние, материальные затруднения, возраст и другие обстоятельства, донские казаки, как в старину на Тихом Дону, собрались во единый Круг для решения важных общественно-организационных и бытовых вопросов.

К открытию заседаний М.Д. Круга заранее прибыли депутаты от дон. организаций из Европы и Канады, атаманы станиц и казаки, живущие в США, почетные гости от других Войск: Кубанского Каз. Войска полк. Ф.И. Елисеев, представитель Атамана Терского Войска войск. старш. И.Д. Ткаченко. От Донского каз. Хора был его руководитель С.А. Жаров, от русских и церковных организаций В.В. Пожидаев и М.В. Шлыков.

Собиратель казачьей старины и хранитель регалий В.Г. Лазарев, которому Круг поручил выполнять обязанности Войскового Есаула, в казачьей одежде шел впереди процессии выноса флагов и регалий: американского, русского, донского и калмыцкого флагов, донского герба, донского «Присуда» (карты земли Войска Донского), эмблем власти Войскового Атамана (пернач, бунчуки, печать), сабля дон. казака Землянухина (как символ казачьей боевой славы). Дальше шли атаманы станиц с насеками.

Протоиереи отцом Петром Поповым в сослужении с отцом Леонидом Поповым был отслужен торжественный молебен с провозглашением многолетия Всевеликому Войску Донскому и вечной памяти павшим в боях казакам и казачкам и в мире скончавшимся. После молебна о. Петр произнес краткое слово с примерами из каз. истории, о казачьих жертвах, принесенных в борьбе за веру православную, за Тихий Дон, за казачье имя и пожелал успеха М.Д. Кругу в его работе по объединению донцов в единую семью.

Отец Леонид также пожелал успеха М.Д. Кругу в его работе.

Торжественная часть открытия Круга была закончена В.Г. Лазаревым, прекрасно прочитавшим стихотворение известного донского писателя Ф.Д. Крюкова «Родимый Край».

Председатель Президиума М.Д. Круга Н.Е. Корольков объявляет заседание сессии Круга открытым и приветствует депутатов из Европы, Канады и других мест США, также, как представителей от каз. организаций, казаков и гостей.

С приветствиями от донских казаков во Франции выступают В.М. Кузнецов (текст приветствий помещается ниже) и от казаков-калмыков также из Франции С.Ш. Балданов. После оглашения 22-ти писем и нескольких телеграмм поступивших на имя председателя Президиума М.Д. Круга с пожеланиям успеха Кругу в его работе, поступившим из разных мест США от казаков разных профессий, званий и общественного положения, председатель Президиума Н.Е. Корольков предлагает для ведения сессии Круга выбрать председателя, секретаря и членов президиума. Открытым голосованием оказались выбранными: председателем сессии Круга С.И. Донсков, секретарем А.С. Котельников, членами президиума: старейший казак И.И. Курицин, В.М. Кузнецов, С.Ш. Балданов, И.П. Булындин.

С.И. Донсковым оглашается повестка, которая принимается единогласно.

Один из главных вопросов повестки дня, о выборах Донского Атамана вызвал горячую дискуссию, однако необходимо отметить весьма деловой подход всех выступавших к решению этого весьма важного для донских казаков вопроса.

Первыми по этому поводу выступали депутат из Франции инж. В.М. Кузнецов и есаул А.И. Тульцев, (текст их выступлений помещается ниже), затем, отец Петр Попов, выразивший пожелание, чтобы Круг избрал председателя Донского Правительства, вместо Донского Атамана, но который выполнял бы функции Атамана. Затем следовали выступления по этому же вопросу И.С. Бондаренкова, отца Леонида Попова, Д.Е. Свинарева, И.И. Курицина, С.П. Зодбинова, проф. А.Э. Борманджинова, Н.Е. Королькова, А.С. Котельникова.

После выяснения мнении вопрос о выборах Донского Атамана был поставлен на голосование. Большинством голосов М.Д. Круг за Рубежом постановил: выборов Дон. Атамана в данное время не производить, а возложить функции его на избранный Президиум Круга и его председателя, которые в течении последующих 3-ех лет (срок на который избирается этот президиум) должны всячески стремиться к объединению и сплоченности донских казаков, независимо от их личных политических убеждений (кроме конечно коммунистических) и мировоззрений.

Для проведения в жизнь данного постановления выбранными в новый постоянный, на 3-й года, президиум оказались: председатель — Н.И. Корольков, заместителями председателя — Н.И. Тульцев и Н.В. Нембриков, секретарем — С.И. Донсков, членами проживающими в США — H В. Каймашников, И.Р. Клевцов, Д.И. Свинарев, П.И. Кузнецов, С. П. Зодбинов, А.И. Румянцев и Е.Ф. Давыдов, члены, находящимися вне США: А.Г. Федосов (Англия), В.М. Кузнецов (Франция), П. С. Поляков (Германия), А.С. Котельников и А.В. Наполов (Канада).

С избранием Президиума М.Д. Круга за Рубежом все вопросы повестки дня были исчерпаны. Председатель заседания C.B. Донсков объявляет его оконченным. Собрание заканчивается исполнением Донского гимна.

Предварительно постановлено, этот протокол заседания М.Д. Круга за Рубежом от 16 сент. 1973 г. и его Декларацию от той же даты довести до сведения донских казаков, казаков других Войск и русской общественности путем публикации в журналах «Донской Вестник» и «Родимый Край». Председатель сессии М.Д. Круга 2-го созыва:

С.И. Донсков

Секретарь: А.С. Котельников

● Декларация Малого Донского Круга за Рубежом (2-го созыва).

— Основой казачьего бытия является народовластие. Оно проявляется в собрании народных представителей, называемом Кругом. Круг был верховным хозяином Дона. Он устанавливал порядок управления Войском и избирал Атамана, которому вверял судьбу населения края. Исторические данные и события, сохранившиеся в нашей памяти, свидетельствуют о том, что Войсковой Круг редко ошибался в выборе своих вождей; в тяжелые дни жизни донских казаков во главе их по воле народной появлялись лица, крупными буквами вписавшие свои имена не только в казачью историю, но и в общерусскую. Вспомним Ермака Тимофеевича — покорителя Сибири, атаманов — Татаринова, овладевшего Азовом, и Осипа Петрова — защитника этой крепости во время знаменитого Азовского Сидения. Атамана Каледина, прославившего русскую армию в 1-ую Мировую войну и донское казачество в трагические дни русской смуты 1917-1918 годов.

Мы, донские казаки, имеем основание гордиться многовековым воспитанием, научившим нас пользоваться правом народовластия.

По воле злого рока мы очутились за рубежом и пребываем в условиях, резко отличающихся от тех, в которых жили на Дону. Жизнь на чужбине не убила в нас чувства преданности идеалам казачества. Влекомые этим чувством донские казаки, проживающие в США, созвали в 1970 году 1-ый Малый Донской Круг за Рубежом, а 16 сентября 1973 года — 2-ой. Съезд казачьих народных представителей из стран Европы, Канады и США — явление редкое не только в жизни казаков-эмигрантов, но и вообще русской эмиграции.

Одним из главных вопросов повестки дня М.Д.К. за Рубежом 2-го созыва был вопрос о выборах Донского Зарубежного Атамана. Донские казаки, существование которых с исторических времен связано с наличием выборного вождя, трудно мирятся с положением быть обезглавленными. При обсуждении этого вопроса Круг установил болезненный нарост на теле донского казачества — наличие многоатаманства. Лица, одержимые тщеславием, опираясь на горсточку единомышленников и пользуясь существующей в эмиграции безнаказанностью, объявляют себя Донскими Атаманами. Они, прибегая к фальсификации выборов, дискредитируют принцип выборного начала и обесценивают высокое понятие об Атамане. Только лицо, в выборах которого примут участие казаки всех идеологических оттенков, кроме коммунистов, будет иметь право называться Атаманом и говорить от имени донских казаков.

Ввиду наличия многоатаманства Малый Донской Круг за Рубежом 2-го созыва постановил Атамана не избирать, считая, что увеличение числа Атаманов еще больше обесценит это, чтимое казаками, высокое звание. Круг нашел, что в эмигрантских условиях существования не может быть речи о власти, понятие о ней связано с наличием силы, которая при теперешних обстоятельствах не существует. На избранное лицо можно возложить только представительство и моральное руководство. Круг решил вверить руководство донскими казаками избранному постоянному Президиуму Круга и его председателю и указал направления, которым должен следовать Президиум и его председатель в своей работе:

  • Приложить максимальное усилие к сохранению казачьих традиций и к поддержке казачьей прессы, преследующей эту цель.
  • Стремиться к установлению связи с существующими организациями донских казаков за рубежом и к единению с ними.
  • Оказывать моральную и, по возможности, материальную помощь, прибегая к сбору средств, казакам очутившимся в беде.
  • Войти в тесную связь с руководящими органами других казачьих Войск.
  • Принять участие в работе общерусских организаций, понимающих казачьи чаяния.

Подведя итог своей работы, М.Д.К. за Рубежом, состоящий из представителей различных идеологических оттенков, заявляет, что он не придает из-за политических взглядов «анафеме» никого, кроме коммунистов. Он обращает внимание донских казаков на убыль, наблюдающуюся в их рядах из-за смертности и ассимиляции молодежи народами, в среде которых она живет. С каждым годом нас становится все меньше и меньше. Ослабление сил наших уменьшением численности мы должны пополнить единением.

Малый Донской Круг за Рубежом обращается к донским казакам с горячим призывом забыть мелочные расхождения, проникнуться терпимостью к инакомыслящим, отбросить необоснованную критику лиц, трудящихся на пользу казачества и объединиться вокруг Президиума Круга с целью помочь ему в осуществлении поставленной задачи.

Президиум Малого Донского Круга за Рубежом

 

● Приветственная речь В.М. Кузнецова

На заре-то было ранней утренней,
На заре-то было да на зорюшке,
На закате было светла месяца.
На восходе было красной солнушки
Да собирались донские казаки,
Собирались они во единый круг,
Во единый круг, да воединый круг.

«Так пели предки наши 264 года тому назад во время Булавинского движения. Собрались и мы теперь во единый Круг. Не в столице Дона съехались мы, а на чужой американской земле, не под величественными сводами Новочеркасского златоглавого собора молились мы сейчас о даровании нам благоразумия в решении казачьих вопросов, а в скромном эмигрантском помещении.

Основой казачьего бытия является народовластие. Оно проявляется у казаков в собрании народных представителей именуемым Кругом. Круг был верховным хозяином Дона.

Созыв Круга в наших эмигрантских условиях — дело чрезвычайно трудное. Оно осуществлено благодаря настойчивому желанию донских казаков, пребывающих в свободном государстве США. Нельзя не выразить им глубокой благодарности.

Три с половиной года тому назад инициативная группа донских казаков в США сделала усилие созвать 1-ый Малый Донской Круг за рубежом. Усилие это увенчалось успехом. По разному отнеслись тогда казаки к созываемому Кругу: группа непримиримых противников подлинного выражения казачьей воли — враждебно, часть донцов опасалась того, что Круг станет на партийные рельсы с определенным уклоном и покатится по ним вниз, третья часть, группировавшаяся вокруг инициаторов, верила в благотворность работы Круга.

Положительная сторона 1-го М.Д.К. заключается в том, что на нем представлены были казаки различных идеологических оттенков, скажу больше, на нем были идеологические противники. Не было на нем представителей группы Н.В. Федорова. Цепляясь за титул Атамана Н.В. Федоров избегает всякое начинание ведущее к отражению воли донской казачьей массы и к единению.

По окончании сессии 1-ый Круг оставил после себя исполнительный орган в виде Президиума. Считаю нужным отметить положительные результаты его работы. Его первый шаг направлен был в сторону противников с целью найти общую платформу служения Донского казачеству. Этот благородный жест разбил сомнения казаков, опасавшихся, что Круг будет втиснут в партийные рамки. К глубокому сожалению косность противников и их стремление сохранить в своих руках иллюзорный авторитет Атамана помешали единению донских казаков. На их совести лежит вина расчленения донского казачества за рубежом.

Мы, казаки проживающие во Франции, благодарны президиуму за оказание помощи нуждающимся казакам. Я выражаю глубокую признательность председателю Президиума Н.Е. Королькову за сбор значительной суммы на создание памятника казакам во Франции. Не могу не выразить горячей благодарности А.Е. Афанасьеву за его энергичное участие в сборе средств на сооружение памятника. Создание памятника — дело первостепенной важности, оно имеет общеказачье значение также, как и памятник «Казаки-Казакам» воздвигнутый здесь в Америке.

Я кратко охарактеризовал 1-ый М.Д.К. и коснулся работы Президиума. Перейду теперь к работе собравшегося Круга.

Господа, — события, разрушившие 56 лет тому назад устои Российской империи и приведшие к власти поработителей русского народа, поставили перед нами роковой вопрос: «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ КАЗАЧЕСТВУ?» Наши возможности для разрешения его в положительном смысле слишком ограничены. Однако, я считаю, что каждый казак достойный этого имени не должен оставаться пассивным, он должен делать все, что в его силах, чтобы помочь сохранению казачества — этого доблестного и вольного племени.

Мы должны стремиться спасти то, что можно сохранить. Главный наш долг — оставить после себя наследие для будущих поколений. Достигнуть этого мы можем изданием книг о казачестве, печатанием журналов с правдивым изложением происшедших событий, созданием памятников казакам и т. п.

Время движется, течение его уносит с собой казачьи жизни. С каждым годом нас становится все меньше и меньше. Происходящее ослабление сил из-за уменьшения численности мы должны пополнить общностью усилий сосредоточенностью их в указанном мною направлении. Достигнуть этого мы можем единением. Я обращаясь не только к присутствующим здесь, но и ко всем донским казакам, кому дорого казачье имя, с призывом — забыть наши раздоры, вооружиться терпимостью к убеждениям инакомыслящих и объединиться на деловой почве создания наследия для будущих поколений

Рождены мы на Донской земле, политой потоками казачьей крови, по рождении омыты водами Батюшки Тихого Дона и его притоков, взращены широкой ковыльной степью. С молоком матери всосали мы любовь к родному краю. Пращуры и деды наши жизненным примером оставили нам завет — верно служить Дону и России. Исполним-же его. Родились мы казаками, казакам мы и помрем».

● Приветствие С.Ш. Балданова. — «Мы переживаем сейчас радость торжественного открытия 2-го Донского Малого Круга за Рубежом.

От имени казаков-калмыков, проживающих во Франции, приветствую это высокое собрание и от глубины души желаю ему успеха в работе.

По происшествии 53-х лет нашего пребывания на чужбине, в далекой Америке осуществляется проявление народной воли донских казаков за рубежом. Мы, изгнанники испытываем тяжесть оторванности от родного края. В этом заключается наше горе, но оно широко покрывается сознанием нашей свободы. Для нас — сынов донских степей ничего нет дороже казачьей воли. Жизнь в свободных странах позволила нам собраться здесь и свободно говорить о наших казачьих делах. Мы должны обсуждать их спокойно, с полной искренностью и, в случае расхождения во мнении, с уважением к инакомыслящему. В противоречии не означает вражду. Не враждовать приехали мы сюда, а объединяться и искать взаимной моральной поддержки.

Закончу мое приветствие пожеланием увидеть открытие Донского большого Круга в Новочеркасске под звуки донского гимна: «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон».

● Выступление В.М. Кузнецова к вопросу о выборах Атамана.

«Прежде чем приступить к решению столь важного вопроса, я считаю полезным бросить беглый взгляд на деятельность донских Атаманов в зарубежьи.

В 1920-ом году мы покинули родную страну организованным народом, возглавляемым законно выбранным Атаманом ген. Богаевским. Атаман наш пережил вместе с нами тяжесть изгнания. Нет сомнения, что морально страдал он больше, чем каждый из нас, а в последние годы своей жизни, он испытывал и материальную нужду. В свое пребывание за рубежом он проявил большую энергию в деле помощи казакам. В Болгарии под его руководством было открыто ряд курсов для обучения казаков различным специальностям, он помогал переезду молодежи в культурные страны для получения образования, содействовал переселению казаков в промышленные страны, как например во Францию, где условия жизни лучше, чем в балканских странах и т. д. Переехав сам в эту страну он, не щадя здоровья, работал на пользу казачества, принимая живое участие в деятельности общерусских эмигрантских организаций.

После его смерти Атаманом был избран граф Граббэ. Это был первый, в полном смысле, заграничный Атаман. Он пользовался почитанием у донской гвардии, но не имел популярности в казачьей массе. Атаманство его прошло бесследно.

В последующий период у донцов появилось одновременно два Атамана: ген. Попов и ген. Поляков. Не хочу говорить о том, кто из них имел больше прав называться Атаманом, но скажу что с этого момента начинается опошление высокозначущего для казака понятия об Атамане и пагубное разделение донских казаков на два лагеря. Атаманы начинают лить друг на друга грязь. Ген. Попов, мало проявлял себя в этом отношении, но зато ген. Поляков приложил всю свою энергию к тому, чтобы унизить своих противников. В своих выступлениях в печати он прибегал иногда к выражениям вульгарного характера, не учитывая того, что этим он сам унижал себя.

По истечении предпоследнего атаманского мандата ген. Полякова представителем его во Франции ген. Позднышевым было созвано собрание донских казаков разных убеждений для обсуждения вопроса о выборах Атамана. Председателем собрания был избран ген. Позднышев. Собрание вынесло резолюцию обеспечивающую широкое участие донцов в выборах и возможность избрания авторитетного Атамана. Генерал Позднышев сообщил резолюцию ген. Полякову. Она отвергнута была последним, после чего ген. Позднышев отказался быть представителем ген. Полякова. Выборы были произведены в семейном кругу ген. Полякова и, конечно, избранным оказался сам ген. Поляков, передавший потом атаманство проф. Н.В. Федорову.

Следующие выборы были произведены проф. Федоровым по системе примененной ген. Поляковым, который перед смертью в своем обращении к донским казакам отверг ее и признал основы, изложенные в резолюции казаков проживающих в Париже. Н.В. Федоров с кучкой пожизненных членов Дон. Войск. Совета избрал себя Атаманом. В Париже в выборах участвовало 12 человек. Два из них подали голоса друг за друга, а 10 за проф. Федорова.

Занятно, что во время выборов Н.В. Федоров и его единомышленники заявляли, что Атаман выбирается «организованными казаками», но самая большая донская организация во Франции — Донское Войск. Объединение участия в выборах не принимала. После выборов в своих поздравлениях «атаман» Н.В. Федоров обращается ко всем казакам, употребляя выражение «родные донцы» вместо «организованные родные донцы», т. е. он поздравляет тех, кто его не избирал и кто в поздравлениях его не нуждается. Среди казаков во Франции «атаман» Н.В. Федоров авторитета не имеет. Доказательством может служить следующий случай: через газету «Русская Мысль» «атаман» Н.В. Федоров созвал на 28 августа 1973 г. собрание для выслушания его доклада. На доклад пришло 5 человек, из них один был непризнающий докладчика Атаманом.

Деятельность «Атамана» Н.В. Федорова состоит в двух поздравлениях в год, в ежегодном объявлении, которое мало кого интересует, о том, что он едет в Голландию читать лекции, и в гнусных пасквилях, появляющихся иногда в газете «Россия». «Атамана» Федорова не интересует казачье единение, мало занимает его и отношение донской казачьей массы к нему, для него важно кичиться званием Атамана вне донской казачьей среды.

Как мы видим зарубежные Атаманы, начиная с генералов Попова и Полякова и кончая проф. Федоровым, нанесли непоправимый удар по авторитету Донского казачества: они разделили казаков на два враждебных лагеря и осквернили святое для казака слово «АТАМАН». Атаман — символ единения стал символом разложения Донского казачества, и предметом насмешек со стороны не казаков.

Сейчас нам ставится вопрос об избрании Атамана. Дело это осуществимо. Я допускаю, что выбранный здесь Атаман иметь будет больше последователей, чем проф. Федоров, но он все-таки не будет полновесным представителем Донского Казачества. В заграничных условиях можно избрать десяток атаманов, нам-же нужен один, но такой, который был-бы в праве говорить от имени всех донских казаков. Таковым может быть только тот избранник, в выборах которого примут участие казаки всех группировок. Никто из нас не в праве лишать голоса другого только потому, что другой принадлежит к неугодному лагерю.

Ввиду невозможности обеспечить участие в выборах всех казачьих группировок большинство казаков во Франции, считают, что выборы второго Атамана не принесут пользы. Наличие двух Атаманов поведет к взаимному оспариванию прав и к неизбежным выступлениям в печати, что еще больше унизит достоинство Донского казачества. Мы, делегаты из Франции, находим, что вновь избранный председатель президиума Д.М.К. за Рубежом может с успехом выполнить те функции, которые предвидятся возложить на Атамана.

Успех работы зависит не от звания, которое мы дадим избраннику, а от его достоинств, его моральных качеств, его трудоспособности и, главное, от его верности идеалам казачества».

● Речь А.И. Тульцева по поводу выборов Донского Атамана. — «Я — природный казак станицы Цымлянской В.В.Д. предлагаю почтенному собранию Малого Донского Круга избрать на этой сессии Донского Атамана по ряду причин.

Во первых, мы не должны останавливаться на пол-пути. Мы созвали эту сессию для решения самого важного вопроса в нашей казачьей жизни, вопроса выборов Донского-Атамана.

В истории донских казаков, как в прежние времена, так и в наш мятежный век, Круг не собирался без того, чтобы на нем не присутствовал Атаман, а если его не было, то он избирался немедленно.

Ошибка нашей 1-ой сессии в І970 г. была та, что мы, вынося постановление о сохранении института Атаманов, не произвели самих выборов Атамана. Решения наши оказались половинчатыми, а это дало возможность всяким псевдо-атаманам продолжать выступать от имени не только зарубежного донского казачества, но даже и от имени Всевеликого Войска Донского, не имея на то ни малейшего права и тем вводя в заблуждение тех, перед которыми они выступали. Так они поступали и будут поступать в дальнейшем, пока не будет у нас законно-избранного Атамана.

Во вторых, я стою за выборы Атамана потому, что Атаман является символом нашего единства, нашей принадлежности к единой казачьей семье, к семье «единомысленной», как наши предки в дружине Ермака, шедшие на величайший исторический подвиг покорения Сибири.

В третьих, я считаю, что только авторитет законно выбранного Атамана может объединить донское казачество. Это относится не только к донцам, но и к казакам других Войск.

Каждый казак, проживающий в любом правовом государстве, являясь его лояльным гражданином или политическим эмигрантом, получившим право убежища, должен быть так-же лояльным и по отношению к своим природным учреждениям, к Кругу, Раде, Союзу и т. д., а в особенности к своим избранным Атаманам. В казачьей среде не должно быть самозванных «Атаманов», всяких «представителей», «мировых центров» и др., выступающих от имени казачества и вносящих только рознь среди казаков.

Казаки должны объединиться вокруг своих исконных казачьих учреждений, которыми являются Круг и Рада, и своих законно избранных Атаманов. В этом я вижу залог сохранения казачества от окончательной ассимиляции и растворения в окружающий нас среде».

 

© “Родимый Край” №110 — ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 1974 г.


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: