В журнале «Родимый Край» (№ 103 и 104) напечатаны статьи П. Фадеева по вопросу о происхождении Уральских (Яицких) казаков.
В номере 103-м приведена легенда «о бабке Гугнихе», согласно которой яицкие казаки ведут свое начало, якобы, от донских казаков. П. Фадеев пишет, что эту легенду рассказала Атаману Гр. Меркульеву, умершему в 1741 г.. его бабушка, жившая 100 лет и, знавшая «престарелую женщину, татарской породы, по прозванию Гугниху», которая и рассказала ей историю о начале «Яицкого Войска». В 1748 г. легенду эту записал сын Гр. Меркульева Атаман И Г. Меркульев со слов, по-видимому, своего отца. Согласно легенды «бабка Гугниха» рассказывала, что в эпоху, когда Тамерлан (1336-1405 гг.) разорял казачьи городки на Дону, на Яике некий донской казак Василий Гугня, организовал отряд, человек в 30 и с этим отрядом делал набеги на татар, бродивших в низовьях, р. Яик, в степях. В одном из таких их набегов были убиты муж ее и братья — татары, а она была взята в плен и дана в жены Атаману отряду Василию Гугне. Когда отряд разросся, то Гугня с отрядом поднялся вверх по Яику до урочища Орешное, где и обосновался, положив, таким образом, начало «Войску Яицкому». Такова в кратких словах суть легенды.
В какие годы все это было не говорится, но И. Г. Меркульев утверждает, что это было «350 лет ранее его записи», т. е. в 1398 г. Согласно истории. Тамерлан проходил по Дону ранее этой даты.
Наряду с этой легендой Уральского происхождения, на Дону тоже была легенда о «бабке Гугнихе», по роду татарки жены донского казака Гугни, ушедшего с Дона на Яик (в каких годах не известно) и основавшего там, будто бы, новое казачье Войско – Яицкое, а жена его почиталась прабабушкой нового Войска и вошла в историю под именем «бабки Гугнихи». Но суть легенды совсем иная.
На Дону, в станице Баклановской легенда о «бабке Гугнихе», как прабабушки Уральских казаков, жива была до наших времен. В детстве мне рассказывал эту легенду мой дед, который родился и вырос в станице Гугнинской, переименованной в 70-х годах прошлого столетия в ст-цу Баклановскую, в честь ген. Я.П. Бакланова. Здесь, в эмиграции, эту легенду мне рассказывал в том же варианте, что и мой дед, Ф. С. Евсеев, казак станицы Филипповской и деды которого были выходцами из ст-цы Гугнинской. В то время этой истории я не записал, а поэтому деталей, как, например, имя Гугни, а также и его жены, не помню. Суть же легенды в общих чертах такова. В Курмоярском городке был казак по прозвищу Гугня. В одном из набегов против татар, кочевавших в Задонских степях, он пленил красивую татарку, которая и стала его женой. Но новая казачка, как говорят, не пришлась ко двору. Соседкам-казачкам она не понравилась и они всячески старались подчеркнуть ей свое недружелюбие, что, в конце концов, вынудило Гугню уйти из Курмоярского городка, что он и сделал с несколькими своими друзьями.
Верстах в 7-8-ми ниже по течению Дона от Курмоярского городка находился мыс (как бы «полуостров»), упиравшийся южной своей стороной в Дон, а по обеим его боковым сторонам — восточной и западной — находились непроходимые «чиганаки» (болота), один из коих — восточный, сохранился до создания Советским Правительством «Цымлянского Моря», которым и поглощен. Место было очень удобное в смысле обороны и Гугня обосновался на нем. Вскоре, возле Гугни появились другие поселенцы. Когда поселок разросся, то был переименован в городок и назван «Гугнинским», в честь его основателя Гугни. Гугня в силу ли своей склонности к авантюрам или по другим каким-то причинам, долго не задержался в своем городке и ушел с женой и несколькими казаками на Волгу, где пробыл несколько лет, и, затем, сорганизовавши отряд, оттуда ушел на р. Яик, где, будто бы, и основал «Яицкое Войско». Такова легенда.
Судя по времени — какое-то время в Курмоярском городке, потом в Гугнинском и, затем, на Волге, то на Яике Гугня появился уже в пожилом возрасте и жена его, будучи, вероятно, такого же возраста, уже имела все основания для вновь прибывших поселенцев, именоваться «бабушкой». Но «бабушек» могло быть много, а вот «бабка Гугниха» была одна. Человека, как известно, прославляют дела. И, если жена Гугни запечатлелась в народной памяти под именем «бабки Гугнихи», то, очевидно, она чем-то отличалась от других «бабок». Отличалась она, надо полагать, не тем, что была «первой женщиной в одной из многих групп казаков, бродивших по Яику», по объяснению г. Фадеева, что весьма спорно, а той деятельностью, которую она проявляла, помогая мужу в его административно-общественной деятельности по заселению и освоению Края.
П. Фадеев относится скептически к донской версии легенды на том основании, что в эпоху Тамерлана не могло быть на Дону станиц. Ознакомился он с донской легендой о «бабке Гугнихе», вероятно, по версии А. Ленивова, в которой, очевидно, говорится о станицах, а не городках, что и породило недоверие П. Фадеева. Но, г-н Фадеев, отнесясь с недоверием к возможности существования станиц на Дону в эпоху Тамерлана, отнесся с большим доверием к рассказу «бабки Гугнихи» в части, касающейся времени начала возникновения Яицкого Войска («Эпоха Тамерлана»). Совершенно верно — в эпоху Тамерлана на Дону станиц не было, а были городки, которые впоследствии были переименованы в станицы, в частности Гугнинский городок был переименован в станицу Гугнинскую, которую г-н Фадеев почему-то почитает за «Мифическую». Между прочим, о времени появления на Яике Гугни (донской версии) П. Фадеев приводит мнение А. Ленивова, который полагает, что Гугня появился на Яике после Тамерлана. Как видим, разница в версиях донской и уральской о времени появления Гугни на Яике очень большая.
В 104-м номере П. Фадеев, подводя итоги своих изысканий, по поводу легенды о «бабке Гугнихе» пишет так: «Что касается легенды о Гугнихе и когда это было, то последнее определил рассказик о ней И. Гр. Меркульев на 350 лет раньше 1748 г.» (год записи им легенды — И. П.). Определение И. Гр. Меркульева ошибочно. Желание дать своему народу более древнее старшинство не укор, но пренебрегать при этом историей не следует. Исторические персонажи, упоминаемые в легенде, как, напр., царь Михаил Федорович, донской Атаман Фрол Минаев, жили не в эпоху Тамерлана, а на 200 лет позже — в 17 в. Нечай, о котором в легенде рассказывается с большими подробностями, появился на Яике, как утверждает А. Ленивов, в 1581 г., т. е. в конце 16-го в. Такова история. Между прочим А. Ленивов, как пишет г-н Фадеев, утверждает, что основание Войску Яицкому положил Нечай, прибывший туда вперед, в период 1579-1581 гг., что противоречит легендам. Гугня, по его мнению, прибыл на Яик позже. Таким образом, если поверить И. Гр. Меркульеву «бабке Гугнихе», чтобы знать все те персонажи, которых она упоминает в своем рассказе, надо было бы жить более 200 лет, что, конечно, немыслимо. Следовательно, надо признать, что все те исторические имена, упоминаемые «бабкой Гугнихой», были ее современниками, т. е.. что «бабка Гугниха» жила не в эпоху Тамерлана, а в конце 16-го, начале 17-го вв. Поэтому, не будет ничего невероятного предположить, что Гугня донской и уральской версии легенды одно и тоже лицо, появившееся на Яике не в эпоху Тамерлана, а после 1581 г. и, что жена его, «бабка Гугниха» была его женой еще на Дону, а не дана ему в жены на Яике, как рассказывается в уральской легенде. И. Гр. Меркульев всего этого не учел.
Однако, несмотря на это, г-н Фадеев придает больше веры И. Гр. Меркульеву.
Он не оспаривает его определение, что все это было «350 лет ранее 1748 г.». Его только удивляет, что «полудикая женщина татарской породы» могла «знать и помнить столько исторических имен». Здесь г-н Фадеев делает ту же ошибку, что и Меркульев. Он, как и Меркульев, не задается вопросом — как «полудикая женщина», жившая в эпоху Тамерлана, могла знать имена лиц, живших перед 200 лет. Возможно ли это?
Г-н Фадеев в своих изысканиях корней уральских (яицких) казаков приводит донесение в Военную Комиссию Оренбургского губернатора И. И. Неплюева, в ведении которого находились «уральские казаки», что корни их уходят в глубь веков. — В 1718 г., как пишет г-н Фадеев, была произведена перепись уральских казаков, по которой все прибывшие на Урал после 1690 года (имея ввиду вероятно, «раскол» — И.П.) были изъяты из состава Войска. Затем, в 1721 г., пишет далее г-н Фадеев, ст. ат. Ф. Рукавишников (уралец — И.П.) в Москве, на вопрос откуда произошли Яицкие казаки, ответил: с «Дона и иных городов русские». Но каково было их количественное соотношение — не известно.
Г-н Фадеев пишет, что Вице-адмирал Крюс, писатель Короленко, ген. А.П. Богаевский, И.П. Буданов утверждают, что физического сходства у уральцев с донцами и терцами нет никакого. Следовательно, надо признать, что преобладающим элементом среди уральцев были «иных городов русские». Сам же г-н Фадеев придерживается того взгляда, что основным элементом уральцев являются пришедшие с севера, с гор «горыничи». Но, были ли эти «горыничи» казаками — не известно. Г-н Фадеев по этому поводу ничего не говорит.
Так как точного ответа на свое происхождение у уральцев не было, то в Москве стали, по-видимому, поговаривать о введении на Урале Общерусского положения об управлении губерниями.
Таким образом, над уральцами нависла угроза «расказаченья». По этому поводу г-н Фадеев пишет, что, ввиду угрозы «расказаченья», И. Гр. Меркульевым легенда о «бабке Гугнихе» в «войсковых целях», т. е. для сохранения «Войска» была «обработана» в духе происхождения уральцев от донских казаков, что удовлетворило Москву и уральцы были признаны казаками. Таким образом, надо считать, что Уральское (Яицкое) Войско — создание искуственное, ничего общего ни с донцами, ни с терцами не имеющее. Генерал А.П. Богаевский, Донской Атаман, в одном из своих очерков, пишет г-н Фадеев, написал: «Можно смешать донского казака с кубанским, терским, но уральского казака ни с кем не смешать. Это — особый тип». Значит ли это, что они не казаки?
В 1766 г. при разработке «Уложения по управлению Казачьими Войсками» присутствовали уральцы — 4 человека, которые подтверждали, что «уральцы выходцы с Дона», на что г-н Фадеев делает такую заметку: но это не значит, что уральцы «основаны» ими, а не образовались «самобытно».
Г-н Фадеев ничего не говорит о приведенной им легенде о «бабке Гугнихе» — является ли она уже «обработанной» или нет. В легенде «бабка Гугниха», между прочим, рассказывает такую жуткую историю: «Когда все казаки обзавелись женами, то первое время детей не имели. Боясь, что своим плачем дети могут открыть их местонахождение, детей своих они при рождении убивали». Какой ужас! Казаки убивали своих детей?! Нет, этого не могло быть!
Историки всех мастей и рангов, не знают подобных случаев среди народов, обитавших не только на восточных просторах теперешней Руси, но и в Азии. В то время, когда все казаки уже имели жен, то они составляли собой общину и жили оседло, поселком, с домами, дворовыми пристройками и домашними животными: куры, свиньи, собаки, кошки, лошади, коровы, овцы и пр. что было невозможно скрыть. Пение петухов, лай собак, ржание лошадей и пр. слышны за несколько верст в окружности. И вот, несмотря на все это, понятие, что только плач детей мог навлечь опасность, никак не укладывается в здравом уме.
На Дону молва о «бабке Гугнихе» вышла, вне всякого сомнения, из Гугнинского городка и распространилась по всему Дону, превратившись с течением времени в легенду. В гугнинском же городке о Гугне и его жене, (бабке Гугнихе), пробравшихся на Яик, и, положивших там начало новому Войску Яицкому, стало известно, очевидно, от кого-то из сподвижников Гугни, вернувшихся «домой», и рассказавших о всех похождениях Гугни.
Сопоставляя эти две версии донскую и уральскую — должно признать, что донская версия более логична — Гугня появился на Яике не в эпоху Тамерлана, а в конце 16-го в. и «бабка Гугниха», следовательно, была современницей тех «исторических имен», что упоминаются в Уральской легенде.
Для г-на Фадеева, в его изысканиях корней Уральских (Яицких) казаков, легенда о «бабке Гугнихе» безусловно не может служить бесспорным документом о происхождении Уральских казаков. Поэтому вполне естественно, что он полагает, что корни происхождения Уральцев уходят в глубь веков. Прозвище уральских казаков «Горыничи» служит для него указанием, что предки их пришли с «гор», а не с Дона. Но, г-н Фадеев не поясняет — были ли пришедшие с гор «Горыничи» казаками, между тем, как вопрос этот капитальной важности. Если «Горыничи» не казаки, то, следовательно, уральские казаки не могут почитаться казаками.
Г-н Фадеев отрицает гипотезу о происхождении уральских казаков от донцов. Не отрицая, что до 1718 года (год переписи уральцев — И.П.) казаки с Дона могли приходить на Яик, «но они не были в таком количестве, говорит г-н Фадеев, что могли бы повлиять на обычаи, говор, в которых, как и было, осталось все северное». В подтверждение, как пример, он приводит песни — «Не белы то снега, снеги белые, пушистые…» «Ты воспой, воспой млад жавроночек, сидючи весной на проталинке…», которые не пелись на Дону, и, которые как пишет он, «по Сборнику русских народных песен, отнесены к народным песням Уральского горного района». Следовательно, песни уральцев не казачьи. Донские казачьи песни, напр., не пелись в смежных русских губерниях, как Саратовской, Воронежской и др., т. к. они в подавляющем своем большинстве военно-исторического характера, в них отразилась вся история Дона, что для русских было чуждо, не понятно.
Между прочим, песен про «снега белые, пушистые» у донцов много и песня, приведенная г-ном Фадеевым, могла быть переделкой, напр., такой песни — «снежки белые, пушистые принакрыли все поля…». Я не знаю была ли на Дону песня про жаворонка, но культ празднования «Жаворонка» был. В этот день, как и на Урале, пеклись «жаворонки» и разрисовывались маком. А кто кому принес этот обычай — не известно.
Но, если обычаи уральцев, их говор, их песни принесены не с Дона, а «с иных городов русские», то откуда была принесена военно-административная система управления по казачьему образцу? Станицы с атаманами только у казаков. Сотни, а не эскадроны, в полках — только у казаков.
Подкрепляет г-н Фадеев свое отрицание какого-либо родства у уральцев с донцами ссылкой и на разницу их говора. Так, он пишет, что уральцы не знают, что такое «курень», «чикомас», а донцы не знают, что такое «варка» (голова рыбы), «судак» (у донцов — «сула» — И.П.) «обмах» (рыбный хвост) и пр.
Наличие в разговорном языке уральцев некоторых слов, которых нет у донцов, и наоборот, не может служить бесспорным доказательством, что между уральцами и донцами нет никакого родства. На Дону, напр., каждый Округ имел свой говор. Просматривая «Донской казачий словарь — лексикон» А. Ленивова, я нашел много слов, о которых никогда не слыхал. Так, например, из 640 слов на букву «Б», 300 слов для меня не знакомы, между тем, как я знаю говор двух Округов — 1-го и 2-го. Значит, слова, мне незнакомые, были в обиходе в других каких-то Округах, и было бы полнейшим абсурдом сказать на основании этого, что такой-то Округ казачий, а такой-то неказачий.
Г-н Фадеев, отрицая гипотезу происхождения уральцев от донцов, более склонен, как говорилось выше, к тому, что уральцы пришли с севера, с гор, почему и называются «горыничи». «В их сбычиях, говоре, как и было, осталось все северное», пишет он. Читая об этом, вполне естественно, возникает вопрос — были ли эти люди севера казаками? Ответа на этот вопрос в статьях г-на Фадеева я не нашел. Возникает и другой вопрос — как же быть с легендой о «бабке Гугнихе»? Это не выдумка, т. к. легенда о «Гугнихе» жива была и на Дону Поэтому, в легенде несомненно какая-то доля правды есть и зародилась она, надо полагать, ранее прихода на Урал северян — «горыничей».
И. Плахов
(«Казак» № 134)
© “Родимый Край” № 113 ИЮЛЬ-АВГУСТ 1974 г.
Читайте также: