Когда говорят о судьбе казаков, мне всегда вспоминается страница из повести Лескова: у постели человека, пострадавшего от катастрофы собрались друзья, родственники и врачи. Больной тяжело ранен, но даже в полузабытии он ясно слышит все разговоры, которые ведутся у его постели. Один говорит, что в таком состоянии «больной не может выжить», другой замечает, что, даже выживши, «он останется калекой и инвалидом», а врачи спорят между собою, — выдержит ли раненый операцию? Все это настолько волнует больного, что он готов умереть, чтобы только не слышать ужасных рассуждений о его смерти,— когда он еще жив и хотел бы иметь поддержку в борьбе за свою жизнь!
Да, казаки живы, они не теряют связи между собой! Даже на чужбине их души пылают тоской по родине России и родного казачества желанием защитить родину, ее веру и народ. Является только вопрос как это сделать и когда? В этом нам помогут не организации, не печать, не воззвания, но сама история! Родилось на Руси казачество, ведомое не организациями и не прокламациями, но ходом событий, волей великого кормчего, — истории! Казаки — это боевая вольница, — будь она донская или запорожская. Великороссы в борьбе с крепостным и всяким иным игом, — опричниной, аракчеевщиной и бироновщиной, — уходили из Московии на Волгу и Дон, на Урал и в Сибирь и храня лучшее, что было из духовных ценностей, — честь, веру, совесть, отвагу, мужество, — казаки все это сохранили; они основали свои поселения, заботились о братском укладе в экономических взаимоотношениях. И не было среди казаков ни помещиков, ни рабов, но были равные боевые товарищи, готовые умереть за ту родину, которая их не сумела защитить! Но мать не винят в незнании, ей прощают все ее заблуждения, и защита сыновьями своей наивной матери считается казаками задачей святой и неизменной! Вот что такое казаки!
Трудно себе представить казака атеистом. Однако еще труднее встретить среди казаков ханжество. Вера казачья — особая. Вера в грозный Промысел Божий! Такая вера связана с мечом, отвагой, мужеством, но никак не вяжется с сусальностью, с протиранием коленок перед алтарем, с той «верой напоказ», которая была чужда казакам. Их вера пылала в сердцах! Если трудно представить казака-ханжу, то еще труднее встретиться с казаком марксистом! Если среди украинцев (львовского толка) еще можно встретить католиков, то среди казаков ни одного католика не найдешь. Если Ватикан ищет примирения с марксистской догмой, если Московская патриархия имеет среди своих деятелей и служащих священников-марксистов, то среди казачества и казачьего духовенства такого двурушничества не найти! Казак прям в своем пути и честен! Об особого рода религиозности казаков можно было бы написать целую книгу, либо трактат, который ошеломил бы христиан всех толков. В то время, как в помещенско-дворянской и царско-имперской России духовенство проповедовало покорность судьбе, ссылаясь на слова Христа, — «если тебя ударят по одной щеке — подставь другую» или «отдай Кесарю кесарево, а Богу — богови», — в казачьих вольных краях, в храмах и монастырях звучали иные проповеди, и те же православные священники, которые в «Московии» хранили заветы покорности и непротивления насилию, у шедши к казакам, нашли иной подход к людям мужественной борьбы за правду и справедливость: в своих проповедях духовные пастыри в казачьих краях тоже ссылались на заветы Христа, но выбирали из Его заветов нечто иное, — «не мир Я вам принес, но меч» и описывали изгнание бичом, который был в руках Христа, торговцев из храма… Идея «христолюбивого воинства» родилась в казачьих краях!
Что такое казачество, каковы духовные основы казачьего мира!? Этнически казачьего народа нет. Параллели с народами Америки не совпадают. Американская нация, составленная из сотен различных народностей, находится в исключительных геополитических условиях, она превратилась в единый государственный организм, совершенно самостоятельный, суверенный. Этого не произошло с казаками. Но в то же время казачество было, есть и будет… Казачество это не случайное явление российской истории, это нечто более глубокое и значимое. Казачество — это больше тысячи лет реально существующее общество спаянных одной идеей людей, связанных между собою совершенно особыми духовными началами. Бесчисленные поколения приходили и уходили, а духовные основы казачьего мира оставались неизменными и не умирали.
Основным началом казачьей жизни и их общественного идеала является прежде всего православие, преображенное казачьим мужеством. Казаки в своей идеологии выявили веру в абсолютную ценность человеческой личности. У казаков эта личность духовно свободна, не подавлена, лишена эгоизма и возможности паразитарного существования. Все у казаков основано на взаимном доверии и свободе. Каждый, кто вошел в казачью семью, где нет излишнего преклонения перед властью, чувствует себя свободным, полноправным членом великой казачьей семьи и невольно становится мужественным, сильным и бесстрашным, чтобы защитить чувство независимого полноправного человека. Эта духовная сущность казаков, — их особое национальное самосознание, оно втянуло в казачий мир всех, кто жил бок о бок с казаками: черкесов, кабардинцев, осетин, калмыков, татар, мещеряков и бурят, но все эти народы признали не по боязни, а по дружбе приоритет казаков.
В казачестве сливаются сотни кровей различных племен и народностей кочевавших в том историческом степном коридоре между Азией и Европой, где жили казаки — старообрядцы, преследуемые центральной властью, перебрасывались с Дону, с Хопра, с Медведицы на реку Агрань, Куму, Ставропольщину, Баталпашинскую область, но они при этом не теряли своего казачьего уклада жизни. И все эти пришельцы неизменно превращались в подлинных казаков. В Турции на берегу Мраморного моря, казаки-некрасовцы, ушедшие в эмиграцию при Петре Великом, жили оторванные от своих родных краев, но до сих пор, даже переехавши в Америку, остались казаками, сохранившими все свои казачьи основы: — язык, религию, предания, особый быт. Ссыльный, после революции 1905 года, писатель Богораз встретил в восточной Сибири, в глухой тайге, казаков, ни к какому войску не принадлежащих, как он пишет в своих воспоминаниях, воинской повинности они не несли, говорили на старинном русском наречии, и заявляли этому Богоразу, что они… казаки и только казаки. У них этот ссыльный писатель записал оригинальные казачьи песни, свадебные, о Степане Разине и др. Эти казаки живой действительности, независимо от времени и места сохранились благодаря своим духовным устоям и неумираемым казачьим традициям.
Многие интересуются, почему среди казаков такой большой процент старообрядцев и раскольников разных толков? Это был результат ухода старообрядцев в «Дикое Поле» от преследований князя мира сего — «Антихриста», — как об этом свидетельствуют сохранившиеся предания, легенды, былины и песнопения, захватившего, по их убеждению, вершины государства и Церкви. Так они верили и ушли в свободное казачество. Когда руки всемогущей власти тревожили их на Дону, старообрядцы поднимали восстания. Свободная религиозная мысль восставала против «гонений на дух и не хотела подчиняться власти «антихриста». Так Медведицкие старообрядцы в 1689 году свое восстание едва не развернули до всероссийского бунта, подобно Степану Разину. Старообрядчество не есть только особая религиозно-церковная «схизма» на формальное понимание религиозных догм, — главным образом, это явный протест против ломки старинных устоев русской жизни, — это также протест и против западноевропейских влияний, основанных на материалистическом мышлении.
Духовные запросы у казаков в старинные времена удовлетворялись главным образом в религиозной настроенности, поэтому так много было на Дону монастырей: Лисогорский, Фасановский, Донской и Борщевский, передача последнего новообрядческим царским правительством Воронежскому епископату была одной из причин Булавинского восстания. Религиозно настроенные донские казаки перед решительным боем с татарами поддержали князя Дмитрия Донского, благословили его иконой Божьей Матери, до сих пор чтимой всей Россией и всем казачеством под именем Донской Богоматери. После Наполеоновских войн казаки поднесли серебро на иконостас Казанскому собору. Иконостас этот был из русского серебра, отбитого у французов казаками атамана Платова.
На протяжении веков казачество кое в чем видоизменялось; много раз они оставляли свои земли, меняли свои формы, но через всю их многовековую историю проходит некая «генеральная линия», — это пренебрежение к мещанской жизни и к житейской роскоши, отсутствие страха перед смертью, готовность отдать свою жизнь «за други своя», за родимый край и свои устои жизни. Этот лейтмотив и был причиной того, что у казаков все были равны. Не было у казаков никаких своих князей, графов, баронов, только кое-кого из пришлых титулованных особ за особые заслуги принимали в «почетные казаки», а из простых принимали в казаки особенно заслуженных. В наше трудное время все исторические ценности и все принятые формы и основы жизни подвергаются пересмотру и переоценке. Происходят напряженные поиски «социальной справедливости»… Отпадают одни ценности, другие получают новое обоснование. И нет сомнения, что создающееся положение включает в себя неумирающие ценности прошлого хотя и в преобразованном и обновленном виде. Внутренняя сущность казачьего мира не изменится, традиции казаков не разрушатся. Природная казачья пытливость заставляет критически относиться ко всем современным новшествам. Казачество, как особый духовный мир, здоровый, крепкий и сильный, останется неизменным борцом за свои общественные идеалы, за веру своих отцов, за правду, добро и справедливость, за свободу и равенство, за свое вековечное народоправство. Казачество создало свой особый мир, свою особую духовную культуру, свой собственный общественный идеал человеческого общежития, проверенный в грозе и буре прошлых столетий…
Нас, казаков, остается мало, но навсегда останутся великие и возвышенные наши идеалы и духовные основы нашей жизни! С нами наша неукротимая энергия жизни, с нами наша вера в Промысел Божий.
Н. Корольков
© “Родимый Край” №117 ИЮЛЬ – АВГУСТ 1975 г.
Читайте также: