СУХИЕ РАИНЫ (Продолжение № 124). – Н.Е. Русский


Осенью общими силами станичники отре­монтировали местный собор, видевший луч­шие старого времени дни: парады и смотры в праздничные церковные дни, на утрамбо­вавшейся десятилетиями соборной площади.

Лихие джигитовки «малолеток», кулачные бои зимой, улица на улицу, веселые хорово­ды и пляски вечерами в высокоторжествен­ные дни. Видевший и худшие годы забвения и даже кощунство. На облезлом фронте его когда-то были громадные иконы писаные прямо на стенах, теперь едва видимые и вы­глядевшие до неприличия неприглядно. Там, где стерли кощунственные надписи, теперь белели лысинами какие-то непонятные узо­ры, поспешно соскобленные верующими. Внутри все еще валялись доски, пустые боч­ки и всякий колхозный хлам, но станичники с согласия появившегося неизвестно откуда священника, начали совершать службы вну­три храма. И в первое же воскресенье тайком от жены, Ракитин повел внука в церковь. Тогда, по случаю войны и бомбардировок, всенощную служили одновременно с литур­гией утрами и службы тянулись по три часа и более. Но люди стояли и истово молились, не обращая внимания ни на мусор, разбро­санные повсюду бумажки, упакованные стружки, всевозможное тряпье. Ничто не ме­шало благодарному молению и какому-то светлому настроению изголодавшимся по Бо­гу прихожанам. Ими всегда была полна цер­ковь. Откуда они приходили, из каких хуто­ров или поселков шахтерских, никто не знал, Все были христиане. Все были православные.

Алтарь был заново сооружен местными си­лами. Полковник Бодрухин писал иконы. «Царские Врата» сделал местный учитель, бывший столяр. Иконостас, еще не окрашен­ный, девственно сиял чистотой нового дере­ва. Певчие, сталинградские беженцы из го­родской оперетки, стояли на куче досок не­брежно сваленных, рискуя свалиться с них. По старинке сами молящиеся разделили храм на две части: направо мужчины, налево жен­щины. Ракитин с внуком занял место побли­же к хору. Любил он с детства слушать и заглядывать в рот поющим и смотреть на па­лочку регента или камертон, который тот изредка прикладывал к уху, словно спраши­вал: что петь? И сам подпевать любил уже во взрослые годы. Теперь он хотел все это благолепие ушедшего, казалось навсегда вре­мени, показать и внуку.

Несколько дней назад, Ракитин, проходя с внуком мимо церкви, спросил его:

 — Знаешь что это за дом? — Внук с серьезным видом ответил:

 — Знаю! Ране тут когда Царь еш­шо был, такие косматые старики сидели и морочили людям голову про какого-сь там Бога. Опиум, сказывают, разводили. Такие страшные дядьки. Я ешшо помню были на стене писаны красками, такие бородатые, да смешные. — И мальчик показал рукой на те места на стенах, где были соскоблены боль­шие иконы двух святых, в честь которых был воздвигнут этот собор. Горько стало Ракитину от этих слов внука.

— Вот что творят, окаянные антихристы с невинными сердцами ангельских детских душ: разоряют старое из поколения в поко­ление созданное веками во славу родины и Православия. — Проговорил он и плюнул на пыльную площадь.

В церкви Ракитин все время наблюдал за тем впечатлением, какое произведет на маль­чика пребывание его в первый раз в церкви.

Служил старенький священник с подстри­женной бородкой и прической, в потрепан­ном, Бог весть откуда добытом, облачении.

Хор состоял из местных певцов и, главным образом, из беженцев из Сталинграда. Их было много. Пели дружно, красиво и проник­новенно. Исполнялись такие духовные кон­церты, какие Ракитин слышал только во Франции в православных храмах. Когда во время всенощной хор исполнил «Под Твою Милость», женская половина просто взре­вела от охватившего ее экстаза. Мужская молчаливо сморкалась и кашляла. Все это были простые люди из бывших совхозов и колхозов.

Среди поющих выделялся один женский голос, удивительно чистый и нежный. Он трепетал где-то под куполом как серебрянный колокольчик.

Во время литургии пели тройное «Господи помилуй». — Господи…, начинали альты и сейчас же дисканты подхватывали, спле­таясь, в словах: Господи помилуй, Господи помилуй»…

Ракитин наблюдал за внуком. Тот стоял, раскрыв маленький ротик и уронив шапку на пол вертел головенкой ища того, кто так чу­десно звенел колокольчиком. И наконец по­тянул потихоньку деда за полы чекменя и сказал: — Деда… а я знаю, кто так хорошо поет. Это вон та тетенька что в белом пла­точке. Как только она откроет рот, так что-то задрожит высоко. Я заметил. Даже в ушах щекочет.

— Ты, молись, детка, молись, а то Божень­ка накажет.

— Как это молись? Как это на­кажет, за что? — Я не знаю, как это «мо­лись».

— Ну тогда слухай как поют.

Из церкви выходили как-то особенно тор­жественно. Народ, привыкший толкаться по кооперативным лавкам, лаяться в очередях, словно переменился. Все шли чинно, чувство­валось какое-то особенное настроение, словно каждый хотел сказать: — Вот, мол, сподо­бились — в церкви побывали.

Уже подходя к дому Ракитин встретил мужчину в чуйке и треухе, с крестами на груди. Пригляделся, как будто узнал полча­нина. Но тот, или не узнал, или не хотел встречаться с другом. Поспешно пересек до­рогу Ракитину и торопился уйти. Ракитин его остановил:

— Стой! Постой! Полчек ни­как?! Не угадаешь, обожди браток, эй!!

Прохожий остановился, так как деваться было уже не куда, но не сдавался:

— Чего к людям приставать? Не трогають Вас, ну и проходися.

— Да обожди трошки, неужто ж не угадываешь? — Ракитин встал поперек дороги, расставив широко руки. Прохожий остановился:

— Не угадал тебя. Есаулом на­рядился. У вас там в эмиграции что ж, чины предоставляють или как? — Спросил одетый в чуйку и треух. Ракитин смутился. Погоны он действительно надел незаконно. Потому что получив заграницей награждение от ата­мана хорунжим, есаульские погоны нацепил уже по дороге домой, рассуждая так: — Все равно у меня чин незаконный, так какая раз­ница, есаул я или хорунжий, а есаульские погоны почетнее.

— А вам тут никак «Геор­гиев» надавали вдосталь. За какие заслуги?

— Да как и ты. Покедова ходил в вахмистрах ты, так и я без крестов обходился. — Зас­меялись и мирно поручкались. Первый все испортил «георгиевский кавалер»:

— С при­ездом, полчанин. Как женка встретила? Вот поди рада-то? — Ракитин понял намек, про­молчал и подав руку однополчанину, пошел домой.

Дома же его ожидала целая буря. К дому Ракитин подошел важно, ожидая похвалы от своих. Ему казалось, что он сделал большое дело, сводил внука в церковь. И что без него никто до этого не додумался. Вошел в гор­ницу героем. Жена, увидя его, ничего не сказала, а дочь как узнала, что отец водил внука в церковь, налетела на него бурей:

— Зачем это нужно было делать? Како-то черта? Какого черта, я спрашиваю!? Зачем было ребенку душу ломать? Не знал он это и не нужно ему знать. Не нужно оно ему! Понятно вам или нет? Не мешайтесь не в свои дела! Вы вон укатили когда мы были еще малые, а теперь, когда мы повыростали, приехали порядки устанавливать. А нас тут без Вас по новому воспитали. А ему с ними жить, с ними работать, с ними и служить и его родину защищать… В школу пойдет, там услышит противное, ну и что получится? Подлеца двуличного воспитаем и все. А меня еще и уволить могут за это.

— Кто уволит-то? Немцы что ли? Так они же и церкви пооткрывали. Что ты гутаришь, глупая…

— Не я глупая, а вы, папаня. Немец уже пятки скипидаром мажет, а вы все за него держитесь. Никак зимовать собрались здесь?

Ракитин вспылил, что редко с ним случа­лось. Он поднялся с лавки и выпрямившись, закричал во весь голос, как бывало на каза­ков:

— Да что вы, растуды вашу… холеры на вас нету… с ума посходили ни как! Разо­тру всех в порошок! Ведь мальченок-то не крещеный! Как же это так? Так и оставить думаете? Ты сама то крещеная или нет?

— Я-то крещеная, да и вам лучше знать, крещеная или нет. Я может и Богу молюсь. Из меня Его все одно не выбьешь. А сын мой не крещеный. Не где было, да. и опасно.

Ольга не принимавшая в разговоре учас­тия, подошла поближе. В руке держала намасленую сковороду. Пекла блинцы, горка коих гордо возвышалась на столе рядом с огромным кувшином, полным розового кай­мака.

— Ну, как твоя будет мнения? Как ты? — Спросил Ракитин Ольгу, уже ища поддер­жки.

— Что я тебе, Иван, скажу? Павлина права. Выходить что так. Да и она мать. Это ее дело. Отец-то ведь тоже за коммунию.

— Да вы тут никак все за коммунизьму?! Акурат в ладу жили. — Тихо сказал Иван.

— В ладу как в аду. Сам знаешь какая тут жизня была. Не вам чета. Поутикали по за­границам, а нас оставили разделываться, а теперь попрекаете. Явились сюда порядки устанавливать. А дочь у тебя за кем заму­жем? Не знаешь? Сын твой коммунист по ярам от немцев огинается, без руки остался. Что ж ему пенсии лишаться что ли? А ведь он-то тоже крещеный. Что ж нам тут всем делать-то было? Помирать с голоду? Вы, голубчики, значить, подались подале, а мы ответ давай. И давали. Кто головой, а кто чем. А нам тут рай объявили. Да такой рай, что пришлось по два на пай. Я без тебя тут семейство выгудовала. Уж не спрашивай как.

— Да вас тут всех порастрелять надоть! — Уже не сдержался Ракитин.

— Не кричи, муженек, не кричи. Криком не возьмешь. Энто тебе не строй казачий, иде все повиноваться должны. Мы тут многому чему понаучились. И не боимся вас, растрельщиков. Дюже вас много. Как бы сами не передрались. А нас уж оставьте помирать. Вот куска хлеба ни кто не привезеть и не дасть, а пулю? Это сколько хотишь, просить не надо. Нет дорогой Иванушка, не приймаем мы вот этаких-то здесь. С чем приехал, с тем и отъезжай назад, коли так. А семей­ство разрушать не моги.

Ракитин от самой Ольги еще не слыхал признанья в том, как она прожила здесь без него. Но услыхав сейчас, что жена сказала «выгодовала, уж не спрашивай как», вспом­нил, что ему возле церкви шепнула одна баба.

— Вы, сказывають, тут при живом то му­же себе полюбовника завели. Наслышаны мы даже очень про это. Энто что же? Как это надо понимать? Двоеженство выходить. За такие дела и в тюрягу посадить могуть.

Ольга вскочила как ошпаренная. Уж этого она никак не могла простить мужу.

— Энто кто же посадить? Не ты ли со своими лам­пасами? Закройся, дружек! Лучше гашник подтяни потуже, что б штаны не свалились. Тут теперь свои законы и не вам их пере­менять. Вон и дети-то твои свадьбы не игра­ли, а живуть и детей родять.

— Это что же, без закону, выходить? — Зло уставился на жену Иван.

— Ну, а мы-то как, Иван? Не помнишь? Или позабыл там уже все? Когда мы с тобой слюбились, как оно дело-то было? Теперя уж можно и при дочке сказать, взрослая, сама детей имеет. И скажу. В церковь-то пошли опосля? Никак помнишь, а? Пока не при­пекло мне, все по садочкам совались. А вы нас под закон хотите подвесть. По вашему-то выходит, что всех нас нужно уничтожить: одних расстрелять, других повесить. Нет, с такими законами просим оставить нас, а мы тут сами уж управимси. Вот!

— Ну что, мама, ему говорить, все равно не понять ему. Совсем другой человек. Как с неба упал. — Сказала дочь.

— И верно, что прямо с неба упал, да пря­мо в дерьмо попал. — Сказал Ракитин и за­молчал. Понял старик, что жизнь без него совсем изменилась. И не только жизнь, но и сами люди. Не поймешь их. С одного конца как будто прижатые, с другого отпущенные. С одного забитые, с другого дюже свободные. Мужей в армию забрали, а женки в откры­тую с другими и с немцами кохаются, и дев­ки тоже.

Вышел на крылечко закурил и задумался. Ранее строил планы, что если немцы не вы­держат, увезти жену с собой за границу. Те­перь увидел, что не поедет она ни за что. Что дом и семья ей дороже всего и вспомнил как в первую же ночь попробовал поднять этот вопрос, пользуясь тем, что Ольга сда­лась на его ласку по-прежнему. А она ему ответила тогда, когда казалось второй медо­вый месяц наступил для них обоих:

— Нет, Иван. Не поеду. И зарывшись в подушку за­плакала.

— Как же не поедешь? Ведь тут вас всех казнят, затиранят. А там то свобод­ная жизня, что хошь, делай. — Уговаривал Ракитин жену. Он уже понял, что расстать­ся ему с ней будет трудно.

— Нет. Тут все свое. И говор, и люди. А там? Кто его знает, что там? Люди чужие, ни слова родного… Да и звычаи чужие, сызнова привыкать на старости. Да и нашто они нам?.. — Ответила Ольга как будто немного раздумывая, что подбодрило Ракитина на новые уговоры.

— Едем, Ольгушка, едем, родимая. Тут вас погубят уж за одно только то, что меня при­нимали. Опять же и дети…

— Нет! — Категорически ответила Ольга и поднялась на локте. Пусть убивают, но здесь дома. Я их перед смертью хучь выру­гать смогу, а там?… Да как я курень-то ки­ну? Господи! Да сердце за воротами лопнет! Дале все одно не иттить! Нет, родимый, ез­жай один, а нас оставь умирать тут…

Долго сидел Иван на крыльце, опустив го­лову. Уже сгоревший окурок давно выпал из рук. Потом встал, выпрямился, расправил вахмистерские плечи, провел ладонями по лицу и удивился мокроте его. Посмотрел с порога на тихий Донец. Там за рекой рдела степь нежно-сиреневым жарким днем и ко­лыхалась под озорным ветерком, синея вдали темным лесом.

Н.Е. Русский


© “Родимый Край” № 125 НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ 1976


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: