В 1957 году под названием «Трагедия на Драве или преданная свобода» на немецком языке вышла книга польского писателя И. Мацкевича. Изданная на польском языке эта книга носит название «Контра».
Вот вкратце ее содержание: хутор донского казака Александра Кольцова на Дону перед революцией, большая семья: хозяин, хозяйка, два сына, дочь. Спокойная жизнь в достатке. Начинается 1-ая Мировая война, потом революция, гражданская война. Старший сын в свое время уходит на немецкий фронт, потом служит в Белой Армии, попадает за границу. Старик-отец тоже уходит с белыми, но он не смог эвакуироваться и оставшись в Сов. Союзе ведет кочевой образ жизни, скрываясь от властей. Большевики сжигают его жену и дочь. Кольцов появляется в родном хуторе только с приходом немцев, становиться хуторским атаманом. С отступающей германской армией старик Кольцов уходит на запад, доходит до Лиенца и там погибает. И туда же в драматические дни казачьей трагедии попадает его второй сын Димитрий, оторвавшийся в сумбурные дни гражданской войны от семьи. Бывший безпризорник, став взрослым он попадает за острый язык в концлагерь, с началом войны его мобилизуют в армию, он переходит к немцам, в конце войны оказывается в Австрии и кончает Лиенцем…
Несколько выдержек из произведения И. Мацкевича.
«… Командовавший частью, в порыжелой кожаной куртке, с красной звездой на картузе, с наганом и плетью в руках подошел к куреню Кольцовых без слов. Молча подошли красногвардейцы. В выражении их глаз старая Кольцова прочла — смерть…
Начали связывать обоих женщин.
«За что? — прошептала Кольцова — Господи Исусе Христе, Пресвятая Богородица помоги нам…»
«Ага-га!… Как раз в точку… — прошипел человек в кожаной куртке — Пусть теперь, боги твои силы свои покажут, нехай помогут…»
Дочка Кольцовых, Рая побледнела, как снег. Кричать она не могла, не могла выдавить из себя ни слова. Только как выброшенная на сухое рыба глотала воздух, роняя пот и слезы, трясясь мелкой дрожью, как перепуганная на смерть мышь.
Связанных женщин положили на пол куреня. А затем по хозяйски обложили их соломой. Открыв все окна, чтоб тяга была лучше, солому полили керосином и подожгли… Как сгорела Рая — неизвестно. Кричала лишь старая Кольцова, кричала страшно долго, пока ее не задушил дым…
Красноармеец Ващенко стоял, расставив ноги около горящего куреня и слушал. Стоял долго, пока не смокли вопли старухи, пока не завалилась крытая жестью крыша, давно когда-то покрашенная зеленной масляной краской, а теперь заржавевшая рыжими пятнами, похожими на запекшуюся кровь…»
Прошло не мало лет, и И. Мацкевич описывает другую сцену:
«Главная масса казаков, сгрупированная в лагере г. Пегеца в Австрии отступая перед вооруженными английскими солдатами, пытаясь еще отбивать из их рук тех, кого еще можно было вырвать…
Солдаты начали бить палками. Бить по скрещенным рукам, по головам. Вырвали таки одного и бросили в автомобиль… Он придя в себя, выскочил. Снова избили и снова бросили в машину… Он снова выскочил… ударами прикладов его сбили на землю и долго били ногами, пока он остался неподвижным на земле, в лужах крови…
Первым, пробитый штыком упал высокий донской казак. Толпа отхлынула от помоста на котором священники служили панихиду по присутствующим здесь людям. Один из священников повернулся и как бы защищая алтарь, поднял в направлении английских солдат Евангелие, но пехотинец 8-го батальона армии английского короля выбил его штыком из рук батюшки. Дальше кубанец, пытавшийся заслонить икону Божьей Матери, получил такой удар по голове, что оборванная вместе с волосами кожа нависла на ухо. Третий пытался сберечь хоругвь Николая Чудотворца. Ударом палки хоругвь была сорвана с древка и тут же затоптана в грязь. В этот же момент другой солдат ошеломил
ударом палки старика Кольцова. Другой повалил его на колени. Третий, четвертый сбили его на землю. Пятый, тот самый у которого он вырвал карабин, ударил его так, что у него самого занемела рука. Так Джон Смит, родившийся в Шотландии, убил Александра Кольцова, родившегося на Дону, за то, что он не хотел быть покорным большевицкой власти, царившей тогда в западной Европе..»
Мацкевич поляк, не казак, так что в каком-то пристрастии к нам, казакам, его обвинять нельзя. Но он очень хорошо знает советскую действительность, отношение сов. власти к людям.
Конечно там рассматривают казаков, ушедших с немецкой армией так же, как и власовцев, как «изменников Родины»… Но так ли это на самом деле? С внешней стороны — возможно… Но нужно смотреть глубже в происшедшие события.
До 1-ой Мировой войны картина была ясной — люди защищали свое государство, свою страну. Но уже тогда выявились некоторые явления, которые показали, что страна, народ — это одно, а власть, управляющая государством — это другое и она не всегда угодна всему народу, которым она управляет. И в итоге уже тогда люди одной и той же национальности, одного и того же народа оказались в воюющих друг против друга армиях.
Н.Я. Галай в одном из своих трудов (изданных в Германии в Институте Изучения народов СССР) указывает, что в то время размеры этого явления были сравнительно незначительны: в германской армии имелась небольшая воинская часть (один баталион) финнов, считавшихся тогда российскими поданными, в турецкой армии на Кавказе, под командой немецкого офицера Шуленберга, был баталион грузин. В России были сформированы чешские легионы из военнопленных австро-венгерских армий — три дивизии, хотя вся Чехословакия входила тогда в состав Австро-Венгерской Империи. К началу революции в России были сформированы и польские части, хотя положением Польши как бы разорванной между Россией и немецко-австрийским блоком было неопределенным.
Во время 2-ой Мировой войны это явление политического и социального характера приняло более широкие размеры: в рядах германского Вермахта находится много частей из противников Германии: голландцев, датчан, норвежцев, бельгийцев — Волонская Бригада ударников СС Дегреля, дивизии «Викинг», «Норд». Не участвовавшая в войне Испания посылает на восточный фронт «Голубую Дивизию», которой с советской стороны противопоставляют испанцев-добровольцев из детей, вывезенных в Сов. Союз во время гражданской войны в Испании. Франция дала «Французский Легион», позже развернувшийся в ударную дивизию «Карла Великого» — Шарльмань». Последними бойцами, защищавшими бункер Гитлера в Берлине, в то время уже покончившего собой, были французы.
Перейдем к Сов. Союзу. Около одного миллиона советских людей оказалось в немецкой армии. Это уже не отдельные изменники родине, а что-то другое. Сама эта цифра опровергает, доказывает невозможность этого. Когда два человека из десяти переходят с опасностью для жизни на сторону иноземных сил, это уже не измена, а какое-то другое социальное явление. А это другое — это протест против советской власти, против коммунизма. Протест против существующего строя, против его идеологии.
И очень большой процент в этом миллионе составили казаки, уходившие с немецкой армией не только отдельным бойцами или воинскими частями, но со своими семьями, с дедами, женами детьми. Этого не было у других иностранцев, служивших в Вермахте.
В свое время советские власти делали все чтобы уничтожить казаков: физическое истребление, ссылки и др. репрессии, но все это не достигло своей цели. И когда появилась возможность бороться с неугодной властью в союзе с кем то ни было, хотя бы с чертом — казаки дали около 100 тысяч бойцов.
И не наша вина, что западные страны не поняли и теперь еще не хотят понять красную опасность и лелеют себя миражами о «мирном сожительстве и содружестве». Мы, казаки, слишком дорого заплатили за эти их иллюзии, за их доверчивость…
Б. Богаевский
© “Родимый Край” № 107 — ИЮЛЬ-АВГУСТ 1973 г.
Читайте также:
- КАЗАКИ ИЗ «НЕМЦЕВ». – Б. Богаевский
- КУБАНСКИЕ ДЕНЬГИ ВРЕМЕН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. – Б. Богаевский
- ИНОСТРАНЦЫ О КАЗАКАХ. – Б. Богаевский
- К СТАТЬЕ Н. КОРОЛЬКОВА «ИСЧЕЗНУТ ЛИ КАЗАКИ?» – М. Бугураев
- СЛОВО, СКАЗАННОЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КАЗАЧЬЕГО СОЮЗА В.М. КУЗНЕЦОВЫМ ПЕРЕД СПУСКОМ ГРОБА С ТЕЛОМ Б.А. БОГАЕВСКОГО В МОГИЛУ