С.А. ЖАРОВ и ЕГО ХОР. – М. Валди


«Ты сидишь одиноко и смотришь с тоской,
Как печально камин догорает…»

Но это только в песне так поется, а на са­мом деле сидим мы очень уютно на террасе и настроение у нас прекрасное, ведь «еще весной благоухает сад». Все цветет, летают и чирикают птички, на лужайке играют зай­чики.

Мы окружены заботами очаровательной и гостеприимной Неонилы Николаевны.

Я погружен в интереснейшую беседу с ее мужем и глубоко взволнован.

Ведь передо мной один из последних пред­ставителей славной плеяды выдающихся русских людей, покинувших свою родину после революции и так много давших запад­ному миру в области науки, музыки, искус­ства, театра, литературы, техники, — словом во всех областях творческой деятельности.

Передо мною всемирно прославленный ре­гент Донского Казачьего Хора Сергей Алек­сеевич Жаров.

Внешний облик Жарова памятен всем и мало изменился. Он маленького роста. Ведет себя очень просто и скромно. Движения мяг­кие. В нем нет ничего нарочитого и искус­ственного. Улыбка добродушная, но тонкие губы несомненно властны, подбородок энер­гичен, — они говорят о настойчивости и силе воли, хотя взгляд еще как бы детских глаз кроткий и почти усталый.

Несомненно на сцене его внешность на фо­не крупных певцов производила впечатление и содействовала его личной популярности.

Мы погружены в прошлое. Так живо, про­сто и интересно описывает Жаров отдельные этапы его блестящей карьеры. Любопытно, что и мне удалось присутствовать на некото­рых этапах. Мы соприкасались, не зная друг друга, и расходились «как в море корабли».

Уже в детстве Жаров любил петь в цер­ковном хоре. Он рано потерял мать. Отец, перед своей смертью отвез его в Москву и отдал в знаменитое Императорское Сино­дальное Училище, выпускавшее высококва­лифицированных регентов церковных хоров и преподавателей хорового пения.

Директор училища, известный композитор А.Д. Кастальский, сразу оценил способности Жарова и всячески ему покровительствовал.

В 1911 году Синодальный хор. в котором пел и молодой ученик Жаров, совершил большую поездку по Европе с концертами в Дрездене, Вене и Риме.

Лично я учился в это время в Дрездене и был на этом концерте. У меня осталось вос­поминание об огромном успехе хора у нем­цев, и я был очень горд, так как в общем отношение немцев к русским в это время бы­ло свысока.

В марте 1917 года, Жаров окончил Сино­дальное Училище. Вот, что он сам рассказы­вает о выпускном экзамене. «Стою за пюпи­тром перед оркестром. Это было мое первое публичное выступление. Дирижирую сюиту Аренского. Увлекаюсь… Порывисто взмахи­ваю правой рукой и чувствую, что манжетка не прикрепленная к рубашке, соскальзывает мне на руку. Задержать ее не могу — в руке дирижерская палочка. Еще мгновение и я вижу как она, соскользнув по палочке, дугой летит в оркестр и звучно ударяется об вио­лончель. Смущение… Среди музыкантов — моих коллег, учеников Училища — заглу­шённый смех. У меня все темнеет в глазах, хочу все бросить и выбежать из зала. Стара­юсь найти потерянное место сюиты, нервно перелистываю партитуру. Не нахожу… И вот меня охватывает решимость отчаяния. Неве­роятным усилием беру себя в руки и дири­жирую наизусть. Моя воля побеждает. Ор­кестр в моих руках, и я веду его с увлече­нием, для меня до этого дня незнакомым. Ру­коплескания наполнили зал. Экзамен был сдан блестяще. Меня похвалили. Во мне от­крыли новый талант!»

На следующий же день Жаров явился для службы в Александровское Военное Учили­ще. Провел конец войны в ударном батальо­не, а затем гражданскую войну в казачьих частях. С ними и эвакуировался в Турцию, очутился в мрачном лагере Чилингире. Жизнь там была безнадежно тяжелой, пита­лись плохо, впроголодь. Возник грозный при­зрак холеры. Не даром прозвали Чилингир лагерем голода и смерти.

В 1921 году начальник дивизии отдал при­каз собрать лучших певцов из полков к празднику Николая Чудотворца.

Руководителем и регентом естественно был назначен Жаров. Спевки начались в малень­кой тесной землянке. Певцы в большинстве случаев были офицеры. Многие из них так и остались в составе хора.

Дивизию затем перевели на остров Лемнос, но и там жизнь была очень тяжелой. Все же, помимо пения в местной церкви городка Мудроса, устраивались выступления и под от­крытым небом.

И вдруг неожиданно был назначен переезд в Болгарию. В портовом городе Бургасе ка­заки были встречены торжественно и накормлены досыта. Там хор и дал свой первый публичный концерт и имел свой первый се­рьезный успех. Выручили за концерт 240 лев или… два доллара.

Начальник дивизии, генерал Гусельщиков покровительствовал хору и предложил певцам основаться при штабе в Софии, где им позже была предоставлена казарма. Хор стал постоянно петь в маленькой посольской цер­кви.

В январе 1923 года я попал в Софию с русской группой из Парижа и Лондона, за­интересовавшейся в разработке лесных кон­цессий Алексея Ивановича Рубцова. Помню очень хорошо, что в годовщину смерти моего дяди я отслужил панихиду. Надо сказать, что я был большим любителем церковного пения, а ведь какие хоры были у нас в Мос­кве, а хор Афонского в Париже! Во время панихиды меня поразило необычайно прони­кновенное исполнение песнопений. Такого ис­полнения я еще никогда не слышал. Был я, конечно, и на блестящем концерте в Воен­ном клубе. Вскоре мы уехали.

Пение хора привлекало в церковь много молящихся.

Подготовка и спевки проводились только по вечерам, несмотря на усталость певцов, ведь днем они были вынуждены зарабаты­вать на жизнь.

Начались выступления — духовный кон­церт в Кафедральном соборе, концерты в Со­фийском Свободном театре, в Военном Клу­бе. Проходили они неизменно с большим ху­дожественным успехом. Начало было поло­жено, и хор стоял на ногах.

Очень помогла хору знаменитая балерина Тамара Карсавина. Благодаря большим свя­зям она добивалась приглашений хора на рауты дипломатического корпуса и давала советы для подготовки хора к концертам в Европе.

Неожиданно хор стал получать предложе­ния на концерты из разных стран.

Стали готовиться усиленно к отъезду из Болгарии. Наконец, 23 июня 1923 года хор покинул Софию и через Белград доехал до Вены. Здесь представитель Лиги Наций Ван дер Говен заинтересовался хором и направил Жарова к директору концертного бюро в Ве­не, Геллеру.

И вот 4 июля 1923 года в роскошном зале Императорского Дворца состоялся первый публичный концерт хора перед венской пу­бликой, известной своим вкусом и понима­нием музыки. Этот концерт прошел с неверо­ятным успехом. Сияющий директор Геллер воскликнул: «Господин Жаров, вы будете петь с вашим хором не один раз, а тысячу раз!» И действительно хор уже был на два месяца ангажирован в Австрии и подготовля­лась поездка по Швейцарии.

Началось необычайно успешное, просто триумфальное шествие хора почти по всем странам мира. Свыше 8.000 концертов было дано за эти 50 с лишним лет существования хора и почти всюду с огромным, небывалым успехом.

Где только не выступал хор — и по всей Германии, и в Австрии, Франции, Англии, Югославии, Чехословакии, Латвии, Швейца­рии, Голландии, Новой Зеландии, Австралии, Японии, в Соединенных Штатах в странах Южной Америки, в Африке, — и всюду с неизменным успехом. Но надо сказать, что нигде не встречали хор так бурно и востор­женно, как в Германии и в Австрии.

Хорошо помню концерты хора в Данциге, во второй половине тридцатых годов. Взвол­нованные немцы кричали, вскакивали на стулья, стучали ими по полу, требовали пов­торений и никак не хотели покидать зал.

А для нас, русской колонии, это был боль­шой светлый праздник. Конечно, мы востор­женно принимали хор, наслаждались чудес­ным исполнением и переживали душевные и духовные взлеты. А после концерта мы разбирали певцов и чудно и приятно прово­дили с ними время.

Сам Жаров бывал на специальном приеме у генерал-майора Василия Абрамовича Дьякова командира Лейб-Казачьего полка, а потом и дивизии.

К сожалению Василий Абрамович, как и генерал-майор Александр Николаевич Моллер, последний командир лейб-гв. Финлянд­ского полка остался в Данциге в конце Вто­рой мировой войны, и оба они трагически погибли.

Следует добавить, что хор был особенно дорог для рассеянных по всему свету рус­ских. Выступление хора в любом городе для проживающих там русских было поистине большим событием. Принимали Жарова и хор восторженно, ведь это было наше, буди­ло в душе что-то светлое, трогательное и бесконечно родное.

В Англии хор был приглашен на специаль­ный концерт перед королем Георгом Пятым в Виндзорском Дворце и затем на придворный обед. Король и королева очень любезно бесе­довали с Жаровым и просили исполнить рус­ский гимн. Переводчицей при этом свидании была Великая Княгиня Ксения Александров­на.

Пел хор также у Императрицы Марии Феодоровны в Копенгагене, во дворце японского императора, на специальном приеме у серб­ского короля Александра, во дворце у ру­мынской королевы Марии, перед высочайши­ми особами Скандинавских стран, у королевы неаполитанской Марии, всегда подносившей особые подарки хору.

До 1940 года хор имел местом своего пре­бывания Германию. Жаров и хор до сих пор пользуются там неизменным уважением и огромным успехом. Так, например, сам Жа­ров записан там в Союз Композиторов.

Затем хор переехал в Соединенные Штаты, где и выступал во время Второй мировой войны, также как и в разных странах Юж­ной Америки.

В 1945 году хор был приглашен в Ю.С.О. петь для Американской Армии. Певцы были одеты в американскую военную форму и по­лучали жалование по чину капитана.

Однажды генерал Айзенхауэр приказал хору выступить в главном штабе во Франк­фурте на торжественном приеме, устроенном для высших чинов всех союзных армий. Ай­зенхауэр потребовал, чтобы певцы были оде­ты в казачьи формы. Он очень любезно встретил Жарова, беседовал с ним по-немец­ки и поднес бокал шампанского. Потребовал обязательно спеть «Полюшко» и «Эй ух­нем».

Некоторые из союзников с недоумением смотрели на казачьи формы, а особенно, ко­нечно, высшие представители советского ко­мандования. Однако, никто из них не подо­шел к певцам. Только на другой день, при случайной встрече в кафетерии Штаба неко­торые из них довольно дружественно разго­варивали с певцами, бывшими уже в амери­канской форме, распрашивая их об их жиз­ни.

Уже в 1946 году хор выехал на гастроли в Европу… Останавливались иногда в Герма­нии в полуразрушенных городах, в гостини­цах, устроенных еще в бункерах.

Так опять началось триумфальное шествие почти по всему миру.

Кроме бесчисленных концертов хор сни­мался в кинофильмах и напел для разных фирм в разных странах огромное количество пластинок, имеющих неизменный успех у публики.

Так, например, несколько лет тому назад, Жаров получил специальный граммофон как подарок по случаю продажи 4.500.000 плас­тинок.

Поразительно, что хором восторгалась не только, так сказать, музыкальная элита, как Рахманинов, Пуччини, Шаляпин и многие другие, но имел он постоянный большой ус­пех и у широкой публики во всех странах мира, где бы не выступал.

Действительно, было что-то необычайно захватывающее в исполнении хора. Поражал уже внешний вид певцов и самого регента, дисциплина хора и вдохновенное дирижиро­вание Жарова. Разнообразие ритмов, перехо­ды от нежнейших пианиссимо к потрясаю­щим фортиссимо, изумительные оттенки зву­чаний, поразительная тонкость интерпрета­ции, особенно духовных песнопений, переход от этих проникновенных песнопений к груст­ным или безудержно веселым светским пес­ням и в конце программы живо поставлен­ные танцы.

Следует сказать, что ведь все певцы были артисты, а особенно солисты, поражавшие прекрасными голосами и особой тонкостью исполнения.

С напряженным интересом я слушал рас­сказы Жарова, — он так живо и увлекатель­но описывал отдельные этапы в жизни хора и в то же время так мало говорил о самом себе — создателе, вдохновителе и душе хора. А личность его так ярко чувствовалась и выражалась на фоне хора.

Как он выходил на сцену и как сразу за­хватывал и певцов и слушателей всегда по­ражало. Как он сам говорит, он вдохновлял певцов своим энтузиазмом, извлекая их них все, на что они способны. Не даром знамени­тый пианист Александр Зилоти сказал ему после концерта в Нью-Йорке. «Какой чорт в вас сидит. Такой маленький, щупленький, а сколько силы, чорт возьми! Вы не обижай­тесь на крепкие слова — старая привычка».

Жаров никогда не гонялся за сенсациями сегодняшнего дня, ведь они мимолетны и ни­чтожны рядом с постоянным успехом хора вот уже свыше пятидесяти лет.

Вот, что он сам говорит о своих идеях хо­рового пения: «Венские концерты прошли, научив меня многому. Они показали мне, что я был прав ища новых путей хорового пения. Я всегда избегал скуки в исполнении, искал разнообразия выражения и звучания, кото­рые не всегда достижимы в однородном хоре. Построив свой хор уже раньше на новых принципах, я ввел в него подражание струн­ному оркестру и венские концерты показа­ли, что я был на правильном пути. Предше­ственников у меня в этом направлении еще не было. В России к этим новшествам отно­сились скептически. Между тем, как я дав­но заметил, что достигал особого эффекта, когда заставлял, например, одну половину хора петь с закрытым, другую с открытым ртом. Введение фальцетов значительно рас­ширило диапазон хора придав ему свежесть Развивая партии первых теноров (фальцетистов) удалось дать хору звучность смешан­ного хора.

В России главным образом были смешан­ные хоры, а потому интерес к однородному хору мал. Естественно, что и композиторы в большинстве случаев писали для смешанных хоров. Работу по созданию нового репертуара я всецело взял на себя. Арранжировка ду­ховных песнопений, исполняемых хором, принадлежит исключительно мне. Арранжи­ровка светских вещей большей частью сде­лана также мною, небольшая часть сделана еще А.Т. Гречаниновым, И.А. Добровейном и К.Н. Шведовым. Я опасался превращения хора в машину. Опасение это увеличилось позже, когда концерты стали почти ежеднев­ными. Поэтому я всегда держал хор в неко­тором напряжении, меняя оттенки в одних и тех же вещах, изменяя ускорения и замедле­ния. Благодаря этому я всегда держал хор в своих руках, не давая ему привыкнуть к оп­ределенному шаблону. При этом даже часто расходился с замыслами самого автора. Од­новременно я научился применяться к аку­стике зала. С первого аккорда знаю, что луч­ше звучит — высокие или низкие голоса, скорый или замедленный темп. Любопытно, что когда я во время дирижирования ощу­щал холод в затычке, слыша покашливание в публике, я понимал, что исполнение не дошло и надо было его как-то срочно изме­нить — или характер или темп».

В заключение хочу привести слова, сказан­ные Жарову одним из друзей-певцов после концерта в Вене в 1923 году: «Помнишь Се­режа? Это было в Болгарии, мы шли по шпалам. Идем — вдруг шлагбаум. Как про­рок остановился ты перед неожиданным пре­пятствием и сказал, почти закричал «С этим хором можно завоевать свет. Дайте мне его в руки! Певцы не верят еще, но им можно привить эту веру! Они поверят и успех и признание будут!»

Это были вещие слова! Пророчество пол­ностью сбылось!

В сентябре этого, 1976 года, Жаров с хором летит в Германию, где немецкая концертная дирекция организует юбилейное турне по Германии и некоторым странам Европы по случаю восьмидесятилетия Жарова. Все ор­ганизационные хлопоты дирекция взяла на себя. Ведется уже усиленная подготовитель­ная пропаганда в прессе, по радио и телеви­дению.

Вечно молодой и полный энергии Жаров с энтузиазмом готовится к этим выступлениям.

Пожелаем дорогому Сергею Алексеевичу доброго здоровья и полного успеха в этом турне!

М. Валди

«Русская Жизнь» от 29 июля 1976 года.



Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: