«ВИЗАНТИЙСКИЕ КАЗАКИ». – П Фадеев


Византия, Восточно-Римская империя была основана римским цезарем Константином I, по велению Божьему, которое было ему дано во время сна. Эта важное событие произошло в 330 году по Р.Х. Моральными причинами этому, как объясняют историки, было то обстоятельство, что в Риме еще сохранялось сильное языческое влияние, так тесно связанное с блестящим периодом Великой Римской Империи и ея богами. Материальными же причинами было выгодное географическое положение будущей столицы, которое ей выбрал Константин на берегу Босфора. Столицу он назвал по своему имени — Константинополь, а свой титул цезаря сменил на «Императора Византии». Название же империи — Византия («Вyzence») было унаследовано яко бы от маленького племени варваров «Бизо», которое до того занимало место построенного города Константинополя.

Византийская империя существовала тысячу лет. Долгое время она имела с Римом тесную связь. До 7-го века государственным и церковным языками был язык латинский. Это была империя многоплеменная и многоязычная. Смешение цивилизации западных народов с востоком выработало византийскую цивилизацию, влиявшую на весь мир. Цементом тысячелетнего существования империи было величие ее и несметные богатства, которыми обладал византийский престол и частыми появлениями талантливых лиц во главе государства. История Византии не имеет себе подобной в мире с ее взлетами, падениями, возрождениями, сменой династий, непрерывными войнами, религиозными спорами и возстаниями черни. За 1000-летнее ее существование в ней было 120 императоров, 65 из них было свергнуто насильственно и, раньше чем быть обезглавленными, они подверглись невероятным пыткам: их ослепляли, им отрезали носы, уши, языки и т. д. Каждые 20 лет происходило 6-7 революций. Средние века были богаты своими жестокостями, но в Византии они достигли своего апогея. Сорок тысяч трупов оставил полководец Белизар в цирке *) при подавлении волнений, для возстановления авторитета императора Юстиньяна 1-го по совету императрицы Теодоры, как свидетельствует Прокоп, историк и секретарь Белизара **). Ни один из императоров, царей, королей в других странах не достигал такой абсолютной власти, вплоть до религиозной, как императоры Византии. Ни одна столица в мире не была так украшена неподражаемыми памятниками искусства, как столица Византии — Константинополь. При имп. Юстиньяне I Византия владела почти всей той территорией, что Рим при Юлии Цезаре. Помимо выше указанных причина величия Византии — богатства империи, жизненность среды, появления на византийском престоле талантливых лиц, одной из важных причин этого была рационально организованная защита границ и столицы. При Юстиньяне I Константинополь был обнесен второй стеной от Босфора до Мраморного моря. При вооружении того времени стены и рвы делали ее неприступной. С моря знаменитый «греческий огонь», который сжигал все и который ничем нельзя было затушить, защищал город от попыток неприятельской высадки.

По сообщению того же Прокопа по границам от Дуная до Ефрата было создано три линии защиты. Темой моей статьи и является организация первой линии — «строжевых постов». В Византии все войска были наемными. На передовых постах государство поселяло добровольцев с семьями, которые должны были жить от доходов с земли и промысла. За это они должны были вести службу наблюдения за границей, за намерениями возможного или действительного противника, сообщать о его перемещениях, принимать на себя и отражать первый удар в случае его нападения. Если же не представлялось возможным сдержать и отразить натиск варваров, «передовые посты», по характеру службы они-же «византийские казаки», с семьями отходили на вторую линию, где были заготовлены для них и их семей продовольствие и снаряжение. На второй линии были уже гарнизоны наемных войск. Дальнейшая защита страны принадлежала уже заботам военных властей государства. Население Византии было многоплеменным, а поэтому «строжевые посты» по племенному составу могли быть не однородны. Тот-же Прокоп сообщает, что хотя войны этих постов не имели такой же дисциплины, что наемные войска, но они несли службу честно и отважно, отражали варваров, так как одновременно они защищали свои семьи и свое имущество. Сходство службы византийских

*) В те времена цирк означало ристалище для спортивных состязаний.

**) Изкниги Auguste Bailly — «Byzance».

 «строжевых постов» 1-ой линии и служба казачьих Войск в Российской империи поразительно, так же, как и способы оплаты этой службы. Разница лишь состоит в том, что первым казачьим общинам землю никто не давал. Они занимали их «самовольно». Земли эти никому не принадлежали и менее всего России. Кочевые народы с этих территорий добровольно уходили или были вытеснены с них, завоеваны казаками. «Дарственные» грамоты русских царей на владение «натуральными казаками» по рекам Дону, Тереку и Яику с их притоками никакой морально-юридической ценности не имели (так пишут в своих трудах С.Г. Сватиков, И. П. Буданов, Г.В. Губарев и др.), потому что нельзя дарить то, что не принадлежит дарящему, и притом одну и ту же вещь много раз. В последствии эти казаки, рядом дипломатических или насильственных мер (приведу несколько цитат: «Дон продали за соболя», «…не было места в тюрьмах и подвалах г. Оренбурга; их — яицких казаков (П.Ф.) — сажали на колья, резали носы, уши и отправляли на каторгу», вспомним и плоты с повешенными казаками спущенными по Дону после Булавинского движения), были вынуждены принять эту иллюзию за действительность, а служба их приблизилась к статуту византийских «сторожевых постов» 1-ой линии с обязанностью, между делом, охранять не только свои, но и другие границы Российской империи.

Влияние Византии было огромно во всем мире и во всех областях жизни, а в России особенно. Российские цари и императоры из-за принятия християнства от Византии и некоторым родственным связям Рюриковичей (Владимир Святой и Василий II были женаты один на сестре, другой на дочери византийских императоров) имели иллюзию считать себя наследниками Византии. В силу ли причин подражания или это было случайно, но «насаждение» (поселение) казаков или записанных в казаки 18 и 19 вв. по границам Российской империи было точной копией организации «сторожевых постов» 1-ой линии Византийской империи. В данном случае я имею в виду реформы Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, как формирование Оренбургского каз. Войска и поселение на Кубани остатка Запорожского Войска (из него только желающих). Еще ярче это доказывают дальнейшие мероприятия, выразившиеся в так наз. реформах, проведенных Муравьевым Амурским в организации каз. Войск: Забайкальского, Амурского, Семиреченского, Уссурийского и в переселении Гребенского Войска на Терек и др.

Весьма возможно, что особый культ Девы Марии в каз. Войсках нашего времени. Донском, Кубанском, Терском занесен был также из Византии. В 626 г. орды Кагана, хазары и авары, нарушив вероломно купленный у них мир императором Ераклиусом I (за этот «мир» Византией было им уплочено 200 000 золотых монет и заложниками были отправлены сын императора и его племянники), подступили под стены Константинополя и осадили его. Город защищался лишь небольшим гарнизоном, так как император с армией был занят войной с Персией. Момент для Византии был очень тяжелым, персы взяли много провинций и заняли Иерусалим, разграбили его, перебили там 6000 христиан и увели тысячи пленных с патриархом Захариусом. Увезли с собой и Крест Господень. Все это вызвало большое религиозное возбуждение и подъем. Честь спасения Константинополя принадлежит патриарху Сергиусу и помощи Девы Марии. Осаждавшие не могли пробить стены города и бои происходили под ними и на них. Патриарх с образом Божьей Матери, распятием, с хоругвями, с духовенством и знатью часто выходил на стены вдохновлять защитников, обещая помощь Божью и Девы Марии. Авары и хазары несли большие потери и среди них распространился слух, что по ночам выходит на стены «чудесная женщина» — Дева Мария, бросается во все опасные места и поражает атакующих. И, однажды ночью варвары в панике бежали в свои степи, оставив под стенами города тысячи трупов. День освобождения Константинополя в продолжении многих веков праздновался во всех православных церквях. Религиозный подъем передался и войскам имп. Ераклиуса и он, не смотря на малочисленность наскоро организованной своей армии, разбил персов, занял вновь потерянные было провинции, в том числе и Палестину с Иерусалимом. По заключению мира персы должны были возвратить пленных с патриархом Захариусом, награбленное имущество в Иерусалиме, в том числе и Крест Господень — символ существования Византии и главная религиозная реликвия христианства, который был перевезен в Константинополь, где и хранился первое время до возвращения его в возстановленный Иерусалим.

П Фадеев


© “Родимый Край” №111 МАРТ — АПРЕЛЬ 1974 г.


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: