— Схимонах Константин (Семерников) настоятель обители св. Иоанна Златоуста на Афоне. Родился в 1845 году в станице Кочетовской Донской обл. в бедной казачьей семье. При крещении был назван Кононом. Его родители были благочестивые люди, грамотой они не владели. Детство и молодость Конона Семерникова прошли, как он впоследствии сам говорил, «чудновато». С малых лет он привык к недостаткам и к тяжелому труду, участвуя вместе со взрослыми в непосильном труде в поле и по дому. В то время в больших многодетных казачьих семьях часто случалось, что к концу года все было в «натяжку», то одежку купить, то что другое. Особенно это ощущалось когда случались неурожайные годы или нужно было приготовить подростка к военной службе в полном снаряжении. Такое положение было и в семье Семерниковых.
В 1861 году Конон Семерников как сын казака дал присягу служить в армии верой и правдой и проходил военное обучение в своей станице. Освободившись от занятий, он поступил в наемный полк в гор. Новочеркасске, где жил на свой скромный заработок. В 1863 году он был вызван на службу в действующий казачий полк, который отправлялся в Польшу. Снаряжение казака Конона Семерникова было немудренным. Родители купили ему коня с седлом, ружье кремневку с чехлом, кожаную сумку для кремней. И, надев отцовскую саблю, он отправился в поход. Грамоте Конон Семерников обучался по очень простой системе. Сотенный вахмистр дал ему букварь, определял урок в две три строчки, и молодой казак, едучи на коне в походе, до очередного привала твердил.
Службу Семерников проходил примерно, с точностью выполнял все поручения, а грамоте учился с большим прилежанием и за короткий срок стал читать и писать. За расторопность недюжинный ум и сообразительность командиры полка его любили. Так он прослужил в армии четыре года обязательной службы, а затем остался на сверхсрочной в чине вахмистра, всего прослужив 20 лет. Он участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 гг. при освобождении единоверной Болгарии от турецкого владычества.
Во время освобождения Болгарии, Конон Семерников был в числе тех храбрецов, которые в достопамятные дни 9-10 июня 1877 г. переплыли на лошадях 14-километровый разлив Дуная и заняли турецкий берег около г. Мачина. Кроме того, ему пришлось участвовать в боевых операциях при сражениях под Плевной. Когда же пала Плевна и окруженная там 60-тысячная турецкая армия была взята в плен, то донской казак вахмистр Конон Вуколов Семерников конвоировал плененного командующего плевенской турецкой армией Османа-пашу.
Вахмистр Конон Семерников был старшим братом, наставником и покровителем для его подчиненных. Молодые воины его уважали и называли «отцом», и «папашей». Во время походов в русско-турецкую войну они вместе с ним пели молитвы и воодушевляясь, побеждали противника.
Храбрость Конона Семерникова была необычайной, за что он много раз бывал награждаем. Два раза начальство представляло его к Георгиевским крестам, но, на удивление многим, он отказался, прося передать эти награды особо отличившимся воинам в его подчинении. За примерную сверхсрочную службу он получил денежную награду в 1000 рублей и годичный отпуск для поправки здоровья. Притом ему была предоставлена особая привилегия, что после отпуска он сможет поступить снова в полк или на гражданскую службу по его желанию. Однако Семерников от всего этого отказался. На фоне невзгод, лишений и переживаний в душе воина Конона Семерникова укрепилась и возросла вера в Бога, любовь к Родине, ближнему своему, и он решил послужить им в другом чине и образе. После получения отпуска он отправился по всем русским монастырям, чтобы поклониться великим русским святыням и принести достойный плод покаяния. В 1881 году он дошел до монастырей Афона, земного удела Пречистой Богоматери. Воодушевленный благочестием насельников Афона, Конон Семерников пожелал там остаться и принять иночество. Его определили в пустынь святых Петра и Андрея, принадлежавшую Иверскому монастырю, где он был пострижен с именем Константин.
В 1887 году по решению освященного собора Иверского монастыря о. Константин был назначен настоятелем русской Свято-Златоустовской обители на Афоне, с той целью, чтобы привести ее в надлежащий порядок, сохранить оставшиеся памятники старины и улучшить монастырское хозяйство. В этом назначении о. Константин увидел Промысел Божий и принялся за дело с большим усердием.
В 1888 году он построил братский корпус с примыкающими к нему службами. Затем были построены два новых приемных помещения, из которых одно служило для приходящих в обитель паломников, так называемых сиромахов, бедных, бездомных людей, другое для русских богомольцев. Были построены также трапеза на 35 человек, с кухней при ней и кладовой, два дома для братии и прачечная. После этого о. Константин занялся обновлением монастырской церкви во имя св. Иоанна Златоуста и пристроил к ней новый престол, а также иноческие помещения были освящены митрополитом Нилом, находившимся в то время на Афоне.
Трудами и заботами о. Константина в обители был установлен образцовый порядок, чистота и благолепие. Никто из иноков не имел ничего своего, и все трудились на общую пользу обители. Они жили на священной афонской земле, где все дышало возносившимся к небу благодатным фимиамом, и в воздухе, как будто сотканном из молитвенных воздыханий и непрекращающихся церковных песнопений, привлекающее и располагающее человеческую душу к святому божественному порыву для добрых дел и молитвенного покаяния.
В пустынной жизни еще более окрепнув духом, отец Константин стремился быть активно полезным людям. Так он вступил пожизненным членом в Русское общество Красного Креста, миссионерства и человеколюбия. В январе 1904 года началась русско-японская война. В то время о. Константин был схимонахом и в преклонном уже возрасте. Но когда он узнал, что японские войска напали на пределы России и на полях сражений русские воины проливают свою кровь, в его душу запала небывалая дотоле в среде монашества мысль стать истинным братом милосердия и идти на поля битв в качестве санитара. Отец Константин решил организовать добровольную монашескую дружину для санитарной службы на театре военных действий. Для этой цели с одним иеромонахом он сразу же посетил русских афонских подвижников, увещая их вступить в эту добровольную дружину для немедленного отправления на фронт. В то время на Афоне были три больших русских монастыря и 65 пустынно-келейных обителей, в которых подвизалось много русских монахов. Авторитетный старец отец Константин сумел скоро организовать санитарную дружину из 53 монахов, возбудив в них патриотическое чувство любви к своему Отечеству и к братьям русским воинам. Уверившись в благом начале своего дела, отец Константин написал прошение в Главное управление Росс. Общества Красного Креста, предлагая свои услуги в качестве санитара, обещая набрать на Афоне группу иноков-санитаров 20-30 летнего возраста не менее 50 человек. Одновременно о. Константин принялся за подготовку своих добровольцев и сам обучал их санитарному делу. Такие действия от. Константина у отдельных монахов вызывали тревогу и нарекания. Они считали, что монах должен только молится и такие поступки несовместимыми с монашеским служением. Но от. Константин в своих намерениях был непоколебим. Он считал, что монах должен не только молиться, но и трудиться на пользу ближних своих, тем более в случаях бедствий и несчастий, особенно во время войны.
На поданное заявление от. Константин получил ответ, в котором ему разрешалось набрать монашескую группу санитаров для отправления на фронт. В то же время указывалось, что до Одессы они должны будут ехать за свой счет, а в Одессе им выдадут железнодорожные билеты для проезда до Харбина. Старец-схимонах от. Константин и собранные им монахи были обрадованы этим сообщением. Монашеская братия старалась охладить горячее усердие и поколебать желание от. Константина и его дружины идти на новый тяжелый подвиг, которого еще не знали их предшественники. Однако ничто не могло поколебать монахов-добровольцев.
Организуя для отправки на фронт монахов-санитаров, от. Константин распределил свою группу на пять отрядов, поставив при каждом руководителя. Он решил отправиться сам с первым отрядом.
После того, как будет установлено на месте, что им не будут чинить препятствий, тогда последует отправление остальных отрядов.
23 апреля 1904 года, в праздник Св. велик. Георгия Победоносца, первый отряд монахов-санитаров со схимонахом от. Константином во главе отправился с Афона в Одессу на пароходе, шедшим из Иерусалима.
Когда наступило время отплытия и пароход, покачиваясь на волнах, вышел из афонской пристани, монахи-добровольцы запели «Спаси, Господи, люди Твоя», вместе с ними запел весь народ, находившийся на пароходе, и над морскими просторами гремел молитвенный зов вызывая слезы умиления.
В Одессе монахов встретили хорошо и снабдили необходимым для отправления в Харбин. 18 июня 1904 года от. Константин прибыл в Харбин. Через три дня они были назначены в первую Георгиевскую общину в г. Ляояне. Там они немедля приступили к исполнению своих обязанностей как санитары, будучи распределены по лазаретам и летучим отрядам. Отец Константин сразу же разобрался в обстановке и увидел, что на фронте была большая надобность в санитарах. В боях при Ялу даже некому было уносить с поля боя раненых, и стрелкам приходилось отрываться от своего дела, подбирая раненых товарищей. Вскоре прибыли на фронт оставшиеся на Афоне отряды в полном своем составе.
Монахи-санитары беспрекословно подчинялись общим военным правилам и всегда проявляли трудолюбие, храбрость и самоотвержение, оказавшись выше всякой похвалы. Своими действиями они обратили внимание не только своего начальства но и многих корреспондентов. В.И. Немирович-Данченко в газете «Свет» от 15 апреля 1905 г. писал о них следующее: «Я следил десять месяцев за монахами; здоровые и сильные, молодые молодец к молодцу, на работу они накинулись, словно жаждущий олень на источники водные».
Несмотря на преклонный возраст, отец Константин поражал всех своим мужеством и работоспособностью. Так, из Мукдена вместе с отрядом монахов-санитаров он выступил летучим походом к месту боя на реке Шахэ. Подавая добрый пример для молодых санитаров, он всю дорогу шел быстрым шагом и на поле сражения без устали работал днем и ночью, обмывая, перевязывая и утешая раненых воинов. Видевший это поэт Никитин посвятил ему особое стихотворение:
В большом сражении под Лаояном и на реке Шахэ, продолжавшемся около недели, монахи проявили себя действительно истинными тружениками, всегда готовыми положить душу за друзей своих, исполняя свой долг и обязанности с любовью. Красный Крест решил командировать отца Константина на Афон для набора там второй дружины монахов-санитаров. Получив полномочия с фронта, от. Константин прибыл в Петербург 26 февраля 1905 г. От. Константин нанес визит митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию, который поблагодарил его за труды на пользу ближних и благословил на дальнейшие подвиги. По пути на Афон от. Константин посетил Константинополь и представился Патриарху Иоакиму III Константинопольскому, который принял его и благословил.
Так после долгого и нелегкого пути от. Константин прибыл на Афон. В обители его встречали, как прославленного манжурского труженика, с крестом, благодарственным молебствием и похвальным словом. Всего лишь три дня старец передохнул в своей обители, а затем отправился по всем русским афонским монастырям и келейным обителям для набора во вторую дружину, призывал монашескую братию вступить в дружину милосердия для отправления на фронт. В короткий срок ему удалось собрать из русских монахов 50 человек. Вскоре из Петербурга поступило сообщение, что, ввиду начавшихся мирных переговоров России с Японией, надобность в отправлении второй дружины монахов-санитаров отпадает. Но деятельный от. Константин на этом не успокоился. Он знал, что в Харбине в лазаретах лежат раненые и тяжелобольные. От. Константин решил собрать денежную помощь от Афонских монастырей, скитов и келейных обителей на покупку стерилизованного молока для этих больных и раненых. На его призыв отозвались не только русские монастыри, но жертвовали посильную лепту болгарские, молдавские, греческие, иверские и другие обители Афона. На собранные деньги от. Константин выписал из Швейцарии 100 ящиков стерилизованного молока, которое было отправлено в Одессу. Отец Константин решил сам сопровождать этот груз до Харбина. Трогательно простившись с братией, он снова отправился в далекий и тяжелый путь. Когда он прибыл в Одессу молоко уже было там. В его присутствии таможенными властями была произведена экспертиза, и молоко было признано доброкачественным. От. Константин принял также для отправки на фронт от Одесского Общ. Красного Креста 304 пуда риса, он благополучно доставил вверенный ему груз в Харбин. Только ему самому пришлось немного пострадать: злонамеренные люди похитили у него вещи и документы.
В Харбине от. Константин передал продукты в Управление лазаретами. Молоко для больных он развозил сам, при этом он утешал больных и раненых, одаряя их подарками и вещами доставленными с Афона. За двадцать месяцев русско-японской войны от. Константин много потрудился. В четыре конца от Афона до Дальнего Востока и обратно он проехал пятьдесят тысяч километров тяжелого пути. На фронте он действовал как санитар и руководил монашеской санитарной дружиной. На вопросы журналистов, как он решился предпринять такое далекое путешествие и взяться за столь трудное дело, особенно при его преклонном возрасте от. Константин отвечал, что долг монаха — подвиг, который выше всех других подвигов — положить душу свою за други своя.
Его дружина монахов-санитаров также немало потрудилась, многие из них имели тяжелые ранения. Были и такие, которые перенесли по нескольку ранений и испытали тяжелую участь плена у японцев. После окончания войны и выздоровления они возвратились с высокими наградами в свои обители на Афон.
Закончив свои дела в Харбине, от. Константин отправился в Петербург. Он был представлен к награде — наперстному золотому кресту на Георгиевской ленте. Затем от. Константин возвратился на родной Дон, в Новочеркасск, для получения заграничного паспорта взамен похищенного у него в пути. Он посетил и свою станицу Кочетовскую. По случаю его приезда собрались все его родные, приятели и сослуживцы. С хуторов прибывали молодые донцы, участники боев в Манчжурии, в парадной форме и украшенные крестами и медалями, чтобы встретить своего заслуженного земляка и засвидетельствовать ему свое уважение и почтение. В воскресный день от. Константин молился со своими станичниками за литургией в станичном храме. После службы все отправились на местное кладбище, чтобы отслужить общую панихиду и поклониться памяти всех почивших праотец, отец и братий и павших на поле брани воинов православных.
Настал час расставания. От. Константин трогательно простился со своими родными и станичниками и отправился в Новочеркасск, откуда отбыл на Афон, где его встретил торжественно в монастыре св. Пантелеймона священно-архимандрит Михаил с братией, а затем от. Константин отправился в свою Златоустовскую обитель, где продолжались его монашеская жизнь и молитвенный подвиг.
© “Родимый Край” № 120 ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 1976
Читайте также: