Воспоминания «моряка» по несчастью
Раннее осеннее утро… 1920-й год… Транспорт «Дон» приближается к Феодосии… Отчетливо видны крымские берега. Так же отчетливо видна, улыбка и, даже радость у каждого из «пассажиров» этого транспорта.
«Наконец то кошмар наш кончился!… Мы — у Наших… Мы спасены». Так — радостно рассуждали прибывающие с кавказского побережья остатки кубанских партизан — повстанцев вынужденных, после неравной борьбы с ненавистным советским режимом и его, вооруженными до зубов полчищами, пробраться сквозь снежную зону главного кавказского хребта на Красную Поляну, занятую красными, разбить и выгнать оттуда большевиков, также как и портовый город Адлер, где нужно было продержаться до прибытия из Крыма обещанной эскадры. Не дождавшись кораблей, под напором красных, к которым прибыли уже огромные подкрепления с многочисленной артиллерией, броневиков и бронерованных автомобилей, и даже авиации, нам пришлось подняться в горы, что бы оттуда спуститься в Грузию, (известно, что Грузия в то время была самостоятельной республикой и, по договору с Москвой не имела права принимать на свою территорию противников советскому строю). Будучи обезоружены, интернированы и, окружены грузинскими войсками, мы подлежали выдаче советским властям. Лишь благодаря подошедшей эскадре, предъявившей ультиматум грузинскому правительству, нам с боем против грузинской охраны удалось погрузиться, оставив тысячи лошадей на берегу, вблизи от Гагр.
«Слава Богу мы теперь вне опасности, наш кошмар остался позади».
Но как выяснилось потом, наша радость и ликование оказалось недолговечными. Опишу лишь то, что касается лично меня, «счастливчика».
В первую очередь, и прежде чем быть расквартированными на окраинах города, а, главным образом в окрестных деревнях нас, вместо карантина, под конвоем направили в баню. Надо сказать, что это для нас не было роскошью, так как вот уже месяцы, мы даже не видели мыла. Да, кроме того и одежда наша, после скитаний по лесам и горам Северного Кавказа у большинства из нас пришла в такое состояние, что другого названия, как «лохмотья», применить никак невозможно.
Хорошенько вымывшись, пропарясь и, кое-как приодевшись, выходим мы из этого очень полезного учреждения города Феодосии уже без конвоя. Нас окружает собравшаяся толпа — главным образом моряков — матросов. Среди них я узнаю двоих, — моих сверстников по «техникуму» Гр. В. и Ф. М. в безкозырках, на георгиевской ленте которых красуется золотыми буквами надпись «АЛМАЗ». Само собою разумеется, тут же разговорились. От них я узнал много интересных вещей. Главное же, это — истинное положение на фронте. Они мне объяснили, что Перекоп находится накануне окончательного падения. «Продержится ли он еще две недели?..» Что в данный момент идет усиленная подготовка к эвакуации и перевозке «всех» заграницу. Но, опять таки: «Хватит ли мест на пароходах для того, чтобы перевезти всех?.. Вот вопрос… Правда, судя по газетным сведениям, положение может измениться, ввиду того, что с Кавказа прибывают свежие силы. Это был намек, на нас, еле влачивших ноги. Ну!.. Уж если ничего другого не осталось для спасения фронта как надежда на нас, то действительно — не осталось никакой надежды для продолжения борьбы.
Вспомнилось мне наставление Владимира Мономаха детям своим: «Дети мои, живите дружно, не ссорьтесь! Будете мирно жить, помогая друг другу, никто вас не обидит, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, то всякий вас преодолеет». Для примера он взял простой березовый веник и говорит им: «А ну-ка попробуйте, насколько вы сильны, поломайте-ка мне этот веник!».. Как ни пытались они сломать этот веник, как они не подходили к нему, оказалось, что они не в силах его сломать. Тогда отец развязал тот же веник и, заставил его поломать. Поодиночке, лозинка за лозинкой они легко поломали весь веник и тем выполнили задачу. Отсюда — пословица: «В единении — сила».
Вот этой-то пословицы и не хватало нашим безчисленным «белым движениям», разбросанным по всей Матушке России. Вспыхивая не одновременно, они, каждое по очереди были подавлены большевиками. Возьмем лишь некоторые из самих крупных, как Юденич, Колчак, были подавлены каждый по очереди можно сказать, одним и тем же вахмистром Буденным и прапорщиком Крыленко. На юге же России путь до Орла, почти что до Москвы были проложен главным образом малолетними героями, большей частью выходцев из казачьих территорий, не задумываясь отдававших свои жизни во имя Родины, веря своим вождям. К сожалению, главные—то вожди, храбрые и опытные генералы из самолюбия ли, или — честолюбия делали крупные промахи, большие ошибки, которые каждый раз были использованы большевиками для своей пропаганды. Не менее крупную ошибку сделал и генерал Фостиков, когда, узнал, что на Таманском полуострове высадился десант. Полковник Крыжановский предложил свой план для того, чтобы сразу же итти в сторону Екатеринодара, дабы помочь Казакам, высадившимся на Тамани. Как старший в чине, генерал от этого проэкта отказался, «момент» был потерян, большевики, заключив перемирие с поляками, послали крупные подкрепления на Тамань, разбили и заставили погрузиться десант на корабли, после чего «по очереди» разбили и Фостикова и Крыжановского.
Вот вам и «веник» Мономаха!… Принимая во внимание все эти доводы и, вспомнив Новороссийск, Сочи и Адлер я решил воспользоваться предложением друзей и — превратиться в матроса. Для этого необходимо было представить удостоверение от начальства о том, что «никаких препятствий не имеется», для поступления во флот.
Прямым моим начальством был донской артиллерист есаул Мыльников. Вот к нему-то я и решил обратиться, как бы за советом, зная его как человека честного, порядочного и справедливого. Выслушав мой рассказ, он, как бы в недоумении почесал себе затылок, потом, подумав немного произнес: «Видите ли, по закону, особенно в военное время такого удостоверения выдать — я не имею права. За это я мог бы попасть под военно-полевой суд, но ввиду шаткого, почти безвыходного положения в Крыму, для вас, исключительно для вас, я это сделаю». (Этими словами он подтвердил то, что мне говорили мои друзья. О критическом положении Армии генерала Врангеля). Написал… И уже подписывая мое удостоверение добавил:
«Ах!.. Как бы я желал быть на вашем месте!.. Но мне — никак нельзя!.. У меня большая ответственность!.. Я — не могу!..» В это время я заметил две серебристых слезинки скатывались на его золотистую бородку. Поборов свое волнение, он — пожелав мне успеха, крепко обнял меня как брата на прощание и я покинул его не без сожаления. Налегке, так как кроме только что полученного удостоверения, никакого багажа у меня не было, я почти бегом направился в сторону порта. Рой мыслей неустанно гонится за мной: конечно, перспектива попасть на корабль, да еще и динамо — машинистом была для меня более чем заманчива, а с другой стороны — где-то в глубине, в подмозжечке, что-то подсказывает: «А хорошо-ли ты поступаешь по отношению к твоим товарищам по несчастью, по отношению к тому же Мыльникову. Ведь он же относился к тебе не как к подчиненному, а как к другу, ведь он имел к тебе неограниченное доверие и даже — еще на Кубани — в горах, во время отступления он «грозился» сразу же по прибытии в Крым ходатайствовать перед высшим начальством о представлении тебя в офицерский чин. Как он выразился: «Прямо в хорунжие». На что ты ответил, правда, в виде полушутки: «За чинами-то я не гоняюсь» или же что-то вроде этого».
Но вот и порт. Отчетливо выделяется среди других кораблей, и своей позолотой и своей элегантностью, двухтрубный, вспомогательный крейсер «Алмаз».
Вахтенный, немедленно вызвал моих друзей, которые сразу же представили меня инженер-механику лейтенанту Лупову (ныне покойный) с просьбой зачислить меня к ним, в отделение динамо-машин, если это возможно, причем они поручились о моем знакомстве с механикой. Несмотря на такую рекомендацию, в механики я так и не попал. Вот каков был ответ лейтенанта: «Знаете!.. Динамо — машинистов и электриков у нас вполне достаточно… Но, вот кочегаров у нас не хватает. Хотите, я приму вас в кочегарку?!..» Положение создалось такое, что другого выбора не было. Конечно, мне пришлось согласиться. Не оставаться же мне на берегу, на милость победителя, как это случилось прошлой весной?!..
В тот же день вступил я в исполнение своих «кочегарских» обязанностей. Тут же меня назначили в распоряжение Семена Жукова, кочегарного старшины. Жуков оказался довольно строгим и требовательным начальством, хорошо знающим свое «кочегарское» дело. Через некоторое время мы с ним сошлись во вкусах, так как он оказался славным малым. Записав меня в число своих подчиненных, он тут же повел меня в трюм-кочегарку объяснять мне и знакомить с состоянием 16-ти трубчатых, бельвилевских котлов, по 8 с каждого борта. Таким образом я узнал, что добрая половина котлов уже выбыла из строя, особенно на правом борту, да и остальные — то же недолговечны. Приблизительно, и довольно поверхностно ознакомив меня с характеристикой котлов, он поставил меня у одного левобортного котла, предупредив на всякий случай что, ввиду ветхости его, нужно быть очень осторожным с ним и не подымать пар выше такого-то давления иначе трубки могут полопаться внутри и, последние котлы выйдут из строя. Без особого энтузиазма принялся я за эту, новую для меня работу, но освоил ее довольно быстро.
На следующий день «Алмаз» покинул Феодосию, держа курс на Ялту, где должны были (тут не помню точно) погрузить, или выгрузить останки адмирала Саблина для его погребения. В Ялте простояли очень недолго а поэтому об отпуске на берег не могло быть и речи, так как в тот же день вышли по направлению на Севастополь. Здесь мы пробыли больше недели и мне, все же удалось, правда, один единственный раз получить отпуск и, вместе с моими земляками побывать в городе и даже посетить одного из моих однокашников по техникуму, который был в то время еще в «Морском Экипаже».
Примерно через неделю со дня поступления моего на корабль, пришлось мне принимать участие и на погрузке угля. Для этого, покинув пристань «Алмаз» стал на якорь, к нему подошла баржа с углем, откуда-то появился духовой оркестр и, под звуки подбодряющих маршей вся команда принялась наполнять и переносить мешки с углем из баржи на корабль, наполняя все угольные «ямы» до отказа, после чего «Алмаз» занял свое место у пристани, а команда принялась приводить себя в порядок и смывать пыль.
Все свободное время я проводил в отделении динамо-машин, а так как весь обслуживающий их персонал состоял из молодежи с более или менее полузаконченным техническим образованием, то я в скором времени со всеми ими подружил и был среди них — как у себя дома. Питался я за их столом и, конечно, был невольным свидетелем их недовольством пищей. Меня это удивляло, так как на мой вкус и взгляд пища была и обильна и вкусна. Протестовали же они потому, что им еще не приходилось испытывать настоящий голод или жажду. Бывало, по их же просьбе рассказывал я им о моих скитаниях и приключениях, о том, что мне пришлось видеть, слышать, пережить и, все это при хроническом недоедании. Они ни за что не хотели поверить моим словам, перебивали меня, подымали на смех: «Не трави!… Брось трепаться!.. Ты же не из Одессы?!.» Они считали мои рассказы чистейшей фантазией и никак не могли согласиться с тем, что я им говорю истинную правду и, рассказываю им лишь о том, чему мне, на самом деле пришлось быть свидетелем. В конце концов, волей — неволей прошлось мне убедиться в фантастичности моих приключений. Не имея свидетелей, которые могли бы подтвердить мои слова и, что бы не прослыть за хвастуна, впоследствии я стал скупым на рассказы и старался скорее умалчивать и пропускать некоторые детали.
За два или три дня до окончательного падения Крыма, команде «Алмаза» а так же и командам других кораблей было объявлено о неизбежности окончательной эвакуации, причем было пояснение: «Кто желает, и имеет возможность остаться в Севастополе, должны сделать это немедленно, так как корабль уходит в Константинополь, а куда дальше — пока неизвестно». Никаких притеснений не было и, никаких обещаний на будущее не было дано. Наоборот — команде была предоставлена возможность сойти на берег для того, что бы все они смогли бы посоветоваться с родными или знакомыми, прежде, чем принять окончательное решение. В этот день корабль был совершенно без команды.
В динамо-машинном отделении никого, кроме меня не было, так как мое решение было принято еще при поступлении на «Алмаз». Машины стояли в бездействии. Уходя, электрик и машинисты никакого поручения мне не давали и я преспокойно сидел погрузившись в чтение. Вдруг сверху повелительный окрик: «В динамо-машине!.. Дать свет!..» Не получив ответа, мичман спускается по трапу и, узнав от меня, что весь персонал отсутствует, в панике не знал что ему делать, так как для того что бы запустить в ход хотя бы одну машину, необходимо быть по крайней мере вдвоем, а электричество нужно было в данный момент не только для освещения, но главным образом для погрузки «лебедками». Так как это было необходимо сделать немедленно, то он спросил меня, не смог бы я запустить в ход одну из трех машин и, получив положительный ответ, стал у динамо за реостатом. Таким образом, вдвоем нам удалось выполнить приказ свыше и, при отсутствии динамо-машинистов дать свет. Поручив мне следить за ходом машин и, за контрольными аппаратами — мичман ушел. Вскоре, все без исключения как электрики, так и динамо-машинисты вернулись, и занялись исполнением своих обязанностей. По их словам вся команда вернулась на корабль, и, таким образом желающих остаться в Севастополе не оказалось.
Абсолютно ничего не могу сказать о последних часах пребывания «Алмаза» в Севастополе; ни о погрузке беженцев, ни об отходе корабля, так-как, будучи на вахте, необходимо было следить за давлением пара и поэтому, до конца моей вахты мне не удалось подняться на верх, хотя бы для того, чтобы подышать свежим воздухом. Когда же, наконец, мне пришла смена и я поднялся на палубу, уже сплошь заполненную беженцами и казаками, то берега уже не было видно и, лишь стаи дельфинов, кувыркаясь и поныривая, большой группой следовали за кораблем в надежде чем-нибудь поживиться, а из обеих труб валил густой, черный дым.
Работа кочегара (главным образом физическая) считалась, да и была на самом деле самой тяжелой и изнурительной, особенно на «Алмазе» где, за недостатком годных котлов приходилось давать максимальное давление и, одновременно следить за тем, что бы не сжечь последние, ветхие котлы. За очень короткий срок мне удалось приобрести и сноровку и ухватки профессионального кочегара, как будто бы я стал или — давно уже был, как говорили матросы «сильно каторжным кочегаром».
Ярким примером этому может послужить вот этот, довольно каверзный случай: В связи с тем, что на правом борту, из-за нехватки котлов, уголь расходовался в гораздо меньшем количестве, чем на левом, вес неизрасходованного угля образовал опасный «крен» на правый борт. Для того, чтобы возобновить и, установить равновесие корабля, было предложено пассажирам и казакам переносить уголь с правого борта на левый при помощи простых мешков. Это делалось и на палубе, и в трюме, вдоль котлов. Полуголый (из-за жарища) у распознутой топки, озаренный ярким, палящим пламенем, производил я самую неприятную и трудную кочегарскую работу — чистку топки. В самый разгар этой операции, когда я выгребал из нее раскаленный шлак, буквально у моих ног падает мешок с углем. Замечу мимоходом, что до этого я никогда не выражался, но на этот раз, не знаю, по какой причине, по всей вероятности, предполагая, что какой-либо матрос вздумал подшутить надо мной и желая показать что я ведь — тоже — матрос, даже не отрываясь от работы обложил виновника чисто по-матросски, да таким крепким словцом, что даже своим ушам не поверил. В ответ слышу старческий, вежливо виноватый голос: «Простите! я — нечаянно уронил!… сейчас уберу!…» Тут только я бросил свой взгляд на неудачника. Наклонившийся старикан, еле держась на ногах, все же пытается поднять тяжелый мешок с углем… И что же я вижу на его плечах озаренных светом пылающей топки?..! Блестящие золотом зигзаги генеральских погон… Смутившись, я не знал, куда мне деваться из-за того, что я его так варварски обругал и, беря у него мешок и — вытряхивая из него уголь — говорю ему: «Оставьте его здесь, кстати, мне уголь будет нужен для закладки в топку». Уходя, уже с пустым мешком, генерал тихо произнес: «Спасибо!..» Признаться, я остался в недоумении, не понимая, за что он меня поблагодарил?! Лишь позже, много времени спустя я узнал, что на самом деле, генерал, возглавлявший находившуюся на борту «Алмаза» какую-то часть казаков, для того, чтобы подать пример другим, сам спустился в трюм и, несмотря на свой преклонный возраст переносил уголь на своих плечах. Фамилию его я так и не узнал.
Эта перегрузка угля с одного борта на другой, породила, из-за незнания морских терминов, между казаками и матросами не мало «анекдотичных» недоразумений. Приведу один из таких случаев, как наиболее характерный: Один казачек, переносил уголь в трюме, перед самими котлами. В момент, когда он — открыв люк пустой угольной «ямы» — высыпал туда из принесенного им мешка уголь, слышит окрик сверху: «По-луундра!..» Не понимая, в чем дело, он просовывается через люк в «яму» и, поднимает голову. В этот момент матрос, крикнувший «полундра» высыпает сверху мешок угля. Мой казачек, превращенный в негра, вытирая лицо и отплевываясь, в свою очередь кричит: «Ты!.. Такой сякой!.. Когда полундру бросаешь, то кричи берегись!..» (По морскому «полундра» и есть предупреждение «берегись».
Подходим к турецким берегам. У входа в Босфор — нечто, вроде очереди. Один за другим, военные корабли, вперемежку с торговыми входят в порт. Вот идет, — как говорят матросы — какая-то старая калоша, до отказа нагруженная, вернее, перегруженная людьми и ее тянет малюсенький катер. Катер этот, скорее буксир, надрывается, пыхтит, но все же, хотя и медленно, но передвигает «старую калошу» и, как видно, дотянул до самого Константинополя, прямо-таки как «Моська», когда смотришь на него издалека.
Наконец и «Алмаз», медленным ходом вошел в Босфор. Боже!.. Какое же тут столпотворение. Корабли всех наций, большая часть из них на рейде. Подходим к большой группе наших пароходов, стоящих на якоре, как раз против «Золотого Рога». Как только наш корабль бросил якорь, как его окружили бесчисленные торговцы, приблизившись вплотную к «Алмазу на своих яликах наполненных всякого рода товарами и на перебой предлагавших свои услуги по снабжению всем съедобным, за деньги, или за неимением таковых, соглашались и на обмен за вещи, имевшиеся у каждого на руках, вплоть, до оружия. Вот кто-то спускает на веревке пару новеньких ботинок, конечно, военного образца. Турок, (или армянин), внимательно разсматривает их, буквально, по швам, качает головой, говорит что-то непонятное, привязывает вместо ботинок к концу веревки бутылку какой-то жидкости не то вина, не то самогона (дузика), это, мол, все, что он может дать за ботинки. Матрос ругается, говорит, что этого мало за новые ботинки, но ничего не помогает. Турок остается непоколебим. Кто-то из беженцев за золотое кольцо выменял буханку хлеба и бутылку вина. По всему видно было, что торговцы не были намерены терять даром время, когда представлялся им момент хорошо подживиться, за счет тех, кто все равно уже потерял все, даже родину.
Сколько времени «Алмаз» простоял в Константинополе, сказать не могу, но во всяком случае не меньше десяти дней. За это время почти все беженцы и все казаки ушли, кто просто на берег, другие же перешли на другие корабли, для переброски их, кого на Лемнос, кого в Галиполи, или же в одну из Балканских стран. Команда корабля, по очереди, вся побывала на берегу. Матросы, после отпуска рассказывали о прелестях Царьграда, на вратах которого, как говорит предание и история, был прибит щит князя Олега. Рассказывали они о всем, что они там видели: Золотой Рог, базары, Софийский собор. Ничто это меня не соблазняло, Правда, хотелось бы мне побывать в Софийском соборе, но я крепко держался, отказывался от отпуска в город, ссылаясь на то, что у меня нет форменной матросской одежды. Мне предлагали таковую взаймы, лишь для прогулки по городу, но я с благодарностью отказывался под различными предлогами. На самом же деле я боялся, что корабль сможет уйти без меня, так как я считал, что мы еще недостаточно далеко отошли от границ России, еще слишком близко от «земного рая». Мне все время казалось, что большевики все время следуют за нами по пятам. Слишком свежо еще было в моей памяти представление того, что мне пришлось видеть и испытать всего лишь несколько недель тому назад. Тем более мне стало известно, что из Константинополя «Алмаз», как и остальные военные корабли пойдет в Северную Африку и я ни за что не желал упустить случая побывать в странах, о которых мечтал еще в детские годы, при чтении интересных рассказов о далеких и диких странах, где зреют бананы, финики и кокосовые орехи. Слышны разговоры о том, что «Алмаз» из-за недостатка годных котлов не сможет пуститься в путь через Средиземное море, неспокойное в этот период времени. Начиналась зима, поэтому наш корабль был взят на буксир ледоколом «Илья Муромец».
Проходим Дарданеллы. Мрачная, печальная картина. Там и сям торчат из воды потопленные за время войны 1914-го года корабли. Вот выглядывает из воды нос какого-то миноносца а там — вдали, виднеется лежащий боком какой-то большой военный корабль. Сколько их?.. Всех их и не перечесть. Погода стоит хорошая, солнечная. Времени у меня достаточно для того, что бы любоваться всем этим, так как работал лишь один, иногда два котла, лишь для обслуживания динамо-машин. Главные же машины, двигатели стояли, за ненадобностью в бездействии. «Илья Муромец» старался, пыхтел и, хотя и медленно, но тянул за собою «больной Алмаз».
Подходим к греческим берегам. Показываются отдельные острова. На них террасами, как бы гигантскими лестницами расположились виноградники и оливковые рощи. Входим в Пирейский залив. Остановка. Но это не для отдыха. Очевидно потребовались какие-то формальности. Появляются два маленьких буксира, один из них становиться впереди, другой же прицепляется за корму «Алмаза» и нас вводят в Коринфский канал. Был бы наш корабль лишь на несколько сантиметров шире, он не смог бы пройти через эту узкую щель пробитую в скале. Вдали, высоко на горе виднеется, как бы туго натянутая миниатюрная лента, железнодорожный мост, повисший над каналом. Перед тем, как мы подошли почти что под самый мост, со стороны Афин, медленным ходом проходил пассажирский поезд, а из открытых окон его вагонов пассажиры приветствовали нас, размахивая своими шляпами и платками. Мы то же продвигались по узкому каналу «черепашьим шагом» до тех пор, пока не вышли в какую-то бухту или залив уже на стороне Средиземного моря, после чего, греческие буксиры были отцеплены, остался лишь «Илья Муромец», который и вывел нас в открытое море. В начале, как будто все было нормально. Хотя и покачивало, особенно «Муромца» но страшного ничего не было, до тех пор, пока не прошли мимо берегов Сицилии. Лишь только берега Сицилии скрылись за горизонтом, как подул такой шторм, что не только мы, — новоиспеченные горе-моряки, пришли в ужас, но и старые морские волки, видавшие виды начали спешно готовиться к худшему. Леера (канаты протянутые вдоль бортов) были установлены уже раньше. Эта предосторожность не была лишней, так как корабль качало с такой силой, что проходя по палубе без «лееров» не мудрено было очутиться за бортом. Не помню, по какой надобности мне пришлось вылезти через заделанные люки на палубу. Не успел я сделать нескольких шагов, как набежавшая волна окатила меня с ног до головы. Хорошо, что я уже успел во время ухватиться за леер, без этого она, откатываясь, могла бы бросить меня, как мячик, в разбушевавшуюся стихию. Это, наверное и было то, что называют девятым валом, так как не всякая волна перебрасывалась через верх борта. Впереди же нас бедненький «Муромец» — надрывается, тянет нас и, как «Ванька-встанька» перекачивается с одного борта на другой, то и дело черпая воду своими бортами. Иногда он, как бы ныряя, носом погружался в воду, после чего он вставал на дыбы, погружаясь на этот раз уже кормою и, задирал нос к верху точно издеваясь над безпомощностью такого большого (по сравнению с ним) и красивого корабля, каковым был «Алмаз».
Мимоходом, заглянул я во внутрь Адмиральской кают-компании. Это был чудный, громадный зал, сплошь отделанный изящной резьбой по дереву. Посредине задней его стены была вделана черная, мраморная доска с высеченными на ней, и позолоченными именами чинов команды «Алмаза» павших во время японской войны, в Цусимском бою. В этом зале были размещены беженцы с семьями. Картина, представившаяся моим глазам не поддается описанию. Большинство людей, закачавшись до потери сознания, не были уже в состоянии сопротивляться и, превратившись в безчувственные тела, по мере того, как корабль качало, перекатывались по менявшейся наклонной плоскости от одной стены к другой и, останавливали свое «катание» на такие же как и они, уже остановившиеся безчувственные «трупы» своих соседей. Все они, до одного, были укачаны, — больны морской болезнью. Что же касается пишущего эти строки, не смотря на то, что он — что называется — морской воды не видал до поступления на корабль, все же выдержал марку, и, не поддался морской болезни, как эти несчастные страдальцы, быть может просто потому, что ему, для этого, во все время шторма и времени не было.
На самом деле, в самом начале шторма я был прикомандирован к команде трюмного инженера-механика лейтенанта Екк, которому было поручено спасение, — то есть починка котлов, вышедших из строя еще до эвакуации. Не имея необходимого материала, ни необходимых частей, для такой работы, приходилось их — чуть не высасывать из пальца. Необходимо было разбирать сразу несколько негодных котлов, из них выбирать для починки наименее пострадавшие, а из других — выбирали части, которыми можно было заменить, например, прогоревшие трубы, и части прилегающие к ним в менее пострадавших котлах. За неимением нужных для этого болтов, приходилось часами отмачивать в керосине и расхаживать старые, заржавленные болты для того, что бы ими можно было пользоваться, для сборки частей. Следует отдать должное лейтенанту Екк за его самоотверженность. Он, не только руководил этими работами, но и сам принимал в них активное участие, надев рабочую робу и, исполняя самые деликатные, трудные и, конечно, грязные работы. Будучи ранен свалившейся на его ногу тяжелой металлической частью котла, он, все же, несмотря на страшную боль, довел свое задание до победного конца. Благодаря энергии, находчивости и, самоотверженности этого офицера, нам удалось починить и привести в порядок несколько котлов, и, поднять достаточно пару для того, что бы запустить в ход одну из двух машин. Таким образом нам удалось закончить наше путешествие, хотя и одним винтом, но все же своим ходом.
Это не было роскошью, так как из трех тросов (канатов) которыми «Алмаз» был соединен с буксировавшим его ледоколом «Илья Муромец» оставался к тому времени лишь один, так как два других полопались в самый разгар шторма. Легко себе представить, что сталось бы с кораблем, если бы порвался и третий трос. Об этом лучше и не говорить.
Моя первая вахта, после починки котлов кончилась, если не ошибаюсь 25-го декабря в 8 часов утра. Это была и моя последняя вахта на котлах. Я вылез на палубу, чтобы подышать свежим воздухом. Хотя корабль еще и качает, но уже с гораздо меньшей силой и, волны больше не достигают палубы, она даже успела засохнуть. Через некоторое время с мостика слышен возглас сигнальщика: «Земля»!.. На горизонте показываются очертания каких-то возвышенностей. Подходим ближе. Ясно видны две горы, а между ними, как бы узенький проливчик ведущий в громадное озеро. Это и есть Бизертский порт в котором, в случае надобности могли бы спрятаться все флоты, существовавшие в то время в Европе, а может быть и флоты всего мира.
Едва лишь «Алмаз» миновал мол и вошел в порт, где под защитой гор, отделяющих его от волнующегося моря, поверхность озера была почти спокойной и, мы впервые были так приятно обласканы теплыми лучами африканского солнца. Какая благодать!.. Тихо, тепло и радостно на душе… Эта радость наша была увеличена тем, что нас приветствовала спокойно гуляющая публика, совершенно заполнившая пристань Бизерты мимо которой мы проходили. По праздничному разодетые дамы помахивали платочками и цветными зонтиками, мужчины снимали шляпы, большей частью колониальные и, махали ими в нашу сторону. Мы, от радости, готовы были танцевать им в ответ.
В этот день французы праздновали Рождество Христово, поэтому их и было так много и так хорошо разодеты. У нас же была Пасха Христова, да пожалуй и вдвойне, несмотря на наш больше чем растрепанный вид.
(Продолжение следует)
К.Т. Баев
© “Родимый Край” № 124 СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ 1976
Читайте также: