Заглавие моей статьи дано мною с целью, чтоб наперед определить ее характер и претензии.
По ходу разговора, касаясь деликатных тем о состоянии христианства до революции в России и вопросах русской истории, в силу возможных неточностей в определениях, прошу меня не считать ни безбожником, ни руссофобом — я — казак и старообрядец.
Год 1975-й был богат событиями в русской жизни. Получение Нобелевских премий А.И. Солженицыным и академиком А.Д. Сахаровым вызвали много толков по поводу настоящего и будущих судеб советской диктатуры, не только среди русской эмиграции, но коснулось и общественного мнения капиталистических стран Западной Европы. Правда, последнее обстоятельство не дает нам никаких прав на иллюзии предполагать, что оно будет шириться, примет конкретные формулы и может повлиять на советский режим в сторону его демократизации, раз обещанной уже в Гельсингфорсе — Хельсинки. Все это скоро забудется. Главы капиталистических стран по старому будут искать «выгодных» дел с Брежневым и предлагать ему долгосрочные кредиты по ставкам ниже «домашних». На некоторый шум, вызванный книгами «ненавистных» ему (Брежневу) лауреатами, Брежнев не обратит внимания. А в успокоение его совести, мучимые раболепством, его ученые, писатели массами дают подписки с извещением миру, что Солженицын и Сахаров — «Клеветники России». Между тем, вызванный шум, показал, что А.И. Солженицын и А.Д. Сахаров не одиноки. Оказалось, что они, как заграницей, среди последней эмиграции, так и там имеют сторонников. Из основного труда А.И. Солженицына «Архипелаг Гулаг» мы видим потрясающие картины жестокостей, как с количественной их стороны, так и по изобретательности жестоких мер над миллионами ничем неповинных людей. Надо прочитать «Архипелаг Гулаг», чтоб иметь представление, до какой степени может быть унижен человек. Многолетнее пребывание в условиях полной бесправности, под постоянным страхом быть схваченным и осужденным, превратили население царства, и до того не отличавшееся гражданским мужеством, в безвольные массы, с радостью шедшие в лагеря на холод, голод и изнурительные работы лишь бы избавиться от пыток и жестокого допроса. Обвинять в малодушии лиц, под пытками признающих вину за собою не содеянную, никто не решится, как справедливо замечает и сам А.И. Солженицын, но часто дело до того и не доходило.
На стр. 61-й «Архип. Гулаг» автор делает такую заметку: «Граждански мужественный народ не дал бы повода писать ни этой главы ни этой книги». Или на стр. 984 «Когда-нибудь наши потомки (их потомки) назовут несколько наших (их) поколений – поколениями слюнтяев». Эта часть рассуждения А.И. Солженицына напоминает разительно критику когда-то существовавшего общественно-литературного движения, так — называемого «Славянофильства» (60 гг. 19 ст.) Л. Н. Толстым. Правда, что там осмеивалась другая, присущая Русскому народу, в благоденствии, черта — это чрезмерное восхищение (другой крайностью) своей силой. Славянофилы мнили, что благодаря особенностям славянской души, в частности русской, с православием и народом-Богоносцем, Россия спасет мир от надвигающейся на него разрухи со стороны «нигилизма» и всякого рода левых течений той эпохи. Л.H. Толстой движение то назвал нелепым, как и надежды на православие. А возглавители назвали движение «Славянофильством» потому, что они принадлежат к этой расе. Взгляд Л.H. Толстого на православие был далеко, как известно, не лестен и его оценка оправдалась после революции. Достаточно было топнуть ногой латышу и «Богоносец» в церковь больше не ходит. Мало того, забегая вперед, он позволяет себе недопустимые кощунства. А.И. Солженицын и некоторые современные религиозные писатели, как и советские журналисты, якобы, замечают некоторую тягу к возрождению религиозных чувств в советском народе и на него возлагают надежды, как на фактор, могущий повлиять на смягчение черство-однобокой материалистической морали коммунизма. По моему обывательскому мнению, эти надежды то-же самое, что и надежды славянофилов и даже коммунистов — выдавать желаемое (иллюзии) за реальность с разницею мер подхода к вопросу «спасения мира» от грядущей (тоже воображаемой) гибели его. Француз-журналист, писатель Андрэ Мартэн по свидетельствам, письмам и речам А.И. Солженицына выпустил брошуру под заглавием: «Солженицын — Верующий», где, между прочим, пишет: «сегодняшний советский человек, не в меру пьющий водку, с мозгами всецело забитыми политической пропагандой, относится безразлично-равнодушно ко всем религиям. Религиозность, если мерить это количеством лиц, посещающих молитвенные дома, всех религий, за последние пятьдесят лет сильно пала во всех странах. И если принять во внимание такой легкий отказ от выполнения религиозных обязанностей русского народа после революции и историю насаждения христианства на Руси силой, то является вопрос — был ли вообще русский народ искренне, внутренне и убежденно христианским? Владимир, Великий Князь Киева приказал народу утопить Перуна и называться христианами. Силой распространялось по другим провинциям (княжествам) и среди завоеваемых мелких народов. Веками на Руси не было ни проповедников, ни книг, объясняющих новую веру, так как не было еще и грамотности. По этому не удивительно, что христианство в массах привилось на Руси в форме соблюдения обрядностей и держалось при наличии давления с верхов, до самой революции.
Миссионер-католик Вильгельм Рюбрюкис в начале 13-го века пересекал окраины Руси, дает такие отзывы о состоянии христианства там: Они постов не соблюдают, об евхаристии не имеют понятия, к «неверным» относятся с большим уважением, чем к христианам. Всем известны нелестные отзывы о состоянии христианства на Руси данные английским послом Флетчером в эпоху Ивана Грозного. Позже, уже в 1756-м году Казанский епископ Лука Канашевич требовал силой загонять в церковь, силой заставлять исповедываться и причащаться яицких казаков, отказавшихся ходить в церкви, где были введены «новопечатные» церковные Никонианские книги».
«Породой жеребячей, кого вы называете?»… Молчат — и поп молчит… А между прочим, Некрасов был активным членом общества славянофилов. Приведенные примеры отнюдь не исключают той огромной роли, которую сыграла церковь в поднятии уровня цивилизации на Руси и смягчении нравов русского народа; как и наличие исключения части истинно-верующих христиан, мучеников за веру и Святых Угодников среди мирян и русского духовенства. Стремление к добру, истине и красоте присуще природе человека независимо от того, на каком уровне развития цивилизации он находится, как и чувство любви к себе подобному — это и есть причина сущности веры в Бога, как источника Бесконечной Доброты, Высшей Справедливости и Творца Вселенной… Истинная вера в Бога и выполнение Заповедей Христа не нуждаются в разрешении от властей.
«Гром не ударит — русский мужик не перекрестится». «Нужен «Гром чтоб заставить перекреститься, обдуматься Русский народ. Так было всегда в русской истории. С этого «пошла и есть» Русская земля, — заметил летописец, когда славянские племена, воюя, ссорясь между собою не пришли к полному разорению. Это и был первый «Гром». Обдумались, пригласили Варягов и земля их помимо величия и обилия приобрела и порядок,
«Удельный Период» на Руси вызвал обнищание в стране, упадок морали (мученичество князей Бориса и Глеба, многие ослепления и т. д.) грозил распылением стране… Ударил «Гром» в форме нашествия татар и рабства. Обдумались, перекрестились! Появились князья с талантами собирателей, объединили «Уделы» и освободили русский народ от рабства.
Третий тяжелый период страны, с предшествовавшим ему Опричиной, было, так- называемое «Смутное Время», которое ясно и коротко выражено словами Алексея Толстого: «Сперва пришли поляки, козаков привели… Поляки и козаки и паки бьют нас паки и без Царя, как раки, сидим мы на мели…
Вновь ударил «Гром». Но нашлись на Руси Минин, князь Пожарский, Атаман Межаков пришел с Донскими казаками на помощь. Выгнали поляков из Москвы, выбрали себе Царя и привели Русскую землю в порядок.
В наше время пришел Ленин с «сотоварищи» и с обещанием устроить Земной рай на Руси. Для начала они, с небывалой в истории жестокостью, умертвили Русского Царя с Его семейством, уничтожили все благосостояние страны, поработили народ, вызвали небывалый голод, смертность… По свидетельству лучших людей страны, превратили ее в сплошную каторгу, а население — в безгласных рабов. Таких туч еще никогда не собиралось над страной и не только Русской, но и над порабощенными народами, маленькими и большими. «Ничто не вечно под луной». История указывает случаи, что и сильнейшие тирании разрушались. Нужен «Гром»! Но из какой тучи он ударит и когда?
Первоисточником, который послужил образованию человеческих общин на земле является инстинкт самосохранения индивидума, сохранение своего вида. Начавшись с образования семьи, племени и кончился образованием государств и союзов государств, превратившись в национальное чувство — патриотизм, особую любовь к своему племени. Только национальное чувство (расширенный институт самосохранения) играет первенствующую роль в жизни государства, которое создал этот народ. Другие качества этого народа дают ему процветание или скорую гибель. По этому римская пословица: «Всякий народ достоин своего правительства» — всеобъемлюща. «Каков поп — таков и приход» пополняет ее русская. Коренное же население СССР, доминирующее, русский народ, по многим данным, как ни странно, доволен своей судьбой и даже горд, что в тюрьмах у него население превышает количеством население Французской республики. Из списков академиков СССР, протестовавших против выступления А.Д. Сахарова, из 72-х лиц — 50 носят чисто-русские фамилии, а остальные на половину и т. д. Потом все судьи, следователи, тюремщики, сторожа, так рьяно, с «добавком», создающие ужасы лагерей, — все же — русские люди. Идут на эту работу» потому, что там хорошо платят. Так свидетельствует А.И.Солженицын. Обидно, но, видимо, Ленин был прав, делая свои планы, сказав-написав, что «нет народа на земле покорнее и бессмысленнее русского». (Цитата Солженицына). Но как-бы то ни было, чувство «национальной гордости» коренного русского народа удовлетворено. Он достиг внешнего величия. Но его величие нездоровое, величие созданное на ложных базах, не свойственных ни физической природе человека (его инстинкту самосохранения) ни духовной, лишая его личной свободы, самодеятельности и свободы в общем понятии слова. Национальная гордость порабощенных народов в СССР не удовлетворена. Помимо общего бесправия, они лишены возможности принимать участие в управлении страной. Национальное же чувство их в неволе не умерло, а наоборот — возросло. С первых же дней рабства они готовятся к освобождению. У них есть свои национальные правительства. У них есть «Союз порабощенных Народов». Они имеют все данные на реализацию своих надежд. И тучи разрядятся и долгожданный «Гром» ударит во время процесса освобождения подневольных народов. Он будет предвестником и для коренного народа к освобождению. И может быть еще раз перекрестится некрещеный русский мужик, обдумается и решит выгодно для себя вопрос заданный еще А.С. Пушкиным — «Славянские ль ручьи сольются в Русском Море — оно-ль иссякнет? — Вот вопрос? Основание «Русского моря» осуществимо. Для этого Русскому народу следует только раз-навсегда, искренне отказаться от идей порабощения братских народов и от однобокого матерьялизма-коммунизма, противного человеческому существу. Только так это случится а не иначе. Коммунизм, как философско-политическая доктрина-вера эволюционировать не способен. Или все — или ничего. К власти он повсюду приходит силой, как пришел и в России. И только силой от него и избавиться можно. О сроках избавления пока трудно говорить, но они придут, когда покоренные народы будут иметь возможность устройства тыла и баз. В наш век сроки созревания политических событий сильно ускорились — как-бы пропорционально возможностям передвижения отдельной личности теперь и в прошлом. К примеру можно указать на то, как за последние 50-60 лет карты материков, в частности, карта Восточной Европы, изменились до неузнаваемости. А Казачество? Оно, в зависимости от числа и разума сохранившегося там и здесь, так же перекрестится, обдумается. объединится, ибо для Него это будет тоже «Гром» и найдет себе, соответственно «разуму», надлежащее место в будущем строении.
(«Всякий своему счастью — кузнец». А.П. Чехов).
© “Родимый Край” № 122 МАЙ – ИЮНЬ 1976
Читайте также: