РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА В УРАЛЬСКОМ – ЯИЦКОМ ВОЙСКЕ. – П. Фадеев


Реформы патриарха Никона, начатые во время царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.), происходили примерно, на сто лет позже реформ Католической церкви в Западной Европе. Если реформаторы Запада требовали коренных изменений в церквах: (Мартин Лютер в Германии, Жан Кальвин во Франции и Ян Гус в Чехии и Словакии), как-то: отказ от индульгенции, безбрачия свя­щенников, непогрешимости Папы Римского в делах религии, пересмотр Евхаристии, пере­вод церковных книг на живые языки наро­дов вместо принятой латыни и др., то патри­арх Никон решил поправить всего лишь не­которые ошибки, вкравшиеся в церковные книги во время их копирования и изменить некоторые обычаи, по неизвестным причи­нам быв принятыми до него. Это касалось: Совершение крестного знамени тремя пер­стами вместо двух, принятых с давних вре­мен (м. б. со времен Владимира Святого) до реформы, требовалось писать и выговари­вать слово «Иисус» с двумя буквами «И», вместо «Исус», как писалось и выговарива­лось до реформы. Некоторая разница в Пас­хальном тропаре: По старому пелось — «Смертию на смерть наступив» и «Смертию смерть поправи»… и некоторые другие: Хождение хоругвиями и иконами вокруг церкви, где это принято — по солнцу — против солнца?.. Облегчение постов, разрешение брить бороды мирянам и, даже, в некоторых слу­чаях — священнослужителям, — и другие мелочи.

Несмотря на эти мелочи, реформы, а осо­бенно методы приведения в исполнение их, вызывали большие волнения и смуты на Руси. Они повлекли за собою массовые жертвы, казни, ссылки, каторгу, сжигание, самосжигание, оставление насиженных мест, бегство отдельных лиц и целых общин в со­седние, иноверческие государства и т. д. Кроме того, методы проведения в жизнь этих реформ нанесли большой ущерб право­славной церкви, появлением в Ней массового, зачастую нелепого сектантства. И противни­ки, пожалуй, имели основание говорить, что все эти беды были вызваны изменением од­ной буквы и одного пальца.

Реформы патриарха Никона на Яике пе­реживались очень остро, понесли много жертв и кончились несколько иначе, чем в остальных казачьих Войсках. Это объяс­няется многими причинами: I) В эпоху на­чала реформ граница Российского государ­ства кончалась на правом берегу Волги и Яицкое Войско было далеко от Москвы.

2) В период царствования Алексея Михай­ловича Яицкие казаки пользовались еще ши­рокой автономией. Сносились с Москвой че­рез Посольский приказ, никаких вмеша­тельств центральной власти в свои внутрен­ние дела и, особенно, в дела веры в Бога не допускали. Поэтому они оставались не­затронутыми, сторонними, этим реформам.

3) При следовавших за Алексеем Михайло­вичем царях, при расширении границ Рус­ского государства на восток, Яицкое Казачье Войско оказалось в весьма выгодном стра­тегическом (в смысле защиты границ) поло­жении и, при всяких попытках Москвы пе­реступить, воображаемые, обязательства Ца­ря Михаила Федоровича — «Служить ка­зачью службу, — а в прочем ином неповинну состоять» …Ставили, или намекали о воз­можностях открытия границы. В обещание Царя Михаила Федоровича Яицкие казаки верили, хотя письменного указе на это, на руках и не имели. 4) Упорство их в защите своих прав доходило до прямого отказа от службы, вплоть до вооруженных сопротив­лений против центральных Властей. 5) Не малую, положительную роль в тяжелый пе­риод для Яицкого Войска сыграл намест­ник Оренбургского Края действительный статский Советник и Кавалер, (как его пред­ставляет секретарь,) Иван Иванович Неплюев.

В данную эпоху Яицкое Войско входило в состав Оренбургского Края. В начале своего царствования Император Петр I делами Цер­кви не интересовался. Не имея возможности проследить детально, по датам развитие борьбы Яицких казаков против реформ Па­триарха Никона, я ограничусь лишь приве­дением нескольких случаев, которые позво­лят иметь общее представление об этой эпохе. В конце царствования Петра 1-го, на Кругу, казак Федор Руковишников заявил: «В церковь не ходить, и книг нынешних не слушать для того, что нынешние книги — Новопечатные». Священник Петропавлов­ской церкви отец Василий Семенов стал об­личать его в хулении его на Церковь. «По­садить попа в воду», т. е. — утопить. И поп был утоплен.

При Анне Иоановне Казанский епископ Гавриил в 1734 г. Выражал неудовольствие на самовольное принятие Яицкими казаками священников со стороны, или же выборы их из своей братии среди Яицких казаков. При­емник епископа Гавриила — Лука Канашевич долго не соглашался назначить закащиком (благочинным) Яицкого протоиерея Максима Павлова и, рукоположить во свя­щенники двух других Яицких казаков, так как все три кандидата «крестились злочестивым, раскольническим и Армянским Двосперстным Крестом». Однако, уступая на­стоянию Войска, пришлось назначить и ру­коположить «сих явных клятвопреступни­ков и богомерзких раскольников». Оговари­ваясь, что «сие делается ради. Чесне из­древле преславутого Войска Яицкого»…

В 1736 г. Тот же епископ Лука пожелал учредить в самом Яицком городке «Духов­ное правление» с ученым протопопом (не из казаков) во главе. Учинить поголовную пере­пись прихожан. Для принуждения к пере­писи казаков, исповеди и причастию послать офицера и особую команду из солдат в Яицкий городок. Наместник Оренбургского Края — Неплюев вмешался в это дело. От него завесила высылка Команды и он писал епископу, что для выполнения этого нужен указ от Военной Коллегии. А без того, он предложение епископа не принимает. — «Учинить сие опасно, дабы в таком невеже­стве закостенелом, народ конфузии не учи­нил, причин не дать к побегу, к такому от­чаянию, как в Исетской провинции, что сами себя жгли». Ив. Ив. Неплюев, как умный и дальновидный администратор не раз отписы­вался от — подобных епископу Луке — ре­форматоров. В Военную Коллегию он писал, что «Ей небезызвестно, какой важный военный корпус есть Яицкое Войско, не толь­ко для защиты здешней безопасности от сте­пных народов, но и для других государст­венных польз. Не малая потребность наблю­дать, дабы оный в добром состоянии был. И чем люднее, то лучше». Осторожность Его была необходима. Неплюев знал Яицких ка­заков, знал их упорство. Умеряя пыл рефор­маторов, он так характеризовал Яицких ка­заков, что «они — народ самосбродный?.. и ко всяким вольностям склонный».

Но тем не менее, Неплюев не мог воз­действовать против посылки частых воору­женных команд для розысков раскольников, беглых крепостных, дезертиров и т. далее. Вначале эти команды казаков не трогали, но казаки все же были недовольны таким кон­тролем и вынужденными расходами на со­держание враждебных им команд. Жалова­лись наместнику Края, жаловались в Воен­ную Коллегию, но результаты получались обратные. Под конец команды эти стали аре­стовывать не только, без дела шатающихся людей, да раскольников, но и казаков и их старшин под предлогом «за укрыватель­ство».

После первой переписи в 1721 г. Яицкие казаки до последнего времени держались обратных принципов Донским. Если Донские гордились тем, что «с Дона выдачи нет», то Яицкие никого на Яик не принимали. Для разбора жалоб был послан с командою майор Воейков. Разведав о том, 500 вооруженных Яицких казаков встретили его на границе с арестованным в Яицком Городке поручиком Кустовым и его солдатами. Отдали поручика майору и последнего просили, «во избежа­ние греха в войске не показываться». Опять скандал!.. Бунт?.. Неплюев просит: «След­ствия не расширять, а замешанных в деле старшин, — некоторых отстранить от долж­ности, некоторым сделать выговор, а рядо­вых наказать плетьми». В этом же 1756 году тот же епископ Лука Конашевич был пере­веден в Белогородскую епархию. В чем де­ло?.. — Башкиры подняли восстание, кото­рое захватило весь поволжский район и Яицкий военный корпус должен был быть «в добром состоянии», ликвидировать это восстание и держать свою границу. Вскоре, в 1770 г., когда армия была занята войною с Турками, Астраханские калмыки решили пе­рекочевать в свою бывшую родину Джун­гарию и Яицким казакам было приказано задержать их на переправах через реку Вол­гу. Все эти события помогали Яицким каза­кам откладывать решение церковного вопро­са. Тем более, что между последними двумя событиями разрешался вопрос первой важ­ности для обеих сторон. Это проэкт Неплюева об организации 2-й линии, по которому Он решил земли Яицких казаков, лежащие на юг от Яицкого городка — до г. Гурьева отдать (?) на заселение Самарским дворян­ским детям, а защиту линии поручить казан­скому Драгунскому полку.

Наотрез отказались «Горынычи» допус­тить разрешение вопроса таким образом. Атаманом (вице Войсковым) был Илья Григо­рьевич Меркульев. Яицкие казаки не ука­зывали прямых действий протеста, в случае окончательного приема проэкта, но до Неплюева дошел слух, будто Меркульевцы де говорят, что, если нас не послушают, то мы де «найдем и другую воду». И кроме того, будто бы Меркульев тайно отправил посла к Хивинскому Хану для каких-то переговоров. Все эти тревожные события в крае, тревож­ные слухи, отсутствие военных сил на месте вынудило Неплюева отказаться от своего проэкта, взамен обязательства Яицких каза­ков выстроить на нижней (или 2-й) линии 7 крепостей и 11 фортпостов с обслуживанием их. За такие жертвы Яицкие казаки потребо­вали окончательного снятия учуга, — за­граждения в устье реки Яика, быв откры­тым до этого лишь на 3 сажен с каждой сто­роны. Все эти события занимали Русское Правительство больше, чем проведение ре­форм патриарха Никона. В результате этого путешественник Паллес, быв на Яике, в 1769 году, в Яицком городке нашел всего лишь 3 деревянных церкви и один каменный, краси­вый собор. Но он замечает, что все Яицкие казаки придерживаются старой веры. В церкви они не ходят, а все требы совершают по домам.

Последний акт давления на Я. казаков «за веру» был произведен Императором Алек­сандром I. Уже после побед над Наполеоном, он посетил вольный город Оренбург, откуда послал команду в Яицкий городок, (тогда уже Уральск) арестовать атамана Назарова, которому, по доставке Его в Оренбург, Импе­ратор приказал сбрить бороду и снять с ис­полнения должности «за попустительство». В Результате, всего только в половине 19-го столетия церковный вопрос на Яике разре­шился окончательно. Русское Правительство и Церковь официально признали право Яицким-Уральским казакам молиться в церквах по старым, до Никоновским книгам, как и со­блюдать, в том числе и двоеперстное крест­ное знамение, все дореформенные обычаи, с обязательством принимать священников только рукоположенных православными епископами, делая уступки — рукополагать казаков в первую очередь, если есть на то прошение от прихода, и церкви эти названы Единоверческими.

Большинством Яицких казаков, такое со­глашение было принято. Но не мало прихо­дов, которые и этого предложения не приня­ли и остались при «толках», с которыми они уже сжились. Очень распространенным, для примера, является толк «Австрийский», или, он же «Белокриницкий». Происхожде­ние его таково: Белокриницкий (Австрия) епископ Абросим, не быв подчинен патр. Ни­кону, реформ его не признавал и охотно рукопологал во священники присылаемых из России кандидатов приходами, несогласными с реформами патр. Никона. На Яике «толк» этот распространен, существовал свободно, но, до 1904 г. при молельных домах не имел права иметь колоколов. После же 1904 г. мог строить молельные дома любой архитек­туры, и с колоколами.

Были отдельные приходы, которые при от­казе православного епископа рукоположить их кандидата, присланного со стороны не принимали, и их кандидат без рукоположе­ния, называясь «Благословенный», делал все требы, кроме «Евхаристии». Этот «толк «назывался «безпоповцами». Они не признавали Святости, Единства, Соборности и Приемственности Церкви от Святых Апос­толов. Был еще «толк», — «беглопоповцы». Это были приходы, которые пользовались кочующими попами, бежавшими от пресле­дования властей, как более достойных, — по­страдавших. Среди этих «толков» можно встретить, нередко семьи «немирские» т.е. они не едят и не пьют из одной посуды с другими семьями. Между собою «Толки» не враждовали. Браки чаще — заключали по «толкам», но — последнее время было много и смешанных браков.

Таким образом, в результате двухвековой борьбы, Яицкие казаки Реформ патриарха Никона не приняли. Первая Единоверческая Церковь была построена в станице Сахарновской в 1848 г. По всем станицам в Яицко-Уральском Войске церкви были, исключи­тельно Единоверческие, как и Войсковой Со­бор в честь св. Архистратига Михаила. Пра­вославные (2-3) церкви были в гор. Ураль­ске, одна в г. Илеке, возможно — одна в г. Юрьеве для приходов иногороднего населе­ния. «Стойте крепче, держитесь за свою ве­ру и за Яикушку — нашего кормилица» — повторяли старики в скитах, побывавшие в тюрьмах, ссылках за веру, побыв под кну­тами и шомполами. Все равно всех не пере­вешают, не перестреляют!.. Бабы поют: «Отречемся, братие от мирских страстей и не будем слушать земных властей»!.. На от­рез отказались Яицкие казаки идти в легио­ны графа Потемкина Алексея, где нужно бы­ло брить бороды и носить форму. И это сей­час-же после Пугачева?!.. В 1775 г. в году ликвидации Запорожской Сечи!..

Несмотря на все бунты, протесты, — Импе­ратрица Екатерина освободила Яицких каза­ков от Легиона и, заодно, отложила для них же на 23 года применение закона «О новом Управлении Каз. Войсками. «Наша взяла». Торжествуют в скитах.. «Так ли мы еще тряхнем Москвой?!» Зло ворчат по дальним хуторам «Сумасбродные Горынычи».

_______

 

Пособия: П. Рычков. «Типография Орен­бургского Края».
Ф. Лонгуорт. «Ле Козак».
Сватиков. «Борьба Яицких Казаков за Ав­тономию».
Д. Познер. «Перед бурей».
Проф. Паскаль «Ля Револьт де Пугачев».
Правдухин. «Яик уходит в Море».

П. Фадеев


© “Родимый Край” №121 МАРТ – АПРЕЛЬ 1976


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: