РАЗГОВОР НА ЗАВАЛИНКЕ. – П.А. Фаддеев


Заглавие моей статьи дано мною с целью, чтоб наперед определить ее характер и пре­тензии.

По ходу разговора, касаясь деликатных тем о состоянии христианства до революции в России и вопросах русской истории, в силу возможных неточностей в определениях, прошу меня не считать ни безбожником, ни руссофобом — я — казак и старообрядец.

Год 1975-й был богат событиями в русской жизни. Получение Нобелевских премий А.И. Солженицыным и академиком А.Д. Сахаро­вым вызвали много толков по поводу настоя­щего и будущих судеб советской диктатуры, не только среди русской эмиграции, но кос­нулось и общественного мнения капиталис­тических стран Западной Европы. Правда, последнее обстоятельство не дает нам ника­ких прав на иллюзии предполагать, что оно будет шириться, примет конкретные форму­лы и может повлиять на советский режим в сторону его демократизации, раз обещанной уже в Гельсингфорсе — Хельсинки. Все это скоро забудется. Главы капиталистических стран по старому будут искать «выгодных» дел с Брежневым и предлагать ему долго­срочные кредиты по ставкам ниже «домаш­них». На некоторый шум, вызванный кни­гами «ненавистных» ему (Брежневу) лауре­атами, Брежнев не обратит внимания. А в успокоение его совести, мучимые раболеп­ством, его ученые, писатели массами дают подписки с извещением миру, что Солжени­цын и Сахаров — «Клеветники России». Между тем, вызванный шум, показал, что А.И. Солженицын и А.Д. Сахаров не одино­ки. Оказалось, что они, как заграницей, сре­ди последней эмиграции, так и там имеют сторонников. Из основного труда А.И. Сол­женицына «Архипелаг Гулаг» мы видим потрясающие картины жестокостей, как с количественной их стороны, так и по изо­бретательности жестоких мер над миллиона­ми ничем неповинных людей. Надо прочи­тать «Архипелаг Гулаг», чтоб иметь пред­ставление, до какой степени может быть унижен человек. Многолетнее пребывание в условиях полной бесправности, под посто­янным страхом быть схваченным и осужден­ным, превратили население царства, и до того не отличавшееся гражданским муже­ством, в безвольные массы, с радостью шед­шие в лагеря на холод, голод и изнуритель­ные работы лишь бы избавиться от пыток и жестокого допроса. Обвинять в малоду­шии лиц, под пытками признающих вину за собою не содеянную, никто не решится, как справедливо замечает и сам А.И. Сол­женицын, но часто дело до того и не дохо­дило.

На стр. 61-й «Архип. Гулаг» автор делает такую заметку: «Граждански мужественный народ не дал бы повода писать ни этой главы ни этой книги». Или на стр. 984 «Когда-ни­будь наши потомки (их потомки) назовут не­сколько наших (их) поколений – поколения­ми слюнтяев». Эта часть рассуждения А.И. Солженицына напоминает разительно кри­тику когда-то существовавшего обществен­но-литературного движения, так — называ­емого «Славянофильства» (60 гг. 19 ст.) Л. Н. Толстым. Правда, что там осмеивалась другая, присущая Русскому народу, в благо­денствии, черта — это чрезмерное восхище­ние (другой крайностью) своей силой. Сла­вянофилы мнили, что благодаря особеннос­тям славянской души, в частности русской, с православием и народом-Богоносцем, Рос­сия спасет мир от надвигающейся на него разрухи со стороны «нигилизма» и всякого рода левых течений той эпохи. Л.H. Толстой движение то назвал нелепым, как и надеж­ды на православие. А возглавители назвали движение «Славянофильством» потому, что они принадлежат к этой расе. Взгляд Л.H. Толстого на православие был далеко, как из­вестно, не лестен и его оценка оправдалась после революции. Достаточно было топнуть ногой латышу и «Богоносец» в церковь больше не ходит. Мало того, забегая вперед, он позволяет себе недопустимые кощунства. А.И. Солженицын и некоторые современные религиозные писатели, как и советские жур­налисты, якобы, замечают некоторую тягу к возрождению религиозных чувств в совет­ском народе и на него возлагают надежды, как на фактор, могущий повлиять на смяг­чение черство-однобокой материалистичес­кой морали коммунизма. По моему обыва­тельскому мнению, эти надежды то-же са­мое, что и надежды славянофилов и даже коммунистов — выдавать желаемое (иллю­зии) за реальность с разницею мер подхода к вопросу «спасения мира» от грядущей (тоже воображаемой) гибели его. Француз-журналист, писатель Андрэ Мартэн по сви­детельствам, письмам и речам А.И. Солже­ницына выпустил брошуру под заглавием: «Солженицын — Верующий», где, между прочим, пишет: «сегодняшний советский че­ловек, не в меру пьющий водку, с мозгами всецело забитыми политической пропаган­дой, относится безразлично-равнодушно ко всем религиям. Религиозность, если мерить это количеством лиц, посещающих молит­венные дома, всех религий, за последние пятьдесят лет сильно пала во всех странах. И если принять во внимание такой легкий отказ от выполнения религиозных обязанно­стей русского народа после революции и ис­торию насаждения христианства на Руси си­лой, то является вопрос — был ли вообще русский народ искренне, внутренне и убеж­денно христианским? Владимир, Великий Князь Киева приказал народу утопить Пе­руна и называться христианами. Силой рас­пространялось по другим провинциям (кня­жествам) и среди завоеваемых мелких наро­дов. Веками на Руси не было ни проповедни­ков, ни книг, объясняющих новую веру, так как не было еще и грамотности. По этому не удивительно, что христианство в массах привилось на Руси в форме соблюдения обрядностей и держалось при наличии давле­ния с верхов, до самой революции.

Миссионер-католик Вильгельм Рюбрюкис в начале 13-го века пересекал окраины Руси, дает такие отзывы о состоянии христианства там: Они постов не соблюдают, об евхарис­тии не имеют понятия, к «неверным» отно­сятся с большим уважением, чем к христи­анам. Всем известны нелестные отзывы о состоянии христианства на Руси данные ан­глийским послом Флетчером в эпоху Ивана Грозного. Позже, уже в 1756-м году Казан­ский епископ Лука Канашевич требовал си­лой загонять в церковь, силой заставлять исповедываться и причащаться яицких каза­ков, отказавшихся ходить в церкви, где бы­ли введены «новопечатные» церковные Никонианские книги».

«Породой жеребячей, кого вы называе­те?»… Молчат — и поп молчит… А между прочим, Некрасов был активным членом об­щества славянофилов. Приведенные приме­ры отнюдь не исключают той огромной роли, которую сыграла церковь в поднятии уров­ня цивилизации на Руси и смягчении нравов русского народа; как и наличие исключения части истинно-верующих христиан, мучени­ков за веру и Святых Угодников среди ми­рян и русского духовенства. Стремление к добру, истине и красоте присуще природе человека независимо от того, на каком уров­не развития цивилизации он находится, как и чувство любви к себе подобному — это и есть причина сущности веры в Бога, как ис­точника Бесконечной Доброты, Высшей Справедливости и Творца Вселенной… Ис­тинная вера в Бога и выполнение Заповедей Христа не нуждаются в разрешении от вла­стей.

«Гром не ударит — русский мужик не пе­рекрестится». «Нужен «Гром чтоб заста­вить перекреститься, обдуматься Русский народ. Так было всегда в русской истории. С этого «пошла и есть» Русская земля, — заметил летописец, когда славянские племе­на, воюя, ссорясь между собою не пришли к полному разорению. Это и был первый «Гром». Обдумались, пригласили Варягов и земля их помимо величия и обилия приобре­ла и порядок,

«Удельный Период» на Руси вызвал об­нищание в стране, упадок морали (мучениче­ство князей Бориса и Глеба, многие ослепле­ния и т. д.) грозил распылением стране… Ударил «Гром» в форме нашествия татар и рабства. Обдумались, перекрестились! Поя­вились князья с талантами собирателей, объединили «Уделы» и освободили русский народ от рабства.

Третий тяжелый период страны, с предшествовавшим ему Опричиной, было, так- называемое «Смутное Время», которое ясно и коротко выражено словами Алексея Толстого: «Сперва пришли поляки, козаков привели… Поляки и козаки и паки бьют нас паки и без Царя, как раки, сидим мы на мели…

Вновь ударил «Гром». Но нашлись на Ру­си Минин, князь Пожарский, Атаман Межаков пришел с Донскими казаками на по­мощь. Выгнали поляков из Москвы, выбрали себе Царя и привели Русскую землю в по­рядок.

В наше время пришел Ленин с «сотовари­щи» и с обещанием устроить Земной рай на Руси. Для начала они, с небывалой в исто­рии жестокостью, умертвили Русского Царя с Его семейством, уничтожили все благосос­тояние страны, поработили народ, вызвали небывалый голод, смертность… По свиде­тельству лучших людей страны, превратили ее в сплошную каторгу, а население — в без­гласных рабов. Таких туч еще никогда не собиралось над страной и не только Русской, но и над порабощенными народами, малень­кими и большими. «Ничто не вечно под лу­ной». История указывает случаи, что и сильнейшие тирании разрушались. Нужен «Гром»! Но из какой тучи он ударит и когда?

Первоисточником, который послужил об­разованию человеческих общин на земле яв­ляется инстинкт самосохранения индивидума, сохранение своего вида. Начавшись с об­разования семьи, племени и кончился обра­зованием государств и союзов государств, превратившись в национальное чувство — патриотизм, особую любовь к своему племе­ни. Только национальное чувство (расширенный институт самосохранения) играет пер­венствующую роль в жизни государства, ко­торое создал этот народ. Другие качества этого народа дают ему процветание или ско­рую гибель. По этому римская пословица: «Всякий народ достоин своего правитель­ства» — всеобъемлюща. «Каков поп — таков и приход» пополняет ее русская. Ко­ренное же население СССР, доминирующее, русский народ, по многим данным, как ни странно, доволен своей судьбой и даже горд, что в тюрьмах у него население превышает количеством население Французской респу­блики. Из списков академиков СССР, про­тестовавших против выступления А.Д. Са­харова, из 72-х лиц — 50 носят чисто-рус­ские фамилии, а остальные на половину и т. д. Потом все судьи, следователи, тюремщи­ки, сторожа, так рьяно, с «добавком», соз­дающие ужасы лагерей, — все же — рус­ские люди. Идут на эту работу» потому, что там хорошо платят. Так свидетельствует А.И.Солженицын. Обидно, но, видимо, Ленин был прав, делая свои планы, сказав-написав, что «нет народа на земле покорнее и бессмысленнее русского». (Цитата Солженицы­на). Но как-бы то ни было, чувство «нацио­нальной гордости» коренного русского наро­да удовлетворено. Он достиг внешнего вели­чия. Но его величие нездоровое, величие со­зданное на ложных базах, не свойственных ни физической природе человека (его инс­тинкту самосохранения) ни духовной, лишая его личной свободы, самодеятельности и сво­боды в общем понятии слова. Национальная гордость порабощенных народов в СССР не удовлетворена. Помимо общего бесправия, они лишены возможности принимать учас­тие в управлении страной. Национальное же чувство их в неволе не умерло, а наоборот — возросло. С первых же дней рабства они готовятся к освобождению. У них есть свои национальные правительства. У них есть «Союз порабощенных Народов». Они имеют все данные на реализацию своих надежд. И тучи разрядятся и долгожданный «Гром» ударит во время процесса освобождения под­невольных народов. Он будет предвестником и для коренного народа к освобождению. И может быть еще раз перекрестится некреще­ный русский мужик, обдумается и решит выгодно для себя вопрос заданный еще А.С. Пушкиным — «Славянские ль ручьи со­льются в Русском Море — оно-ль иссякнет? — Вот вопрос? Основание «Русского моря» осуществимо. Для этого Русскому народу следует только раз-навсегда, искренне отка­заться от идей порабощения братских наро­дов и от однобокого матерьялизма-коммунизма, противного человеческому существу. Только так это случится а не иначе. Комму­низм, как философско-политическая доктри­на-вера эволюционировать не способен. Или все — или ничего. К власти он повсюду при­ходит силой, как пришел и в России. И толь­ко силой от него и избавиться можно. О сроках избавления пока трудно говорить, но они придут, когда покоренные народы будут иметь возможность устройства тыла и баз. В наш век сроки созревания политических событий сильно ускорились — как-бы про­порционально возможностям передвижения отдельной личности теперь и в прошлом. К примеру можно указать на то, как за послед­ние 50-60 лет карты материков, в частности, карта Восточной Европы, изменились до не­узнаваемости. А Казачество? Оно, в зависи­мости от числа и разума сохранившегося там и здесь, так же перекрестится, обдумается. объединится, ибо для Него это будет тоже «Гром» и найдет себе, соответственно «ра­зуму», надлежащее место в будущем стро­ении.

(«Всякий своему счастью — кузнец». А.П. Чехов).

Войсковой Старшина П.А. Фаддеев
Заместитель Атамана Уральского-Яицкого Каз. Войска


© “Родимый Край” № 122 МАЙ – ИЮНЬ 1976


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: