Редакция «Родимого Края» помещает ниже 4 статьи из советской газеты «Урюпинская Правда». Над статьями этими крупными буквами отпечатан крикливый девиз: «ХОПРУ БЫТЬ ЧИСТЫМ И МНОГОВОДНЫМ!»
1) Полноводье из 12 ключей.
Из уст в уста, из поколения в поколение передается эта легенда. Давным давно в Попереченской степи старик по имени Хопер набрел на холм из подножия которого били 12 ключей. Прямо из под земли вытекали прозрачные, холодные воды, разбегаясь по окрестности. Старик соединил русла ручейков в один, построил небольшую мельницу и заставил работать на себя речушку. И назвали речку по имени ее открывателя — Хопром.
Чем дальше от холма-истока, тем больше набирает силу река. В нескольких километрах от нее, с другого холма, начинает свой бег другая речка — Арчада, тоже с чистой и холодной водой. Словно брат и сестра текут они параллельно. А затем, соединившись вместе, принимают в свое русло сбегающих тоже с холмов Колышлей, Сердобу и притоки других речушек и ручьев.
Вкусной считалась вода хоперская, хорошей и мука хоперского помола. Не случайно рядом с истоками Хопра росли поселения: Кучки, Поперечное и другие. Теперь это старинное предание словно ожило. У истоков реки, несущей свои воды в Тихий Дон, появилась внушительная скульптура старика Хопра — творение пензенского скульптора Анатолия Смелого. Закрутилось под напором бегущей по желобу воды колесо макета старинной мельницы. Места, где выбиваются из холма ручьи, забетонированы, к ним ведут, дорожки. Рядом из небольших чурок без единого гвоздя, умельцы соорудили, радующий глаз красотой, шатер с большим столом внутри и стульями-чурбаками. Словно сказочный терем выглядит и построенный гостинный дом, мастерски отделанный резными узорами. Много старания и любви к природе проявили работники лесничества, совхоза «Пролетарий», районные организации Каменского района Пензенской области, чтобы превратить истоки реки в излюбленное место туристов. Перед взором старика Хопра раскинулся сад, в котором в пору созревания можно отведать красную черемуху и черную рябину. Говорят, этот сад заложил друг Мичурина И.И. Аленкин. Особенно красиво здесь, когда цветут сад и травы в степи. Попереченская степь — заповедное место. Свыше двухсот гектаров ее, как и сотни лет назад, не пашется и не сеется. Для научных целей здесь все оставлено, как было раньше до поселения в этих местах человека. Взгляд старика Хопра устремлен на окружающие сад, поля, степь, на чистую и прозрачную речку, убегающую вдаль. Он как бы напутствует реку служить человеку, приносить не только хозяйственную пользу, а и украшать природу и жизнь.
Н. Трусов (Г. Каменка)
2) У горы Кошевой.
В нижнем течении Хопра у станицы Кумылженской есть гора Кошевая. А к ней примыкает другая поменьше, но она настолько круто взмывает вверх, что по каменистым глыбам человеку не взобраться, если бы не дубы.
Дубовые стволы поднимают ввысь свои коряжистые ветви к солнцу, словно хотят, чтобы оно обласкало их, дало новую силу для роста. И, действительно, растут эти дубы медленно, но постоянно, упрямо цепляясь корнями за камни, вгрызаясь в землю. Стоят дубы рядами, как часовые, будто охраняя и водную гладь реки, и широкий простор лугов, раскинувшихся по пойме.
Может быть, самые старые из них были свидетелями давно минувшего, видели как казаки устраивали на соседней Кошевой горе свой наблюдательный пост, как рыли там землянку солдаты Петра I, которым поручалось наблюдать за сплавом леса вниз, по Хопру в Азов, на судоверфи, где строили корабли. О многом другом могли бы поведать они, если бы вдруг заговорили.
Лет 200 назад на месте, где теперь луга да редколесье, от устья Хопра и вверх до самого Урюпинского городка и дальше, стояли вековые, не тронутые человеческой рукой деревья, где водились даже бурые медведи и другое многочисленное зверье. А на опушках леса, полянах, летом в рост человека стояла непролазная трава. Сотни озер голубели на пойме. Потом пришел сюда человек. Лес пошел на строительство городков и хуторов, на дрова, травы на сено. Оголилась пойма, стали мелеть озера и даже многоводный Хопер по нескольку лет подряд не стал выходить из берегов и орошать пойму
Дубовых рощ почти не осталось. Вырубили их и под станицей Слащевской и за хутором Сарычи, и в других местах. Остается любоваться лишь дубами, что стоят по правому гористому берегу Хопра. Остро встает вопрос о сохранении леса: без него Хопер и другие реки так обмелели, что дальше некуда. Пойма стала сухой с редким травостоем. И о восстановительных посадках речь пошла. Нужно только от слов к делу переходить. Хочется верить, вновь встанут зеленые заслоны по берегам Хопра и пойма зацветет буйными травами на радость людям.
3) Река просит помощи.
Величественно несет свои воды младший брат батюшки Дона — Хопер. Он красив во все времена года. Летом необычно живописен, когда в полной своей красе прибрежные леса. Но мелеет с каждым годом река. А ведь совсем недавно она была на территории нашего района полноводной. На этом отрезке было три больших мельницы, стояло три плотины, способствовавшие накоплению воды. Водились сомы и судаки, лещи, язи, щуки и много другой рыбы. Велика роль Хопра в жизни нашего города и района как главного источника водных ресурсов. Хопер и его притоки обеспечивают водой Ртищево. В настоящее время ведется строительство водопровода стоимостью около 5 миллионов рублей. Он будет непосредственно из Хопра подавать воду для населения города и предприятий. Водами реки и ее притоков пользуются колхозы и совхозы перекачивая ее на фермы, орошающие культурные пастбища. А между тем эти же хозяйства и засоряют реки. Так недалеко от реки Изнаир расположены молочнотоварные фермы колхоза имени Калинина. Весной, когда тает снег и потоки воды устремляются в реку, они несут с собой солому, навоз и другие нечистоты. Это засоряет русло. Так бывает ежегодно на протяжении десятков лет. Прибрежные леса создают в районе микроклимат, положительно влияют на окружающую среду. В лесных угодьях, отведенных под заповедники, живут красавцы лоси, кабаны, лисы, зайцы, барсуки и другие животные, без которых лесные массивы намного потеряли бы свою ценность и интерес.
Много было разговоров о том, чтобы провести очистные работы на Хопре, углубить его русло, высвободить затянутые песком и илом родники, но дальше разговоров дело не пошло. Не находится на это хозяина. А ведь река мелеет буквально на глазах. Колхозы распахали пойму реки, откуда во время паводка талые воды уносят почву и заливают дно. Едва ли эти вспаханные площади приносят столько пользы народному хозяйству, сколько вреда. В прихоперских лесах имеется множество озер. Они во время половодья раньше заливались и удерживали большое количество воды, которой хватало на целый год. Сейчас же все они обмелели, а более мелкие пересохли совсем. Есть по соседству с селом Потьма озеро Ерохово. Когда-то оно подходило к самому селу, а теперь ушло от него на полкилометра. От красавца Ерохово осталось заросшее камышем болото. Словом, нужны решительные меры по возрождению Хопра.
4) Охранная зона.
В конце прошлого века жители деревень, расположенных по Хопру, Савале, Битюгу и другим рекам, часто видели на берегах группы приезжих людей. Они что-то замеряли, записывали, ко всему присматривались. Особенно подолгу «колдовали» у оврагов промоин. Это работала специальная экспедиция по. исследованию рек. Примерно за десять лет экспедиция обследовала почти все важнейшие реки Центральной России. Участники ее пришли к выводу, что состояние рек можно улучшить, и предлагали следующие мероприятия: облесение вершин склонов и оврагов, устройство запруд, плотин, прекращение пастьбы скота и распашки земель у водоисточников, закрепление оврагов. Эти предложения экспедиции не потеряли своего значения и в наше время. Но теперь они должны проводиться еще в больших масштабах, поскольку за прошедшие 70 лет состояние рек заметно ухудшилось. Для расчистки русла Хопра, закрепления и облесения его берегов и зарегулирования стока требуются громадные средства. Нужны проэкты, техника, рабочая сила. Но это не значит, что надо опустить руки и ждать. Уже сейчас имеется немало возможностей «врачевать» реки. Первая из них — создание охранных зон. При настойчивости можно добиться многого, запретить распашку земель вблизи реки, выпас скота, уничтожение растительности, загрязнение берегов, ограничить, или вовсе запретить движение моторных судов. Все эти работы под силу населению, особенно молодежи, а застрельщиками их должны являться члены Всероссийского общества охраны природы. Пора всем нам по-хозяйски взглянуть на реку. Пора понять, что это величайшая народная ценность, что она и прилегающие к ней места должны быть особо охраняемыми, заповедными. По мнению ученых, ширина охранной зоны реки в зависимости от конкретных условий может быть разной — от 50 до нескольких сот метров. Все — и взрослые и дети — должны знать, что это место свято и что никому не позволено наносить реке какой-либо ущерб. И, думается, скоро на берегах Хопра, как и других наших рек, появятся аншлаги:
ОХРАННАЯ ЗОНА РЕКИ
Категорически запрещается по берегам реки пахать и копать землю, уничтожать деревья, кустарники, водную растительность, устраивать свалки, пасти скот, разводить костры. — Виновные привлекаются к строгой ответственности. Добиться этого можно. И тогда наши реки обретут свою прежнюю силу и красоту.
***
Первая статья «Половодье из 12 ключей» излагает легенду о том, как одному из самых больших притоков Дона дано было название. Две последующих рисуют настоящее плачевное состояние Хопра, к которому привела советская власть уничтожением прибрежных лесов и распашкой заливных лугов.
Автор статьи «У горы Кошевой» И. Пономарев, судя по тону ее, — казак. Он с большим чувством описывает далекое и близкое прошлое Хопра, имевшего в своей долине густые дубовые леса, сотни озер в них и поймы с богатой растительностью. Леса изобиловали множеством разнообразных зверей. Дальше пишет он: «Потом пришел сюда человек. Лес пошел на строительство городов и хуторов, на дрова, травы — на сено. Оголилась пойма, стали мелеть озера, и даже многоводный Хопер по несколько лет подряд не стал выходить из берегов и орошать пойму».
Точно не указывает автор когда «пришел человек», а определяет время прихода растяжимым понятием слова «потом».
Урюпинская станица расположена в расстоянии одной версты от левого берега Хопра. До 1920-го года в весенний разлив вода подходила к окраинным домам станицы. Там была весенняя пристань лодок, сдававшихся в наем. От этой пристани ходил паром, перевозивший подводы и людей на правый берег. Лесистый правый берег затапливался вплоть до подъема, соединяющего долину реки с степным плоскогорием. Подъем тоже был покрыт лесом. Красив был Хопер повсюду, но особенно на 5 верст выше Урюпинской станицы. Там лесистый подъем подходил к руслу реки и назывался Святою Горою. Название это дано было потому, что в этом месте на дереве явилась икона Божьей Матери. Ее несколько раз брали в город, в Урюпинский женский монастырь. Она исчезала и ее вновь находили в лесу на прежнем месте. Потом в месте ее появления построена была часовня, в которой она была помещена. После весенних работ, когда Хопер входил в берега, в день явления иконы тысячи казаков и казачек из окружающих и отдаленных станиц шли поклониться Богоявленной Божьей Матери. На Святой Горе были дачи, принадлежавшие монастырю, сдававшиеся летом в наем. Правый берег плоский, украшенный в этом месте могучими тополями, затапливался водой. Какое наслаждение бывало плыть на лодке по широкой водной дороге, любуясь с одной стороны гористым берегом, покрытым лесом, и рощей тополей, выступающих из водной поверхности — с другой. Прогалины между тополями манили развлекающуюся на лодках молодежь, но плавание там было опасным: сильное течение наталкивало лодку на стволы деревьев и выбрасывало из них пассажиров.
На правом берегу в лесу было много впадин, заливавшихся в половодье водой, хранившейся до следующей весны. Это были озера, в которых водилось много рыбы. Живописны были эти озера в дубовом лесу, окаймленные кугой и покрытые водяными лилиями, с причалинными у берега рыбачьими лодками. Весной лес изобиловал ландышами более крупными чем те, которые мы покупаем на улицах Парижа в день первого мая. В весеннее время урюпинская молодежь наслаждалась прогулками в лес и собиранием там цветов. Таковым в 1919-ом году оставили мы Хопер.
«Потом пришел человек», человек новый, особенный, чуждый казаку, с принципами, противоречащими казачьим обычаям и казачьей морали, человек отрицающий все духовное, бесчувственный к красотам природы, строющий всеобщее материальное благо на базе материалистической теории «научного» марксизма-ленинизма. Он обещал гигантскими шагами итти вперед по пути социального прогресса и перегнать самые передовые страны в мире. «Пришел человек», вытеснил коренного жителя — казака и начал руководить жизнью края. В 3-ьем томе Архипелага Гулаг Солженицын пишет, что население Урюпинской станицы поголовно сослано было в концентрационные лагеря, а на его место были поселены демобилизованные красноармейцы. «Пришел человек» и добился того, что Хопер по несколько лет подряд не стал выходить из берегов.
И. Пономарев и В. Кулаков дают нам частичное представление о «достижениях» пришедшего человека, полная картина достигнутых результатов более безотрадна, чем теперешнее состояние Хопра.
В статье «Река просит помощи» В. Кулаков пишет: «Много было разговоров о том, чтобы провести очистительные работы на Хопре, углубить его русло, высвободить затянутые песком и илом родники, но дальше разговоров дело не шло. Не находится на это хозяина. (Подчеркнуто мною В.К.). А ведь река мелеет буквально на глазах».
Прав В. Кулаков: нет хозяина, в стране царит безхозяйственность, ведущая к разрухе и опустошению.
Не один только Хопер находится в плачевном состоянии, но так же и его сын — Бузулук, который в названных статьях не упоминается. Эта красивая речка, раньше одетая в зеленые дубовые леса, с поймами (по казачьи — с займищами) и лугами на них, с плотинами задерживавшими летом воду, и с водяными мельницами, теперь, говорят, почти иссякла.
Не было до революции на Дону такого числа ученых, которым гордится теперь Советский Союз, не было и такого количества машин, созданных в помощь человеку, каким хвастается советская власть, а общественное хозяйство велось в тысячу раз лучше.
Лес станичного юрта принадлежал раньше жителям станицы. Распоряжалось им станичное общество под руководством выбранного им станичного атамана. Лесные угодья делились на участки. Промежуток времени между вырубками участка исчислялся несколькими десятками лет. В лес и луг запрещалось пускать скот. Пойманный в лесу или лугу скот загонялся станичными полицейскими на станичный баз и провинившийся хозяин должен был платить установленный штраф с головы скота. Штраф сильно бил по карману виновного. Бывали протесты, но штраф неукоснительно выплачивался.
Казаки не только старались сохранить существовавшие лесные угодья, но и боролись с неблагоприятными явлениями природы. Так в долине Бузулука, с западной стороны станицы Ярыженской был песок. Площадь его с годами расширялась. Для укрепления песчанной бесплодной почвы станичный атаман по собственной инициативе посадил краснотал, укреплявший почву. Посадка совершена была ранней весной «паевыми» казаками допризывного возраста (казаки от 17 до 21 года). Предвиделось по прошествии нескольких лет, когда почва достаточно укрепится, посадить в краснотале сосны… Проект не был осуществлен полностью из-за революции.
Русло Бузулука около Ярыженской станицы раздваивалось. Второстепенное русло соединялось с главным далеко от станицы. В самом начале оно отделялось плотиной для того, чтобы не ослаблять мощности реки и направлять ее течение к водяной мельнице. Каждый год в половодье плотина разрушалась и каждый год она восстанавливалась по спадении полой воды. Делалось это ни бульдозерами, ни скреперами в несколько сот лошадиных сил, ни грузовиками-самосвалами, а казачьими мышцами да повозками с люшнями и деревянными осями. Работы производились по распоряжению станичного атамана и под его руководством. Атаман не был ни ученым агрономом, ни инженером строителем. Его «академией» была церковноприходская школа, которую он не кончил полностью.
Невольно ставится вопрос: почему налицо разница в результатах управления теперешней администрацией и прежней, представленной выборным атаманом? Причиной этой разницы является то, что теперешняя администрация, строя свое управление на холодной «научной» базе, оторвана как от администрируемых ими, так и от земли, на которой они живут, атаман же был кровно связан с управляемыми им казаками и с кормилицей — землею, питавшей его пращуров и взростившей его самого. Теперешняя администрация — мачеха как по отношению к населению, так и к земле, атаман же был родной сын края и отец управляемых им. Он являлся частью общего тела — станичного общества. Не мог он причинять боль своему телу.
Статья «Охранная зона» сообщает о существовавшей в конце 19-го века специальной экспедиции по исследованию рек и о ее полезной десятилетней работе. Автор ее Т. Андрейкович пишет: «Эти предложения экспедиции не потеряли своего значения и в наше время». Он констатирует, что состояние рек за последние 70 лет ухудшилось. Я сделаю поправку: состояние рек ухудшилось не за 70 лет, а за последние 55 лет, когда ухудшение шло ускоренным темпом и привело к катастрофическому положению. Из изложенного много выше видно, что до 1920-го года луга на Дону не распахивались, леса непланомерно не вырубались и поэтому изменение режима рек не наблюдалось.
Удивительно, как осмелился автор статьи признать заслуги «реакционного» царского правительства. Ведь для коммунистов все дореволюционное заслуживает порицания, до прихода их к власти все было хуже, чем теперь.
Хопер не является исключением: безхозяйственная вырубка лесов, ведущая к оскудению рек, наблюдается по всей территории Советского Союза, не исключая Сибири. Все мы слышим о хронической засухе в нашей стране. Нет ничего удивительного: уничтожение лесов и уменьшение водной поверхности рек и озер неукоснительно ведут к уменьшению атмосферных осадков.
________
Тяжкое впечатление производят статьи И. Пономарева и В. Кулакова.
Несчастный Донской Край, сколько страданий пережил ты за последние 59 лет. Вначале в течение 3-х лет обильной рекой лилась казачья кровь, потом преступная власть приступила к ссылке казаков на острова Архипелага Гулаг. Ссылался в первую очередь лучший элемент казачьей массы: трудолюбивые, зажиточные казаки, окрещенные словом «кулак», и лица, пользовавшиеся уважением. Власть жестоко мстила казакам. Казалось бы, что она ограничится причинением боли человеку, но нет, она пошла дальше, преступно разрушая окружающую природу. Пятьдесят шесть лет длится разрушительное управление и только теперь нашлись лица, поднявшие голос, призывая к спасению рек.
Страждущий Родимый Край,
Прими земной поклон сынов твоих из далеких стран. Думают они о тебе, думают и страдают от бессилия помочь тебе.
В. Кузнецов (Франция)
© “Родимый Край” № 124 СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ 1976
Читайте также: