С тех пор, как арабские страны; «обиженные судьбой», а больше их неудачами последних лет, прекратили доставку нефти в Европу, в большинстве стран Европейского Содружества возник большой, граничащий с паникой кризис энергии. В некоторых странах, как например в Голландии запрещена езда на автомобилях по воскресеньям. Всюду население, для того, чтобы избежать более крутых мер, призывается к экономии топлива, как для домашнего отопления квартир и домов, так и профессиональных помещений. Газеты пестрят об усилившихся в связи с этим кризисом саботажами, поджиганиями нефтяных складов, телевизия показывает грандиозные пожары крупных рафи-нажных заводов нефти во многих странах.
В связи с этими довольно печальными событиями, пишущему эти строки припомнился стародавний пожар нефтяного фонтана еще в те времена, когда не было столь острой нужды в нефтяных продуктах. Не могу точно сказать в каком году это произошло по той простой причини, что в то время ваш покорный слуга только что перестал ходить под стол пешком, но во всяком случае это было раньше 1910 года. В то время двигатели внутреннего сгорания, дизеля, моторы начали заменять паровые машины, появились автомобили и даже начала зарождаться авиация и появился все возрастающий спрос на нефть.
В предгорьях Кавказа неподалеку от Майкопа, точнее в районе станиц Апшеронской, Хадыженской и Ширванской существовали довольно значительные нефтяные залежи. Местные жители уже с давних пор знали об этом, но так как, кроме керосина для освещения лампами, нужды в нефтяных продуктах не было, то эксплуатация, и то в малых масштабах, началась лишь в начале этого века, когда в станице Апшеронской был построен перегоночный, так называемый «керосиновый завод». Но вскоре после этого началась лихорадочная гонка за нефтеносными участками. Мы жили тогда в Майкопе, примерно в 30-и верстах от нефтяных промыслов, где уже начали появляться буровые вышки (деррики).
Хотя я был ребенком но много наслышался разговоров на эту тему. Много говорили о каких-то «заявках». Такие то «заявки» оказались без нефти и купившие эти участки прогорели, другие же, посчастливее, попали на нефтеносные участки и на этом разбогатели.
В некоторых местах нефть была гораздо ближе к поверхности, чем предполагали по разные вычислениям и вот во время бурения одной из таких скважин, неожиданно, раньше времени забил сильный фонтан нефти и тут же загорелся. Давление нефти и газа были настолько сильным, что пламя поднималось до тысячи метров высоты. Несмотря на заслон гор отделявших это место от города, зарево было настолько ярким, что в Майкопе, даже в безлунную ночь, было настолько светло, что можно было на улице свободно читать исключительно при свете пожара, который продолжался более трех недель, до тех пор, пока прибывшие специалисты по тушению такого рода пожаров не прорыли туннель, так как было невозможно приблизиться к месту пожара, и по трубам, проведенными в туннеле отвели струю или вернее поток нефти довольно далеко в сторону. Лишь после этого пламя уменьшилось и его удалось потушить, накинув на него какой-то «колпак».
Вот уже несколько лет как говорят и твердят о «полюции» воздуха и воды, загрязненных всевозможными отбросами с многочисленных фабрик и заводов. Это не ново… Во время и после этого пожарища нефти, река Пшиш, загрязненная недогоревшей нефтью, несла к реке Кубани отравленную рыбу. Пудовые сомы плыли вниз по течению кверху пузом, но никто их не брал, так как для еды они были уже не годны.
В это же время моя мать рассказывала нам о первом ее знакомстве с нефтью. В детстве она жила с родными в станице Безводной. И там ребятишки собирались и гурьбой ходили в лес… на прогулку? Нет — за «дегтем»… Она тоже принимала участие в этих экспедициях. В глубине леса было нечто вроде неглубокого колодца, но вместо воды в нем была чистая нефть. Брали ее из колодца просто ведрами для домашнего употребления в станице: смазки колес, освещения, а может быть и для отопления. Но в последнем я не совсем уверен, так как в то время, то есть более чем сто лет тому назад, отапливались на Кубани большей частью дровами, а топить печи нефтью было опасно, да и наверно не знали, как это сделать. Ведь о центральном отоплении и понятия не имели, а ездили не на автомобилях, а на волах или лошадях.
Теперь трудно себе представить, если недра земного шара не будут давать больше нефти. Молодое теперешнее поколение настолько разнежилось, имея все удобства и полный комфорт, вплоть до езды в школу, если не на папашином автомобиле, то на общественном автокаре, по утрам собирающим школьников, а после уроков развозящих их по домам, что дети совершенно отучились от ходьбы.
Париж.
К. Баев
© “Родимый Край”№112 МАЙ — ИЮНЬ 1974 г.
Читайте также: