АТАМАН КАЗАЧЬЕЙ ПЕСНИ. – Михаил Гольдштейн


К 100-летию со дня рождения A.M. Листопадова

Песни донских казаков имеют давнюю историю. Собственно, казачьим песням столько лет, сколько свободолюбивым и удалым казакам. В этих песнях, словно в летописи, отражена героическая история, бесстрашные подвиги храбрых воинов. Казачья песня издавна известна и популярна в разных странах. «Тот не казак, кто не мастер петь и плясать», — так говорили в Западной Европе еще в прошлом веке, восторгаясь замечательными песнями и лихими плясками.

Давно предпринимались попытки собрать казачий песенный фольклор. Но наиболее полное и научное исследование песен донских казаков принадлежит Александру Михайловичу Листопадову. Он сумел бережно сохранить сокровища казачьего фольклора и раскрыть его богатства в широком историческом и бытовом охвате.

Александр Михайлович Листопадов родился 6/18 сентября 1873 г. в станице Екатерининской на Донце. Он воспитывался в семье народного учителя. В его доме постоянно звучали казачьи песни, их превосходно пели его дед и дядя — прославившиеся на всю округу своим умением петь. A.M. Листопадов учился в Духовной семинарии в Новочеркасске, а по окончании ее возвращается в родную станицу и работает учителем. Но он настолько влюбляется в народные песни родных мест, что решает посвятить свою жизнь их собиранию и изучению. Уже с 1892 г. он приступает к осуществлению своей мечты. Им настолько овладела «охота за песнями», что он стал путешествовать из одной станицы в другую. Его видели в станицах Дона и его притоков, он неутомимо путешествует. И его дорожная сумка пополняется запасом неведомых песен.

В 1902 г. он представил в Музыкально-Этнографическую комиссию свои записи песен. Они получили восторженную опенку специалистов и тут же по заданию Музыкально-Этнографической комиссии при Московском университете ему поручают возглавить специальную Донскую экспедицию по собиранию старинных казачьих песен. Путешествие продолжалось 9 месяцев и было собрано более 700 песен! Небывалый результат. Да еще собраны были многоголосные песни. Это показало насколько была высока культура народного пения у казаков. Но сам Листопадов чувствует особую потребность в пополнении своих научных знаний и поступает в 1903 году на историко-филологический факультет Московского университета и одновременно в Московскую консерваторию, где изучает искусство пения и теорию музыки. В 1904-1905 гг. он продолжает свои экспедиции в казачьи станицы, путешествует по Орловской и Пензенской губерниям и в 1906 г. в «Трудах музыкально-этнографической комиссии» мы находим его новые публикации.

Листопадов оказался вовлеченным в студенческие беспорядки и незадолго по окончания консерватории был выслан из Москвы под надзор полиции. Ему разрешили поселиться в Саратове, где он прожил с 1907 до 1920 г. Однако, он не прерывал своей исследовательской этнографической деятельности. Неоднократно до 1917 г. появлялись в печати его труды. Это был замечательный сборник «1812 год в народных песнях» (выпущен в 1912 г.), «Школьный сборник» (1910), различные научные публикации.

Вполне естественно, что до 1917 г. Листопадову не чинились какие-либо препятствия при издании песен, в выборе их тематики. Затруднения начались после 1917 г., когда песни стали классифицироваться по политическим мотивам. Отпала возможность публикации этнографического материала религиозного содержания. Христианская вера, во имя которой складывали свою буйную головушку казаки, была не по вкусу советской идеологии. Также не нравились советской цензуре казачьи патриотические песни, в которых выражалась идея борьбы за царя и за отечество. Да и к самому казачеству было у советских властей самое неприязненное отношение. Лишь после изобретения термина «красное казачество», возможно было в СССР говорить об этнографическом интересе к некоторым казачьим песням. Прежде всего «рождались» казачьи песни и думы о Сталине и о Ленине. Многим подлинным казачьим народным мелодиям были пришиты чужеродные тексты колхозного содержания. Появление оперы И.И. Дзержинского «Тихий Дон» (премьера была 22 октября 1935 г. в Ленинграде, в Малом оперном театре), пробудило интерес к подлинным казачьим песням. Особенно после показа оперы в Москве, в 1936 г., когда ее самолично посмотрел Сталин. Опера настолько понравилась «вождю народов», что он назвал ее классической советской оперой.

Жизнь Листопадова складывалась нелегко. Он жил с 1920 до 1934 в Новочеркасске. В 1934 до 1936 был в Таджикистане. Лишь в 1936 поселился в Ростове-на-Дону. Умер он в 1949 г. В 1938 г. я был в Ростове-на-Дону с концертами и имел величайшее удовольствие лично познакомиться с Листопадовым. Он показал мне кипу тетрадей с записями народных казачьих песен.

— Давно пора их издать, — советовал я Листопадову.

— Вы наивный мечтатель, в наше время это не все одно, что сел на коня и поехал куда хочешь.

— А вот опера «Тихий Дон» такой успех имеет…

— И про это знаю, композитор моими песнями очень интересовался. Мне говорили, что Дзержинский не сам оркестровал свою оперу и за него это сделал Д. Шостакович.

Я подтвердил этот факт. Зашла речь о «Тихом Доне» Михаила Шолохова. На мой вопрос о подлинном авторе «Тихого Дона» Листопадов ответил:

— Быть может, Шолохов в самом деле гений? Он родился в 1905, а написал о событиях 1912-1922 гг. так достоверно, словно сам их своими очами видел, а уже в 1928 была издана первая книга романа. Значит, он еще в пеленках начал его сочинять, одним махом такой роман не напишешь!

После Второй мировой войны в Ростове стали печатать сборники казачьих песен из собрания Листопадова. Быть может, уже приелись разные подделки под казачьи песни, и стали проявлять интерес к подлинным. В самом деле, что можно сказать о казачьей песне братьев Покрасс «Едут по Берлину казаки» с неправильным ударением в слове казаки на последний слог?

Листопадову так и не пришлось при жизни увидеть свой фундаментальный труд — «1200 песен донских казаков». Лишь вскоре после его смерти вышел первый том этого собрания песен. А пятый том был напечатан в 1954 г. Появление этого пятитомника вызвало огромный интерес среди этнографов различных стран и получило самую высокую оценку специалистов.

Здесь представлены песни различных жанров: былины, военно-бытовые, исторические, лирические, шуточные, хороводные… Листопадов сопроводил песни глубоким научным анализом казачьего фольклора. Для показа самих песен Листопадов избрал систему записи на двух нотоносцах, что позволяло с наибольшей точностью передавать движение каждого отдельного голоса, разные интонационные оттенки.

Уместно вспомнить, что 4 января 1954 г. в газете «Советская культура» был отзыв об этом пятитомнике, где в то время еще можно было откровенно сказать: «Листопадов с сердечным пристрастием критикует тех, кто проявлял в работе фольклориста спешку, небрежность, фальсификацию».

Верно сказал известный русский фольклорист Сергей Александрович Кондратьев, что Листопадов был «единственным, несравненным знатоком донской песни. Он вжился в ее склад. Она была для него родной стихией» Только так можно определить классический труд Листопадова.

Поклонимся памяти выдающегося ученого — энтузиаста, большого музыканта, честнейшего человека и патриота донской песни — Александра Михайловича Листопадова.

Михаил Гольдштейн
(«Новое русское слово»)

 

© “Родимый Край” №110 — ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 1974 г.


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: