КОРОЛЬ. – Н.И. Катенев


А случилось это много лет назад. В 1924 году.

Плавал я тогда рулевым на американском пароходе по линии Нью-Йорк — Марсель — Барселона. Возвращаясь в Нью-Йорк, перед входом в Гибралтар, нередко заходили в Суету на африканском берегу для пополнения топлива — нефти. Город этот являлся главной штаб-квартирой Испанского Иностранного Легиона. Обычно стояли мы там недолго.

Ну, как-то возвращались очередным рейсом в Америку. После бурно проведенной недели в Барселоне, конечно, зашли в Сеуту.

Ошвартовались, стали брать нефть, а старший офицер заставил нас красить борта парохода, стоя прямо на пристани. Адски трещала голова от «испанских впечатлений». Горло пересыхало от жажды, нестерпимой жары и, несмотря на яркое солнце, жизнь казалась весьма мрачным занятием. Моментами хотелось даже умереть.

А тут еще услышал русский говор. Ну. думаю, галлюцинации начинаются.

На всякий случай осмотрелся кругом, увидел кучку испанских солдат. Они-то, казалось мне, и говорили по-русски. Ну, подумал я, надо бесповоротно бросить пить. Иначе «до ручки» дойти можно раз уж в Африке, от испанских солдат начинаешь слышать русскую речь!

Крашу, а сам все же прислушиваюсь. Нет! Определенно по-русски говорят! Все еще не доверяя своим ушам, думаю — наваждение, стараюсь не обращать внимания, — крашу. И только, когда я услышал несколько «крылатых» словечек нашей несравненной русской ругани, — тогда-то все мои сомнения были рассеяны. Так ругаться могут только земляки.

Подошел к группе. Да! Русские.

— Как вы попали сюда?

— А вы?

Для выяснения этих жгучих вопросов зашли в прохладную пивную, сели за громадный стол. Для скромного начала заказали один ящик пива (24 кварты) на шесть человек и громадное блюдо холодных отварных крупных креветок Средиземного моря.

И вот, в греческой пивной, в африканском порту, напротив английского Гибралтара, мне, русскому матросу американского корабля, русские люди в испанской форме начали свое повествование.

— Мы представляем группу офицеров и солдат 7-го уланского Ольвиопольского полка, шефом которого являлся Его Величество Король Испанский Альфонс XIII.

После отступления из Крыма попали мы с нашим полковым штандартом в Константинополь.

Ну, сами знаете, какая собачья жизнь была там в те времена для русских эмигрантов. Кое-как работали, жили впроголодь, ютились в жалкой лачуге в самой бедной части города, сами не знали, чего ожидали.

Сидели как-то вечером, кто-то поднял вопрос о полковом штандарте. Святыня ведь! Много, много жизней легло под этим знаменем, на многих полях сражений, в продолжение вековой славы полка, защищавшего Русь и ее народ! Погибнем мы, а что будет со штандартом? Начали думать, искать выхода из положения.

Старший офицер нашел решение задачи: послать полковой штандарт шефу полка, королю Испании.

Поцеловали последний раз полковой штандарт, аккуратно запаковали, за последние гроши заказным порядком, с надлежащим прошением и отправили его по почте самому испанскому королю.

Долго не было ответа. Мы думали, что сделали ошибку, но исправить ее уже не было возможности.

Сидели вечерком у камелька, ужинали хлебом да маслинами, запивали водой, молча тосковали. Вошел хозяин, сказал, что кто-то желает нас видеть.

Гурьбой высыпали на улицу. К нам навстречу из громадного автомобиля вышел какой-то важный господин.

По-французски спросил — не мы ли уланы такого то полка?

Переглянувшись, сознались, что да, — мы.

— В таком случае, посол Испании приглашает вас прибыть к нему в посольство завтра в 12 часов дня. Я — его военный атташе.

Откозырнул по-военному, — уехал.

Целую ночь не спали, рассуждали, что мог означать этот визит?

Встали рано утром. Привели себя в кой-какой порядок, в костюмах с латкой на латке отправились в посольство.

Дошли до роскошного здания, драгоман вышел нам навстречу и провел в парадный зал посольства.

Посол вынул из конверта письмо, прочел личную благодарность короля за присылку штандарта и приглашение нас на его службу в Испанский Иностранный Легион, на что, мы, понятно, с радостью согласились.

Замялись, ведь наши костюмы?! А монета на проезд до Испании? Не знали, как сказать послу о нашем положении.

Тонкий дипломат, он, заметив наше смущение, приказал драгоману отвести нас в магазин, где нас обули и одели с ног до головы в скромные приличные костюмы, да первым классом отправили в Мадрид.

Долго ехали мы. Ну вот поезд и подходит плавно к перрону Мадрида.

Мы как то оробели. Что будет дальше? Вышли из вагона… И вдруг!!! Духовой оркестр грянул наш полковой марш. От изумления мы так и раскрыли рты. И что же мы увидели?!

Выстроенный гвардейский эскадрон. С нашим полковым штандартом. И сам Повелитель двух Кастилии и Леона, король Испании, в форме нашего полка, отдавал нам, его бойцам, честь.

Тут рассказчик остановился, да и нужно было!

У всех нас текли слезы от благородного поступка короля и солдата.

— А потом, — продолжал рассказчик. — мы прибыли сюда. Служится хорошо, есть надежда на продвижение…

Мы долго еще сидели, говорили, пили здоровье короля Испании. Кто-то сказал, что король может родиться в хижине крестьянина, и хам во дворце короля. С этим нужно согласиться.

От себя же добавлю, что король Испании Альфонс XIII был королем, рожденным во дворце короля. По-королевски поступил с горсточкой бойцов его полка, оставшихся верными своему долгу солдата.

После его отречения от престола, он жил в Париже в добровольном изгнании. Там он довольно часто встречался с такими же изгнанниками, русскими эмигрантами…

Подолгу говорил с ними о былой славе старой Русской Армии.

И Альфонс ХIII будет вечно жить в сердцах русских, знающих его поступок с уланами его полка.

Возможно, слышанное и переданное мною в этих строках не совсем точно. Звучит легендой… Но не будем ее разрушать… Пусть она живет…

Ведь в ней так много красоты.

Н.И. Катенев


© “Родимый Край” № 109 НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ 1973 г.


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading ... Loading ...




Читайте также: