(Из книги В.Г. фон Рихтера: «Собрание трудов по русской военной медалистике и истории». Париж 1972 ).
Весною 1813 года русский партизанский отряд, насчитывавший 1300 человек (четыре, слабого состава, донских казачьих полка, шесть эскадронов регулярной кавалерии и два орудия конной артиллерии) 1), под командой полковника Теттенборна, с налета занял Гамбург. На следующий же день по вступлении русских партизан в этот город Теттенборн объявил о восстановлении свободной торговли в северной Германии и сообщения с Англией и отправил с известием об этом в Лондон корабль. На корабле этом был послан в числе других курьеров казак Земленухин, как живое свидетельство успеха, сдержанного русским войсками над Наполеоном. Появление этого казака возбудило необычайное любопытство англичан, — Земленухина чествовали, угощали, возили из одного знатного дома в другой, дарили ему оружие. Газеты того времени оставили нам подробное описание этого необычного для Лондона события, а гравированные многочисленные портреты, сделанные разными художниками с Земленухина, до сих пор украшают коллекции собирателей редких гравюр. Задавшись целью установить, какое же количество различных портретов с изображением Земленухина появилось в то время на свет, я принялся за розыски, пользуясь доступными мне английскими и русскими литературными источниками. В первую очередь я просмотрел некоторые английские газеты того времени; в них я наткнулся на столь занимательные подробности о визите казака, что я решил поделиться ими с читателями 2).
«Земленухинские» дни начались 10 апреля, когда стало известно о прибытии в Лондон двух русских офицеров и двух казаков. «…Вчера утром случилось весьма интересное происшествие, повлекшее за собою бурную демонстрацию народных чувств. Перед обедом, около здания Иностранной почты образовалось большое стечение народа, где мы заметили присутствие некоторых известных банкиров и купцов; все хотели видеть двух казаков, только что прибывших с почтовым кораблем с о. Гельголанда и одетых в национальные костюмы. Мы заключили, что они принадлежат к племени (tribe) Донских Казаков. Один из них — лет 40 отроду, атлетического сложения; у него выдающийся нос, проницательные глаза, очень длинная и густая борода: выражение его лица приближает его скорее к типу поляка, чем татарина, от которых, по общему мнению, казаки происходят. Другому казаку лет 20 и он более деликатного сложения. Пика, торчавшая не менее как на 8 футов из окна почтовой кареты, остановила на себе особое внимание. Этим славным иностранцам предшествовала другая почтовая карета, в которой были английский офицер и два знатных русских придворных офицера, приехавших с миссией большей важности. После краткой остановки и разговора с несколькими русскими купцами кареты двинулись дальше на запад, но были вновь остановлены восторженной толпой у здания городской ратуши. Дальнейший их путь к дому секретаря русского посла графа Ливена пролегал среди радостно возбужденной толпы зрителей».
В газетах от 14 и 15 апреля мы читаем описание посещения Земленухиным Королевской Биржи, 14-го числа. Зарисованный Хитом (W. Heath) портрет казака в росте «лубочного» типа, с надписью: «Zemlanowhin the Brave-Russian Cossack», можно
1) Донские казачьи полки: Комиссарова, Гребцова, Сулина 9-го и Денисова 7-го, 4 эскадрона Изюмского гусарского и 2 эскадрона Казанского драгунского полков. (М. Богданович. Историявойны 1813 СПБ). T. I. стр. 610.
2) Мноюпросмотрены «The Morning Post,» «The Morning Chronicle» и «Examiner».
считать его первым английским изображением. Вывозивший его ротмистр Бок 1) (а иногда его фамилия писалась де Бах), узнав, что биржевые купцы собираются дать Земленухину деньги, воспротивился этому, сказав, что русские солдаты подобных подарков не принимают, но от оружия не откажутся. Биржа была окружена неисчислимой толпой. Русский офицер и казак были встречены «городскими маршалами», проводившими их к лорд-мэру, окруженному «городскими гласными». Во время парадного завтрака лорд-мэр сказал казаку, что в качестве главы Лондонского Сити он счастлив с гордостью протянуть руку столь знаменитому воину, не имеющему ни высокого чина, ни титула. Казак ответил коротко: он поблагодарил и добавил, что готов умереть за благо Государя и отечества. Ротмистр Бок был в парадной форме и высокий орден, полученный за Бородино, висел на шее. Имя и фамилия казака: Alexander Wittischensdt 2), ему 54 года, был 15 лет в отставке и в благодарность за храбрость и беспорочную службу получал пенсию. Узнав о нашествии французов, он добровольно вернулся вместе с двумя сыновьями на службу. На заданный вопрос, сколько он убил неприятелей, казак скромно ответил: «Кроме всякой мелюзги, еще и трех офицеров». В половине второго образовалась следующая процессии: впереди шли «городские маршалы». освобождавшие месте для прохода процессии сквозь ликующую толпу, за ними шествовал Земленухин, поддерживаемый двумя «Маршалами» Сити и, наконец, ротмистр Бок — между лорд-мэром и сэром С. Флоуером. Казака поставили на балконе, дабы все могли его видеть. Таких аплодисментов Биржа еще никогда не слышала… Ротмистр Бок провозгласил тост в честь лорда Веллингтона. Лорд-мэр, указывая на пику казака, объявил толпе, что «этим инструментом казак убил 30 французов»… Снова бурный восторг толпы… И еще тост: «За успехи Императора Александра I», под аплодисменты огромного скопления народа.
А вечером того же дня Земленухин был приглашен в «Таверну Франк-Масонов», «где обедало все большое собрание этого братства, празднуя возведение в сан «Вели-
1) Не был ли это лейб-гусар, лифляндец, Т.Е. фон Бок, потом переведенный в Изюмский гусарский полк, отважный воин и идеалист?
2) Казак Витиченко (см. Михайловский Данилевский. Описание войны 1813 г СПБ 1850 стр. 50 и Богданович цит. соч. стр. 80)
кого Мастера» герцога Сюссекского. После милостивого разговора герцога с казаком, последний обходил все столы в зале, выслушивая комплименты (переводчиком был г. Турние) с выражением растроганности». Затем следует описание наружности Земленухина, со следующим замечанием: «его внешность, — солдатская и грубая, — кажется нам все же смирной, а лицо выразительным и добрым, что заставляет нас изменить наше мнение о народе, к какому он принадлежит. Его волосы зачесаны на затылок и шею на 6 дюймов, а на лбу подстрижены прямо и коротко. Его одежда состоит из синего кафтана и широких штанов из грубой материи, сапоги просторны, с закругленными носками; его рука чрезвычайно широка в ладони, а пальцы короткие; он не стеснен в движениях оружием, состоящим из пистолета, мушкета, сабли и длинной пики…»
В другой газете читаем, что в то же время Земленухин побывал в «Репозиторе» г. Р. Аккермана (где впоследствии были зарисованы его лучшие, но всего чаще ныне встречающиеся портреты в рост), а во время пребывания среди масонов г. Тайлор-Фюн прочел свою поэму «Казак», и когда Земленухин ухватывал слова «Москва», «Платов», «Смоленск», он радостно кивал головой…
Побывал Земленухин и в заведении Женской Красоты», где ласковые дамы предложили ему вино и фрукты, а когда он выходил, провожали его книксенами… Тут же читаем причину посылки этого казака в Лондон: «Этот храбрый воин был сюда нарочно прислан для удовлетворения любопытства британцев, которые воочию хотели видеть одного из лучших воинов, столь содействовавших освобождению Европы. Мы слышали, что вместо денежного подарка открыта подписка, чтобы на собранные деньги его одеть и вооружить во все новое, в доказательство уважения британцев к его землякам; мы были заверены, что, кроме трех офицеров, не менее 30 французских солдат пало от его руки».
Газета от 19 апреля посвятила много места описанию появления Земленухина на коне перед стотысячной толпой в Хайд-Парке (Этот эпизод запечатлен двумя гравированными портретами. На одном он скачет вправо; на другом скачущий Земленухин окружен поклонницами-англичанками. Эти оба портрета весьма редки и в классическом труде Ровинского не описаны). Газета отмечает, что еще никогда в этом огромном парке не собиралась столь огромная толпа. Но этот эпизод не обошелся без странной мистификации: незадолго до появления Земленухина в парке показался известный актер-эксцентрик ван-Бютчель, тоже верхом, одетый и загримированный «под казака»; толпа ринулась к нему, но тут увидала настоящего Земленухина на прекрасном скакуне (одолженном ему неким полковником Хэрри), окруженного несколькими гусарами. «Храбрец был уже одет во все новое, в точности скопированное со старой одежды. Он проскакал несколько раз среди огромной толпы во всеоружии, и к нему стали рваться с рукопожатиями; это длилось до тех пор, пока он не устал совершенно».
Но консервативная «The Morning Chronicle» разразилась по этому поводу статьей в ультапуританском стиле, а именно: «Каждый благонамеренный читатель должен был с отвращением остановиться на сообщении о предумышленной профанации Божьего дня (т. е. воскресенья. В.Р.) в Хайд-Парке, завлекшей легкомысленную толпу на созерцание какого-то парня на коне, проявляющего казачьи манеры и грацию, отчасти напоминающие замашки наших гусар. Вся серьезная часть общества должна жестоко порицать лицемерие моралистов наших дней, видя среди инициаторов этой дерзкой насмешки некоторых наиболее рьяных пропагандистов христианства за границей. В смысле влияния на низшие слои общества было бы лучше, если бы они прикрыли свою жеманность частицей практической морали у себя на родине. Мы ничего не имеем против его выставки перед «Bulls» (т. е. биржевыми спекулянтами. В.Р.), — с целью повышения цен; один вид этого героя, убившего 35 французов одной своей пикой и, несомненно, съевшего их, должен возбудительно действовать на их воображение. Приходится, однако, сознаться, что очень грустно наблюдать унижение общественного разума при виде подобного зрелища. Этот спектакль перед стотысячной толпой, данный в Королевском Парке, является вызовом всем нашим религиозным обычаям и приличию; ведь это зрелище произошло между утренним и вечерним богослужениями…»
Воскресная же газета «The Examiner» от 13 апреля комментируя злободневную» тему, указывает, что фамилия его Wittischensdt и существует подозрение, не переодетый ли это известный лондонский актер. Но газета тут же успокаивает «неверующих» тем, что уважаемый и достойный лорд-мэр не мог попасться на такую удочку. Однако один из «гласных» 1) впал в весьма естественную ошибку: услышав, это «Don Cossack» он громко выразил предположение, что Земленухин — испанский гранд (в Испании до сих пор все ставят приставку «Don» перед именем. В.Р.), но некий судья объяснил «гласному», что «Don» — это название реки, впадающей в Азовское море…
21 апреля газеты сообщают, что некий английский офицер в кэбе отвез Земленухина, — при оружии, но без пики, в военное министерство, где его долго опрашивали. Покидая здание, казак опять очутился среди приветствовавшей его толпы.
22-го газеты напечатали объявление «Дрюри Театра», в котором (для привлечения публики) указывалось, что на представлении, в отдельной ложе, будет казак с сопутствующим ему офицером. Далее в газете сообщается, что «многочисленные дамы и джентльмены собрались в Аккермановском заведении», где казаку была поднесена ценная сабля с выгравированными на ней надписями, по-русски и по-английски: «Подарена Александру Земленухину, казаку Донского Сулина 9-го полка, Рудольфом Аккерманом в Лондоне 21-го апреля 1813 г.» и по-латински: «Pro Deo, Imperatore et Patria». Портрет Земленухина, сообщается затем, рисованный г. Пайно (Pyne), уже выгравирован и пущен в продажу, «он поражает огромным сходством»… Казак пришел от него в восхищение и просил дать их для жены и сыновей. Но тут же казака заставили снова позировать, уже перед художником Гифи (Неаphy), который изобразил его в схватке с французским офицером (гравюра с этого портрета ни мне, ни другим русским исследователям неизвестна, но у меня имеется фарфоровый кубок, на котором изображена подобная сцена. В Р.). После ухода Земленухина одна дама предложила сделать подписку в его пользу: собрали 10 фунтов…
23 апреля появилось объявление, что в такой-то лавке, продающей лотерейные билеты, будет «казак» (желая, конечно, снова использовать его для заманивания публики. В.Р.).
26-го Земленухин осматривал Вестминстерское аббатство, а вечером был в театре, где была представлена воинственная пантомима из рыцарских времен. «Казак покинул театр под огромным впечатлением высокого уровня английских театральных постановок», повествует газета.
27-го казак, при офицере и переводчике, —
1) «Гласный» в дореволюционной России это член Городской Думы, т. е. Муниципального Совета.
в одной из лучших лож оперного театра Ковент-Гарден. Земленухин с огромными вниманием следил за игрой некоторых актрис. Когда публика его узнала, ему устроили очередную овацию, а он при этом вставал и кланялся. В тот же день казак заехал попрощаться с г. Аккерманом и его семьей. Большое дамское и мужское общество ожидало его там уже несколько часов, но Земленухин объяснил свое опоздание тем, что он с 10 часов утра был занят посещением нескольких аристократических домов, которые прислали ему особые приглашения. У Аккермана — опять дамские рукопожатия (они снимали перчатки) и, наконец, вручение стальной пики, длиной в 11 футов, к концу которой был прикреплен «телескоп» (подзорная трубка? В.Р.). Осмотрев свою новую пику, Земленухин расчистил руками свободное пространство и с воодушевлением начал делать упражнения с новым оружием, заняв позицию атакующего. Пробыв там около часу и получив еще шесть своих гравированных портретов, он отдал Аккерману свой старый пистолет и ушел.
Газеты от 1 мая описывают посещение Земленухиным «Выставочного Здания», где он слушал исполнение нового марша, посвященного лорду Веллингтону, на «Пантармонике», состоящей из 200 механических музыкальных инструментов. Далее: «…казак, будучи представлен красивой альбиноске (исполнительнице марша), был поражен ее внешностью и с поклоном сказал ей: «Я покидаю Лондон, могу ли я взять с собою клочок ваших волос?». Альбиноска дала ему локон, а владелец здания — изящную коробочку для его сохранения.
Наконец 4 мая пресса объявила, что «ветеран-казак 2 мая выехал из Гарвича на северный театр военных действий в сопутствии ротмистра Бока; накануне — 1 мая — русский посол представил их Принцу-Регенту, который подарил казаку черную бархатную портупею для сабли, украшенную серебром, серебряную лядунку со своим вензелем и ценную саблю; все это он лично надел на Земленухина. Из дворца казак поехал прощаться с г. Аккерманом и его семьей, к которой он очень привязался. После холодного ужина, казак благословил их и сказал: «Я ел вашу хлеб-соль много дней, и вы были ласковы ко мне с начала до конца». (Далее газета пишет, что новое пущенные в Англии корабли получили названия: «Князь Кутузов», «Бородино», «Москва», «Платов», «Казак», «Смоленск» и «Вильна»).
Вот вкратце содержание того, что я нашел в английских газетах по интересующему меня вопросу, т. е. по вопросу об установлении того, какие различные портреты Земленухина были выгравированы в Англии.
В другом английском источнике, а именно в двухтомном труде A. Breadley, «Napoleon in caricature», воспроизведена сатирическая картинка, озаглавленная «John Bull and the Cossacks in London», с датой 1 мая 1813 г. Она изображает двух звероподобных казаков, вылезающих с огромными пиками из почтовой кареты. Этой гравюры мне не приходилось видеть в оригинале ни среди собраний коллекционеров, ни в продаже.
Что же касается русских литературных источников, то в труде Д.А.Ровинского «Материалы для русской иконографии» (СПБ. 1884-1891), вып. V, под № 193, напечатан гравированный портрет Земленухина в рост, упомянутый выше, зарисованный с него на Королевской Бирже. Текст, которым сопровождается эта репродукция, Ровинский перепечатал из журнала «Сын Отечества» от 1813 г. № 17. Содержание его аналогично со сведениями, приведенными мною выше: это заставляет предполагать, что журнал «Сын Отечества» пользовался сведениями из английских газет. Ровинский упоминает, кроме того, что в то же время была сочинена каким-то поэтом песня «Cossak War Song». (см. «Русск. народн. картин.», IV, 425) и добавляет: «Этот Витченков и есть казак, изображенный на нашей картинке под именем Александра Земленухина… Награвирован он много раз».
В весьма любопытней, ставшей ныне редкой книги М. И. Пыляева: «Замечательные чудаки и оригиналы» (СПБ. 1896) я наткнулся на следующее упоминание: «Замечательною уличною знаменитостью в Петербурге после Отечественной войны был донской казак Земленухин, типичный казак 60 лет с Георгиевским крестом и многими медалями на груди (коих он в Англии не имел. В.Р.). Слава его начинается с посещения им Лондона…» Далее Пыляев рассказывает в общем-то, что рассказано выше, но добавляет такие подробности, которых нет в сообщениях английских газет, Пыляев упоминает, например, о том, что Зеленухин (как он его называет) по приглашению англичан посетил парламент и что лорд-канцлер, мол, восклицал, указывая на казака: «Посмотрите на старика, он привел в трепет и ужас изверга Наполеона. Последуйте геройскому примеру великого народа, и злодей исчезнет».
Далее Пыляев повествует, что якобы «Земленухина в Лондоне заставили показывать все военные приемы донцов и что триста конных гвардейцев были назначены в его распоряжение. На это зрелище съехалось несколько сот тысяч зрителей из всех городов Англии. Его учение привело всех в восторг, народ неистово кричал. Некоторые дамы просили у него волос из бороды…» Всех этих подробностей нет в английских газетах. «Земленухин, — продолжает Пыляев, — в Петербурге рассказывал, что не имей он законной жены, его непременно женили бы…, все дамы досадовали, что он стар.., ему давали дом и землю в Лондоне и просили поселиться у них на житье. После заграничной поездки Земленухин вскоре был отпущен и умер у себя на Дону».
Откуда же Пыляев взял те подробности, которых нет в сообщениях английских газет? Ответ на этот вопрос можно найти, мне думается, в обстоятельной статье Н. Белозерской, напечатанной в декабрьской книжке «Исторического Вестника» за 1886 г. — «Донской казак в Лондоне». Помимо рассказа, на основании английских газет, о пребывании Земленухина в Лондоне, автор его дает краткие библиографические сведения о русских литературных источниках, касающихся той же темы. Она говорит, что сведения о Земленухине, напечатанные в английских газетах, были в том же 1813 году перепечатаны в русских журналах и газетах, как, например, «Сын Отечества» (XXIII т., кн. 6), «Вестник Европы» (ч. II), «Русский Инвалид» (№ 20), «Прибавления» к журналу «Сын Отечества» № 1), «С. Петербургские Ведомости» за апрель и май. Но в следующем, 1814 году в «Русском Вестнике» появилось: «ПОДРОБНОЕ ИЗВЕСТИЕ О ПРЕБЫВАНИИ ДОНСКОГО КАЗАКА В ЛОНДОНЕ, РАССКАЗАННОЕ САМИМ ДОНЦОМ ГРАФУ МАТВЕЮ ИВАНОВИЧУ ПЛАТОВУ И НАПИСАННОЕ ДЕЖУРНЫМ ЕГО ПОДПОЛКОВНИКОМ КРАСНОКУТСКИМ». Вот в этом-то «Известии» и находится ряд тех невероятных подробностей, которых нет в сообщениях английских газет; при этом автор, сообщающий их, обнаруживает полное незнание характера англичан и английского уклада жизни. Под влиянием ложно понятого патриотизма и самовосхваления, каким до некоторой степени грешило тогдашнее русское общество после триумфального возвращения наших армий из заграничного похода, подполковник А.Г. Краснокутский, автор «Известия», не удержался от соблазна усилить краски и усилить их через меру, в ущерб истине и здравому смыслу. Из «Известия» мы, например, узнаем, что Земленухин был приглашен в парламент, где ему надели голубую ленту и пришпилили звезду…, а старший член парламента говорил приветствие и… пил вино! (Это в английском-то парламенте! В.Р.). Узнаем также, что Земленухину дали для обучения английских гвардейцев и что ему в комнате оседлали лошадь, на которой он выехал на площадь… А если бы Земленухину не было 60 лет (для красочности рассказа автор дал ему 60 лет, вместо 54), его убедили бы жениться на англичанке, в чем было общее желание, но он якобы говорил: «Что скажет моя совесть, если я брошу жену, детей и родину…» То же «Известие» говорит, что портрет Земленухина, гравированный в Лондоне в нескольких тысячах экземпляров, был разослан по городам Англии с надписью: «Ужас беглеца Бонапарта».
Все эти фантастические подробности пребывания Земленухина в Лондоне, рассказанные Краснокутским в его «Известии», может быть не распространились бы дальше «Русского Вестника», в котором оно было напечатано в 1814 году, но в 1863 году Липранди перепечатал его в «Северной Пчеле» (№214) без указания источника и под заглавием: «О ПРИЕМЕ ДОНСКОГО КАЗАКА ЗЕМЛЕНУХИНА, ЕЗДИВШЕГО В ЛОНДОН С ИЗВЕСТИЕМ О ЗАНЯТИИ РУССКИМИ ВОЙСКАМИ г. ГАМБУРГА. ВОСПОМИНАНИЕ О СОБЫТИИ ЗА ПОЛВЕКА ТОМУ НАЗАД». В том же году рассказ Липранди был перепечатан, тоже без изменения, в «Донских Ведомостях» и «Народной Газете». Один из этих источников и служил, вероятно, Пыляеву темой рассказа о Земленухине, имя которого он изменил почему-то на Зеленухина.
Возвращаясь к вопросу о гравированных в Англии портретах Земленухина, отмечу сперва те, которые показаны в классическом труде Ровинского, описывающем русские гравированные портреты: 1) на Бирже, 2 и 3) у Аккермана, 4) Холстовский, в рост, 5) в рост, с англо-русской надписью и 6) в круглом медальоне.
Первые четыре гравюры имеются в моем собрании. Имеются также в моем собрании три гравюры с портретом Земленухина, неизвестные Ровинскому: 7) в рост, подбоченившийся, портрет, изданный 28 апреля 1813 г. W. West’ом, 8 ) в рост, похожий на большой Аккермановский, изданный в Ирландии (в Дублине) M. Cleary, 9) на коне, скачущий вправо, в Хайд-Парке.
Мне известно, что существуют еще три гравированных портрета: 10) в Хайд-Парке, окруженный женщинами и 11) Хольстовский, но со словом «Rondo» в надписи и 12) Земленухин в кэбе. Выше я упомянул о сатирической картинке, репродукция которой находится в труде A. Breadley «Napoleon in caricature».
В богатейшем собрании гравюр Британского Музея имеется, лишь один гравированный портрет Земленухина (большой аккермановский); из этого можно заключить об их большой редкости.
В статье Н.Н. Туроверова «Платов в Лондоне» (Русская Мысль» 1952 г., № 492), в выноске сказано: «В музее л. гв. Атаманского полка сохранился акварельный портрет Земленухина с надписью: «Александр Земленухин, храбрый казак войска Донского, который в Аглицкую землю ради некоей нужды от Императора Александра к тамошнему королю посылаем был».
Заканчивая свой очерк, добавлю, что к «земленухинскому литературному наследству» принадлежит и следующее стихотворение английского поэта Дрейдена, написанное им под впечатлением пребывания Земленухина в Лондоне и напечатанное, в переводе Греча, в «Сыне Отечества» (№ 20) в 1813 г.
© “Родимый Край” № 107 — ИЮЛЬ-АВГУСТ 1973 г.
Читайте также: