Кажется недавно мы были потрясены неожиданной смертью Бориса Африкановича Богаевского. Еще ясно звучит в ушах моих его мягкий, слегка приглубенный голос, неторопливо произносящий слова. Живо представляется мне его облик, его темные проницательные глаза, излучающие доброту. Временами кажется, что несколько дней тому назад мы разговаривали и я жду новой встречи с ним, его телефонного звонка. Но, увы, не встретить его в этом мире и не услышать от него телефонного звонка.
Прошло уже два года, как его не стало. Первая годовщина его смерти отмечена была двумя статьями в январско-февральском номере «Родимого Края» 1976 г. Первая статья полковника Донской Артиллерии Максима Бугураева — «Светлой памяти Б.А. Богаевского», вторая Элти Теми-Хана — «Скорбная Годовщина».
Коротенькая статейка Элти Теми-Хана, горца Кавказа, полна горячих чувств к покойному. Она волнует сердце того, кто близко знал Бориса Африкановича, кому известна его беззаветная любовь к казачеству, а через нее верность России, и кто ценил его безкорыстный труд на казачьей ниве. О произведениях поэта Тютчева, вмещенных в маленькую книжечку, сказано, что книжечка эта стоит многих тяжеловесных томов. О статейке Элти Теми-Хана можно сказать, что она стоит многих длинных статей.
Полковник М. Бугураев в своей статье повторил то, что было написано в первом номере «Род. Края», вышедшем после смерти Бориса Африкановича, внесши в нее субъективное освещение некоторых этапов жизни покойного, которое не соответствует действительности. Так автор статьи пишет: «Он был председателем Казачьего Союза (в Париже) но потом отказался от этой должности и больше к работе общественной деятельности не возвращался». Считаю уместным заметить, что пребывание на посту председателя Казачьего Союза не является должностью. Должность — служебное место, связанное с исполнением точно определенных обязанностей (должность командира, должность директора, должность инженера и т. п.). Должность обыкновенно оплачивается, председатель же Казачьего Союза никакого вознаграждения за свою работу не получал и не получает.
Действительно после пребывания в течении нескольких лет на посту председателя Казачьего Союза Борис Африканович отказался от него, не будучи в состоянии нести тройную нагрузку: работу председателя Казачьего Союза, редакторскую деятельность и обязанности, связанные с должностью инженера, но от общественной работы он никогда не отказывался, постоянно принимая в ней живое участие. До самой смерти он был членом правления Казачьего Союза, заменяя иногда председателя (напр. на традиционном обеде казаков в день Войскового праздника 1973 года), товарищем Председателя Донского Войскового Объединения.
Что касается Донского Малого Круга за рубежом, то он отказался быть на нем делегатом донцов, живущих во Франции, но принимал деятельное участие в выборах представителей и в составлении наказа им. Борис Африканович остро огорчался разнобоем, существующим в среде донских казаков, ярко проявляющимся в Америке, но чуждым казакам во Франции. Здесь казаки не все думают одинаково, но живут мирно, общаясь между собою.
Борис Африканович был казак. Как истинный казак он не мог быть втиснутым в рамки какой-либо политической партии. Он был непреклонным сторонником казачьего народовластия, существовавшего у казаков от начала их бытия вплоть до царствования Петра 1-го, урезанного им и восстановленного после февральской революции 1917 года. На базе этого народовластия на Дону организовано было в 1917 году местное самоуправление, объявившее Дон после захвата власти большевиками независимым от центральной власти вплоть до восстановления законного всероссийского правительства. Казаки отделились не от России, а от большевиков. Они покинули Дон со своим выборным Атаманом во главе и признавали авторитет его заграницей вплоть до его смерти.
Со смертью полноправного Атамана в донской казачьей среде за рубежом зародилось разделение на враждебные группы. Произошло это на почве атаманских выборов, трудно осуществимых из-за рассеяния казаков по всему миру и из-за невозможности применения основных законов Дона. Пользуясь этим обстоятельством отдельные группировки провозглашали атаманом каждая своего кандидата, что привело к многоатаманству. Кандидаты в атаманы, имевшие высокие чины и заслуги перед Доном, оказались не на должной моральной высоте. Прельщаясь высоким званием, они охотно принимали полученное имя атамана и служили яблоком раздора среди казаков. Таким образом создался в донской казачьей среде разнобой, прогрессировавший приблизительно в течении двадцати лет и приведший донцов к полной апатии в атаманском вопросе.
Борис Африканович, как и другие казаки, живущие во Франции, стремился найти путь к единению. К пути этому ведут: искренность, честный подход к понятию о представительстве донцов, признание подлинного выборного начала без подтасовок и с участием всех группировок. Никто не в праве лишать другого принадлежности к казачеству и права голоса при выборах. Можно спорить, отказаться от контакта с противником и даже ненавидеть его (это дело совести каждого), но лишить кого-либо права положить бюллетень в избирательную урну никто не в праве. Только осужденные за уголовные преступления, да лица, признающие советскую власть, не должны допускаться до выборов.
Посылая делегатов на Донской Малый Круг казаки во Франции и, в частности, Борис Африканович питали слабую надежду на открытие пути к единению донцов. Об этом свидетельствует декларация президиума Донского Малого Круга 1973 года («Родимый Край» №110), полностью отражающая мысли, изложенные в наказе делегатам из Франции. Умер Борис Африканович, не испытав радости — видеть зарождающееся среди донцов единение, да увидим-ли мы его?
Время течет, забирая на своем пути новорожденных и неся их к активной жизни, но оно оставляет навсегда тех, для кого подошел назначенный срок. Покинуло оно в нежелательный для нас срок Бориса Африкановича, лишив казаков звонаря, бившего в набатный колокол.
В. Кузнецов
Франция, январь 1977 г.
© “Родимый Край” № 125 НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ 1976
Читайте также: