В «Русской мысли» от 21.10.76 г. я прочитал «Кремлевский заговор по Авторханову» А. Гладилина. Не вдаваясь в спор о достоинствах и значении книги, мне хотелось остановиться лишь на заключительной части статьи, где автор, надеюсь, по молодости достигает вершины упрощенности и даже некоторого подражания советский версии на данную тему. (Совершенно безразлично, если один из столпов газеты еще раз употребит псевдо-магические слова о «запахе серы»).
В самом деле, А. Гладилин подвергает сомнению такие слова Авторханова: «Красная армия не хотела воевать, народ жаждал поражения собственного правительства, видя в этом единственную возможность спасти себя и страну».
А разве это было не так?
Если г-н Гладилин получил сведения о довоенном периоде из советской литературы — ему следовало бы заново перечитать хотя бы «Поднятую целину». Разница лишь в том, что войны ждали не только «кулаки», как у Шолохова, но подавляющее большинство подневольного крестьянства, потому что жизнь труженников земли была более горше, чем та, что описана Ф. Абрамовым в его романе-трилогии.
Ждали войны многие и из городского населения, не говоря уже о тех, кого коснулся «меч» постоянной революции.
Война пришла не такой, какой ее представляли в мечтах. Черные слухи о немцах настойчиво ползли вглубь страны на плечах раненых, беженцев и все тех же арестантов, к которым шло теперь пополнение, именуемое «изменниками родины».
Тем не менее, измученные люди еще надеялись, что Гитлер одумается и многие воевать не хотели. Большое количество пленных в первые месяцы войны объясняется не только внезапностью нападения или тем, что армия была обезглавлена Сталиным.
Советские статистики хрущевского периода определяли число мужчин призывного возраста, оставшихся на оккупированной территории в десять миллионов. Как это случилось?
Весною 42 г. мне, убежавшему из эшелона с военно-пленными, направлявшегося в сторону Германии, пришлось пройти от ж.д. Бобруйск-Минск почти до Мозыря. Всюду по деревням я встречал совсем молодых мужчин. Из разговоров выяснилось, что братки белорусы, получив повестки военкомата, предпочли укрыться в лесу до прихода немцев. Много по деревням было также «примаков», осевших здесь, чтобы переждать непогоду, в прошлом году во время отступления частей Красной армии.
После разгрома немецких армий под Москвой положение людей на оккупированной территории оказалось тревожным, не устойчивым. Кое-кто решил отправиться обратно в лес к «хлопцам», как звали среди населения партизан. (Там, где партизанские отряды, состоявшие в первые месяцы войны из разного рода, не успевшего эвакуироваться, начальства или специально оставленного здесь да из скрывавшихся евреев, чувствовали себя в безопасности, мужчин призывного возраста по инструкции из Москвы забирали силой. Не желающих воевать — расстреливали.)
Другие вступали в полицию, в организуемые некоторыми немецкими генералами и маршалами восточные формирования, сражавшиеся или в составе немецких дивизий или, как самостоятельные боевые единицы. Только в Восточном запасном полку находилось около тысячи добровольцев из местного населения.
А в это время оправившийся от страха Сталин и его клика, чтобы спасти свои шкуры, начали проявлять инициативу. Кровожадный зверь демонстративно надел маску этакого спасителя земли русской. Вчерашних подопытных существ он называл уже братьями и сестрами.
Летом 42 г., когда я был в партизанах, прилетевший из Москвы в район Рудобелки сталинский эмиссар распространял через комиссаров отрядов вести, что «партия признала свои ошибки. Все изменится к лучшему. Нужно только выиграть войну». Пускались слухи даже о роспуске колхозов.
Беспримерный по цинизму скачек в сторону произвел, конечно, впечатление на некоторую часть населения, но большинство отнеслось к сталинским заверениям недоверчиво. (Должен заметить, что на первом этапе войны Москва охотно поддерживала партизанские отряды и не идущие в ногу с генеральной линией партии. Такие отряды назывались «дикими». В конце войны испытанным методом, заброшенными в тыл специальными агентами командиры таких отрядов уничтожались, а состав вливался в более крупные соединения, во главе которых стояли верные Сталину люди. Сомневающимся советую прочитать книгу советского издания «Война в тылу врага» Г. Линькова.)
Так обстояло дело в действительности и А. Гладилин, вероятно, рассчитывает на желторотых юнцов, когда старается объяснить, что …«власовское движение родилось после того, как часть наших войск почувствовала себя преданной и брошенной на произвол судьбы, оказавшись перед выбором: или смерть или хоть какое-то существование». В данном случае он идет дальше «генерала от литературы» Арк. Васильева. Тот в своей книге «В час дня ваше превосходительство» по заказу своих хозяев показывает власовское движение, как сбор разного рода элементов, обиженных советской властью: дети кулаков (как и сам генерал Власов? по версии автора), попов (как генерал Благовещенский), дети помещиков, репрессированных и т. д.
Подобная теория помимо воли Арк. Васильева не обеляет сталинскую диктатуру. Если принять во внимание, что в разного рода вооруженных силах сражалось более миллиона подсоветских людей — то каков же был размах террора?.. Ведь не следует упускать из виду, что большинство членов семей, прошедших через чекистскую наковальню, разделило судьбу родителей. Да и среди выживших не всякому удалось попасть в плен или остаться на оккупированной территории и вот почему.
В предвоенный период в воинских документах детей репрессированных (в эту категорию входили и люди, родители которых во время гражданской войны сражались на стороне белых, зеленых и других повстанческих отрядов стояли две роковые буквы: Р. Б. (Рабочий батальон). В плену людей подобной категории было очень мало.
Среди множества военнослужащих РОА я знал лишь одного который питал лютую ненависть к коммунистам. Он не скрывал, что уже отправил на тот свет около десятка партийцев и что счет еще не был закончен.
Во время раскулачивания на глазах у этого человека, связанного, несколько местных активистов изнасиловали его жену. Всю его семью загнали ночью в товарный вагон для отправки в Сибирь. Жена при первой возможности бросилась под поезд. Его родители и дети умерли от холода и голода где-то в тайге, не далеко от Бийска.
Пусть всякий, кто может представить себя в его положении, бросит в этого человека камень!
Нет, господин Гладилин, не из-за густой баланды и желания выжить бывшие подсоветские люди вступали на путь борьбы против ненавистной власти! Характерным примером являлись хотя бы остатки армии ген. Белова, заброшенной в тыл зимой 42 г. Эти люди еще не были истощены лагерями. Тем не менее многие из них вступили в батальоны «Березина», «Днепр», «Припять».
Есть еще примеры.
В ночь на 7-е ноября 41 г. в бобруйском лагере военнопленных случился пожар. (По одной версии — пожар устроили сами немцы. По другой — это сделали, засланные подпольной группой провокаторы). По выбегавшим из горящего здания пленным немцы открыли стрельбу. И все-таки многие из уцелевших после «варфоломеевской ночи» вступили потом в восточные формирования.
Летом 1943 г., когда немцы перешли к «пластической обороне», а давно обещанное создание РОА отодвигалось в неизвестное будущее, под влиянием пропаганды участились побеги военнослужащих к партизанам. Тогда один офицер выстроил батальон на лесной опушке в районе Кличева и обратился к солдатам и офицерам с короткой речью, смысл которой сводился, примерно к следующему:
«Я вполне понимаю вас. По многим причинам в данной обстановке вам трудно сражаться против своих братьев. Все, кто хочет, пусть сейчас положат винтовки на землю и уходят».
Первыми покинули ряды наиболее храбрые. Скрылись за деревьями. Видя, что по ушедшим никто не стреляет, вышли из строя и другие. Примерно, пятая часть батальона ушла в лес. Большинство осталось и дезертирства в батальоне больше уже не было.
Всем участникам событий было ясно и тогда и теперь, что создание РОА даже в 1943 г. в корне изменило бы ход войны. И если в чем можно упрекнуть генерала Власова, так это (Не считая безрассудного сведения счетов с немцами в Праге) — в его излишней прямолинейности в переговорах с командованием Вермахта. Делить шкуру не убитого медведя можно было бы, имея в своем распоряжении двух-трех миллионную армию, но не раньше. В данном случае ему следовало кое-что позаимствовать бы у Ленина.
Да, как пишет и Н. Беттель «…в конце войны большинство народа сражалось с благородной доблестью и мужеством…» Но и Н. Беттель и А. Гладилин умышленно или по неведению умалчивают о двух важных причинах.
Все зависело от обстоятельств. Ведь и генерал Власов мог бы закончить войну в чине маршала. Но оказавшись в соответствующих условиях, он, болевший за судьбу своего народа, не мог поступить иначе.
В разгар боев под Москвой мне довелось слушать речь одного батальонного комиссара. Хорошо говорил человек. Не по-казенному. Были тут и слова Долорес Ибаррури «Чем жить на коленях — лучше умереть стоя»… А в 1944 г. я встретил его уже… в отделе пропаганды при штабе 7-й немецкой усиленной армии.
И еще… Не нужно забывать, что мужественно сражались люди вольно или невольно.
В битве за Берлин первым спрыгнул с подошедшего танка и взбежал на ступени Рейхстага сержант Петр Пятницкий. Он упал тут же, скошенный шквалом огня. Его фамилия значится в истории Великой отечественной войны. Но для его семьи и двадцать лет спустя он числился «без вести пропавшим». Напрасно советские журналисты, писавшее в свое время об этом случае, пытались уличить в нерадивости какого-то чиновника военного министерства. Никакого недоразумения здесь нет. Просто сержант Пятницкий, как и миллионы его собратьев был в плену (а может быть и в партизанах, да не ортодоксального направления) и выжил, возможно, из-за вмешательства в судьбу пленных того же генерала Власова. Затем «освободители» его, как и всех пленных (см. книгу «Пропавшие без вести») отправили в штрафной батальон и бросили на штурм Рейхстага.
Во всех крупных сражениях штрафные батальоны играли не вспомогательную роль, но главную. Двадцать миллионов жертв говорят за то, что война выиграна не как поется в песне «малой кровью, могучим ударом», но главным образом, численным перевесом: грудью на пулеметы, наступление пехоты без предварительной разминировки.
Впервые мне довелось побывать у братских могил в Трептов Парке (восточный Берлин) еще при Хрущеве. Сопровождавший нас полковник, помню, сказал:
— Здесь похоронено девяносто тысяч солдат и офицеров советской армии погибших в боях за Берлин.
Эту юдоль печали я посетил вновь более десяти лет спустя. Все так же по сторонам возвышались гранитные постаменты с барельефами, изображающими отдельные эпизоды войны или с высеченными на камне изречениями «мудрого вождя».
Я был удивлен до крайности, прочитав на обложке набора открыток, что здесь на кладбище героев похоронено только более пяти тысяч человек. С грустью подумал, что если я вернусь сюда еще через десяток лет, число погребенных несомненно уменьшится. Тотчас мне вспомнился разговор с одним из французских офицеров, побывавшим здесь в майские дни сорок пятого года.
— Трептов Парк, — сказал он. — в то время был оцеплен войсками. День и ночь над парком и в окрестностях стоял смрад сжигаемых трупов.
Возвращаясь к статье А. Гладилина, я не могу пройти мимо последнего абзаца, где автор упрекает Авторханова, что ему… «изменила его объективность исторического мышления».
Наряду с «незрелостью суждений» это один из атрибутов советской терминологии, широко употребляемой, когда нужно отмахнуться от реальности. Вероятно, для А. Гладилина объективность заключается в многократном повторении самого слова. Как в том анекдоте, где дочь миллиардера пишет сочинение о жизни бедной семьи. (Жила-была бедная семья. Родители были бедные. Их слуги, повара были бедные. Дворецкий, шоферы и садовник были бедные. Все были бедные).
В самом деле, на чем основано суждение критика об отношении народа к войне, о власовском движении?..
Имя этой основе — ЛИТЕРАТУРЩИНА! Прокукурекал а там хоть не рассветай.
К сожалению, он не одинок.
Когда теперь, тридцать лет спустя, приходится читать стеснительно-жеманные сочинения («Мы, дескать, боремся против диктатуры чистенькими методами!) о власовском движении подобных литераторов, имеющих о нем скудные, искаженные сведения, мне всякий раз вспоминаются гоголевские персонажи, сравнивающие Чичикова с капитаном Копейкиным, забывая, что у последнего … не доставало одной ноги…
Как бы то ни было, мы живем в совершенно другое время. Знаю: нет ТАМ настоящей свободы. А есть традиционно повторяющаяся комедия с выборами; сажают инакомыслящих в тюрьмы, психбольницы и лагеря. Но все-таки, кое-кому удается протестовать против беззакония или выехать за границу.
Но ТОГДА? В сталинское время?.. Да разве может быть какое-то сравнение?
Я не стану заново приводить слова Ленина о том, как должен стремиться к освобождению. Излишне напоминать также о путешествии «вождя мирового пролетариата» в запломбированом вагоне, хотя пооктябрьским поколениям с пеленок неустанно внушали, что во всем нужно брать пример с вождей.
Разве была у нас хоть малейшая возможность сказать что-либо против самого дикого бандитизма в государственном масштабе? И разве можно было нам упустить разъединственный случай, чтобы за все страдания народа хотя бы погрозить оружием усатому тирану?..
Несмотря на трагический конец, власовское движение сыграло свою историческую роль. Теперешнее относительное потепление объясняется не добротой Брежнева и его Гаулейтеров. Кроме страховки на будущее (У нас, дескать, была свобода!) руководители Кремля крепко поняли: если деспот может удерживать власть самыми зверскими методами, то и народ волен не останавливаться в выборе средств для борьбы с ним.
О войне, такой тяжелой для подсоветских народов, следует писать правдиво, не основываясь на официальной, партийной истории, написанной доморощенными литераторами под диктовку преступников для скрытия их преступлений. Иначе они действовать и не могут. Выученники Ленина-Сталина, как и их наставники следовали всегда традиции крупных убийц: никогда не сознаваться!
Как говорили древние римляне «Все человечное может быть свойственно человеку, но не быку».
Н. Нарымов
© “Родимый Край” № 125 НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ 1976
Читайте также: