● Сообщение — Инициативная группа по изданию книги «ДОНСКОЙ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III КАДЕТСКИЙ КОРПУС» сообщает донским кадетам и всем русским людям, любящим прошлое России, что материал для этой книги собран большой, довольно подробный и интересный. Имеется так же много фотографий.
Теперь все будет зависеть от вас, дорогие жертвователи на издание книги. Если будет собрана необходимая сумма денег для издания полной книги, то есть всего собранного нами материала, то эта книга послужит историческим документом существования Донского Кадетского Корпуса, будет служить украшением каждой библиотеки и радовать всех тех, кто любит иметь хорошо изданную и интересную книгу о жизни и воспитании кадет.
Сбор денег уже начался. Просим жертвователей все собранные суммы и каждого в отдельности посылать по адресу: D. Sarinoff. 640 Fort Washington ave. Apt.1-A. NewYork. N.Y. 10040 (USA)
Мы периодически будем сообщать о том, как идет дело со сбором средств и возможностью издания (печатания) нашей книги. При нашем общем желании, главным образом кадет окончивших Донской Корпус и их жертвенностью, эта книга будет издана. — Подписали от инициативной группы:
М. Бугураев, Д. Саринов, В. Казимиров. — 9 марта 1973 г. Нью-Йорк.
В дополнение к этому сообщению Д. Саринов пишет: — «Мне хотелось бы ознакомить каждого с планом издания нашей донской кадетской книги — «Памятки». Она должна быть хорошо напечатана, с хорошей темно-синей обложкой под цвет нашего погона с изображением вензеля «А – III» на хорошей бумаге, с большим количество кадетских фотографий. Правда, чем их будет больше, тем издание книги будет стоить дороже. Художественную обложку могут нарисовать наши художники, правда В. Иванов пока что не ответил, но говорят, что Н. Воробьев может все это сделать. Есть и другие художники. Дальше, излагая мой план, который я не навязываю другим — если есть какие-нибудь соображения — сообщите.
На первой странице должно быть написано, полукругом «История Донского Императора Александра III Кадетского Корпуса» и это заглавие будет перевито лентой русского флага. Наверху будет изображена наша кадетская пуговица с орлом военно-учебных заведений и кадетским сиянием. От пуговицы будет спускаться цепочка, на которой подвешен значек Корпуса. По сторонам значка — годы 1883-1933, а под ним фотография: здание Корпуса в Новочеркасске. На следующих страницах портреты государей императоров Александра III, Николая II и Донского Атамана А.П. Богаевского. Затем, краткая вступительная статья, выражающая благодарность всем принявшим участие в составлении и издании этой Книги-Памятки. Дальше, статья из журнала «Донец» — «Открытие Донского Кадетского Корпуса», воспоминания ген. Балабина, В. Калина. М. Бугураева, «Последний год в Новочеркасске» — Б. Прянишникова, «Отступление — Новороссийск» — Миловановича, «Симферополь-Стренище» — Д. Саринова, рассказы М. Залесского: «Добыча», «Билече и 2-ой Донской Корпус», В. Данилова — «Бакар и дезинфекция», Н. Воробьева — «Отступление, Новороссийск, Египет, Буюк-Дере, Югославия, Билече», А. Кунакова — «Выезд из Египта, Босфор, Буюк-Дере», В. Казимирова — «Горажденский период Донского Корпуса», В. Случевского — «Последний период существования Донского Корпуса», Д. Саринова — списки кадет Корпуса, педагогического персонала и благодарность всем помогшим нам.
Редакция «Род. Края» всецело присоединяется к призыву инициативной группы дать возможность издать книгу-памятку Донского Кадетского Корпуса. В данное время бывшие донские кадеты, всех поколений разбросаны по всем странам, очень многие из них занимали очень высокие посты и достигли большого материального благополучия. Пусть они вспомнят о далеких днях их молодости, когда они были молодыми кадетами, юношами, у которых вся жизнь еще была впереди. Конечно, сейчас это уже в прошлом, но память об этом не могла выветриться у них. И еще другое: не мало донских кадет сложило свои головы в защите своей родины и борьбе со злом — большевизмом. …Мы не имеем возможности у нас на родине поставить памятник этим «орлятам» по выражению ген. Алексеева, но мы можем и должны издать книгу посвященной их памяти.
● Полк. Ф. И. Елисеев в дополнение к своим очеркам «Трагедия Кубанской Армии» пишет: — «Как я писал, к Черному морю отступил весь 4-ый Донской Конный Корпус, численностью в 18.000 человек. Ген. Голубинцев в своей книге «Русская Вандея» описал о нем все правильно. Постепенно, казаки этого Корпуса, начиная с Туапсе, как больные, перебрасывались в Крым. Сколько их осталось на берегу, с нашей Армией — не знаю, но с нами, в нашей группе старших офицеров кубанцев (около 80-ти человек, почти сплошь командиров полков, батарей, пластунских баталионов. в том числе пять генералов, и прошедших лагеря Екатеринодар-Ростов, тюрьму в Костроме, вновь лагеря в Москве и Екатеринбурге) были следующие офицеры Донского Войска: полковник Богаевский Владимир Николаевич, выпуска 1910 года из Новочеркасского Военного Училища. Кадровый офицер 10-го Дон. каз. полка, когда им командовал полк П.Н. Краснов. Вместе с ним я был в Сибири. После моего бегства из Екатеринбурга он был расстрелян большевиками за попытку поднять восстание с крестьянами под с. Шадринским. Затем полк. Евтеев, какой-то ученный, увлекавшийся книгами по философии, войсковые старшины Буров Петр, Карташев Евстафий, Демидов Александр, Волобуев, Коротков Митрофан, Леухов Иван Абрамович, подъесаул Карнаухов, в прошлом станичный учитель, станичник и сосед полк. Миронова, что служил у красных. Высокий, сухой, брюнет, умный и авторитетный среди своих. Все они были «мамантовцы» и почти все были командирами полков.
Были еще есаул и хорунжий 10-ой и 11-ой батарей фамилии их не помню. Люди интеллигентные, видимо хороших фамилий, хорошо были одеты, имели деньги и были мало общительны даже со своими донскими офицерами.
Конечно, все они там погибли, ведь прошло 53 года. Но для донской истории — это сообщение какая-то частица жуткой правды».
● Труды полк. Елисеева о жизни кубанских казаков, их участии в 1-ой Мировой и гражданской войнах, о службе Ф. И. Елисеева капитаном во французском Иностранном Легионе в Индокитае во время последней войны, переведены на японский язык и будут там изданы отдельными книгами.
● 11 февраля Президиумом Малого Донского Круга был отмечен «День Казачьей Скорби» и 55-тилетия трагической кончины первого выборного Донского Атамана ген. A.M. Каледина. После панихиды по ушедшим Атаманам, вождям казачества и казакам всех каз. Войск, в церкви св. Георгия Победоносца в Фривуд Эйкрс, H. Дж., в доме Казачьего Комитета на 4-ой улице состоялось собрание на котором ес. А. И. Тульцев сделал доклад о ген. Каледине и его эпохе. Нужно отметить также выступление полк. Ф. И. Елисеева, рассказавшего подробно об участии Кубанского каз. Войска в гражданской войне. Кубанцы в то время выставили 37 конных полков. 3 бригады пластунов и 25 конных батарей. В боях с красными были убиты пять генералов, начальников дивизиями и один командир корпуса и двадцать командиров полков. После этих докладов выступали С. И. Донсков, П. Пивнев, В. Казьмин, С. Школяр и В.Г. Глазков.
После собрания состоялась поминальная трапеза.
● 17 марта в Париже состоялось собрание бывших юнкеров Новочеркасского и Атаманского Училищ. Большинством голосов было решено чтобы Касса взаимопомощи Училища продолжала свою деятельность, в ея правление были выбраны Н.А. Бирюков, А.С. Кулягин и Н.Ф. Пузанов. Все присутствующие выразили свою большую и глубокую благодарность И.А. Евстратову за его работу в течении многих лет в должности адъютанта Училища.
● 18 марта в Париже состоялось собрание Донского Войскового Объединения. В виду опоздания его председателя Н.А. Ломакина, председателем собрании был единогласно избран Н.Ф. Пузанов. Были произведены выборы секретаря Объединения вместо отказавшегося от этой должности А.П. Падалкина. Выбранным оказался М.Ф. Герасимов. После доклада редактора «Род. Края» Б.А. Богаевского о положении дел с изданием журнала, обсуждался вопрос о выборах Донского Атамана, поднятый президиумом Малого Донского Круга за рубежом. Собрание постановило сообщить Президиуму свое постановление, формулированное в письме В. М. Кузнецова, уполномоченного ДВО вести переписку по этому поводу: «Собрание членов ДВО нашло, что, при существующих условиях, выбирать Атамана не имеет смысла: выбранный нами Атаман не будет полновесным представителем донского казачества за рубежом, потому что часть казаков, может быть и меньшая, не будет принимать участия в выборах. Атаман выбранный нами, уподобится существующему «атаману» Федорову, который подвергается насмешкам как у вас в Америке, так и у нас во Франции. При настоящих условиях наш будущий избранник не будет гарантирован от возможного унижения.
Кроме того мы не верим, что лицо, облеченное званием Атамана, будет в состоянии своей работой дать реальные результаты.
Звание Атамана для нас казаков живущих во Франции — свято, но, к сожалению, оно теперь опошлилось. Цель выборов может быть одна: воссоздания символа верховной власти донских казаков, избрание лица, могущего быть авторитетом для них. Необходимое условие для осуществления этой цели — участие в выборах казаков всех существующих течений. Условие это не осуществимо, следовательно цель не может быть достигнута.
Донские казаки г.о Франции находят, что вместо выборов Атамана необходимо произвести перевыборы Президиума Малого Донского Круга и вновь избранному председателю вверить функции предлагаемого Президиумом Атамана.
Состоявшееся собрание членов ДВО выражает глубокую благодарность Президиуму Малого Донского Круга, полномочия которого истекают, за его 3-ех летнюю работу и шлет горячий привет донским казакам в Америке».
В конце собрания среди присутствующих было собрано 200 фр. на ремонт церкви на русском кладбище в С. Женевьев де Буа.
● 9 сентября на скаковом поле Шантии под Парижем состоится выступление-джигитовка группы Петра Пахомова, сына донского казака.
● В. В. Шляхтин, прислал в нашу редакцию для помещения в журнале вырезку из советской газеты «Советский Дон» от 27 окт. 1970 г. под. заглавием «Звучит казачья Песня» следующего содержания:
«Ни один праздник на Дону не обходится без песни. Задорные и грустные, плясовые и торжественные, звучат они в исполнении Вешенского казачьего Хора.
Сам по себе Хор — самобытное создание вешенских энтузиастов. О нем стоит рассказать подробнее. Еще в 30-ых годах в Вешенской был организован казачий Хор. Песни, которые он исполнял, звучали не только на Дону. Казакам-песенникам аплодировали жители нашей столицы. Кое-кто из нынешних участников Хора помнит это время. Евдокия Ивановна Кривоносова, например — живая традиция коллектива. Как и тридцать с лишним лет назад, задушевно поет она неповторимые казачьи песни.
По разному складывалась судьба Хора. Случались годы, когда не слышно было его голосов. А потом, к радости станичников, песенники вновь появлялись на сцене.
И вот Хор снова на взлете. Опять то радуют, то печалят сердца слушателей и старинные казачьи, и новые песни. Костяк коллектива составляют люди уже немолодые. В.П. Зубков, М.М. Богатырев, К.С. Турилин, Т. И. Целикова, Е. И. Лапченкова помнят, как певали эти песни в старину и стараются довести до слушателя не только слова и мелодию, но и сам дух времени, навсегда оставшегося в прошлом. Они хорошо понимают, что никто, кроме них, этого не сделает. Может быть поэтому так охотно передают они свое знание донской песни молодой поросли Хора — Римме Борщевой, Ольге Просаловой, Александру Иващуку и другим — тем, кому нести эстафету дальше.
— До ста песен сейчас в нашем репертуаре — рассказывает староста Хора Григорий Иванович Щебуняев.
Пожалуй, не много найдется профессиональных песенных ансамблей, которые могли бы похвастаться таким обширным репертуаром.
В нынешнем году известность Вешенского каз. Хора вновь перешагнула границы района. Па днях донцы побывали в Ставропольщине — у тружеников Петровского района. Встреча была очень радушной. Вешенские песенники приняли участие в районном празднике урожая. Сотни ставропольцев, затаив дыхание, слушали в их исполнении и знаменитую «Сторонушку», и «Веселитесь, донцы, храбрые казаки», и «Поехал казак на чужбину», и «Уж ты зоренька-зарница», и многие другие.
Наших земляков принимали также жители села Донская Балка, которые нынешним летом сами были гостями вешенцев. Ставропольцы и донцы дали несколько совместных концертов под девизом «Дружба».
Что ж, дружба ставропольцев и донских казаков имеет давние традиции. И хорошо, что эти традиции продолжаются и сейчас.
Коллектив готовится к новым встречам со зрителями. Можно не сомневаться, что они будут интересными и принесут много радостей и самодеятельным артистам, и всем тем, кто придет на их концерты. —
В. Волков»
● Письмо в редакцию юнкера Кубанского ген. Алексеева Военного Училища:
«Не откажите в любезности, ради восстановления истины, поместить в «Род. Крае» небольшое уточнение фактов, затронутых г. Антоном Черным в его статье в газете «Казак» № 126 от февраля с. г. под заголовком «Ответ Падалкиным». Речь идет об эвакуации Крыма.
«Что видел г. Черный «своими глазами» — я не знаю. Но пароход «Дон» находился в Феодосии, а не в Керчи, как пишет г. Черный. На него на рассвете было погружено Кубанское ген. Алексеева Военное Училище, юнкера которого патрулировали и несли караулы всю ночь. Училище прибыло в Феодосию ночью, в свои казармы Сарыголь, по срочному вызову из г. Судака, вернее его района и побережья, где оно охраняло берега и боролось с красными партизанами матроса Мокроуса.
Наше Училище никак нельзя назвать тыловой частью, так как оно принимало участие в десанте на Кубань (Приморско-Ахтарская) и все время находилось на передовых позициях, как пехота, с дивизией ген. Бабиева, а от Тимашовки прикрывало отступление дивизии до самого Ачуева. В боях под Тимашовкой, Гривенской, Барабанным хутором и др. местах Училище потеряло половину своего состава, молодежи-юнкеров из казаков и иногородних Дона, Кубани и Терека.
Первые конные кубанские части ген. Фостикова, войдя в Феодосию погрузились на пароходы, сам генерал находился на пароходе «Дон» и им был отдан приказ «утыкать его (т. е. «Дон») пулеметами, чтобы никто силой на него не мог грузиться».
Г-н Черный «плачет горькими слезами» об этой погрузке, но все же его вывезли казаки на барже, а вот кубанцы и терцы, которых ген. Фостиков не принял на «Дон», о них-то, г. Черный молчит. А я еще добавлю: офицеры и казаки лезли по трапу и канатам на «Дон», но ген. Фостиков приказал поднять трап и рубить канаты… Люди падали на пристань и в воду. Все они попали в руки красных и были ликвидированы.
То что описывает г. Черный, как очевидец, относиться к Феодосии, а не к Керчи, ведь пароход «Дон» был только один. Правдивость моих слов могут подтвердить начальник нашего Училища, его офицеры и юнкера, кто еще остался из них в живых. И если все, что пишет г. Черный в своей статье такая же «правда», то избави нас Боже от таких очевидцев и историков. Обвинять во всем добровольцев, русских, а главное ген. Врангеля просто не честно. Не будь ген. Врангеля, наверно бы мы все остались бы в Крыму. В Новороссийске и Сочи было во много хуже.
Г-н Черный видимо родился счастливым: попав в Феодосию (или Керчь?) он при погрузке не растерялся, нашел семь бутылок вина, копченку-рыбу. Казаки погрузили его на баржу и т. д., и вот теперь, попав в Аргентину, он стал «очевидцем» и «историком». Только стыдно ему должно быть, что не узнал на «Дону» своих казаков юнкеров, и ген. Фостикова с его окружением. А мы, юнкера, партрулировавшие в Феодосии, и не находили нигде таких богатств, а на пароходе лишь на «камсе» (мелкой селедке) и горсти муки («пекли» лепешки на пароходных трубах) добрались до Лемноса. И не будь нас, наверняка, и ген. Фостиков с казаками не погрузился бы на пароходы.
Нам, казакам, надо помнить, что зверь до последнего дыхания защищает свою берлогу, самку, потомство. А многие из нас все бросили, бежали и сейчас «бахвалимся» за чужой спиной. Создаем здесь мнимые государства, министерства, ездим туристами на родину, посылаем туда посылки, а вернувшись опять принимаемся за свое, причиняя этим уцелевшим казакам не коммунистам еще больше горя и несчастья. Расчитывать нам казакам на сочувствующих не приходиться, честных союзников у нас нет, кроме россиян. Дом Романовых помнил о нас, так как Атаман Межаков с казаками посадил первого Романова на престол и казаки помогли выгнать теперешних союзников из Москвы».
● Взносы, поступившие в Казачий Союз во Франции:
На создание Памятника на казачьем участке на русском кладбище в С. Женевьев: — в дополнение к спискам, опубликованным в №№102, 103, 104 и 105 «Род. Края» поступило: Е.Ф. Горянова-Киреева — 100 фр., И. Е. Николаев — 10 фр., И.Н. Жидков — 10 фр., М. И. Лащенов — 10 фр., В.А. Балахнин — 135 фр.. Д.Г. Гришин — 350 фр., З.Ф. Плотников-Голубовская — 350 фр. А.Е. Афанасьев (собранно им) — 150 долл., В. В. Черкасов — 10 фр., П.А. Максимов — 10 фр., Суворов — 10 фр., И.П. Вифлянцев — 100 фр.
На ремонт церкви в С. Женевьев де Буа — собрано на собрании Донского Войскового Объединения 18 марта с. г. — 200 фр.
Для оказании помощи сот. В. И. Сычеву: Е. И. Захарин — 50 фр., З.П. Фомина — 10 д.
Для оказания помощи казаку-инвалиду Е. Я. Аникину в Парагвае: З.П. Фомина — 10 д.
На намогильную гранитную плиту Н.М. Мельникову: от председателя Каз. Союза в Германии A.M. Протопопова — 160 фр., П. А. Селиверства — 40 фр.
Всем жертвователям приноситься глубокая благодарность.
Читайте также: