В 1879 году в имении известного мецената Саввы Мамонтова, в кругу писателей, поэтов и художников, один из гостей, приехавший с Украины, прочитал вслух полностью и без выпусков известное письмо запорожцев турецкому султану. Присутствовавшему И. Е.
Репину оно понравилось и у него возникла мысль написать картину на эту тему. Он тут же карандашем набросал эскиз и подарил его хозяину дома.
Репин начал собирать материал из жизни запорожцев, но собирание шло туго: запорожцы не любили канцелярщину, документов осталось мало.
Репин съездил на Украину, записывал песни, предания и все, что слыхал о запорожцах, зарисовывал старинную утварь, посуду и прочее. Возвратясь в Москву, он познакомился с одним студентом, собиравшим материалы для своей будущей диссертации. Этот студент показал художнику большую серебряную кружку, вместимостью в 1 литр, найденную им в одной церкви. Кружка эта принадлежала когда-то легендарному кошевому Сечи Сирко, который добыл ее у крымского хана. Казаки говорили, что хан подарил ее кошевому «со слезами на глазах», в знак благодарности за то, что при одном набеге запорожцев на его владения самого его оставили в живых. Послов хана, имевших при себе письмо к русскому царю, с просьбой унять запорожцев, кошевой повесил.
В одном из курганов нашли скелет казака, а рядом с ним большой графин из толстого стекла, плотно закупоренный деревянной пробкой, залитой воском. Этот графин с «горилкой» запасливый казак велел положить ему в могилу «на всякий случай», изображен на репинской картине; он стоит перед писарем, пишущим письмо.
Нашелся и старинный глиняный горшок, не только служивший для обычного обихода, но и употреблявшийся при стрижке. Горшок надевали на голову и подстригали выглядывавшие наружу волосы. Так и говорилось: «острижен под горшок» (или «под макитру»). Так острижен и писарь на знаменитом репинском полотне, и казак, стоящий позади него. Другая общеизвестная прическа запорожцев: вся голова обрита, оставлена лишь одна длинная прядь — «осэлэдэць».
На картине виден сидящий за столом здоровенный казак, обнаженный до пояса. Перед тем, как принялись за письмо, шла игра в карты. Они под рукой упомянутого казака, который сдавал. А сдающий должен снимать рубашку, чтобы какая-нибудь карта «случайно» не залетела в рукав или за пазуху.
***
Полный текст письма запорожцев султану изобилует остроумными, но совершенно не годящимися для широкой публикации, крепкими выражениями. Пышные титулы пародийно снижены.
«Вывылонськый ты кухар…» «Македонськый колэснык…» «Александрийськый козолуп…» — вот самые мягкие из эпитетов, коими запорожская вольница награждает высокого адресата.
Запорожская Сечь сложилась в середине 16 столетия в низовьях Днепра на о-ве Хортица, но несколько раз меняла свои места, смотря по обстоятельствам. Во второй половине 17 — начале 18 века центром Запорожской Сечи была Чертомлыцьская Сечь на правом берегу Днепра. В 1709 г. Петр Первый велел Сечь ликвидировать. Часть казаков ушла в днепровские низовья, во владения крымского хана, но в 1734 г. казаки эти вернулись и основали Новую Сечь. Просуществовала она до 1775 г. Самое слово Сечь возникло от сооружавшихся запорожцами укреплений, называвшихся «засеками» или «сечью».
В боевое казачье «лыцарство» принимали без особого разбора. Являлись туда беглецы из числа подвластных боярам или польским панам крестьян и разные другие люди. Пришельцам задавался только вопрос: «В Бога веруешь?» Осведомлялись также, имеет ли новичок смекалку? В первые дни новоприбывшего кормили из общего котла и чарку горилки давали. Несколько присмотревшись к нему, подвергали испытанию его сообразительность и решительность.
Вот сказали раз новичку:
— Хлопче, мы завтра рано утром пойдем рыбу ловить, а ты нам кашу свари, да смотри, чтоб не пригорела! Вот тебе крупа, вот соль, а вода на речке! Ушли казаки, а хлопец начинает кашу варить. Видел он у себя дома, как его мать для троих детей кашу варила, а тут попробуй-ка сварить сразу на тридцать человек! Сколько нужно крупы в котел положить, сколько соли засыпать и сколько воды налить, да еще чтобы каша не пригорела! Тут без смекалки не обойтись.
Однако, молодой казак изловчился — к полудню каша готова, нужно звать казаков.
— Эй, хлопцы! — зовет он с крутого берега. — Идите кашу есть!
Казаки давно уже рыбы наловили, искупались, расположились на берегу, в карты играют, а на зов не идут.
Проходит минут десять, опять хлопец зовет казаков:
— Каша подгорит, идите же!
Те опять ни малейшего внимания.
Новичек, подождав еще, снова зовет, и снова то же самое. Наконец, рассердился и кричит:
— Ну, так и чорт с вами, я и сам кашу съем!
Тогда казаки бросают карты и бегом к каше: хлопец бойкий, — будет из него казак.
О том, как ценили запорожцы крепкий характер и богатырскую ухватку, свидетельствует одна из легенд о знаменитом кошевом
Сирко, будто бы, когда он родился, его домашние искупали, да и положили на постель, а сами ушли по своим делам. Младенец полежал, полежал, потом слез с постели и пополз по хате. Набрел на только что приготовленный пирог с рыбой и капустой, который был покрыт полотенцем, чтобы «отошел» Дитя отведало немножко пирога, а там разохотилось и… скушало весь пирог!
Репин писал своих «Запорожцев» двенадцать лет, много переделывал, подыскивая типичных людей в качестве натуры. Он долго не хотел продавать картину. «Жалко мне с ними расставаться, уж больно были веселые ребята!» — говорил Илья Ефимович.
(Н. P.C.)
Сергей Грозданов
Читайте также: