Реформы патриарха Никона, начатые во время царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.), происходили примерно, на сто лет позже реформ Католической церкви в Западной Европе. Если реформаторы Запада требовали коренных изменений в церквах: (Мартин Лютер в Германии, Жан Кальвин во Франции и Ян Гус в Чехии и Словакии), как-то: отказ от индульгенции, безбрачия священников, непогрешимости Папы Римского в делах религии, пересмотр Евхаристии, перевод церковных книг на живые языки народов вместо принятой латыни и др., то патриарх Никон решил поправить всего лишь некоторые ошибки, вкравшиеся в церковные книги во время их копирования и изменить некоторые обычаи, по неизвестным причинам быв принятыми до него. Это касалось: Совершение крестного знамени тремя перстами вместо двух, принятых с давних времен (м. б. со времен Владимира Святого) до реформы, требовалось писать и выговаривать слово «Иисус» с двумя буквами «И», вместо «Исус», как писалось и выговаривалось до реформы. Некоторая разница в Пасхальном тропаре: По старому пелось — «Смертию на смерть наступив» и «Смертию смерть поправи»… и некоторые другие: Хождение хоругвиями и иконами вокруг церкви, где это принято — по солнцу — против солнца?.. Облегчение постов, разрешение брить бороды мирянам и, даже, в некоторых случаях — священнослужителям, — и другие мелочи.
Несмотря на эти мелочи, реформы, а особенно методы приведения в исполнение их, вызывали большие волнения и смуты на Руси. Они повлекли за собою массовые жертвы, казни, ссылки, каторгу, сжигание, самосжигание, оставление насиженных мест, бегство отдельных лиц и целых общин в соседние, иноверческие государства и т. д. Кроме того, методы проведения в жизнь этих реформ нанесли большой ущерб православной церкви, появлением в Ней массового, зачастую нелепого сектантства. И противники, пожалуй, имели основание говорить, что все эти беды были вызваны изменением одной буквы и одного пальца.
Реформы патриарха Никона на Яике переживались очень остро, понесли много жертв и кончились несколько иначе, чем в остальных казачьих Войсках. Это объясняется многими причинами: I) В эпоху начала реформ граница Российского государства кончалась на правом берегу Волги и Яицкое Войско было далеко от Москвы.
2) В период царствования Алексея Михайловича Яицкие казаки пользовались еще широкой автономией. Сносились с Москвой через Посольский приказ, никаких вмешательств центральной власти в свои внутренние дела и, особенно, в дела веры в Бога не допускали. Поэтому они оставались незатронутыми, сторонними, этим реформам.
3) При следовавших за Алексеем Михайловичем царях, при расширении границ Русского государства на восток, Яицкое Казачье Войско оказалось в весьма выгодном стратегическом (в смысле защиты границ) положении и, при всяких попытках Москвы переступить, воображаемые, обязательства Царя Михаила Федоровича — «Служить казачью службу, — а в прочем ином неповинну состоять» …Ставили, или намекали о возможностях открытия границы. В обещание Царя Михаила Федоровича Яицкие казаки верили, хотя письменного указе на это, на руках и не имели. 4) Упорство их в защите своих прав доходило до прямого отказа от службы, вплоть до вооруженных сопротивлений против центральных Властей. 5) Не малую, положительную роль в тяжелый период для Яицкого Войска сыграл наместник Оренбургского Края действительный статский Советник и Кавалер, (как его представляет секретарь,) Иван Иванович Неплюев.
В данную эпоху Яицкое Войско входило в состав Оренбургского Края. В начале своего царствования Император Петр I делами Церкви не интересовался. Не имея возможности проследить детально, по датам развитие борьбы Яицких казаков против реформ Патриарха Никона, я ограничусь лишь приведением нескольких случаев, которые позволят иметь общее представление об этой эпохе. В конце царствования Петра 1-го, на Кругу, казак Федор Руковишников заявил: «В церковь не ходить, и книг нынешних не слушать для того, что нынешние книги — Новопечатные». Священник Петропавловской церкви отец Василий Семенов стал обличать его в хулении его на Церковь. «Посадить попа в воду», т. е. — утопить. И поп был утоплен.
При Анне Иоановне Казанский епископ Гавриил в 1734 г. Выражал неудовольствие на самовольное принятие Яицкими казаками священников со стороны, или же выборы их из своей братии среди Яицких казаков. Приемник епископа Гавриила — Лука Канашевич долго не соглашался назначить закащиком (благочинным) Яицкого протоиерея Максима Павлова и, рукоположить во священники двух других Яицких казаков, так как все три кандидата «крестились злочестивым, раскольническим и Армянским Двосперстным Крестом». Однако, уступая настоянию Войска, пришлось назначить и рукоположить «сих явных клятвопреступников и богомерзких раскольников». Оговариваясь, что «сие делается ради. Чесне издревле преславутого Войска Яицкого»…
В 1736 г. Тот же епископ Лука пожелал учредить в самом Яицком городке «Духовное правление» с ученым протопопом (не из казаков) во главе. Учинить поголовную перепись прихожан. Для принуждения к переписи казаков, исповеди и причастию послать офицера и особую команду из солдат в Яицкий городок. Наместник Оренбургского Края — Неплюев вмешался в это дело. От него завесила высылка Команды и он писал епископу, что для выполнения этого нужен указ от Военной Коллегии. А без того, он предложение епископа не принимает. — «Учинить сие опасно, дабы в таком невежестве закостенелом, народ конфузии не учинил, причин не дать к побегу, к такому отчаянию, как в Исетской провинции, что сами себя жгли». Ив. Ив. Неплюев, как умный и дальновидный администратор не раз отписывался от — подобных епископу Луке — реформаторов. В Военную Коллегию он писал, что «Ей небезызвестно, какой важный военный корпус есть Яицкое Войско, не только для защиты здешней безопасности от степных народов, но и для других государственных польз. Не малая потребность наблюдать, дабы оный в добром состоянии был. И чем люднее, то лучше». Осторожность Его была необходима. Неплюев знал Яицких казаков, знал их упорство. Умеряя пыл реформаторов, он так характеризовал Яицких казаков, что «они — народ самосбродный?.. и ко всяким вольностям склонный».
Но тем не менее, Неплюев не мог воздействовать против посылки частых вооруженных команд для розысков раскольников, беглых крепостных, дезертиров и т. далее. Вначале эти команды казаков не трогали, но казаки все же были недовольны таким контролем и вынужденными расходами на содержание враждебных им команд. Жаловались наместнику Края, жаловались в Военную Коллегию, но результаты получались обратные. Под конец команды эти стали арестовывать не только, без дела шатающихся людей, да раскольников, но и казаков и их старшин под предлогом «за укрывательство».
После первой переписи в 1721 г. Яицкие казаки до последнего времени держались обратных принципов Донским. Если Донские гордились тем, что «с Дона выдачи нет», то Яицкие никого на Яик не принимали. Для разбора жалоб был послан с командою майор Воейков. Разведав о том, 500 вооруженных Яицких казаков встретили его на границе с арестованным в Яицком Городке поручиком Кустовым и его солдатами. Отдали поручика майору и последнего просили, «во избежание греха в войске не показываться». Опять скандал!.. Бунт?.. Неплюев просит: «Следствия не расширять, а замешанных в деле старшин, — некоторых отстранить от должности, некоторым сделать выговор, а рядовых наказать плетьми». В этом же 1756 году тот же епископ Лука Конашевич был переведен в Белогородскую епархию. В чем дело?.. — Башкиры подняли восстание, которое захватило весь поволжский район и Яицкий военный корпус должен был быть «в добром состоянии», ликвидировать это восстание и держать свою границу. Вскоре, в 1770 г., когда армия была занята войною с Турками, Астраханские калмыки решили перекочевать в свою бывшую родину Джунгарию и Яицким казакам было приказано задержать их на переправах через реку Волгу. Все эти события помогали Яицким казакам откладывать решение церковного вопроса. Тем более, что между последними двумя событиями разрешался вопрос первой важности для обеих сторон. Это проэкт Неплюева об организации 2-й линии, по которому Он решил земли Яицких казаков, лежащие на юг от Яицкого городка — до г. Гурьева отдать (?) на заселение Самарским дворянским детям, а защиту линии поручить казанскому Драгунскому полку.
Наотрез отказались «Горынычи» допустить разрешение вопроса таким образом. Атаманом (вице Войсковым) был Илья Григорьевич Меркульев. Яицкие казаки не указывали прямых действий протеста, в случае окончательного приема проэкта, но до Неплюева дошел слух, будто Меркульевцы де говорят, что, если нас не послушают, то мы де «найдем и другую воду». И кроме того, будто бы Меркульев тайно отправил посла к Хивинскому Хану для каких-то переговоров. Все эти тревожные события в крае, тревожные слухи, отсутствие военных сил на месте вынудило Неплюева отказаться от своего проэкта, взамен обязательства Яицких казаков выстроить на нижней (или 2-й) линии 7 крепостей и 11 фортпостов с обслуживанием их. За такие жертвы Яицкие казаки потребовали окончательного снятия учуга, — заграждения в устье реки Яика, быв открытым до этого лишь на 3 сажен с каждой стороны. Все эти события занимали Русское Правительство больше, чем проведение реформ патриарха Никона. В результате этого путешественник Паллес, быв на Яике, в 1769 году, в Яицком городке нашел всего лишь 3 деревянных церкви и один каменный, красивый собор. Но он замечает, что все Яицкие казаки придерживаются старой веры. В церкви они не ходят, а все требы совершают по домам.
Последний акт давления на Я. казаков «за веру» был произведен Императором Александром I. Уже после побед над Наполеоном, он посетил вольный город Оренбург, откуда послал команду в Яицкий городок, (тогда уже Уральск) арестовать атамана Назарова, которому, по доставке Его в Оренбург, Император приказал сбрить бороду и снять с исполнения должности «за попустительство». В Результате, всего только в половине 19-го столетия церковный вопрос на Яике разрешился окончательно. Русское Правительство и Церковь официально признали право Яицким-Уральским казакам молиться в церквах по старым, до Никоновским книгам, как и соблюдать, в том числе и двоеперстное крестное знамение, все дореформенные обычаи, с обязательством принимать священников только рукоположенных православными епископами, делая уступки — рукополагать казаков в первую очередь, если есть на то прошение от прихода, и церкви эти названы Единоверческими.
Большинством Яицких казаков, такое соглашение было принято. Но не мало приходов, которые и этого предложения не приняли и остались при «толках», с которыми они уже сжились. Очень распространенным, для примера, является толк «Австрийский», или, он же «Белокриницкий». Происхождение его таково: Белокриницкий (Австрия) епископ Абросим, не быв подчинен патр. Никону, реформ его не признавал и охотно рукопологал во священники присылаемых из России кандидатов приходами, несогласными с реформами патр. Никона. На Яике «толк» этот распространен, существовал свободно, но, до 1904 г. при молельных домах не имел права иметь колоколов. После же 1904 г. мог строить молельные дома любой архитектуры, и с колоколами.
Были отдельные приходы, которые при отказе православного епископа рукоположить их кандидата, присланного со стороны не принимали, и их кандидат без рукоположения, называясь «Благословенный», делал все требы, кроме «Евхаристии». Этот «толк «назывался «безпоповцами». Они не признавали Святости, Единства, Соборности и Приемственности Церкви от Святых Апостолов. Был еще «толк», — «беглопоповцы». Это были приходы, которые пользовались кочующими попами, бежавшими от преследования властей, как более достойных, — пострадавших. Среди этих «толков» можно встретить, нередко семьи «немирские» т.е. они не едят и не пьют из одной посуды с другими семьями. Между собою «Толки» не враждовали. Браки чаще — заключали по «толкам», но — последнее время было много и смешанных браков.
Таким образом, в результате двухвековой борьбы, Яицкие казаки Реформ патриарха Никона не приняли. Первая Единоверческая Церковь была построена в станице Сахарновской в 1848 г. По всем станицам в Яицко-Уральском Войске церкви были, исключительно Единоверческие, как и Войсковой Собор в честь св. Архистратига Михаила. Православные (2-3) церкви были в гор. Уральске, одна в г. Илеке, возможно — одна в г. Юрьеве для приходов иногороднего населения. «Стойте крепче, держитесь за свою веру и за Яикушку — нашего кормилица» — повторяли старики в скитах, побывавшие в тюрьмах, ссылках за веру, побыв под кнутами и шомполами. Все равно всех не перевешают, не перестреляют!.. Бабы поют: «Отречемся, братие от мирских страстей и не будем слушать земных властей»!.. На отрез отказались Яицкие казаки идти в легионы графа Потемкина Алексея, где нужно было брить бороды и носить форму. И это сейчас-же после Пугачева?!.. В 1775 г. в году ликвидации Запорожской Сечи!..
Несмотря на все бунты, протесты, — Императрица Екатерина освободила Яицких казаков от Легиона и, заодно, отложила для них же на 23 года применение закона «О новом Управлении Каз. Войсками. «Наша взяла». Торжествуют в скитах.. «Так ли мы еще тряхнем Москвой?!» Зло ворчат по дальним хуторам «Сумасбродные Горынычи».
_______
П. Фадеев
© “Родимый Край” №121 МАРТ – АПРЕЛЬ 1976
Читайте также: