(Продолжение №103)
В Константинополе Африкан Петрович заботится о расселении казаков заграницей; для защиты их интересов им были назначены представители в Болгарию, Югославию, Румынию, Грецию, где сосредоточились значительные группы донцов. В Константинополе же, по его инициативе, был создан Объединенный Совет Дона, Кубани и Терека, в который несколько позже был привлечен и Астраханский Войсковой Атаман. Этим Советом, на котором А. П. почти всегда председательствовал, для защиты каз. интересов был заключен своего рода договор с Главнокомандующим Русской Армией ген. Врангелем. Неоднократно А. П. посещал места расселения донцов в Турции, также как и остров Лемнос. Когда французское командование сократило пайки в каз. лагерях, распоряжением А. П., из войсковых средств командиру Дон. Корпуса выдавались значительные суммы для улучшения питания казаков. По его же ходатайству, Центральный Объединенный Комитет Русских Гуманитарных Организаций организовал на Лемносе свои питательные пункты для той же цели. Американский Красный Крест оказывал всестороннюю помощь, были открыты ряд курсов разных ремесел, школа для детей, курсы французского языка. На Лемносе А. П. посетил не только дон. части, но побывал и у кубанцев и казаков других Войск, и надо было видеть с какой радостью там его встречали, для всех он находил ласковое слово. Распоряжением А. П. еще в Константинополе была издана брошюра «Отчет о деятельности Дон. правительства за границей» — все было открыто, не было ничего утаено. На местах расселения беженцев донцов создавались разного рода кооперативные артели, которые снабжались материальными средствами из Дон. Войсковой Казны. Из Константинополя А. П. посетил г. Месемврию в Болгарии, где находились члены Дон. В. Круга, среди которых начинался раскол; приезд А. П. несколько их примирил. В Болгарии же, на Шипке, был создан первый Донской казачий инвалидный дом, и первые средства для этого были отпущены А. П. из Войсковой Казны. В других странах, где находились казаки: Болгарии, Греции, Югославии, Румынии были организованы Донские Кассы взаимопомощи, первые средства для этого были отпущены А. П. из Дон. Войск. Казны, его же распоряжением были организованы местные хутора и станицы, при них разного рода курсы — все это при материальной помощи Донской Казны. Для учеников были созданы общежития с бесплатным питанием, библиотеки. Организовывая все это, А. П. преследовал цель, не только облегчить существование казаков за границей, путем изучения какого-нибудь ремесла, но и для того, чтобы эти знания могли бы пригодиться и по возвращении на Дон. Особой его заботой была учащаяся молодежь. Его распоряжением в Югославии был восстановлен Донской Женский Институт и создан 2-ой Донской Кадетский Корпус. Казачата школьного возраста его хлопотами, при помощи Всероссийского Земского Союза и Союза Городов были приняты в Константинопольскую, Софийскую, Варненскую, Шуменскую и др. школы и гимназии. Тем, кто имел уже среднее образование или незаконченное высшее, оказывалось содействие и материальная помощь, для поступления в высшие учебные заведения в Болгарии, Югославии, Чехии, Франции. Эти его заботы продолжались до самой его смерти: последним получившим по ходатайству А. П. стипендию от Комитета Помощи Русским студентам, был донец Алеша Понамарев, получивший ее за три дня до кончины А. П. По его распоряжению, в Болгарии, на войсковые средства, стала издаваться газета «Казачье слово», замененная позже журналом «Казачьи думы», для того, чтобы казаки получали бы информацию из первых рук. Пока беженская масса еще не «утряслась» все время находясь в движении с места на место, для руководства ею и для ее учета А. П., по соглашению с членами Дон. п-ва, назначил заведующего беженским отделом и распорядился организовать «Комитет Казачьей помощи» с центром в Софии.
Во время пребывания в Турции и поездки в Болгарию, А. П. посетил в этих двух странах поселения казаков-некрасовцев, которые приняли его соответственно его положению Донского Атамана. В беседах с некрасовцами, А. П. напомнил им их историю, рассказал о дальнейшей истории Дона. Через меня, позже, некрасовцам в Болгарии были посланы книги, изданные Донской Исторической Комиссией; в ответ некрасовцы обещали передать в Донской Музей, находившийся в Праге, их исторические реликвии, но выполнить им этого не удалось.
С переездом в Болгарию, для ознакомления с жизнью казаков на местах, их нуждами, их настроениями, он дважды объехал все места каз. расселения, как беженцев, так и находившиеся в Болгарии донские воинские части. Для разрешения разных политических вопросов, касающихся Донского Войска, посетил он еще раз и членов В. Круга в Месемврии. И всюду своими отеческими беседами поддерживал у казаков мораль, призывал не подвергаться влиянию как справа, так и слева. Тогда же он созвал в г. Пловдиве, в Болгарии, Донской Казачий Съезд для разрешения вопросов о каз. нуждах, определения влияния пропаганды разных политических группировок, особенно создавшихся к этому времени, «Лиги возрождения казачества», проповедовавшую независимость Дона и «Сельско-Хозяйственного Каз. Союза», который постепенно «тянул» к примирению с большевиками. Съезд почти единогласно одобрил деятельность А. П., как Донского Атамана.
Когда в Болгарии организовался «Союз Возвращения на Родину», который лживыми обещаниями заманивал казаков в СССР, А. П. немедленно поставил вопрос в Объединенном Совете Дона, Кубани и Терека о необходимости борьбы с ним, и А. П., была возложена на заведующего Беженским Отделом эта работа. Однако, все время он следил за результатами, требовал отчетов с мест, рекомендовал для этой цели подходящих по его мнению лиц.
С переездом в Югославию, его распоряжением была создана Донская Историческая Комиссия, для издательства печатных материалов по истории Дона, особенно по истории борьбы с большевиками. Ею были из-
даны три тома «Донской летописи», «Казаки в Чаталже и на Лемносе», и труд по общей истории Дона «Россия и Дон». И в Югославии А. П. лично посетил для ознакомления с жизнью казаков все донские организации, учебные заведения, воинские части. Своими беседами с казаками он вносил в них бодрость, всюду его встречали как отца родного. В Белграде он посетил короля Александра, как Донской Атаман и как бывший его преподаватель, в бытность его престолонаследником. Король принял его очень милостиво, обещал позаботиться о казаках и свое слово сдержал. Тогда же обсуждался с ним вопрос о возможности поселения всех казаков единой группой на Коссовом поле в Югославии. Не без влияния А. П. Гвардейская каз. бригада была устроена в Югославии на пограничную службу, — Донской технический полк на военные работы. По инициативе А.П., Атаманы Донского, Кубанского и Терского Войск в день рождения наследника СХС преподнесли ему старинную казачью шашку.
Где бы и когда бы ни бывал А. П., он никогда не проповедовал о «весенних походах», а всегда рекомендовал казакам не «сидеть на чемоданах», а устраиваться крепко
и надолго «когда будет нужно — вас позовут» — говорил он. Никогда не внушал казакам каких-нибудь политических идей, а всегда говорил, что у казаков есть свои Основные Законы, которые имеют силу вплоть до падения советской власти. А после ее свержения, если все население бывшей Российской империи восстановит монархию, «вероятно присоединятся к этому и казаки, а будет республика — они не будут против нее». Он не раз говорил: «Я свитский генерал, не раз был обласкан Государем, но Государь отказался от престола, также, как и назначенный им Вел. Князь Михаил, отказавшийся в пользу народа. Поэтому-то и нужно ждать «воли народа». Полное отделение казаков от России считал вредным, считая что самостоятельное их существование им не по силам, да и ни одна российская власть, какая бы она ни была, не потерпит такого отделения.
По переезде во Франции А.П., по соглашению с Атаманами других Войск, во всех официальных учреждениях, действует от их имени для зашиты каз. интересов, содействию казакам в переезде во Францию и т. д. По его распоряжению, был создан Казачий Союз, объединивший не только каз. организации во Франции, но и разбросанные по всему миру. В него вошло более 200 каз. организаций и не только донских, но и других Войск, и не мало казаков «одиночек», не входивших в организацию. Техническое руководство Союза было возложено на его правление, но во главе его стоял Донской Атаман А.П. Богаевский. Когда же позже в 1933-34 гг. была попытка создать новый Союз, без возглавления его А. П., то из этого ничего не вышло.
Позднее А. П. организовал в интересах казаков приживавших во Франции и для большего веса своих выступлений и хлопот от их имени перед французскими властями — «Союз Казаков – Комбатантов», им возглавляемый. С этой же целью защиты каз. интересов, он вошел в состав «Русского Эмигрантского Комитета» во Франции, в котором пользовался большим уважением и где к его голосу прислушивались и с ним считались, как с главой Донского Войска. Кроме того А. П. входил в целый ряд русских организаций: «Комитетом помощи студентам», благодаря ему было оказано не мало помощи казакам-студентам, «Совете при русском православном соборе на рю Дарю», «Попечительных Советах» русского кадетского корпуса в Версале, и русской гимназии в Париже и интерната для мальчиков в парижском предместии. Тогда же он помог бывшему преподавателю Закона Божьего в Дон. Кадет. Корпусе отцу Димитрию Троицкому в устройстве в 15 арандисмане Парижа церкви Преподобного Серафима Саровского, где был членом церковного совета.
Африкан Петрович был почетным председателем «Кружка Казаков – Литераторов» и «Объединения бывших воспитанников Дон. Кадетского Корпуса», почетным членом «Союза Георгиевских кавалеров», Объединения офицеров Генерального Штаба». «Объединения бывших воспитанников Николаевского Кав. Училища». «Союза Донских дворян», почетным казакам ряда зарубежных каз. станиц и хуторов и входил в ряд других обще-русских и каз. организаций.
Когда в среде русской эмиграции встал вопрос о созыве «Зарубежного Съезда» для провозглашения главы Российского императорского Дома, А. П., по соглашению с Атаманами других Войск, заявил, что это прерогатива всего русского народа, а что Съезд может себе лишь ставить задачу объединения эмиграции для борьбы с советской властью, и от участия в Съезде отказался.
Позже по этому поводу он писал от имени Объединенного Совета Д. К. и Т. по поручению всех его членов, что»казачество, несмотря ни на что, должно существовать» и что напрасно некоторые казаки «разбрелись», по разным общероссийским партиям и что «у казака в настоящее время должна быть одна партия — казачья», мы должны объединиться и крепко сплотиться», «казачество еще не сказало своего последнего слова…» Эти его слова актуальны и в настоящее время.
Находясь во Франции, А. П. был представителем О. С. Д. К. и Т. и выступал от его имени.
В 1932 г., по соглашению с Войсковыми Атаманами других Войск, А. П. создал в Париже при себе совещательный орган под именем «Казачьего Совета», в который вошли представители не только Юго-Восточного казачества, но и представители Уральского, Оренбургского и некоторых других сибирских и дальне-восточных Войск. Еще до этого он установил связь с Дально-Восточным Казачьим Союзом и с отдельными Войсковыми Атаманами Азиатских Войск, многие из которых передали ему их представительство на западе Европы. Таким образом А.П. являлся как бы главой всех каз. Войск в защите их интересов в Европе.
И в Обще-Воинском Союзе, и многих других общерусских организациях, с ним считались и к его голосу прислушивались — казачье знамя он держал высоко.
Когда во Франции создалась организация «Борьба за Россию», которая пыталась активно работать против большевиков на месте в России, А. П. принял в ней участие и настоял на том, чтобы посылалась бы также в Россию литература специально для казаков, написанная казаками же.
Дабы напомнить Франции о казаках, ежегодно им организовывалась торжественная церемония: возложение венков на могилу неизвестного солдата в Париже. Казаки, у которых сохранилась форма являлись в ней, сам А. П. бывал в форме генерала Л. Гв. Атаманского полка.
В 30-ых годах по инициативе А. П. и его покровительством в центре Парижа была организована Обще-Казачья выставка работы казаков-кустарей, художников, разных ремесленников (керамика, выжигание по дереву, мебель, вышивки и т. д.), каз. литературы и старины, для того, чтобы ознакомить как французов так и многих русских с казаками. Выставку посетили тысячи русских парижан, много французов и иностранцев. Французская печать отозвалась о ней с большой теплотой, на нее особенно большое впечатление произвело то, что казаки, несмотря на долгое пребывание в эмиграции, продолжали признавать в лице А. П. своего «президента».
Ему же принадлежала идея создания в Париже Обще-Казачьего Дома и была создана для этого специальная комиссия, но его кончина помешала осуществлению этого проэкта.
Ежегодно для благотворительной цели, дабы иметь возможность оказывать помощь нуждающимся казакам и калекам, по его распоряжению устраивались блестящие Донские и Обще-Казачьи балы, на которых бывало свыше тысячи казаков и которые посещались представителями французских армии, флота и властей. Ежегодно также организовывались празднования Войсковых Праздников и дни памяти казачьих вождей, на которые собирались также свыше тысячи казаков и присутствовали также представители французских властей, также как и представитель главы католической церкви, парижского архиепископа.
По его распоряжению и под его наблюдением в Париже некоторое время издавался «Бюллетень О.С.Д. К. и Т.» потом «Информация Каз. Союза», журнал «Родимый Край» и наконец журнал «Казак», как орган Объединения казаков-комбатантов. Во всех этих печатных органах первое место принадлежало А. П. В своих статьях он освещал положение казаков за рубежом или вел с казаками беседы на интересующие их темы. Первое же место принадлежало ему, как Донскому Атаману, и в издаваемом в Париже Обще-Казачьей студенческой станицей, почетным членом которой он состоял — журнале «Станица».
В 1928 г., по его распоряжению, «Казачьим Союзом» была выпущена толстая книга «Казачество» — мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества.
В 1929 г., по случаю 10-летия пребывания А. П. на посту Донского Атамана, им было получено много сотен поздравительных писем, в которых старшее поколение писало: «Избрав вас мы не ошиблись в наших надеждах…», «Вы остались верны данному слову — своей присяге…», «Для нас вы — символ единства казачества…» и т. д. А новое поколение, студенческая и учащаяся молодежь писала: «Всегда готовы идти за Вами по пути, за вековую правду казачью…», Мы, молодежь, только Вам и верим, ждем только вашего призыва, как народного избранного нашими отцами и дедами…».
За время пребывания в Париже А. П. несколько раз объехал казачьи организации во Франции и дважды посетил Чехословакию, Югославию и Болгарию, созывая собрания казаков, не разделяя их по партийному признаку, на которых вел с ними задушевные беседы, а казаки, независимо от их политических убеждений по случаю его приезда устраивали молебны, организовывали обеды, на которые съезжались из самых захолустных мест, чтобы повидать своего Атамана и услышать его ласковое правдивое слово.
За рубежом, как и на Дону, казаки шли к нему со всеми своими горестями и радостями: похлопотать о документах, об устройстве на работу, о пособии, и т. д. Другие просили быть крестным отцом их детей или присутствовать на освящении их новых домов или хозяйств. Был случай, когда одна казачка просила «унять» ее мужа, который сильно пьет и бьет ее, а если это не поможет — то развести его с ним.
Вспоминается и такой случай: казак И. С. М. открыл ресторан «Садко» и на его «открытие» пригласил Атамана. Когда А. П. вошел в ресторан, хозяин его встретил Атаманским маршем на граммофоне и «скомандовал» всем клиентам «Встать!… Смирно!..» Не все клиенты были казаки, были и не казаки, были и французы. Но хозяин жестоко «расцукал» тех, кто не хотели послушаться его «приказа». Не это ли показывает, как казаки любили и уважали своего Атамана.
H. М. Мельников в одной из своих статей посвященных памяти А. П. пишет, что он, Н. М. — упрекал Атамана в оказании слишком широкой помощи, когда Войсковая казна была уже почти совсем пуста, на что А. П. ответил: «Ну как я могу отказать! Ведь они действительно нуждаются…».
Мне же вспоминается такой случай, которому я был свидетелем. К Атаману пришел казак, попавший в беду и просит материальной помощи. А. П. начал объяснять, что средств уже нет, но, заметив печальный взгляд казака, спросил у своей супруги Надежды Васильевны есть ли у нее немного денег. Н. В. ответила, что есть несколько десятков франков на базар. А. П. как бы обрадовался: «Ну, вот и хорошо! Дай половину этому человеку, а на покупки на базаре израсходуй поменьше». И половина наличных денег были отданы попавшему в беду. И такие случаи были не единичными.
Небольшая квартирка А. П. в Париже была не только местожительством Атамана, но казаки шли туда как в бюро труда, бюро справок, за помощью, за советом по самым разнообразным вопросам и всегда получали там советы и помощь. Никаких определенных часов приема не было, дверь его квартиры всегда открывалась, когда приходили люди без всякого предупреждения, в любое время. Когда казакам грозила высылка из Франции за какой-нибудь незначительный проступок, а чаще всего за просрочку документов, или лишали права работы, то они шли к своему Атаману, который в их защиту не только писал в префектуру полиции или министерство труда, но не редко и сам ходил туда, чтобы лично похлопотать за высылаемого или лишаемого права работы.
А. П. всегда принимал самое широкое участие во всех благотворительных делах и, в частности, был членом Комитета по сбору средств в пользу русских военных инвалидов. Когда среди русской эмиграции встал вопрос о необходимости ремонта русского храма-памятника в Лейпциге, построенного в память «Битвы народов» в 1813 г., где донские казаки понесли большие потери и так отличились Лейб-Казаки, А. П., войдя в состав Комитета по сбору средств для этой цели, принимал в этом деле самое деятельное участие.
Когда к 1933 г. резко означилось деление на различные политические группировки: казаков—самостийников, младоросов и т. д. и образовался не доброй памяти «Казачий Союз», руководимый проф. Марковым (Ген. П.Н. Краснов, уже после кончины А.П. отозвался о проф. Маркове, как о политическом комиссаре, а об его Каз. Союзе, как об отделении Полпредства.) — А. П., по соглашению в Войсковыми Атаманами, Кубанским, Терским и Астраханским и старшими представителями других каз. Войск, организовал Комиссию по созыву «Обще-казачьего съезда» из представителей 9-ти каз. Войск.
На этот Съезд каждая каз. организация в эмиграции, в какой бы стране она не находилась и вне зависимости от ее политической платформы (кроме, конечно, большевистской), имела право прислать своего делегата, с правом решающего голоса.
Задачей Съезда было обсуждение положения казаков как за рубежом, так и на родине; как избежать деление казаков на различные политические группировки, создание центрального обще-казачьего органа, в который должны были бы войти представители всех каз. политических и партийных оттенков, кроме большевиков. Как бывший секретарь этой Комиссии, свидетельствую, что А. П. созыву этого Съезда придавал большое значение, ибо глубоко верил, что «Казак — казаку брат». Уже будучи больным (он скончался в следующим 1934 г.), он интересовался каждой мелочью касающейся Съезда, отношением к нему казаков, количеством организаций откликнувшимся на его призыв принять участие в Съезде, сколько и какие организации прислали своих депутатов и откуда и т. д. А желающих принять участие оказалось до 300 организаций.
Однако, кто-то был против этого Съезда, кто-то боялся возможного сговора между казаками, и против А.П., как против Атамана и как человека, поднялась травля в печати и разного рода собраниях. Особенно отличался пресловутый «Каз. Союз» проф. Маркова. А. П. нервничал, здоровье ухудшалось. По свидетельству доктора Чекунова, донского казака, лечившего Атамана, это сильно приблизило роковой исход болезни.
За всеми делами и заботами о казаках в эмиграции А. П. не забывал и смысла их пребывания за рубежом — борьбы за освобождения Дона от сов. власти. Он содействовал отправке на Дон специальных агентов, в частности поездке на Дон полк. Ф.Д. Назарова, который позже, при его же содействии, уехав на Дальний Восток вел борьбу с большевиками из Маньчжурии.
Как Донской Атаман, А. П. имел политических противников, но личных врагов у него не было. Доказательством этого является тот факт, что, когда тело почившего Атамана находилось в соборе на рю Дарю, туда приходили поклониться его праху люди самых различных политических убеждений и даже те, кто еще вчера были настроены против него, как Атамана, требуя от него «изменения курса его политики», как казаки-самостийники. И не только рядовые члены, но и возглавители таких организаций, как «Лига возрождения казачества», Г. И. Карев, и А. И. Бояринов и др. «Вольного Казачества», как Ш. Балинов, ее. Трофимов и др. Все они говорили что пришли поклониться праху не только человека, но и Донского Атамана, с которым, несмотря на их политические несогласия, и со смертью которого уходит «связь» каз. эмиграции с Доном, заканчивается героическая эпоха борьбы Дона с большевиками, эпоха Атаманов Каледина, Назарова, Краснова, Богаевского.
Не пришли только поклониться праху Атамана члены правления «марковского Каз. Союза»…
21 окт. 1934 г., когда донцы, кубанцы, терцы собрались у собора на рю Дарю, чтобы молитвой отметить Войсковые праздники — А. П. отошел ко Господу в селение праведных. Казачий праздничный обед был отменен, а в соборе была отслужена первая казачья панихида по войне Африкане, Атамане Войска Донского.
До 23 окт. тело усопшего находилось на квартире. Казаки, студенты Богословского Института в Париже, выполняли обязанности чтецов и днем и ночью, донские офицеры и казаки несли почетный караул. За это время, чтобы поклониться праху покойного, на квартире перебывало более тысячи человек.
21 окт. вечером представители каз. организаций всех толков постановили взять на себя все расходы на покупку земли на русском кладбище в С. Женевьев де Буа и все расходы по погребению — средств у семьи покойного никаких не было. Для этой цели была выбрана специальная комиссия.
23 окт. тело Атамана, положенное в двойной, цинковый и дубовый гроб было перевезено в нижнюю церковь собора на рю Дарю, где простояло до 28 окт. За это время пришедших поклониться праху перебывало свыше 5.000 человек. Доступ в церковь был открыт и день и ночь, посменно у гроба несли почетный караул чины Атаманского Военного Училища, Донской каз. Гвардейской бригады, Донского Офицерского резерва, Союза партизан-степняков, Союза партизан-чернецовцев, Объединения Донских кадет, Объединения Донских артиллеристов, Союза казаков — младороссов, Лиги Возрождения казачества, Казачьей Студенческой станицы, Бианкурской каз. станицы, Калмыцкого Союза, представителей кубанских, терских, уральских каз. Объединений и др. организаций. Гроб был покрыт в головах русским и донским флагами, а в ногах кубанским и терским. На них были положены кивер Л. Гв. Атаманского полка, где покойный начал свою службу офицером, старинная шашка с георгиевским темляком, герб Донского Войска, значек Гвардейской Каз. бригады.
Вокруг были поставлены стяги и значки донских организаций. На большом столе, на бархатных подушках были разложены русские и иностранные ордена покойного. Каждый день в 6 ч. вечера совершалась панихида.
Ко дню похорон съехались представители многих каз. организаций, как из французской провинции, так и из Бельгии, Германии, Люксембурга.
В день погребения гроб был перенесен в верхнюю церковь. От входа в церковь до алтаря в два ряда был выстроен караул из представителей каз. организаций прибывших на похороны и представителей частей, которыми А. П. командовал во время 1-ой Мировой войны, от участников 1-го Кубанского Похода и т. д., а от ворот ограды до входа в церковь были выстроены отряды молодежи скаутов и разведчиков. В храм впускались только делегации от казачьих и обще-русских организаций, которых сказалось около двухсот; 55 из них было казачьих. Особые места в церкви были предоставлены представителям французского Союза Комбатантов, совета франц. ордена Почетного Легиона, представителям французского Военного Министерства, префектуры г. Парижа, представителям Югославского, Болгарского, Чешского, Английского посольств, представителю католического парижского Монсеньера аббату Кинэ, великим князьям Борису Владимировичу и Гавриилу Константиновичу.
На гроб Атамана были возложены только венки от семьи и от Донского Войска. Остальные огромные венки, букеты (около 350-и), за неимением места в церкви, были разложены рядами по улице Петра Великого до улицы Курсель. Почетный караул во время отпевания несли кадеты Русского Кадетского Корпуса в форме, а во второй паре представители разных каз. организаций, старейшие казачьи генералы и генералы российской армии и флота. Объединения офицеров Генерального Штаба, Зарубежного Союза инвалидов, Обще-Воинского Союза и т д. Почетные караулы сменялись каждые десять минут; в одной из смен были бывший последний Наказной Атаман Войска Донского ген. граф Граббе и бывший выборный Войсковой Атаман ген. Краснов, в другой — бывший командующий В. С. Ю. Р. ген. Деникин и глава Обще-Войскового Союза ген. Миллер. Скопление народа было настолько велико, было более пяти тысяч человек, что наряд франц. полиции прекратил автомобильное движение около Собора и по прилегающим улицам. При выносе гроба из церкви, к катафалку его несли известные генералы: А. И. Деникин, П. Н. Краснов, M. Н. Граббе, Е. К. Миллер. Б. И. Хорошкин, И. П. Акулинин, Г. П. Татонов, Н. И. Малышенко, П. К. Писарев, ген. Баранов, адмирал Кедров. Таких грандиозных русских похорон Париж никогда не видал.
На место упокоения на русское кладбище в С. Женевьев катафалк с телом покойного сопровождало более тысячи человек на нескольких автокарах и свыше ста автомобилях.
После смерти Атамана, супругой покойного было получено несколько сот писем с соболезнованиями из 22 стран русского и казачьего рассеяния, в которых отмечалось, что кончина Африкана Петровича не только горе для семьи, но и большая потеря для всей русской и казачьей эмиграции. Особенно ярко высказал эту мысль бывший командующий Донской Армией при Атамане Краснове генерал С. В. Денисов.
Вся казачья печать и почти вся печать русского зарубежья посвятила памяти А. П. большие статьи, отмечая его полезную деятельность, как во время Великой и Гражданской войн, так и в эмиграции. Откликнулась и французская печать даже и советская.
Б. Н. Уланов в журнале «Казачья мысль» от 2.2.1935 писал: «Африкан Петрович страстно и искренно любил свой Тихий Дон, его вольные учреждения. Он гордился Донским Войсковым Кругом… Он останется навсегда в памяти знавших его, как подлинный тип Донского Атамана, отвечающим демократическим традициям донского казачества… Он был не только кристальной души человеком, всесторонне образованным, боевым генералом. Неизменно скромный, враг крикливого, фальши, актерской позы и жестов… Героические и прекрасные страницы новой истории Донского казачества навеки будут связаны с жизнью и деятельностью братьев, казаков Каменской станицы Митрофана и Африкана Богаевских…».
После похорон А. П. была создана Комиссия по увековечению памяти покойного Атамана, которая постановила воздвигнуть на его могиле, на средства донских казаков и его доброжелателей, величественный памятник и издать небольшой печатный труд посвященный его памяти. Благодаря щедрому казачьему отклику, все это было выполнено. Была издана брошюра «Атаман Богаевский» со статьями его бывших сослуживцев, высшего духовенства, как православного, так и калмыцкого, с выдержками из писем соболезнования, с большим количеством фотографий из его жизни. А донским казаком — архитектором Ноздриным был представлен проект памятника, который был одобрен особой комиссией художников и архитекторов. Этот памятник является украшением русского кладбища в С. Женевьев. По своему величию и массивности он символизирует богатырский дух последнего настоящего Атамана Всевеликого Войска Донского, казака Каменской станицы Африкана Петровича Богаевского. На памятнике изображены бронзовые донской герб — олень пронзенный стрелой и атаманский пернач — символ атаманской власти.
На его могиле, как в былые времена на Монастырском Урочище у ст. Старочеркасской, каждый год, парижские казаки всех каз. Войск накануне дня Покрова Пресвятой Богородицы и Войсковых Праздником Дона, Кубани и Терека, служат панихиду по покойном Атамане войне Африкане и всем казакам в смуте убиенным и в изгнании скончавшимся.
Мир его праху.
А. Падалкин
Читайте также: