ПАНФИЛЫЧ. – П.А.Соколова


Был на хуторе такой дед Панфилыч. Древний, любивший щегольнуть своим воз­растом старичек. На вопрос, — сколько ему лет, — хвастливо привирал: — Сам не упом­ню. Должно поболее ста.

Жил он у своих внуков-правнуков и был обузой. Смерти его ждали, как избавления от ненужного балласта. Панфилыч же был живуч, ел за троих. Живой по натуре, всюду совал свой нос, но лишь без толку мешался, всех раздражая.

— Ты, деданька, лучше бы на печке ле­жал. Без тебя управимся. Какой из тебя прок, известно, — твердили ему многочис­ленные домочадцы.

Не так думал о себе старик и хотел не только быть полезным, но пытался еще «указывать», распоряжаться в доме, где все было не по его: то хозяйство неправильно ведется, за строевыми конями догляда над­лежащего нету, то на сарае крышу плохо поправили, то курят не в меру, то бабы «дюжа языки чешут»…

Правнучат норовил строго держать «в решпекте». Порой тумаки от него на них сы­пались. Но, несмотря на это, дети любили деда за пряники (красные коники и барыни «фертом», посыпанные блестящим саха­ром), которыми Панфилыч оделял их, воз­вращаясь от обедни. Суя детворе по пряни­ку или по сушке на брата, он неизменно до­бавлял: — На, поганец, да не обжирайся.

Непризнанный у взрослых, прадедушка принимал горячее участие в детской жизни, уча малышей мастерить пращу, коляски, свистульки. Под его руководством ребята обзаводились скопчатами, выращивали их, кормя червяками, ящерицами, кузнечиками. Жадные, широко раззявленные рты птенцов целый день требовали кормежки. Охотясь за насекомыми, мальчишки ползали у плет­ней. картузом прибивая к земле резвого куз­неца, — намеченную жертву. От этого их штанишки зияли дырами, а шапченки с от­рывающимися козырьками превращались в бесформенные лепешки с висящими лохмо­тьями.

Матери «лютовали», нашивая заплатки и слали чертей деду-зачинщику: — И-и, сибирный! И без того дыхнуть некогда, а он, анчибал, им новую забаву придумал. Бабы жестоко злились и недолюбливали старика, — виновника их бед и ворчуна, разгонявшего «чачакающих» молодаек у общественного колодца, не давая им всласть «нагутариться».

Был у Панфилыча приятель, — церков­ный сторож, приказный Евсеич — чеботарь, большой любитель послушать его «занят­ные» рассказы о глубокой старине. Сам Ев­сеич был тоже старик, но гораздо моложе своего дряхлого друга. Жил он в церковной ограде в караулке, вбивал шпильки в чири­ки и щиблеты, слушая бесконечные, в боль­шинстве случаев одни и те же, повествова­ния Панфилыча.

— Никак двенадцать часов, — спохваты­вается заслушавшийся хозяин, отрываясь от работы и, приподнимая на лоб ржавые, гря­зные очки, делает попытку встать. Но гость предупредительно хватает его за плечи и, готовый к услугам, предлагает: — Не зволь, куманек, беспокоиться. Я, я сам пойду ото­бью часы. Но, заметив тревогу сторожа, ус­покаивает его: — Не, не! На этот раз, право слово, все двенадцать отсчитаю сполна — и, стараясь не кряхтеть, встает и торопливо выходит из караулки.

Евсеич опасливо кричит ему вслед: — Гляди, хорошень считай.

Но Панфилыч не слышит, восхищенный взятой на себя сложной, столь желанной миссией, подходит к столбу с привязанной к нему бичевой от языка колокола и храбро, с упоением начинает ее дергать.

В это время в караулке застывает молоток в руках Евсеича. Напряженно отсчитывает он каждый удар колокола: «…одинадцать,… двенадцать… (и, о ужас!) …тринадцать!..»

— Так и знал! — шипит сторож. Бешен­ству его нет предела, так как, после некото­рой паузы, до него доносятся новые двенад­цать ударов. Разъяренный Евсеич выскаки­вает из караулки и, с пеной у рта орет: — Не лезь, коли не могешь! Сколько раз за­рекаюсь не давать тебе, старому хрычу, от­бивать больше трех часов. Сбивается, чер­тила, не могет!

Сконфуженный Панфилыч оправдывает­ся: — Бил, бил. Кубыть, чевой-то не так: должно, не досчитал. А нельзя, надоть верно оповещать, — в свое оправдание сладким, заискивающим тоном лепечет он. — Подож­дал малость, ну… и начал сызнова, чтоб вер­ней было.

Но сторож, перебивая, твердит свое: — В последний раз это тебе. Больше не дозво­лю. И не проси, и не заикайся. Вот теперь новый выговор от батюшки получай. На цу­гундер раба Божьего потянут. Какой ответ держать, — скажи на милость.

Потоку слов нет конца. Переругиваясь, возвращаются в караулку. Провинившийся «звонарь» робко садится на краешке гряз­ного логова сторожа и, стараясь замять грех, заводит новую побаску. Но раздосадованно­му Евсеичу не до нее. Заметив это, Панфи­лыч хочет по добру, по здорову, скорей «смыться».

Но в это время вваливается бабка-канунница в новой «обеднишной» шальке и с аккуратной «утирочкой» в руках: — Здо­рово живете, кормильцы. Чего же это церква-то закрыта? Услыхала звон. Ишь ты, думаю, какая ноня ранняя вечерня. Чья же это назначена. Старая стала, запамятовала. По счету, ни двадцатый ни сороковой день никому из новоприставленных не вышел, а звонят, — ну значит и пришла. Ан на цер­кви-то, ишь, замок! Что за притча?

Бабкин монолог окончательно уничтожил съежившегося от стыда Панфилыча. Крас­ный же от ярости Евсеич оглушительно, свирепо стучит молотком, того гляди, вдре­безги разнесет колодку, приговаривая: — Сейчас от батюшки Соломониду пришлют с дознанием: призовут на расправу…

Неловко Панфилычу за свои оплошности. К его великому огорчению, кроме, как соби­рать в церкви огарки, он не способен ни на что.

Под сердитую руку ему не раз говарива­ли: —; Когда уж это Господь приберет тебя, деданька? И вот, час, похоже, настал. Зане­мог Панфилыч, пластом лежит в амбаре на дерюжке, на своем смертном одре. Пришел к умирающему Евсеич. Панфилыч с трудом поднял на него свои всегда живые, неугасающие глаза: — Кончаюся… Шей смертные чирики. Да товар-то клади какой послабее… Выворотные делай, — абы, абы… Отходил­ся я…

— Не потрафлю, — торжественно обещает чеботарь и, пораженный выражением глаз «отходящего», удивляется: — Чума его знает, что за оказия. Ишь, как глядит!

Пришла старуха Егоровна читать отход­ную. Узнав о предстоящей, давно желанной смерти, она уже успела смастерить немудря­щую смертную рубаху Панфилычу и при­несла ее, чтобы сейчас же, как отдаст Богу душу, обмыть и обрядить в нее покойника. Но, подойдя к умирающему, она окинула его опытным взглядом и, встретившись с его блестящими живыми глазами, сразу же, с видом пифии, глубокомысленно изрекла: —

Погоди помирать-то! Не пришел час.

В доме же она авторитетно распорядилась прекратить погребальные приготовления: — Иде уж она, та-та смерть! Не-е, мои бо­лезные, жить ему ишо. Смерть-то она его да­леко, далеко. Бельмы-то не по смертному тарачит. И, обращаясь к Евсеичу: — Шей ему чирики крепкие: стопчет и эти.

Но Панфилыч был так плох, что карканью Егоровны не поверили. Ночью причастили умирающего, ожидая конца. На утро Евсеич принес выворотные чирики.

Вещая Егоровна оказалась права. Через два дня Панфилыч поднялся, как ни в чем не бывало, пришел в караулку и «с недо­бром» обрушился на чеботаря: — Что это за чирики! Лишь деньги взял, а носки в них никакой.

Бабку же Егоровну отчитал за рубаху: — Такая редкая, что молоко цедить, а не но­сить. Лебошто же это рубаха!

С тех пор по хутору молва пошла: загодя умирающему не приготовлять ничего смерт­ного. Плохая примета: не помрет, — очунеется.

П.А.Соколова


© “Родимый Край” № 123 ИЮЛЬ-АВГУСТ 1976


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: