АЗОВ. – Григорий Мирошниченко


Вспоминая взятие Азова казаками хочу привести из давно прошедшего прошлого Дона, имена некоторых казаков (и их дея­ния), игравших большую роль в начале Семнадцатого века на Дону).

Атаман Донского Войска Епифан Радилов. Старейший атаман Михайло Черкашин. Дон­ские атаманы Иван Каторжный, да Дон. ата­ман Михайло Татаринов, да запорожцы Бог­дана Хмельниченко и Петра Марьяша, вме­сте с донцами ходивших на Сине море и не раз один, бравших Стамбул-Царьград турец­кий…

Да Атаман Алексей Старой, да дьяк По­сольского Приказа Гришка Нечаев, бежав­шего на Дон от царской опалы.

В 1625 году Атаман Войска Донского Епи­фан Радилов снаряжая в Москву легкую казачью зимовую станицу (посольство) Ата­мана Алексея Старого наставлял его: «А в Москве не гневите Царя, не злите бояр, уго­ждайте Святейшему Патриарху, да всяко чтите их, лаской склоняйте в Войску. Упаси Боже задираться вам! Да вражды с султа­ном не ищите, похваляйте во всем турецкого посла Фому Кантокузена.

А Михайло Черкашин, старейший атаман, говорил: «Ты помни, Алеша, главное — во­лю и наказ Войска»… Не любили казаки Радилова, зная, что льнет он к боярам…

А Атаман Старой был всем казакам казак. Плечистый, осанистый, дородный. Сафьяно­вые сапожки шиты по голенища золотом.

Синий бархатный кафтан и широкие, красного шелка, штаны. Кунья шапка, кунья опушка по кафтану. Серебряные пуговицы с позолотой. Кто на Дону не знавал атамана Старого! Его видали в горячих схватках с крымскими татарами, на Адзаке-Азовском море, на Черном море, в невольничей Кафе — Феодосии.

Вышел Старой из куреня Атамана, крик­нул казакам: «На конь!» — прыгнул в вы­сокое седло и помчался с десятью своими спутниками.

Белый конь атамана летел, как птица. А следом за атаманом мчались казаки: Терен­тий Мещеряк — отпетая голова, Афонька Борода — лихой наездник, Левка Карпов — станичный песенник, Степан Васильев, Фе­дька Григорьев, Тимофей Яковлев, Иван Омельянов, Спиридон Иванов, Иван Михай­лов — все славные рубаки: последним Салтанаш, азовский перебежчик — турчин…» (стр. 22-24).

Царские воеводы, поставленные в округах «на кормление» должны были помогать Дон. казакам при их сношении с Москвой, но редко кто из них это делал.

Когда зимовая станица достигла гор. Валуйки воевода сказал Старому: «Давай-ка грамоты, «отписку» с Дона». — «Отписка с Дону будет читана мною только Царю в Москве. Она за Войсковой печатью» — от­вечал Старой. «После долгого препирательства воевода казакам помощи не оказал, подвод и корма не дал. «Пешком к Царю дойдем» — заявили казаки и продолжали свой трудный и опасный, по тем временам, путь. Наперед казаков воевода послал в Москву свою отписку:

«Государю-царю и Великому Князю Михайлу Федоровичу Гришка Волконский, холоп твой, челом бьет.

Сентября, Государь, в двадцать пятый день приехали к нам, холопам твоим, на Валуйку с Дону атаман Алексей Старой с товарищи одинадцать человек. А сказали, Государь, нам, холопам твоим, что посланы-де они к Тебе, Государю, к Москве з До­ну от атамана и от казаков, ото всего вой­ска, с великими вестями, а вести-де, Го­сударь, писаны Тебе в отписке. А прочитать, Государь, им атаманы и казаки давать нико­му не велели. Шумели на Валуйке, подводы, которые им давали, не брали. А про посоль­ское дело и про крымские вести словом ни­чего не сказали, а сказывают, Государь, за собою везут вести великие. Для скорых ве­стей мы им давали по две подводы да и про­водника. А нам неведомо, Государь, с каки­ми вестями и куда они едут. От войска з Дону с ними никакого письма нет. А от под­вод наших атаман Старой, чтоб порухи ему не вышло, отказался. Атаман поехал на мо­реных конях. И ежели какая задержка вый­дет у них на пути, не обессудь, Царь-Госу­дарь и Великий Князь Михайлович всея Руси». (стр. 28).

Ехал Старой и думал: «Припомнит ли ны­не Великий Царь Михайло, как он, рядовой казак войска Донского Алексей Старой, под водительством атамана Феофилакта Межакова, под знаменами Минина и Пожарского, ходил на приступ Китай-города?» (28).

В Светлое Воскресенье казаки легкой ста­ницы подходили к поклонной горе, навью­ченные своими седлами. На седлах лежали пестрые сумы, снятые с коней нарядные уз­дечки. Позади всех казаков брел единствен­ный, еще не подохший, карий конь Левки Карпова. Уже без уздечки, конь брел сам по себе… только потому что видел впереди себя широкую спину хозяина. Мохнатая голова карего коня уже клонилась к земле. Высо­кие ноги его бессильно подламливались. Он еле шел, дрожа. «Жалко Чардынца» сказал атаман… «Толкнуть его жалко… Придет вре­мя — сам упадет».

Левка слышал слова атамана. Защемило его сердце… Чардынец, словно в колыбели какой и теплой, качал Левку в седле. Сво­ими быстрыми ногами он вынес — нет, вы­хватил — отважную казацкую голову из-под острой татарской сабли под Азовом. Чарды­нец бывал под Астраханью, гулял с Левкой Карповым на Тереке, скакал в Крыму под Красубазару. А теперь Чардынец не дойдет до Москвы, не вернется больше в Донские степи .. Упадет на дороге, и никто, из каза­ков, бредущих с ним, кроме Левки Карпова, не вспомнит его добрым словом. Конь упал при подходе к Москве… Левка услышал па­дение Чардынца, оглянулся, но не подошел к коню, только смахнул слезу горячую, крест положил три раза. Отдохнул казак на седле и опять зашагал следом за всеми.

На Дону не знали, что легкая станица, посланная к Царю, бредет к Москве терпя большие лишения…» (стр. 35).

Наконец станица добралась до Москвы и временно остановилась на квартире вдовы-казачки Ульяны Гнатьевны… У нее всегда приют находили казаки зимовых станиц. Она знала и дьяков и Гришку Нечаева и всем, чем могла, помогала казакам.

Знала она и Алексея Старого, атамана ли­хого…

Через нее Старой дал знать Нечаеву, что прибыла станица и… узнал, что казаки в царской опале. «Валуйские дела в приказ Разбойный переслали».

Ульяна сказала, что дьяк боится брать по­дарки.. Султан беспрестанно строчит, да Крымский хан все строчит жалобы на вас Донских казаков!» (34).

В это время Россия еще не была сильна. А ей приходилось вести войны и с поляками и литовцами… Часто и татары делали набеги на казаков и многих жителей (жен, стари­ков, детей казачьих) забирали в плен. Турки тоже не оставались безразличными..

Казаки, в отместку, не считаясь с Госу­дарями, ответные набеги делали… А главное считали, что для блага России и своего, Азак (Азов крепость) должны взять.

Наконец настал день когда Старой с каза­ками пошел в Посольский приказ, надеясь увидеть там Гришку Нечаева.

«Длинноволосый, тонкий, как щепка, Гришка Нечаев — человек умный, проныр­ливый — сидел в Посольском приказе и пи­сал гусиным пером». — «Эх, атаман!» на­конец сказал дьяк: «Не во время вас при­несла лихая к Москве. Клубок тут запутал­ся такой, что не разберешь, и не развяжешь. Жаль мне вас, казаки донские». — «А ты нас, Гришка не жалей. Царю докладывай». — «Опала будет вам. То грозит воевода валуйский, то сам султан войной грозится, то крымский хан!» «За порохом, аль за свин­цом приехали?» «Дело у нас свое, тайное… поважнее пороху, будет» — Старой ответ­ствовал». (60).

«О тайных делах, какие б они ни были, мне знать дозволено. У нас с Царем тут все едино. Напишет Царь — я помераю. Я на­пишу — Царь померает. Я сызнова пишу — и Царь тогда подпишет, свою руку прило­жит… ты смело говори мне». — «Нет, Гри­шка, тебе не можно говорить… Только само­му Царю-Государю скажу…» Дьяк положил перо и глядя на Старого, сказал: «Я без бо­яр не пойду к Государю».

Бояре казаков не жаловали… Лишь По­жарский ценил казаков, как пограничное войско, нужное войско Государству.

Наконец, с обещанием подарков (чтобы ни­кто не слышал) дьяк согласился написать челобитную Царю. После дьяк сказал, что­бы Старой ждал, когда всех казаков Царь позовет. (62).

Ждал Старой, все ждал… и, наконец, пос­лал Ульяну может узнает что от Гришки… Пришла Ульяна не своя: Гришку по прика­зу Царя забрали в Разбойный приказ. Били, «пытали, как разбойника, перед окнами По­сольского приказа, допытывались у дьяка, кто перстень дорогой давал, о делателях фальшивых денег… Ноздрю у Гришки выр­вали палачи, длинными, похожими на рога­тину клещами… Гришка тяжело дышал, ни слова не промолвил». (65).

Долго ждал Старой и, наконец, сам пошел в приказы. «Старой открыл двери Казенно­го приказа. Там сидел казначей с двумя шу­стрыми дьяками. За спиной у них, под же­лезной решоткой, хранилась царская казна: сосуды золотые, серебряные, полотна, пар­ча, штоф, шелк, атлас, меха. Отсюда Вели­кий Государь жаловал всех платьем, дарил знатных людей шубами, дорогими. Отсюда же Царь выдавал казакам жалованье, жало­вал сукном, камкой, тафтой на платье, са­фьяном на сапоги, соболями на шапки. На Казенном дворе толпились дьяки, подъячьи разных приказов. Дьяки пришли сюда за жалованьем. Тут были дьяки, подъячии с Конюшенного приказа, Разрядного, Стрелец­кого, Пушкарского, Посольского, Поместного и других». (68).

Когда к Старому обратились зачем он при­шел в приказ, то он спросил, что не дано ли «нам, атаману, да казакам донским, цар­ского жалованья». Дьяки ответили, что — нет. Что есть другой указ и взяв бумагу Старой начал читать…» Память Ивану Ива­новичу Баклановскому, да дьякам Семену Дохторову, да Григорию Протопопову. Велети не давать государева жалованья дон­скому атаману Алешке Старому да казакам… (все перечислены по именам и фамилиям). Велети не давать им питья и еды до тех мест, пока они не будут близ мои очи. И ве­леть по сему моему царскому указу — ата­манов, казаков, которые приехали к Москве, Алексея Старого с товарищи, поставить в Белом городе на дворе, быти у них приставу, а корму им до нашего указу государеву не давать, — для того, что они ходят на море и государева повеленья не слушают. Салтанашу, азовскому перебежчику, учинити до­прос». «Молча Старой положил на стол бу­магу и вышел из Казенного двора». (69).

Старой пришел домой. Сказал казакам о царской опале. Вскоре пришел и пристав и «водворили легкую станицу в Царьгород, прозванным Белым городом и… стало мутно и тяжко на душе: как в тюрьме-темнице». Но вскоре прискакал царский гонец, вошел в тюрьму и сказал: «Царь жалует вас, дон­ских казаков и атаманов, своей милостью. Царь пожелал видеть вас всех своими оча­ми». «Гонец велел казакам одеться понарядней…» — «Да мы и так зело все при­браны. Всем Доном одевали нас» — сказал Старой. Всем царским гонцом пошли казаки по Москве и шли «пока не уперлись в распи­санные золотом и серебром в высокие дву­створчатые двери Красного крыльца. Сабли приказано оставить: с собой не брать. Много людей толпилось на Соборной площади, у Красного крыльца, у Грановитой палаты, с шатровыми башенками и на крыльце. Толпи­лись у Золотой палаты. А далее видны бы­ли шатровые верхи Столовой палаты, воро­та Колымажные, и там тоже стояли бояре в горлатых шапках. Двери Красного крыльца не сразу открылись»… писал Григорий Ми­рошниченко, автор книги «АЗОВ». «Атаман снял шапку, перекрестился и пошел по сту­пенькам вверх. Перекрестились и все, шед­шие за ним, торжественно притихшие каза­ки. Все вошли в Золотую палату и сняли шапки. Царь Михаил сидел против них на троне-царском кресле, блестевшем сверху донизу искрами серебра, жемчугом и драго­ценными камнями. Одежда на Царе сверкала ослепительными огнями. От царской шапки, словно от солнца в яркий день, бежали во все концы алмазные огни. В руке Царя был скипетр, символ власти государевой. Царь приподнял скипетр, и на руке Его блесну­ли золотые перстни со смарагдами.

Печальный взгляд. Лицо худое, желтое…

Отбив низкие поклоны, сели бояре. Дум­ный дьяк Иван Грамотин поведал Царю о донских казаках, которые-де, Великий Царь-Государь, никому не сказывают, с какими вестями важными пришли к Москве. И ска­зывают те казаки, что, окромя Царю-Госуда­рю, того не поведают. А бояре-де, Царь-Го­сударь великий, на Москве все опасаются, как бы те, вольные, Донские казаки ненаро­ком войны не накликали Московскому го­сударству с турецким султаном…

Царь поглядел на атамана пристально, приказал подойти к нему поближе. Старой подошел к Царю, отвесил земной поклон. А когда выпрямился, то только тогда заметил телохранителей Царя: по обеим сторонам престола царского стояли, словно каменные, четыре рынды в белых одеяниях, поверх шапок крест — накрест висели золотые це­почки. Рынды держали на плечах серебря­ные топорики со сверкающими полумеся­цами.

«Какие вести атаман Старой доставил» — медленно спросил Царь. «Старой глянул на бояр, смолчал». Царь голос свой возвы­сил. «Мы по совету всей земли сидим на троне, а мыслим заодно с боярами. И ты то знаешь. Ну, поведай атаман».

«Не можно Государь». Бояре пристально и зло уставились на казака. «Вели тебе, Царь-Государь, с глазу на глаз, открыть то дело наше» — низко поклонился Старой в ноги Царю и стал на колени. «Встань, гордый атаман! Встань! Велю тебе отписку дать при всех боярах. Да ежели что в ней дурно сказано, гляди!»… «Государь боится бояр» — подумал Старой. Атаман разодрал верх шапки своей, достал оттуда отписку и подал ее Царю. «Войско Донское пишет…» начал он, но Царь прервал Старого…

«Живы ли, здоровы ли донские атаманы и казаки?» — «Все живы и здоровы. Здоро­вья тебе желают, атаманы и казаки, Царь-Государь! Родителям Твоим здоровья на многие-многие лета! «Царь развернул по­слание, но читать не стал при всех собрав­шихся».

Затем Царь спросил — как доехали каза­ки, не чинил ли им кто препятствия в пути. Старой сказал, что было в Валуйке… Царь знал об этом… «поднялся с трона и вышел из палаты. Четыре рынды пошли за ним. Бояре, косясь на атамана, отвесили поклоны иконам в палате и тоже разошлись. «Дум­ный дьяк сказал казакам — идти в Белый город и ждать царева повеленья».

По совету своей Матери Марфы Ивановны Царь пожаловал донцов обедом. Присутство­вали: Святейший Патриарх всея Руси, отец Царя, Царь, князья и бояре… Не будем за­держиваться на подробностях описания все­го обеда… Царь пил здоровье всех Донских атаманов и казаков… Старой отвечал… во славу Русского Царя-Государя… «За ата­манов! За славный Дон! За войско Великое Донское!» Он дал ему название «ВЕЛИ­КОЕ» и знамя дал.

«Пьем, Царь Михайло Федорович, за Дон! Дон наш велик, да крылья токмо малость нам оберают!» — сказал хмелея атаман.

Царь задержал чашу в руке. Глаза Его сверкнули. Хмель не отуманил еще Его го­ловы. Он слышал явственно: «Крылья об­резают на Дону». Слегка качнулся Царь, но смолчал… и чашу выпил — без особой охо­ты. (стр. 77-78).

Дальше шел разговор о положении на Дону…. о турецком султане, о непослушании казаков и в свою защиту — их нападений на турок: о нападении татар и… довольно частом и, наконец, об обидах воевод, что чи­нили казакам при их проезде в Москву. Бо­ярам эти разговоры не нравились… По при­казу Царя дьяк принес грамоту и прочитал ее: «Царская грамота на Валуйку воеводе Волконскому…» в ней писалось о той не­правде, которую сообщил воевода Царю о казаках Старого, о том как был ограблен воеводой «донской же атаман Федор Ханенев… с него оборвал: саблю булатную, цена пять рублев, да семь золотых, да пять ру­блев денег, да цепь золотую, весу пять золо­тых. Сам жаловался и оговаривал каза­ков…» и было приказано все это вернуть и привезти в Посольский приказ… Не нрави­лось все это боярам… «Дай пороху нам вдосталь, дай зелья царского, свинца, — и мы произведем проклятых турок. Азов добу­дем мы своим умом, силой несокрушимой!»

— «А смелую ты речь ведешь, Старой! Кой-когда и помолчать бы надо… О крепости азовской поговорю с тобой особо»… (78).

Шел разговор за рюмкой вина. Отпил Царь немного из особо наполненной чаши и переслал ее Старому. Атаман жадно глотнул из царской чаши и передал ее Левке, кото­рый отпил немного… и пошла чаша вкру­говую по казакам… «Старой нарушив обы­чай пить «царскую чашу» последней, под­нялся с другой чашей — в честь Царя. Он справил нижайший поклон и поднял высоко донскую чашу, которую привез с собой. Ца­рю поднесли ее. Он выпил. А после того Царь слегка поклонился боярам и медлен­но пошел к выходу. «Оставшиеся князья и бояре продолжали веселье… «Последними ушли в Белый город казаки со своим атама­ном… веселые, довольные. Шли по Москве и пели песни, как будто были в своем славном Черкасском городке».

На следующий день, по совету Царицы-Матери, хотя и упирался долго Царь, но со­гласился позвать Старого к себе для разго­вора. «Сила растет на Дону великая и опас­ная» — говорила Царица сыну Государю. «Помни, Михайло, куда бегут постоянно хо­лопы со всех рассейских городков… на Дон. И там же на Дону — помни — даровое вой­ско». Царь опасался недовольства бояр…

К Царю пришли Старой, Левка Карпов и Афонька Борода: приказано было их поз­вать. Главная задача поездки Старого к Ца­рю было — «настойчиво доказать Царю, и боярам, необходимость завладения крепо­стью Азовом, как опорной базой турецких наступательных действий против нашей Ро­дины».

К сожалению не можем, хотя бы и корот­ко, передать разговор Царя со Старым…

Разговор был очень острый: Царь требо­вал говорить Ему правду и все, что думают казаки. Старой коснулся и бояр… их нежела­нии заглянуть вперед, в будущее… и без по­веления Царя казаки должны владеть Азо­вом и… возьмут его. Конечно, Царь все считал самоуправством, считался с турецким султаном («обманет он… большую силу го­товит… с татарами, и скоро нападет на Русь»…) и верил ему.

Разговор не привел к добру. Казакам было приказано — «седни ввечеру быть на Бо­ярской думе… держать ответ перед боярами за непослушание войска Донского Царю». Государь сам в Думу не пришел. Иван Грамотин думский дьяк говорил: «Государь ныне хворает и на думу не пожалует. А по­велел Государь с шумом выговорить донско­му атаману Алексею Старому с товарищами перед думой Боярской за его неправды вся­кие и за непослушание Царю всего Войска Донского».

Читал дьяк обвинительную грамоту, пре­рывали его бояре… кричали, палками стуча­ли. Грозили Дону, Старому, казакам… Оп­равдывались казаки… Старой вспоминал прежнюю службу верную казаков еще во времена Царя Ивана Великого — Ивана Ва­сильевича Грозного, когда атаман Михайло Черкашенин, ворвался, что буря, в Азов-город, и грамотой за то Царя Грозного наде­лен был…» (стр. 104).

Под диктовку Царя дьяк Грамотин писал: «Чтоб неповадно было другим атаманам и казакам ходить на море, приступать к Азову, ссорить Царя с турским султаном, сно­ситься с запорожскими черкасами, самоу­правствовать и ставить ни во что царское повеление, и бесчестие и утеснение послам делать, — не миловать, казнить смертью тех, кто куда без ведома войскового атамана пой­дет». (Напомним, что атаманом был послуш­ный Епифан Радилов). «А лучших казаков и атамана Алексея Старова с товарищи: Левку Карпова, Тимошку Яковлева, Ивашку Михайлова, Афоньку Бороду, пять человек, сослать в острог на Белоозеро… Приставу Савве Языкову с десятником Сенькой Арцибашевым да десяти московским стрельцам быти в посылке до Белоозера»…

Затем шло письменное точное распоряже­ние Савве Языкову как везти, охранять… кому сдать казаков и., как вернуться в Мос­кву обратно…

А Войску Донскому была послана грозная царская грамота… «чтобы донские атаманы и казаки, себе не чаяли, что мы, Великий Государь, не можем с ними управиться. Чтоб жили мирно с азовцами… и т. д. Грамоту сию привезут другие казаки легкой станицы Алексея Старова. Его же, Старова, с товари­щи пять человек велели мы оставить на Москве до нашего указу, пока вы к нам не отпишете: для чего вы нашего повеленья не слушаете, по чьему велению вы так делае­те?» Царская утайка о Старом и других ка­заках сделана, чтобы не взбудоражить Дон» (стр. 118).

При отъезде Старой передал остающимся казакам письмо на Дон. Пристав пытался пи­сьмо отобрать, но казаки пригрозили ему и письма не дали… Три года Старой был в ссылке…

В 1636 году Донские казаки казнили Фому Кантакузена, турецкого посла в Москву. А также, против воли Царя-Батюшки крепость сильную турецкую Азак (Азов) взяли.

Царю-Государю Михаилу Федоровичу и отцу его Патриарху Филарету сообщил об этом Станицы Зимовой Атаман Михайло Татаринов… и приказал Государь выдать Ата­ману и казакам его станицы на поденный прокорм жалованье государево ВЧЕТВЕРО больше прежнего выдач. Казакам, сказано было в бумаге царской — 21-му человеку «дать по два алтына на день». Атаману Татаринову «дать по четыре алтына на день», есаулу Петру Щадееву — «по два ал­тына и две деньги»…

Поденное питье… Татаринову — дать по четыре кружки вина, да по две кружки ме­ду, да по две кружки пива на день». (Круж­ка — восемь рюмок). Петру Щадееву — три кружки вина, две кружки меду, две круж­ки пива». А казакам каждому — «по две кружки вина, по кружке меду, по кружке пива на день». (стр. 483).

С Казенного Двора: выдать атаману Татаринову и казакам «на приезд и отъезд» всяких подарков: «Татаринову — камки куфтери двадцать аршин, сукна дундышу — десять аршин. Есаулу — вдвое меньше, ка­закам: сукна английского, парчевые поддев­ки, кожи на сапоги и НОВЫЕ ТУЛЬСКИЕ САМОПАЛЫ…»

«Заговорили в Москве на все лады, во всех домах о том, что Государь повелел вы­дать в Воронеже казакам Татариновой ста­ницы СТО ПЯТЬДЕСЯТ ведер вина, ПЯТЬ­СОТ ПУДОВ сухарей, СТО ПУДОВ зелья (пороху), ПЯТЬДЕСЯТ ПУДОВ СВИНЦА.

В прибавку дал еще Государь из казны: СТО пудов зелья, ПЯТЬДЕСЯТ пудов свинца да из своей личной казны, сверх прочего, ПЯТЬСОТ рублей прикупных денег на хлеб­ные запасы!

Князю Алексею Михайловичу Львову, ве­давшему Приказом Большого двора, и дьяку Максиму Чирикову было приказано послать в Азов для церквей богослужебные книги и изготовить ЗНАМЯ точно по заказу. «Сере­дина камка кармазан, крущатая: около се­редины опушки из камки адамашки лазоре­вой; длина тому знамени — шесть аршин с четью, ширина — три аршина с четью. На знамени написать в середине орла большого, а в орле — клеймо, а в клейме — всадник колет змею. Подпись у того знамени: «По­велением Великого Государя, Царя и Вели­кого Князя Михаила Федоровича, всея Ру­си Самодержца, и при Его государеве Сыне, при благоверном Царевиче и Великом Князе Алексее Михайловиче, писано сие знамя на Дон — донским атаманам и казакам, лета 7146 апреля в 16-й день». (1636 год).

Кроме того Государь разрешил всем каза­кам отныне свободно ездить в Соловецкий монастырь молиться Богу. «И что им дове­дется купить или свое продать — и с них воеводам пошлин не имети, вина у них не отбирать: что купят про себя, с тем пропущать без задержания. И кто на продажу к ним какой запас хлебный повезет, и тех по рассмотренью отпущать с запискою, смотря по людям».

И велел еще Государь, дав «память» в Ямской Приказ князю Андрею Васильевичу Хилкову, отпустить от Москвы до Коломны, и до Переяславля Рязанского, и до Воро­нежа донским казакам и войсковому атама­ну Татаринову ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ телег для провозу добра, данного Государем: особо — телегу под книги, особо — две телеги атама­ну, особо — подводу есаулу, каждому каза­ку — по подводе. На все телеги и подводы давалось по одному проводнику.

А в Царской грамоте Донскому Войску бы­ло написано: «Нашего Царского повеленья на Азовское взятье к вам не бывало, то вам самим ведомо. И вам для того надобно, нам, Великому Государю, службу свою с великим раденьем показать и государству нашему от войны помочь чинить, чтобы православных крестьян в плен и расхищенье не дати. И впредь бы писали к нам о всем с нарочным, с легкими станицами, почасту, чтоб нам о всем, что на Дону делается, и про всякие ве­сти было ведомо…» (стр. 490, 491… «Азов», Григорий Мирошниченко. Изд. Советская Россия).

Напомним, дорогим станичникам, что в от­вет на царские грамоты Донские казаки пи­сали «отписки»… Вели глубокую и сильную разведку и о всех «бусурманах» точные сведения сообщали…

Сообщил и выписал Максим Бугураев

(США)

 

© “Родимый Край” № 115 МАРТ – АПРЕЛЬ 1975 г.


Оцените статью!
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов! (Вашего голоса не хватает)
Loading ... Loading ...




Читайте также: